Некоторые особенности клиросного послушания
- Василий Черняев
23.03.2009 14:11
Согласен, что знаменный распев более настраивает на молитву, чем партесное пение.
Однако пение знаменным распевом требует:
А) наличия достаточного числа певчих, умеющих петь знаменным распевом не только неизменяемые песнопения, но и изменяемые - тропари, стихиры; Б) наличия достаточного числа педагогов, и регентов, способных обучать этому; В) наличия школ, центров, финансовых средств для подготовки певчих к пению знаменным распевом; Г) достаточного числа нот, учебников знаменного распева, средств на их составление и издание.
Между тем, под благословением Патриарха уже изданы все необходимые ноты и сборники, где прописаны на многоголосное обиходное пение схемы гласов, руководства для пения неизменяемых и изменяемых песнопений. Под благословением действующего священноначалия действуют регентские школы, регентские отделения при духовных образовательных заведениях, обучающие многоголосному обиходному пению.
Следует заметить также, что любителей знаменного пения, несмотря на его большее предрасположение к молитве, не достаточно для того, чтобы навязывать данные предпочтения большинству прихожан.
Все это говорит в пользу обиходного многоголосного пения как преобладающей основы в церковном пении, куда могут включаться, однако, и знаменные распевы, и современные сочинения, но в небольшом количестве.
Современный перекос заключается в уходе не только от знаменного пения, но и от обиходного многоголосного пения в сторону современных авторских сочинений.
Служба превращается в совокупность разнородных по стилю и настрою произведений, написанных авторами в совершенно различных духовных состояниях.
Следует заметить также еще одну характерную особенность. Чем больше уклон в сторону авторских произведений, тем хуже поется "простой" обиход, тем хуже поются гласы. Зачастую, профессионалы, поющие Чеснокова, Файнера, Рахманинова, не могут внятно пропеть обычную стихиру на обычный глас.
Дело не столько даже в "сложности" простого обиходного гласа, сколько в нежелании петь простые произведения, настраивающие на молитву и не демонстрирующие выдающихся способностей вокалистов.
|