Русская линия
Русская линия Василий Черняев,
Алексей Шашакин
18.02.2009 

Некоторые особенности клиросного послушания

«Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже
воздала еси нам; блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень»
(Пс. 136, 8−9)


«Аргументов у меня больше нет. Тут Вы правы. Против десяти лет клиросного послушания я пас. Клирос — это в 80% случаев диагноз. Там знают все церковные сплетни, слухи, анекдоты, там знают всё про иномарки священников и их связи с теневой экономикой, про их любовниц и любовников, там вырабатывается особый вид религиозного сознания, зачастую циничного. Там могут петь абсолютно неверующие, но обладающие музыкальными способностями люди. Из-за хорошего голоса годами на клиросе может держаться и пьяница, и курильщик, и блудница. Большая часть ссор и скандалов в храме — клиросного происхождения».
Протоиерей Георгий Бирюков http://www.rusk.ru/st.php?idar=8783&page=5#form
(сообщение 22.03.2007 22:48)

Написано это было батюшкой два года назад в ходе обсуждения фильма «Остров». И хотя батюшка потом извинился за некоторую резкость, понимание глубины этих слов пришло только сейчас, когда клиросной певческой деятельностью убито еще два года жизни. Именно убито, практически вычеркнуто из духовной жизни прихожанина.

Чтобы избежать непонимания, следует оговориться, что речь пойдёт в первую очередь о клиросах Санкт-Петербурга. Потому что отдалённые от города клиросы, по-видимому, не столь заражены вирусами вседозволенности и распущенности, или же, хочется надеяться, вообще не заражены. Тема, однако, очень актуальна, и касается не только Санкт-Петербурга.

Несмотря на то, что тема озаглавлена, как «особенности клиросного послушания», речь пойдёт о явлениях, зачастую противоположных послушанию.

Клиросная вседозволенность и расхристанность

Считается нормальным на всё большем числе клиросов, среди всё большего количества певчих, что женщинам, к примеру, можно ходить в брюках, без платка; что певчим можно и посты не соблюдать, и сидеть на службе. Даже этикет особый образовался — вставать (!) во время чтения Евангелия. Да и то даётся с трудом. Не хотят некоторые певчие вставать.

Очень популярно чтение художественной литературы на службе. Тут и детективы, тут и романы, тут и сканворды. Особенно тягостно бывает некоторым певчим пересидеть (не простоять) Шестопсалмие. Идут на улицу (подышать воздухом, или до трапезной за чайком, ну или в туалет, на худой конец). Обсуждение разнообразных проблем также, зачастую, помогает скоротать оплачиваемое время Богослужения. Выручает также наличие мобильного телефона — можно поиграть, либо попереписываться смс-ками.

Особенно уверенно и по-хозяйски чувствуют себя на клиросе некоторые дамы. Благо и бразды правления хорами, чаще всего, принадлежат им.

Кто и где сказал: «женщина в храме да молчит»?

Отвечает священник Александр Ионов, клирик храма во имя св. Димитрия Солунского:
«Это выражение апостола Павла (1 Кор. 14, 34): „Жены ваши в церквах да молчат“ — синодальный перевод тут допускает славянизм, по-русски точнее было бы сказать „женщины“. Аналогичные мысли высказываются в Новом Завете неоднократно. Это выражение „женщины да молчат“ касается не только поведения в храме, но и участия в Богослужении. В Православии никогда не было женщин-епископов и женщин-священников; церковная проповедь с амвона тоже не удел „слабого пола“. Мало кто знает, что петь на клиросе женщины в России стали только в XIX веке (вот когда началось оскудение веры в народе!), и воспринималось это как рискованное новшество. У каждого человека есть свой способ послужить Богу, и надо следовать ему. Однако время и обстоятельства так же диктуют свое, и сегодня мы очень ценим наших женщин, которые преподают в воскресных школах, занимаются миссионерско-катехизаторской работой и составляют большую часть прихожан наших храмов».
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_questions&task=view_quest&q_id=737

Таким образом, мы видим, что в участии женщин в клиросном пении нет ничего плохого, хотя это и совпало, странным образом, с началом оскудения веры. Чтобы не останавливаться на поисках виновных, перейдём сразу к главному.

Главное — это господствующая и распространяющаяся всё более повсеместно мировоззренческая концепция, которую можно коротко охарактеризовать, как полное бездуховно-материалистическое клиросное равнодушие.

Повторно надо оговориться, что имеются в виду не все клиросы, и не все певчие, но очень многие. Причём становится таких певчих всё больше, что и вызывает беспокойство.

Описанное состояние наступает не сразу, оно формируется постепенно. Можно даже условно описать стадии.

1. Прихожанин, желающий петь. 2. Первые посещения клироса. Принятие им певческих «законов» и «порядков» за духовный идеал, следование этим «установлениям». Либо сразу принимает всё за чистую монету, либо поначалу относится настороженно, но постепенно «смиряется» и втягивается в процесс. 3. Желание не быть «белой вороной» и (или) извлекать какую-то выгоду из посещения храма. К этому времени остатки духовных ценностей бывших прихожан весьма и весьма оскудевают. Певчий начинает получать денежное вознаграждение за пение. Вырабатывается как бы условный рефлекс: сходил в храм — тебе заплатили, не сходил — не заплатили. 4. Приблизительные дальнейшие суждения (могут варьироваться) материализовавшегося певчего: «смысл работать за жалкие гроши?» «Хоть бы платили нормально, а то всё жмутся». «Они (священники) покупают крутые тачки, да квартиры с дачами, детей у них много, едят тоже не мало». «А мы за своё (ангельское) пение еле концы с концами сводим». 5. Постепенно решаются в свою пользу либо компромиссно вопросы о послушании регенту, послушании настоятелю. 6. Адекватная реакция регента и священнослужителей. Переход певчего на новое место. Уже в новом качестве. С каждым последующим переходом певчего новые ценности всё более устойчиво кристаллизуются в уже описанное состояние полного бездуховно-материалистического клиросного равнодушия.

У клиросных певчих формируется совершенно особая идеология, совершенно уникальная система ценностей. И самое опасное, что эта сформировавшаяся система ценностей навязывается новичкам. И, в большинстве случаев, не принудительно, а за счёт численного превосходства клиросных певчих, имеющих данную систему ценностей. В число последних входит приятное извлечение выгоды из посещения храма, элитность певческого коллектива перед обычными прихожанами; красота, сила, звучание своего собственного голоса, и прочее. Самое плачевное, что такому певчему становится сложным (или невозможным) находится в храме в качестве обычного прихожанина, даже если он заходит в другой храм. Всё перечисленное свидетельствует о том, что новые ценности не дополнили уже существующие ценности христианина, а заменили их. То есть заменили главное — личное молитвенное общение с Богом.

Какие возможны выходы из данной, усугубляющейся с течением времени, ситуации?

Вся сложность решения данной проблемы заключается в том, что формирование хора во многих случаях (или, может быть, в большинстве случаев) перешло в руки регента. Даже в тех редких случаях, когда регент ИМЕЕТ желание заботиться о духовном состоянии певчих, это у него получается настолько коряво, что результат скорее отталкивает, чем вызывает положительный отклик. Обычно же регент не занимается не своим делом, поскольку совершенно верно полагает это обязанностью священника.

Сейчас всё реже испрашивается благословение священника на участие певчего в клиросном пении. И уж, тем более, никакого значения не придаётся духовной готовности певчего к исполнению данного послушания.

Между тем, настоятель имеет всю полноту власти, хотя бы даже из-за одного того, что оплачивает пение.

Может быть, это громко прозвучит, но кандидатам на исполнение оплачиваемого клиросного послушания вполне можно было бы проходить некое испытание (экзамен), контролируемое не регентом, а настоятелем. Не только на знание вечерних и утренних молитв, обихода, гласов; не только на работу ушей и связок; но и серьёзное собеседование касательно идеологии певчих, их прошлого, как светского, так и церковного. После чего певчему целесообразно было бы исполнять клиросное послушание в течение испытательного срока, во время которого он должен был бы проявить себя как молящийся христианин, соблюдающий дисциплину и осознающий то, где он находится.

Таким образом, хотелось бы предложить устранить губительный самотёк в ситуации с набором певчих в клиросные хоры.

Ещё один аспект рассматриваемой проблемы заключается в том, что не посвящённым и не искушённым в клиросной жизни прихожанам, начавшим петь, или поющим какое-то время уже на клиросе, может, в течение какого-то периода, казаться возможным подавать положительный пример остальным певчим, как следует себя вести в храме Божием. То же самое могут возразить и певчие отдалённых клиросов, где рассматриваемые клиросные явления не успели укорениться.

Однако это не так. Можно подавать пример некоторое время (может быть, даже длительное время). Можно стоять всю службу, среди сидящих и занимающихся своими делами певчих. Можно повторять мысленно прошения ектении, стараясь не обращать внимания на коллег, общающихся с мобильными телефонами. Можно выполнять даже поклоны. Хотя, конечно, поклоны — не главное, и без них можно обойтись.

Всё это показывание примера и попытки молиться на таком клиросе — это потерянное время. Это растерянная добродетель. Это полная духовная пустота, от которой никак нельзя предохраниться. К ней можно только привыкнуть и начать воспринимать её, как должное, как норму.

Может возникнуть закономерный вопрос — зачем выносить все эти особенности на всеобщее обозрение?

Иметь в виду всё вышеописанное просто необходимо для тех прихожан, которые собираются стать певчими. И бороться с данными несоответствиями тоже нужно.

И последнее, что следует сказать, и в Санкт-Петербурге, и за его пределами, конечно же, есть очень много достойных певчих, добросовестно, с пониманием, выполняющих свой нелёгкий труд. И необходимо выразить всем таким людям глубокое уважение и попросить у них прощения за некие обобщения, сделанные в данной заметке.

http://rusk.ru/st.php?idar=113842

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  редакция Русской линии    13.04.2009 19:40
Обращаем внимание наших читателей, что на время Страстной седмицы форум нашего издания во избежание в эти святые дни острой полемики, упреков, неуместных шуток и накала страстей не будет функционировать. До Светлого Христова Воскресения никакие сообщения на форуме публиковаться не будут. Надеемся на ваше понимание и просим прощения за доставленные неудобства.
  Lucia    12.04.2009 19:31
Таким образом, пение знаменным распевом требует всего лишь стремления в церкви молиться. а не щеголять своими руладами. И все получится.
  р.Б.Давид    12.04.2009 15:21
взято отсюда: http://notymus.narod.ru/

НАШ ХОР

…в церкви водворилось торжественное молчание, нарушаемое только хихиканьем и перешептыванием певчих на хорах. Певчие постоянно шептались и хихикали в продолжение всей службы. Был когда-то один такой церковный хор, который вел себя прилично, только я позабыл, где именно. Это было что-то очень давно, и я почти ничего о нем не помню, но, по-моему, это было не у нас, а где-то за границей..
(Марк Твен. "Приключения Тома Сойера", гл.V)

Чуть слышны голоса на хорах
Во время чтения канона:
То певчие о вере спорят
И о Божественных законах.
Собравшись парами, как мышки,
Они трещат без передышки
О новых знаменных распевах,
О монастырских все напевах,
О строгой жизни старцев мудрых,
И о святых деяньях чудных,
И о пустынях соловецких,
И о гонениях советских,
И об антихриста приходе.
Изучат наизусть Устав,
Мудрей от этого не став,
Поскольку наравственный закон
Не поместился в Типикон
И не написано в Минее,
Что певчим петь лиш подобает,
И сладкозвучно Бога славить,
Молитвенный настрой храня
И праздных слов сказать не смея.
А мы, о службе нерадея,
Все мудрствуем и Бога хвалим
Многоречивым языком.
Поя глаголы жизни вечной,
Мы говорим о них беспечно
И книжной мудростью блистаем,
И, позабывши Божий страх,
Мы о Голгофе рассуждаем
С улыбкой на своих устах.
Мы от словес похвальных таем,
И ждем похвал, и сами льстим.
Учителями быть желаем,
Но разве так мы много знаем,
Чтоб поучать о слове Божьем?
Но обличить нас не возможно:
Других мы слушать не хотим.

Мы оскорбляем святость храма
Своими праздными словами
И топотом бегущих ног,
Когда приходит время петь
И хор старается успеть,
Чтоб от скамейки добежать
Туда, где ноты все лежат
И громким гласом, со стараньем
Вдруг грянуть "Всякое дыханье…",
Во всю ивановскую спеть
Об ангелах поющих, Божьих.
Но с ангелами мы не схожи,
И пенье наше не похоже
На светлый ангельский привет.
Кто чист, как ангел, тот лишь сможет
Все попеченья отложив
Сердца живые растревожить
Свой ум на небо преложив.
Вы мне заметите: "А ты?"
А я, скажу, такой же самый,
Гонюсь и я за чудесами,
Пишу в мечтах своих паря,
Душой вдали от алтаря,
Вдали от Бога и святых.
Пишу на службе этот стих.
Простите мне мои насмешки.
Простим друг друга и Господь,
Увидив наше сокрушенье,
Исполнит во благих прошенья
Рабов своих и в вечер тот
Со умиленьем и без спешки
Мы с чувством, с толком, с расстановкой,
Все стройно и без остановки,
О празднословье не волнуясь
И регенту лишь повинуясь,
Исполним гласом весь собор.
Тогда лиш назовут нас – "ХОР".

Лето 2002
  Василий Черняев    23.03.2009 14:11
Согласен, что знаменный распев более настраивает на молитву, чем партесное пение.

Однако пение знаменным распевом требует:

А) наличия достаточного числа певчих, умеющих петь знаменным распевом не только неизменяемые песнопения, но и изменяемые – тропари, стихиры;
Б) наличия достаточного числа педагогов, и регентов, способных обучать этому;
В) наличия школ, центров, финансовых средств для подготовки певчих к пению знаменным распевом;
Г) достаточного числа нот, учебников знаменного распева, средств на их составление и издание.

Между тем, под благословением Патриарха уже изданы все необходимые ноты и сборники, где прописаны на многоголосное обиходное пение схемы гласов, руководства для пения неизменяемых и изменяемых песнопений.
Под благословением действующего священноначалия действуют регентские школы, регентские отделения при духовных образовательных заведениях, обучающие многоголосному обиходному пению.

Следует заметить также, что любителей знаменного пения, несмотря на его большее предрасположение к молитве, не достаточно для того, чтобы навязывать данные предпочтения большинству прихожан.

Все это говорит в пользу обиходного многоголосного пения как преобладающей основы в церковном пении, куда могут включаться, однако, и знаменные распевы, и современные сочинения, но в небольшом количестве.

Современный перекос заключается в уходе не только от знаменного пения, но и от обиходного многоголосного пения в сторону современных авторских сочинений.

Служба превращается в совокупность разнородных по стилю и настрою произведений, написанных авторами в совершенно различных духовных состояниях.

Следует заметить также еще одну характерную особенность. Чем больше уклон в сторону авторских произведений, тем хуже поется "простой" обиход, тем хуже поются гласы. Зачастую, профессионалы, поющие Чеснокова, Файнера, Рахманинова, не могут внятно пропеть обычную стихиру на обычный глас.

Дело не столько даже в "сложности" простого обиходного гласа, сколько в нежелании петь простые произведения, настраивающие на молитву и не демонстрирующие выдающихся способностей вокалистов.
  Провинциал    23.03.2009 09:21
Жаль, что хор со знаменным распевом стал редкостью. Особенно мужской – редко где встретишь, хотя бы смешанный. А ведь в пост хочется простоты.
  Провинциал    23.03.2009 09:15
Я не собираюсь с Вами о чем-либо спорить. Все, что считал нужным – сказал. И употребляю я такие слова и в таком смысле, который есть и в русском языке, и в разговорном. Ваш "ник" мне вполне понятен, потому и не вижу смысла спора.
  Василий Черняев    22.03.2009 15:49
Служба в центральном храме Петербурга (без указания координат).

Пропетые стихиры, тропари – украденное певчими у прихожан время и часть Богослужения.

Слышна лишь посредственно исполненная музыкальная основа этих стихир и тропарей. Слова отсутствуют. Их не слышно.

Нужно ли такое пение?
Безусловно. Самим певчим. Они получают удовольствие от пения.

Слова стихир, смысл тропарей, звучание слов и понятность смысла – прихожане лишены всего этого. Им остается слушать хор. Стоя. И не понимая.

А хор отпоёт стихиры и сядет, отдохнёт.
  joolka    21.03.2009 17:21
видимо я всё-таки не так поняла- лично для меня слово "тётки" в Вашем тексте прозвучало пренебрежительно и обидно.
Что касается всего осталного- то , культурно выражаясь, пройдите за угол- Ваши домыслы о знании русского и выводы из псевдонима (мой ник- всего лишь имя, Юлька, joolka) просто высосаны из пальца. Как и попытка в очередной раз восхвалить свою проницательность ("Простите, если задел за больное!", надо же какой, раз- и в точку попал…)
Я просто ужасно нелюблю неуважения. Слову "тётка" есть в классическом русском вполне удобная замена- например, женщины. Вы ведь обращаетесь не только к людям своей провинции, но фактически к людям разных стран. Так что будте любезны, употребляйте общепринятые слова, если хотите быть правильно поняты.
  Провинциал    19.03.2009 13:04
"я Вам на личное мнение и ответила, что ж Вас не устроило-то?"

– Да то не устроило (как бы Вас потолерантнее назвать?), что обвиняете меня в некоем "учительстве", а сами не в состоянии понять смысла написанного, т.е. разговорного русского языка. Что ж так такого менторского? Также теряюсь в догадках насчет "выделенным Вами в определённую группу по каким-то признакам". Это "круто", вполне по-европейски! Но по каким признакам наших тёток можно выделить? Надеюсь, не сочтете нарушением прав сексменьшинств. С точки зрения либералов, это опасное преступление! Ну да не в провинции.
Нет, уверяю Вас, тётки не замешаны ни в чём "этаком". Вполне старорежимные и реакционные, как и я сам. Самое смешное, что они сами называют себя "тётками" и "бабками" (последнее не в денежном выражении!), не находясь в вышеозначенных родственных связях. "Мы вот тут, бабки, сидим, да всё думаем…" "Тётка Матрёна чёй-то ноне не пришла!" У нас в провинции ТАК ПРИНЯТО. Подходит, например, мальчик и обращается к чужому мужику (простите!): "Дяденька, …"
Уверяю также, что к рассказу А.П. Чехова "Каштанка" упоминание их (тёток) также отношения не имеет.
Судя по Вашему псевдониму, для Вас также есть провинциальное слово, объединяющее по возрастно-половому признаку. Увы! Но оно тоже у нас не обидное.
Собственно, удивляет не само непонимание смысла, а какая-то Ваша агрессивность. Простите, если задел за больное!
  Alex "Prof" Sha    19.03.2009 01:20
Ну вот, собиралась больше не писать, а ведь втягиваете меня опять и опять…. что делать, грешна……
Маша, а кто безгрешен? Вам видимо так интересно, что Вы уже не можете остановиться. Вы же уже сказали, что сюда не вернётесь? Вот оно, желание отстоять свою "правоту" и "непорочность" Вашей замечательной группы! И вообще не нужно соединять одно с другим и говорить "Что делать, грешна". Если "что делать", то отстаивайте свою точку зрения. Если "грешна", то покайтесь. И не отстаивайте;))

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru