Русская линия
Русская линияСвященник Игорь Савва10.04.2009 

Козни бесовские
О целесообразности и опасности «отчиток»

«…Некоторые из… заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует… Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян.19:13−16).

Говорить о так называемых «отчитках» непросто. Как только затронешь эту тему, сразу слышишь в ответ: «Вы что, не верите в бесноватость и в изгнание бесов?!» Конечно верим, вместе со всей Церковью. Св. Иоанн Кронштадтский, например, говорил что «упорное неверие в злых духов есть настоящее беснование…» [1]. Он же, как говорят, сам исцелял бесноватых… вот только никогда не «отчитывал».

Мы, православные христиане, верим в существование бесноватости и в то, что Господь действительно дал Своим ученикам «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их…» (Мф.10:1), мы же читаем Евангелие на каждой службе. Но, стоит побывать на настоящей «отчитке», увидеть поведение людей во время заклинательных молитв, услышать слухи и басни, распространяемые в таких приходах, и невольно усомнишься: действительно ли это, то самое изгнание бесов, которое описано в Евангелии, или мы имеем дело с каким-то другим явлением?

Существует только один способ разрешить этот вопрос: сопоставить то, что мы знаем о бесноватости и изгнании бесов из Евангелия и Предания Церкви и то, что видим на молебнах об избавления от нечистых духов.

Первая странность сразу бросается в глаза. Как мы знаем из Евангелия, беснование — есть наибольшее проявление власти диавола над человеком. Беснование всегда явно, в этом его смысл. В одержимых, описанных в Св. Писании бесы всегда являли себя открыто. «Бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые…» (Мф.8:28), «Хананеянка… кричала Ему:…дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15:22). Даже в тех случаях, когда беснование не носило агрессивного характера, оно все равно было явным, например, проявлялось в слепоте и немоте, сразу же исчезающей при изгнании беса (Мф.12:22). По-другому и быть не могло, ведь одержимость это демонстрация власти бесов над человеком.

Среди посещающих «отчитки» часто можно услышать такой рассказ: обычный верующий ходил в церковь, молился. Вдруг поехал в святые места, прикоснулся к мощам или пришел на «отчитку» и в нем заговорил бес. Что означает этот рассказ? Человек, соприкасаясь со святыней, а значит с Благодатью Божией, начинает проявлять признаки бесноватости. Выходит что или человек, соприкоснувшись с Благодатью, стал бесноватым, или его одержимость была скрытой, невидимой ни для других ни для него самого и вдруг стала явной. Но ведь, ни то ни другое объяснение не соответствует смыслу той бесноватости, которую мы встречаем в Писании. В Евангелии бесноватые, встречая Бога, исцеляются. В «благочестивых» апокрифах, верующие люди, соприкасаясь со святыней, становятся бесноватыми.

Еще одно несоответствие: так как бесноватость — проявление власти сатаны над человеком, то для древних христиан было совершенно очевидно, что бесноватость может быть признаком только язычника, не знающего истинного Бога, но никак не христианина. Тертуллиан, апологет III века, пишет, обращаясь к язычникам: «Кто бы избавлял вас… от демонов, которых мы изгоняем бескорыстно и безвозмездно?». Об этом же пишет и Иустин мученик, живший еще раньше: «Христиане многих одержимых демонами и неисцеленных всеми заклинателями, заговорщиками и чародеями во всем мире и в вашем городе, исцеляли и ныне еще исцеляют, заклиная именем Иисуса Христа… и тем побеждают и изгоняют овладевших человеками демонов"[2]. Для писавших эти слова очевидно, что власть сатаны над человеком проявляется в связи с его неверием в Спасителя. Верой же человек избавляется от бесов, как это было с Марией Магдалиной и многими другими. Вера во Христа и беснование — несовместимы. Неудивительно, что когда к IV веку мир становится христианским, то и потребность в изгнании бесов постепенно исчезает, а в Православной церкви исчезает служение экзорциста, заклинателя. Абсурдно изгонять бесов из христиан, которые самим крещением избавлены от их власти. Для христиан, отпавших от Бога, и потому опять подпавших власти сатаны, есть другое средство возвращения — покаяние в грехах, которые привели к такому отпадению и сделали христианина добычей бесов. В то же время, многие посещающие „отчитки“ спокойно продолжают считать себя бесноватыми и благочестивыми христианами одновременно.

Следующее несоответствие: В Евангелии от Матфея описан такой случай: некий человек привел к Господу своего бесноватого сына, которого не смогли исцелить Его ученики. Спаситель изгнал беса. На вопрос учеников: „Почему мы не могли изгнать его“, Господь ответил: „По неверию вашему…“ (Мф.17:19−20). Если в ответ на повеление выйти, бес не выходит, в Евангелии это воспринимается как поражение: значит, заклинатель по причине маловерия не имеет власти над бесами. На „отчитках“ все кричат и падают. Заклинателя, проводящего такие „отчитки“, очень почитают, но изгнание бесов на таких молебнах является скорее редчайшим исключением, чем правилом, если вообще когда-нибудь встречается (автору этих строк, например, такого исцеления не довелось видеть никогда!). На такие молебны всегда приходят одни и те же люди, и никто не задается простым вопросом: Почему заклинатель не смог изгнать бесов?

И еще один вопрос. Отчего бесы кричат на „отчитках“, если одержимого они все равно не оставляют? Раз заклинатель никого не изгнал, значит, не имеет власти повелевать им, зачем же кричать и корчиться? И на этот вопрос мы найдем ответ у св. отцов. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: „Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими“ [3].

Следующая странность. Св. Иоанн Златоуст пишет о проявлении власти Спасителя так: „Христос не простирал жезла, подобно, Моисею, не воздевал рук к небу, не имел нужды в молитве; но, как Господь повелевающий рабу и Творец твари, единым словом и повелением Он укротил и усмирил море…“ [4]. Ученики Христовы изгоняли бесов в силу этой Его власти над демонами, а не благодаря каким-то своим заслугам, трудам или особым тайным знаниям. Поэтому Климент Римский в послании „О Девстве“ предписывает заклинателям изгонять бесов „… не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания“. Православные святые во все времена изгоняли бесов, повелевая им, а не используя какие-то особенные заклинания и обряды.

В приходах же, где совершаются „отчитки“, существует всеобщая уверенность в том, что бесы боятся именно особенных „сильных“ молитв записанных в неких таинственных книгах. Прот. Александр Шмеман говорит об этом так: „Язычество… есть отрыв формы от содержания… Это — возвращение… к вере в формулу, в обряд, в „святыню“ безотносительно к их содержанию и духовному смыслу“.

В качестве таких особенно благодатных молитв используется чинопоследование из требника, составленного Петром Могилой. Мало кто знает, что митрополит Петр включил в свой требник некоторые католические последования, используемые в его время в богослужебной практике. В частности, чин изгнания бесов является точным переводом Римского Ритуала (Rituale Romanum), руководства для католических священников по совершению обряда экзорцизма (изгнания дьявола). Ритуал впервые составлен в 1614 году по указанию Римского папы Павла V [5]. Наверное, в связи с использованием таких, не свойственных Православию чинопоследований, требник и не получил повсеместного распространения и признания в Православной Церкви [6], зато стал почитаемым суеверным народом.

Говоря о чине изгнания бесов из требника Петра Могилы, нужно помнить, что он порожден той же духовной традицией, которая незадолго до этого родила „Молот ведьм“. Поэтому странно слышать, как православные приписывают этому католическому чину „особую благодать“.

Но даже если забыть об охоте на ведьм, и представить себе, что католический ритуал экзорцизма основан на твердом Евангельском основании, открыв само чинопоследование, мы убедимся, что современные „отчитки“ в некоторых принципиальных моментах не соответствуют и ему. Например, чин изгнания бесов предполагает индивидуальную молитву над бесноватым, о массовых „отчитках“ в чинопоследовании вообще нет речи.

В требнике Петра Могилы ясно указано, что заклинатель не должен интересоваться у бесов вещами будущими и таинственными, но должен приказать им молчать: „Заклинатель да не упразднится многоглаголаньем или избыточными любопытными вопрошениими, изряднее же о будущих и сокровенных вещах взыскуя, яже чинове его не преслушают: но да повелит нечистому духови молчати…“. На самом деле, на „отчитках“ происходит нечто противоположное. Священник спрашивает бесноватых, судит прихожан на основании их ответов. Бесовские слова печатают в православных газетах, в популярных книгах под рубрикой „Бесы говорят“. Эти бесовские откровения, вносят путаницу и смятение в умы слушающих и читающих.

Доверие к словам бесов приводит к тому, что окружающие видят в одержимых не несчастных, потерявших свое лицо, лишенных веры людей, а чуть ли не прорицателей, имеющих доступ к таинственному источнику знаний. И такое заблуждение не ново. В Деяниях апостолов описана некая „служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим“ (Деян. 16:16), так что ее хозяева сильно обозлились на апостола Павла, за то, что он изгнал из нее беса. Кстати прорицала она истину об апостолах, но и это был недостаточный повод для того, чтобы христиане ее слушали.

Даже если бы в бесовских откровениях все было правдой, можно ли доверять слову тех, чья природа — ложь? Об этом пишет Иосиф Афонский: „У нас есть ясное свидетельство нашего Господа, когда бес, раз заговорив, сказал: „Знаем, кто Ты“, хотя и правду сказал, но Господь заставил его молчать, подавая нам пример не слушать слов бесноватых, сколь бы ни казались они истинными. Ибо устами человека говорит бес. И хотя сейчас скажет истину, но потом — снова ложь, потому что от начала он — лжец, и никогда не стоит в истине. И если склонится человек верить этому, быстро станет посмешищем и игрушкой бесов. Итак, приди в себя и выброси эти слова из своего ума“ [7].

И еще одно, гораздо более важное предписание требника Петра Могилы, никогда не исполняемое на „отчитках“. Прежде чем молиться об изгнании бесов, заклинатель обязан проверить, действительно ли человек бесноватый, а не „иным недугом“ больной. Для того чтобы такая проверка не была субъективной, в чинопоследовании требника приводятся определенные признаки. „Признаки бесноватого таковы: говорящего на неизвестном языке понимает или сам разговаривает, рассказывает о происходящих далеко или никому неизвестных событиях, имеет силу большую, чем по возрасту и по комплекции ему положена и другие признаки“ [8]. Церковь свидетельствует: „Святые отцы различали болезни, развившиеся „от естества“, и недуги, вызванные бесовским воздействием… В соответствии с этим различением представляется… неоправданным сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов…“ [9]. Об этом приходится говорить особо потому что, по меткому выражению известного исследователя русского языка и народных суеверий, Владимира Даля, „простолюдин всякое необыкновенное для него явление над человеком, как например, падучую болезнь, пляску св. Вита, параличи разных родов, косноязычие, дрожание членов, малоумие, немоту и пр., называет порчей или изуроченьем. Не зная причины таких припадков, не постигая их и отыскивая, по природному побуждению, ключ к загадке, народ все это приписывает влиянию злых духов или злых людей“. Чинопоследование требника Петра Могилы строго требует различить признаки бесноватости, потому что бессмысленным и вредным делом будет изгнание бесов из человека, который не от бесов страдает, а требует медицинской помощи.

На самом деле, на „отчитках“ никогда (!) не приходилось встречать, чтобы заклинатель хотя бы познакомился с теми людьми, которые пришли на молебен, а уж тем более искал в них признаки, указанные в требнике Петра Могилы.

Кроме больных физическими и нервно-психическими заболеваниями, не связанными с бесноватостью, на „отчитках“ часто можно встретить просто симулянтов. Казалось бы, верующий побоится притвориться бесноватым. Есть вещи, которыми не шутят. Но эта симуляция носит характер не совсем осознанный, механизм ее точно уловил и сформулировал Владимир Даль: „Болезнь эта передается от одной бабы к другим, потому что им завидно смотреть на подобострастное участие и сожаление народа, окружающее кликушу, и нередко снабжающих ее из сострадания деньгами… Покуда на селе только одна кликуша, можно смолчать, потому что это бывает баба с падучей болезнью, но как скоро появится другая и третья, то необходимо собрать их всех вместе в субботу перед праздником и высечь розгами. Двукратный опыт убедил меня в отличном действии этого средства: как рукой снимет“

В приведенной цитате названо явление, способное пролить свет на истинный смысл „отчиток“. Это явление называется „кликушество“. На молебнах часто можно услышать, как бесноватые выкрикивают: „Я — Леонид!“ или „Я — Вера Ивановна!“ „Что это за имена?“ — удивляются непосвященные. „Все понятно!“ — удовлетворенно кивают бывалые, — „мы давно на них думали“. Оказывается, по древним языческим представлениям, когда колдун насылает бесов на человека, то во время магических заговоров и отчиток над ним, бесы могут выдать имя того, кто их послал. Это называлось — кликать на колдуна. Отсюда название — „кликушество“. Церковь не раз определяла свое отношение к этому суеверию. Например, указ Священного Синода от 1773 года запрещает духовенству служить молебны и читать Слово Божье над кликушами и прочими порчеными людьми, предписывая об этом „не иное… иметь рассуждение, как о прямом притворстве и обмане и суеверии“.

Практика показывает, если поддерживать в приходе такое суеверие, а не искоренять его, развивается паническая боязнь бесов и колдунов, болезненный страх прикоснуться или посмотреть на своих братьев и сестер по вере, взять в руки чьи-то вещи. Как относится к такой дикости Церковь? Вот несколько мнений. Прп. Анатолий Оптинский (Зерцалов) пишет: „Что касается твоей детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о христианстве, о Боге, о диаволе суть понятия деревенской бабы… Вся эта мглистая сила ничего не значит и ничего не сделает. Она вас только как детей пугает. Свиньи целый легион не посмел коснуться, вас ли, Божиих послушниц, тронет?“ Святитель Тихон Задонский говорит, и эти слова особенно важны: „Когда Бог попустит на меня беду, — уже ли я ее миную?.. Когда не хощет Он попустить, то, хотя вси диаволи, и вси злые люди, и весь мир восстанут, ничто мне не сделают… Окаянен и беден, кто не боится Господа и Бога, ибо тот всего боится.“

В наших размышлениях речь идет не о вере в бесов и бесноватость. И бесы существуют и бесноватость, к сожалению, возможна. Но, происходящее на так называемых „отчитках“, как мы видим, основано не на евангельском понимании одержимости, а на суеверных народных представлениях о колдовстве и порче. Лучшим окончанием этих размышлений будут слова свт. Игнатия (Брянчанинова): „Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждым из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой…“ [10].
Игорь Савва, иерей, настоятель больничного храма во имя св. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Запорожской епархии УПЦ МП

Использованная литература

1. Полн. собр. соч. прот. Иоанна Сергиева. Т.2. -С.-Пб., 1994. -С. 599.

2. Цитаты по книге арх. Макарий Поведение древних христиан. М.,"Благовест», 1996.

3. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. -М., 1892. -С. 440.

4. Иоанн Златоуст, святитель. Толкования на Св. Матфея Евангелиста. — Т.1. — М., 1993.- С. 315.

5. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.2. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000, -С. 402.

6. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинства и обряды Православной Церкви. — М., 1995. — С. 11.

7. Письмо 18 «Изложение монашеского опыта», — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. — С. 85.

8. Требник Петра Могилы.

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

10. Свят. Игнатий Брянчанинов Игнатий, святитель. Собрание писем. — М., 1995. -С. 217.

Миссионерско-апологетический проект «К Истине» (www.k-istine.ru/occultism/occultism_savva.htm) — 05.04.2009

http://rusk.ru/st.php?idar=114047

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  редакция Русской линии    13.04.2009 19:31
Обращаем внимание наших читателей, что на время Страстной седмицы форум нашего издания во избежание в эти святые дни острой полемики, упреков, неуместных шуток и накала страстей не будет функционировать. До Светлого Христова Воскресения никакие сообщения на форуме публиковаться не будут. Надеемся на ваше понимание и просим прощения за доставленные неудобства.
  Максим Степаненко    13.04.2009 17:33
Борьба с грехом – это действо прежде всего ИНДИВИДУАЛЬНОЕ и устраивать массовый экзорцизм – это уже порочная практика, как и сомнительна общая исповедь….

Важная мысль о. Игоря – чаще всего, если не вообще всегда проявление "бесноватости" – это не проявления действия истинных бесов, а психической патологии, это иммитация бесноватости. Такое явление очень распространено и в давности, и сейчас – это феномен кликушества, это и кривляние неопятидесятников, которые, правда, массово иммитируют не беснование как такое, а "схождение Святого Духа", но суть не меняется. Всем этим "сраждущим" должны помогать не священники, а психиатры.
  Леонид Болотин    13.04.2009 09:58
Перечитал еще раз реплику «Джиги» об «отчитке» — «отталкивающее зрелище»… Воистину, отталкивающее и зрелище, и позорище. Совсем оно не приятственное или гламурное, но вполне спасительное, для нас — духовных чурок и дуболомов, особенно на Страстную об этом зрелище нам вспоминать полезно… ГОСПОДИ, помилуй!!!
  Леонид Болотин    12.04.2009 23:49
Простите, Дорогие во ХРИСТЕ читатели «Русской Линии»! Со Страстною Седмицею Вас! Многая и благая лета Вам, и здравия духовного, душевного и физического Вам крепкого-прекрепого! Еще одна реплика. Из сообщений Василия Черняева и «Джиги» мне представилось, что у них говорится о посещении «отчиток» теми, кто не испытывал необходимость избавления от явного беснования — от рыкания, рыгания, лая и от тому подобных проявлений одержимости во время Богослужения. А нужно ли это праздное любопытство?! Сам я, многогрешный журналист, когда-то подобным образом поначалу любопытствовал и посетил две «отчитки» у Отца Адриана (Кирсанова). Об этом я выше написал. Но людям-то совсем не страждующим зачем это?!!! Но, возможно, я не правильно понял Василия Черняева и «Джигу».
Василий Черняев: «Я, как-то раз, был в большом затруднении, когда, собравшись с другими прихожанами по поводу одного торжественного случая, один знакомый прихожанин стал рассказывать про свои посещения отчиток. При чем, явно в поучительном контексте. Было похоже на такой своеобразный духовный "экстрим"».
«Джига»: «Приходилось мне быть на вычетах у покойного Феофила из Киева, и у других батюшек нашей епархии: отталкивающее зрелище. Мои эмоции меня смущали: как же так, ведь всё происходит в лоне нашей святой Церкви и по благословению? Теперь мои чувства подкреплены аргументами Вашей статьи и приведенных в ней цитат из Евангелия и святых. Многие мои православные знакомые тоже испытывают или смущение, или вообще, отвращение на подобных мероприятиях».
Простите, Дорогие, меня ХРИСТА ради, если я «придрался» не по существу.
  Леонид Болотин    12.04.2009 20:32
Православные, с Праздником Вас Входа ГОСПОДНЯ в Иерусалим! Осанна ЦАРЮ Нового Израиля ИИСУСУ ХРИСТУ! Всем же верным ЕГО желаю здравия, многая и благая лета!
Вместе со статьею Его Преподобия Иерея Игоря Саввы реплика «Джиги» от 11.04.2009 17:31 меня убеждает, что современная ситуация с самочинными «отчитками» бесноватых выросла в большую проблему.
Но как бы такой решительный подход к этой проблеме не обернулся отрицанием законного церковного экзорцизма как такого, отрицанием его ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ. Так — «логически» — можно дойти и до предложений изменить Чин Таинства Святого Крещения и Чин освящения Великой Агиазмы, чтобы убрать из них молитвенные заклинательные формулы, связывающие действия сатаны и его легионеров. Существует «реальная», «конкретная», действительная Духовная Брань. И она не ограничивается одним противоборством с собственными грехами.
Вот сегодня я по немощи, по затянувшейся болезни не смог поехать на службу в свой храм Преподобного Иосифа Волоцкого, где прислуживаю. С семьей отправился на позднюю Литургию в храм Преподобного Пимена Великого, что в Новых Воротниках (на «Новослободской» в Москве) неподалеку от дома. И произошел такой случай. Кто-то злодейски, злокозненно поставил на канун свечку с примесью серы и, видимо, чьих-то волос или ногтей. Несомненно, злодей поставил такую свечу с очевидными колдовскими целями о живом человеке, а не о покойнике. Свечка эта очень быстро загнулась и стала страшно чадить и смердить. Кстати, дух был именно такой, какой я слышал во время «отчитки» в Сретенском храме Псково-Печерского Успенского монастыря на службе Отца Адриана (Кирсанова). Слава БОГУ, прислужница-свечкодуйка быстро загасила колдовскую свечу, но вонь держалась в приделе около получасу. Огради нас, ГОСПОДИ, силою Честнаго и Животоворящаго ТВОЕГО Креста и сохрани нас от всякаго зла! Аминь.
В Храме Преподобного Пимена я когда-то в начале восьмидесятых воцерковлялся и буду ходить туда и впредь. Сегодняшний случай — пример из множества других подобных или других явных кознодейств, которым мне доводилось быть свидетелем в различных храмах и в Москве (даже в Елоховском соборе), и в Псковских Печорах, и в Питере, в Александро-Невской Лавре. И это вовсе не означает, что к этим храмам, монастырям и ко всем их насельникам и прихожанам я буду относиться с опаской.
Конечно, психоз повального подозрения, что многие прихожане собственного прихода увлекаются колдовством, весьма искусителен. Видимо, психоз такой подозрительности — действие бесовское. Но по некоторым вполне церковным свидетельствам известно, что ведовство и колдовство порою приобретает «эпидемический», именно повальный характер. Так, например, знакомая мне по Псковским Печорам вдова священника, служившего в 1960-70-е годы в одном из сельских храмов Печорского района Псковской епархии, рассказывала, о том, как однажды к ее мужу пришел мужчина, которые в беседе — не на исповеди — признался, что он колдует и что в их деревне ВСЕ без исключения жители занимаются колдовством. Батюшка посоветовал этому человеку подготовиться и прийти на исповедь, но тот в храме так больше и не появился.
В Западной и Центральной Европе в позднее средневековье случались подобные «эпидемии» колдовства, ведовства и вампиризма. Так называемые процессы над ведьмами и ведьмаками — это весьма значительный документальный исторический материал, который основывался не только на чьих-то свидетельствах, которые, конечно же, могли быть и ложными доносами, но и на конкретных испытаниях. Отнюдь не все эти испытания были связаны с пытками, как нам это пытаются представить некоторые светские историографы. Например, одной из форм следственного испытания было взвешивание подозреваемого в колдовстве. Человека помещали на обычные торговые весы, и вдруг оказывалось, что вес взрослого человека или женщины оказывался меньше десяти килограммов. При этом проводились контрольные взвешивания и обыкновенных сограждан, которые показывали нормальные данные о весе человека. Протоколы подобных испытаний, проводившихся публично, в присутствии горожан, подписывали представители городской магистратуры. Архивы Германии, Чехии, Австрии содержат множество подобных протоколов. Отсылки на такие протоколы содержатся и в «Молоте ведьм», о котором, как о жупеле, написал Отец Игорь Савва.
Вовсе не предлагаю эту книгу для популярного чтения православным. В «Молоте ведьм», конечно, содержится много западных «христианских» суеверий и суждений, но, вместе с тем, книга фактурно отражает определенную духовно-историческую реальность. И исследователь, который берется за тему бесовской одержимости и целенаправленного колдовского наваждения, не может относиться к материалам в «Молоте ведьм» как к чему-то только фантастическому и внеисторическому.
Эпоха «охоты на ведьм» и процессов над колдунами, вместе с тем, характеризуется как эпоха духовно-политических смут. Нечто подобное по повальному увлечению злодейской мистикой, хотя все же иначе по форме и содержанию, происходило в России поры «перестройки» и «реформ». Поэтому, полагаю, ограничение священнослужителей Русской Православной Церкви в использовании ЗАКОННЫХ приемов заклинания злых духов, в использовании заклинательных молитв, может посодействовать духовной безнаказанности для колдунов и ведьмаков.
Кельтский, ирландский ритуальный танец «джига» восходит по своей природе к средиземноморским ритуальным воинским круговым пляскам, кстати, именуемым в православном Каноне отречения от жидов «одноножными плясками» (у хасидов победная «Хава Нагила»). К этой породе танцулек относятся и современные «сиртаки», и древний шиитский «зикр», которым, впрочем, с некоторых пор увлекаются и наши Северо-Кавказские суниты… Одноножный танец в воинской мистике символизирует собою фалический восторг, то есть пляску «жида» — по каббалистическому трактату «Тахарат Ниддах» — звериного члена. Зачем же нам, православным, в своих «никах» обращаться подобному духовному контексту?
Раба БОЖИЯ, подписавшаяся ником «Джига», Святое ее имя ведает ГОСПОДЬ, в дополнение к рассуждениям отца Игоря пишет: «Моему смущению не было предела: батюшка на проповеди говорил, что не нужно слушать бесов, а после службы, вычитывая кого-либо, сам спрашивал у невменяемого человека: “а что, колдует Ксения?” и проч».
Мне запомнился ответ Отца Адриана (Кирсанова) на вопрос одного из его духовных чад:
— Можно ли общаться с демонами, когда они говорят в «бесноватых»?
Старец отвечал:
— Общаться нельзя, у христиан ничего ОБЩЕГО не должно быть с бесами. Но к демонам обращался и САМ ИИСУС ХРИСТОС, когда ОН их обличал и заклинал. Мы же можем отвечать бесам ТОЛЬКО словами Священного Писания и словами Православных молитв…
Ведь и бесы, по Святому Евангелию, свидетельствовали о ХРИСТЕ ИИСУСЕ! Поэтому слышать их можно, то есть уши затыкать не надо, но СЛУШАТЬСЯ их не надо, а надо возражать им Словом БОЖИИМ! В рассуждении «Джиги» противоречие — значение глагола «слушать-слышать» не означает «слушаться».
Теперь об «актерах», которые изображают бесноватых, чтобы показать «силу» экзорциста или «силу» вообще духовного лица. Может быть, такое бывает. Есть много, друг Гораций… Но как типаж подобная байка мне встречалась. В пору воцерковления в восьмидесятые годы я иногда бывал на службах в подворье Волоколамского Владыки Питирима в Успенском Вражке (тогда на улице Неждановой). Один ревнитель из прихожан того храма «по секрету» мне рассказывал, что якобы на службу Владыки специально приходит одна «актриса», которая будто бы специально начинает рыкать и выть, когда Владыка Питирим читает Евангелие, чтобы таким образом показать духовную «силу» Митрополита Питирима. Естественно, она якобы вытворяла такое по тайной просьбе самого Владыки Питирима. А вот в другом храме, где бывала эта же «актриса», ничем подобным она не проявляется. У меня никогда не было особого пиетета перед Владыкой Питиримом, хотя теперь я стараюсь поминать об упокоении его души. Но мне подобная театральная конструкция представляется чрезмерной. Сам сан Митрополита и в советские времена, и позже обладал и обладает авторитетом среди рядовых верующих. Укреплять этот авторитет с помощью подобных театральных приемов, рассчитанных именно на рядовых прихожан, какая-то безсмысленная чрезмерность.
Являюсь решительным противником самочиния в осуществлении духовной практики православного экзорцима. Без благословения Священноначалия, Правящих Архипастырей, полагаю, проведение «отчиток» на приходах недопустимо. В этом я решительно поддерживаю Отца Игоря Савву и НЕКОТОРЫЕ опасения читательницы «Русской Линии», которая подписалась соблазнительным псевдонимом «Джига». Но в свете таких соображений отвергать православный экзорцизм как таковой недопустимо. 90-й Псалом Святого Царя-Пророга Давыда и молитва «Да Воскреснет БОГ, и расточаться врази ЕГО…» должны быть нашим постоянными средствами духовного выживания.
  Леонид Болотин    11.04.2009 17:50
Да, об Отце Василии я тоже слышал от послушника из Псковских Печер Гоши, но мне не довелось съездить к нему, я не был с отцом Василием знаком лично. Правда, у меня был записан его точный адрес и маршрут, как добираться, и я нескольким нуждающимся его передавал. Вообще, подлинный православный экзорцизм помогал многим сотням, а, может быть, и тысячам нуждающимся людям на исходе ХХ века—именно в пору начала "перестроечного" беснования и колдовства. Может быть, в новом веке настоящии экзорцисты повывелись. Отец Адриан (Кирсанов) и отец Петр (Кучер) по болезням и немощам уже не могли нести это послушания, а молодежь начала чудить…
  Джига    11.04.2009 17:31
Очень нужная статья. Так сложилось, что в первые годы моего обращения к церкви я часто посещала храм, где проводились "вычеты". Моему смущению не было предела: батюшка на проповеди говорил, что не нужно слушать бесов, а после службы, вычитывая кого-либо, сам спрашивал у невменяемого человека: "а что, колдует Ксения?" и проч. На приходе развилась болезненная мания преследования ведьм – прихожане перешёптывались и говорили кто на кого "делает". Впоследствии я перестала посещать данный приход и очень удивилась, когда увидела наших постоянных "беснующихся" в других храмах: там вели они себя совершенно нормально и адекватно на службе. Приходилось мне быть на вычетах у покойного Феофила из Киева, и у других батюшек нашей епархии: отталкивающее зрелище. Мои эмоции меня смущали: как же так, ведь всё происходит в лоне нашей святой Церкви и по благословению? Теперь мои чувства подкреплены аргументами Вашей статьи и приведенных в ней цитат из Евангелия и святых. Многие мои православные знакомые тоже испытывают или смущение, или вообще, отвращение на подобных мероприятиях. Не секрет, что "вычеты" стали хорошим средством для поднятия авторитета и материального багополучия прихода и конкретного священника, который за это берётся. Часто, совсем нецерковные знакомые меня спрашивают: а что это за "вычеты"? Говорят, в бизнесе помогают и для здоровья. И спешат посетить, внося конкретные суммы. К сожалению, ни о Христе, ни о смысле жизни они так и не спрашивают ни до, ни после посещений "вычеток".
  М.Яблоков    11.04.2009 10:49
А протоиерей Василий, который отчитывал в Васк-Нарве?…
Святые люди были… не в пример современным неофитам… берутся писать, сами не занют за что…
  М.Яблоков    11.04.2009 06:20
Неужели моё скромное сообщение на форуме должено быть научным?…

Вы не знаете что такое научный подход?…
Мнения оппонентов не анализированы, более того, они даже не представлены… Абсолютная тенденция. Выводы верными быть просто не могут… А мнение Осипова мы и так знаем…
С уважением…
  Леонид Болотин    11.04.2009 05:21
Очень не хочу упрекать Его Преподобие Иерея Игоря Савву, что он написал ненаучную и слабую статью. Сил в работу было вложено немало. Но все же, полагаю, к рассмотрению вопроса Отец Игорь подошел достаточно однобоко и не выразил проблему, обозначенную им самим в подзаголовке «О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ и опасности "отчиток"».
Действительно, существует такая проблема, когда за «отчитку», точнее, за чтение канона заклинательных молитв берутся священники духовно неопытные и без благословения своего Священноначалия. О подобных примерах мне доводилась слышать неоднократно и ничего кроме ужаса за таких священников и их подопечных подобные духовные «эксперименты» у меня не вызывали.
Но исторически неверно сводить практику экзорцизма в ХРИСТОВОЙ Православной Церкви якобы к «предтече» заклинательного канона Святителя Петра (Могилы) — к Римскому Ритуалу (Rituale Romanum), составленного в 1614 году.
Я признаюсь, специально не занимался церковной историей этого вопроса, но при чтении церковно-исторической литературы и житий святых на протяжении четверти века мне неоднократно попадались свидетельства о существовании в Древней Церкви чина экзорцизма, и что интересно, экзорцизмом благословляли заниматься не только священников, но и специально отобранных на это церковнослужителей, не имеющих священнического сана. Я не знаю всех деталей этой духовной практики, но то, что она существовала, для меня несомненно. А то, что эта духовная практика исторически не отражена в статье Отца Игоря Саввы, меня удивляет. Он взялся рассматривать публично вопрос, который он сам, так получается, недостаточно изучил.
Тот аргумент священника Игоря, что Святитель Петр (Могила) использовал как отправной момент католический Rituale Romanum, вовсе не указывает на неправославность конечного продукта, вышедшего из-под пера Святителя Петра (Могилы).
Преподобный Никодим Святогорец перевел и переработал книгу католического священника Lorenzo Scupoli «Il Combattimento Spirituale» на Греческий Язык, а потом Святитель Феофан Затворник перевел эту греческую книгу на церковный Русский Язык под называнием «Невидимая брань». Из-за «первоисточника» считать эту совершенно русскую церковную книгу неправославной было бы греховно.
Так и с Житиями Святых. Если отвергать начатые в середине XVII века труды иезуита Иоанна Боланда и его сподвижников и последователей (боландистов), то на треть пришлось бы урезать Четьи-Минеи Святителя Дмитрия Ростовского.
Вот тенденция, невольно намечаемая Отцом Игорем, когда он напрямую связывает заклинательный канон Святителя Петра (Могилы) с католическим Rituale Romanum и тем самым низводит этот канон к явлению неправославному.
Вызвал удивление и такой авторский пассаж:
«Среди посещающих "отчитки" часто можно услышать такой рассказ: обычный верующий ходил в церковь, молился. Вдруг поехал в святые места, прикоснулся к мощам или пришел на "отчитку" и в нем заговорил бес. Что означает этот рассказ? Человек, соприкасаясь со святыней, а значит с Благодатью Божией, начинает проявлять признаки бесноватости. Выходит что или человек, соприкоснувшись с Благодатью, стал бесноватым, или его одержимость была скрытой, невидимой ни для других ни для него самого и вдруг стала явной. Но ведь, ни то ни другое объяснение не соответствует смыслу той бесноватости, которую мы встречаем в Писании. В Евангелии бесноватые, встречая Бога, исцеляются. В "благочестивых" апокрифах, верующие люди, соприкасаясь со святыней, становятся бесноватыми».
Здесь есть явный публицистический пережим. Скрытое до поры беснование в человеке, действительно, порой совершенно неожиданно проявляется при соприкосновении со святыней или во время Богослужения, в том числе и во время совершения заклинательного канона. Но при этом ни святыня, ни Богослужение никак не являются ПРИЧИНОЙ самого беснования.
Довольно краткая выборка цитат из Нового Завета в статье иерея Игоря Саввы, отнюдь не исчерпывает демонологию в Священном Писании. Эти цитаты ровным счетом ничего не «доказывают» относительно главных тезисов статьи и автор совершенно игнорирует демонологию Святых Отцов, демонологию Священного Предания.
Я не хочу резко критиковать статью отца Игоря Саввы. Вполне возможно, что сейчас проблема самочинных экзорцистов настолько остра, что публицистический пафос материала вполне оправдан. Но есть и живой духовный опыт современной церковной жизни, от которого не могу отвернуться и я, а потому свидетельствую о нем… Эту историю я уже как-то рассказывал на форуме другой статьи РЛ, в которой отвергались заклинательные молитвы как таковые, но здесь хочу ее повторить.
В 1986 году один ныне маститый московский Архимандрит, а тогда послушник Псково-Печерского монастыря Гоша рассказывал мне историю Игумена Адриана (Кирсанова, давно уже Архимандрита). По благословению умирающего старца, совершавшего в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре отчитку прежде, отец Андриан начинал это служение в Лавре в семидесятые годы. Однажды в Лавру в будний день — в Среду — неожиданно для Лаврского духовного руководства приехала какая-то международная делегация в сопровождении сотрудников ЦК КПСС. И сопровождающие непременно хотели показать Троицкий Собор, где в то время как раз проводил отчитку Отец Адриан (Кирсанов). Батюшка, встречавший гостей и так и сяк отговаривал, предлагал им посетит Духовную Академию, церковно археологический кабинет и так далее, и тому подобное, но Московское партийное начальство настояло на своем и в разгар службы экскурсанты зашли в Троицкий собор.
Их ощущение я могу представить наглядно, когда вой, скрежет зубовный, конвульсии с разных сторон, а воздух как-то странно сгущается, и в нем мечутся десятки и сотни каких-то жирных «мух», но «мух» безтелесных, прозрачных, хотя и очень вонючих.
На беду одна сотрудница ЦК КПСС — ЗАЛАЯЛА! Вскоре после этого случая она сама приехала в Лавру, отыскала Отца Адриана и расспросила его, в чем же дело, что с ней произошло. Он ей объяснил. Она поверила. Когда партработница вернулась в Москву, она выложила партбилет на стол и уволилась со своей работы. Естественно у московского партийного начальства возникли вопросы к церковному начальству, и отца Андриана отправили в Псково-Печерский монастырь.
В Псково-Печерским монастыре на хоздворе за послушание мы занимались распилкой бревен на короткие кругляки, доступные для колки. Наша циркулярка визжала как раз под окнами келлии отца Адриана. Через зановесочки был виден краешек гроба, обитого светлым глазетом с рюшечками. Воду для отчитки Отец Адриан освящал в келлии. Потом в бидончике нес в Сретенский храм по верхним дорожкам Святой Горы, а не через монастырский двор, где была толпа бесноватых и их родственников.
Однажды ради любопытства и практического духовного интереса: нет ли какой духовный заразы у меня, я решил сходить на отчитку. О том, какие ужасы творятся во время отчитки, мне слышать уже доводилось. И я побаивался, не смотря на любопытство. В очередную Среду стоя на поленнице высотою метра в три я спросил православных, ни к кому конкретно не обращаясь:
— А бывали ли случаи смерти во время отчитки?
И кто-то ответил сразу очень уверенным тоном:
— Конечно, бывали!
Я оглядывался, пытаясь понять, кто же мне из трудников ответил, но так и не понял. И все же решил сходить. Записал имя перед службой, купил свечку, но минут через десять-пятнадцать, когда некая сила меня начала душить, а сердце дико заколотилось, да и дышать было трудно из-за вони мечущихся «мух», я сбежал из храма. Вернулся к работе с дровами. Когда страх прошел, и служба закончилась, я спросил возвращающегося отца Адриана:
— А бывали ли случаи смерти во время отчитки?
— Нет, конечно. — ответил старец. И мы договорились с ним об исповеди.
Незадолго до моего Крещения в 1983 году я увлекся астрологией. Перепечатал на машинке пару самиздатовских трактатов. Чтобы разобраться в небесной механике, прочитал несколько книг по астрономии. Стал покупать ежегодники таблиц звездного неба и пытался составлять точные гороскопы знакомым по часу и дню рождения, а не по месяцу, как это обычно делают. Потом увлечение быстро прошло, но бумажный хлам этот дома остался. Вот это полузабытое увлечение было одним из вопросов исповеди. Отец Адриан, видимо, полагая, что с московской интеллигенцией нужно обращаться деликатнее, о мною перепечатанных трактатах, конспектах и составленных гороскопах высказался мягко:
— Там может быть ересь. Лучше все это сжечь…
(Кстати, по приезде в Москву книги по астрономии отнес к помойным контейнерам, а литературное аутодафе конспектов и машинописи я устроил в железном ведре прямо на балконе. Вони и копоти было столько, словно я поджог старую автомобильную покрышку. Соседи хотели пожарных вызвать. Но я извинился перед ними и объяснил, что жгу бумаги. Они сразу не поверили.).
Отец Адриан подробно расспрашивал меня о родителях, о разных прежних моих увлечениях и, в конце концов, порекомендовал сходить к нему на следующую «отчитку». Когда наступила Среда, я не без опаски вспоминал то, что вызвало мой ужас в прошлую неделю. Около двух часов отец Адриан с бидоном Святой Воды вышел из корпуса и окликнул меня с поленницы. Вручил мне бидон и сказал:
— Ну пошли за мной…
Из хоздвора мы поднялись по лестнице на склоне и дорожкой поверху отправились к звоннице. Путь недалекий, но у меня мало в жизни было более мистических впечатлений: отец Адриан шел впереди, его наметка на клобуке в порывах ветра развивалась из стороны в сторону как большая черная птица. Возле звонницы мы спустились по лестнице к входу в Сретенских храм, и вокруг Адриана сразу же образовалась толпа, похожая на рой. «Рой» со старцем в центре медленно двигался к дверям храма. Отец Адриан вошел внутрь, а я никак не мог протиснуться через людей, хотя они специально не толкались и хотели меня пропустить. Я схватился двумя руками за ручку бидона, держа его перед собой. Поворотами и наклонами головы указывал ближним ко мне людям, куда им переместиться, чтобы они меня пропустили. Они меня слушали, перемещались, но невидимая стена стояла незыблемо. Меж людей просунулась рука отца Адриана и втянула меня в храм сквозь толпу. Причем я прошел, словно теплый нож через подтаявшее сливочное масло, без малейшего сопротивления и толчков. Отец Адриан забрал у меня бидон со Святой Водой и указал место, где мне должно было стоять во время отчитки.
Всю службу я простоял спокойно и без удушья, хотя кислая адская вонь постоянно доносилась до ноздрей, когда рои «мух» проносились возле лица. Слава БОГУ, я не рыкал и не лаял. Но духовный урок был для меня важнейший в жизни, и воспитал во мне такую опаску, которая имеет силу и по сей день.
Именно этот опыт, это знание, что это такое на самом деле — заклинательная служба, заставляет меня ужасаться, когда я слышу о случаях, когда молодые приходские батюшки берутся читать заклинательный канон над бесноватыми… Мне рассказывали, что своим служением Отец Адриан так озлобливал бесов, что он месяцами не мог спать, поскольку, когда он, сидя в дреме, терял контроль, демоны успевали швырнуть ставца на пол так, что он физически оказывался избитым. Конечно, это можно высокомерно назвать «экстримом», но это духовная реальность — духовная брань.
Кстати, отчиткой в монастыре под Елгавой в 1980-е годы занимался и Архимандрит Петр (Кучер). Я бывал в этом монастыре, в 1988 или 1989 году с поэтом и литературным критиком Василием Гыдовым (Мы были на месячном семинаре молодых критиков в Дубултах и рванули оттуда под Елгаву. Василий собирался покреститься. Но отец Петр порекомендовал нам сделать это в Москве, в Елоховском соборе, что мы потом и сделали.) В тот приезд в Елгавский монастырь я только заглянул в храм во время отчитки бесноватых отцом Петром, но буквально на пару минут. Праздного любопытства уже и в помине не было.
Очень не хочу, чтобы у читателя сложилось впечатление, что я отвергаю труд отца Игоря Саввы. Честно говоря, мне трудно представить, чтобы невдовый приходской священник может заниматься отчиткой. Действительно, такие эксперименты похожи на мистические забавы на потеху падшим духам. Об изгнании нечистых и об исцелении от беснования, вероятно, в таких случаях нет речи.
Но то, что даже духовно опытные Старцы в некоторых случаях годами заклинали демонов в иных бесноватых и только потом добивались успеха, это в духовной практике бывало. Никто, всерьез занимавшийся православным экзорцизмом, никогда не утверждал, что за одну службу они изцелят того или иного бесноватого. Кстати, и в описании самого беснования, бесноватости в статье отца Игоря Саввы нет богословской полноты. В церковной литературе описываются очень интересные случаи. Совсем не обязательно беснование бывает наказанием. Иным подвижницам и подвижникам беснование попускалось для их духовного возрастания. Пример из Нового Завета — «пакостник плоти» у Апостола Павла.
Простите меня ХРИСТА ради, отец Игорь, но я не смог согласится во всем с Вашей позицией, местами односторонней. И мне понятны упреки в Ваш адрес М.Яблокова и Игоря(, хотя я не поддерживаю резкий тон этих упреков.
Прошу Ваших святых молитв и благословения.

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика