Русская линия
Русская линия Анна Журавлева14.01.2008 

Что день грядущий нам готовит?

Среди крепко сложившегося общего зарождаются частности,
которые, расстроясь и укрепляясь более и более
пересиливают прежнее общее и занимают его место.
Как развратился запад? Сам себя развратил: стали вместо Евангелия
учиться у язычников и перенимать у них обычаи — и развратились.
То же будет и у нас:
начали мы учиться у отпадшего от Христа Господа запада
и перенесли в себя дух его; кончится тем, что подобно ему,
отшатнемся от истинного христианства.
Но во всем этом ничего нет необходимо
определяющего на дело свободы:
захотим — и прогоним западную тьму;
не захотим — и, конечно погрузимся в нее.
Святитель Феофан Затворник
(«Мысли на каждый день»)


Сейчас, более чем когда-либо актуально, звучит тема миссионерства. Эта тема подвергается анализу со всех сторон: какой должна быть миссия, что нужно пробовать, а что отвергать, где границы дозволенного, все ли полезно? Нужно ли пользоваться западными достижениями протестантских общин или разрабатывать свои методы катехизации? Полемика ведется и в православных СМИ, и на православных интернет-форумах, и на круглых столах. И, что отрадно, тема миссионерства мало кого оставляет равнодушным. Ведь речь идет о тех людях, которые, вкусив от плодов миссионерской деятельности, войдут в ограду Церковную и станут новыми членами Церкви. И не просто членами Церкви, но членами Тела Христова. Поэтому становится очевидным — миссионерство — огромная ответственность перед Богом и людьми.

Вот уже почти месяц не смолкает оживленная дискуссия на одном из известных православных информационных порталов «Русская линия». Дискуссия на тему миссионерства. Вызвана она статьей одного известного православного журналиста — В. Семенко «Квартеронское счастье „православных неоконов“. Обитатели двойного дна рвутся на поверхность». Предвосхищала события статья того же автора «Атипичное православие, или „матронушки“ со „Свободушки“». Интересны статьи тем, что затрагивают очень важную тему — где она, та грань, которой руководствуется миссионер-катехизатор в своих трудах? И после внимательного прочтения материала и изучения ссылок, которые автор использовал в работе, убеждаешься своими глазами, насколько эта грань тонка. Вот уж воистину: блюдите, како опасно ходите!

Впрочем, не стану пересказывать статьи Семенко, ибо интересующийся читатель прочтет их сам, равно как и выводы сделает сам. Моя цель поделиться личными наблюдениями и опасениями с братьями и сестрами во Христе. Я очень надеюсь, что с помощью Божией и путем совместных размышлений мы все: священнослужители и миряне придем, все же к тому, что же можно использовать в миссионерской деятельности, а от чего следует беречься.

История одного катехизатора

Жил да был в Москве мальчик. Исправно ходил в храм Божий, а старушки храмовые его спрашивали: «Сереженька, скоро ты к нам батюшкой-то?..». И так ему в советский период нравилась жизнь церковная, что по сей день, он вспоминает ее с ностальгией:

«Пономарил я на днях в одном храме. Служил молодой настоятель. Стоял я в алтаре, смотрел на него и думал… Взгрустнулось мне.
Я иногда, хоть и редко, вспоминаю еще теплящиеся по местам остатки советской церковности… У нас на приходах Москвы сейчас большей частью служат сравнительно молодые священники. Основной эпитет многих и очень многих из них — банальность, серость и посредственность.
Наша советская церковность в лучшем ее проявлении навсегда покидает нас. Уходит культура, уважение, подвиг, честность. Остается именно совок, остается худшее: невежество, неумение, нежелание, нетактичность и невежливость, ненависть и неадекватность».
http://srechkunov.livejournal.com/21 743.html

Правда, когда он вырос, батюшкой не стал, но рвения было не занимать, и чем только не пришлось ему заниматься: работать катехизатором и миссионером, бороться со свидетелями Иеговы, преподавать в ВШ. Взращен он как миссионер был на «старых» золотых слитках русского зарубежья" - Зеньковский; Куломзина и т. д. Как он сам выражается: «Такому в семинарии не учат. Это был чистый воздух свободной проповеди, а не замшелая семинарская зубрежка со своими апогеями — уставом и катехизисом митрополита Филарета на славянском. Издания Отдела катехизации — дореволюционные программы по Закону Божьему и сборники докладов Рождественских чтений — для меня всегда были абсолютно бесполезны. Как сейчас помню этот Отдел катехизации: стопки нерозданных (непроданных) на РЧ выцветших и запыленных программок и речей Патриарха и о. Иоанна Экономцева». http://srechkunov.livejournal.com/21 025.html#cutid1

Но поскольку наш герой — человек, по-видимому, деятельный он продолжал свои изыскания на этом поприще, и, наконец, ему повезло:

«Наряду с изучением наших российских катехизационных крох, я обратился к опыту западному. Мне довелось познакомиться с интереснейшими католическими документами по катехизации: Общее катехизическое руководство; послание их синода и послание Папы Иоанна Павла II. Оказалось, что мировая практика катехизации к времени нашей Перестройки имела 30−40 летний опыт осмысления бытия христианства в современном индустриальном и большей частью секулярном обществе. Так же католики к середине 80-х годов имели 10-ти летний опыт существования и общецерковных наисерьезнейших и наипроработаннейших документов по катехизации. После знакомства с католическим опытом я никак не мог понять, почему мы напрочь игнорируем его на общецерковном уровне? Указанные католические тексты вполне универсальны и по структуре и во многом по содержанию. Я могу объяснить их игнорирование только тем, что введение подобных документов потребовало бы серьезневших смещений акцентов в РПЦ.

Больше всего меня поразили у католиков некоторые мысли. Я о них не задумывался, поскольку они никак не входили в парадигму постсоветского православия. Это, во-первых, яснейшее свидетельство о том, что без катехизации у Церкви нет будущего. Уже позже, можно сказать задним числом, я познакомился с наработками и мыслями о. Георгия Кочеткова. Я не знаю, выдумал о. Георгий свою систему оглашения сам или списал где, но я увидел, что он единственный, кто предложил некоторую целостную систему катехизации. Именно благодаря его текстам я наконец-то понял, почему в древности крестили несколько раз в год. Если крестить каждый день (воскресенье), то нельзя набрать „учебную“ группу. Все просто! О. Георгий смог предложить некоторую современную и вполне целостную систему катехизации.
А что РПЦ? 10 лет назад все заклеймили „кочетковцев“, общины были признаны „происками баптистов“, а систематическая катехизация „обновленчеством“. В конце концов, „кочетковцев“ загнали в угол».
http://srechkunov.livejournal.com/21 025.html#cutid1

Вот так постепенно наш герой — мальчик Сереженька, а ныне Речкунов Сергей Геннадьевич, разочаровывался в катехизационной деятельности РПЦ.

После всех своих разочарований (а были среди них и личные) г-н Речкунов с московского прихода, где он увлеченно «занимался молодежкой», ушел. Правда, вот не совсем понятно: он-то ушел, но его «громкое имя», как катехизатора должно было остаться в Церкви! Тем более, что судя по времени, которое он вспоминает (начало 90-х годов) всех известных миссионеров и катехизаторов по пальцам можно было пересчитать. Ан, нет. «Ху из Речкунов?» — вопрос риторический, во всяком случае, на сегодняшний день. Одно, несомненно — непревзойденный критик, богослов, катехизатор, философ практически в любых вопросах.

Ну, сами посудите.

«Рецензия» супер-миссионера Сергея Геннадьевича на интервью о. Максима Первозванского:
Из сей рецензии следует, что батюшка как минимум богословски неграмотен, склонен прятать голову в песок, подобно страусу, как духовник тоталитарен, склонен к сектантству, не очень умен и в конце потрясающие слова:
«…надо, наконец, перестать относится к людям как к „недоразвитым баранам“, а самому народу пора жестко ставить зарвавшихся „духовников“ на место…» http://srechkunov.livejournal.com/36 344.html#cutid1

Об антинаркотической деятельности иеромонаха Анатолия (Берестова):

«С о. Анатолием неинтересно полемизировать. Его тексты пусты, как бездонная бочка. Он не столь умен и образован. Каков он в жизни я не знаю, общих знакомых никогда не было». http://srechkunov.livejournal.com/51 530.html#cutid1

Об о Серафиме Роузе:

«Роуз — подвижник наших дней, только начинавший свой путь. Как религиозный мыслитель — он неофит, положивший прекрасное начало некоторым делам в Платине, но не более. Как христианский философ — он явно незрелый«/ http://srechkunov.livejournal.com/47 589.html

О священстве:

«А то молодых попов поставят, ответственностью раздавят и дальше только по морде бьют, денег не дают, все требуют так, как угодно архиерею. Пока этого не поймут архиереи — у нас никогда не будет ничего. Хотя как они это поймут, когда Патриарх нарукополагал за эти 15 лет по большей части малоинтеллектуальных монахов из Троицко-Сергиевой Лавры, или вообще кого-то со стороны по рекомендации замшелых правящих из провинции?»*

И прочее, прочее прочее.

Но ведь должно что-то нравиться? Безусловно. Труды о. Александра Шмемана, о. Александра (Меня). Об о. Александре я с удивлением узнала, что ему, по словам Речкунова, «удалось сделать то, что не удалось сделать всей РПЦ. Именно его «последователи» не только создали, но и до определенной степени развили социально-благотворительную, миссионерскую и катехизаторскую работу в РПЦ» http://srechkunov.livejournal.com/47 589.html

Альфа-курс, как новая форма миссионерства, нашел в лице Сергея Речкунова поддержку. Нет, он, конечно не сторонник Альфы, но… именно за разгромную критику этого курса от него досталось о. Олегу Стеняеву:

«Был я тут с моим дружком в Патриархии в Чистом. У него свои дела там, а меня он за компанию прихватил. Там разжились чудесным документом. Этот шедевр достоин быть увековеченным в моем ЖЖ. Шикарный донос, можно сказать классический. Я даже самое интересное подчеркнул» http://srechkunov.livejournal.com/22 887.html

Перед нами человек-тайна, человек-загадка.

То ли менеджер книжной торговли, то ли частный предприниматель — понять довольно трудно. При этом он то называет себя человеком маловоцерковленным и далеким от всего, то вдруг оказывается в курсе всех дел РПЦ и даже пономарит при случае, то вдруг становится строжайшим критиков людей, трудящихся на поприще, совершенно от его деятельности далеком. То прогуливается в Патриархию и запросто получает документ, являющийся личным рапортом Патриарху. Он не вылезает из командировок в Омск и Казахстан, но при этом пристально следит за всеми событиями Церкви. А еще он любит собирать самую грязную, склочную информацию об РПЦ, ее предстоятелях и священнослужителях, о мирянах и размещать все это у себя в живом журнале (это форма дневника, но открытого, публичного) и смаковать, смаковать…

Да, забыла предупредить читателя, у Сергея Речкунова весьма своеобразный сленг: «мочить», «завалить», «мочилово» — это привычный набор слов для него. Агент ФСБ? Сверх-секретная миссия?

Но, в конце концов, отчего человек, что называется «в показаниях путается» — это по разным причинам бывает: от болезни до резидентской «легенды». Этого мы достоверно знать не можем, да это и не самое страшное. А страшное другое. То, что выливаться его разочарование стало сначала в легкую неприязнь, затем в злой сарказм, а то и прямо в агрессию на всех и вся. Но и это еще не самое страшное: мало ли в Интернете любителей поругать Церковь? Самое плачевное то, что г-н Речкунов совершенно искренне, как он считает, продолжает заниматься миссионерской и катехизаторской деятельностью!

Галантерейщик и кардинал — страшная сила!

Помните галантерейщика Бонасье из «Трех мушкетеров»? Особенно ярко его образ раскрывается в нашем одноименном фильме, в том фрагменте, где человек, собирающийся совершить предательство, а проще говоря, начать «стучать», патетично уговаривает сам себя: «Франция в опасности! Я спасу тебя, Франция! Галантерейщик и кардинал — страшная сила!».

Вот, похоже, и возомнил Сергей Геннадьевич, что Франция, то бишь, Церковь наша в опасности, а он призван ее спасти. Начал он с того, что развил бурную деятельность в интернете. А, поскольку, он продолжает считать себя миссионером, чего только в его живом журнале не увидишь! Тут и о богослужебном плюрализме, и о незадачливых наших батюшках, и о поддержке современных форм миссионерства и клеймение всего ортодоксального, начиная со священников и заканчивая православными интернет-ресурсами, и похабные фельетоны о Церкви, и порой просто ругань…

Что же так не нравится новому миссионеру и строгому обличителю? Вот, например, комментарии по поводу письма академиков:

«Мой комментарий. Письмо меня очень порадовало. Молодцы старички академики. Начиная с 90-х годов именно со стороны Церкви идут дикие нападки на научное сообщество. Я уверен, что именно личное нахальство и очевидно неевангельская наглость некоторых клириков сыграло не малую роль в озлоблении Ученых… Отголоском того идиотизма явилось заявление Патриарха на РЧ207 об отказе от дарвинизма.
Церковь не несет просвещения, она даже не смогла наладить серьезную работу по ОПК и опозорилась перед всеми.
Я уверен, что товарищи Ученые соблюдают этику разговора и молчат о главном. О том, что Церковь действительно превратилась в опиум для народа. Многие архиереи (не все конечно), особенно те, кого знают в префектурах, администрациях, мэриях, банках и т. д. живут не в меру своей проповеди. Я уверен, что Гинзбург не коллекционирует золотые панагии, не приходит в марте месяце на заседания с кипрским загаром, я верен, что он не считает своих подчиненных своими бесправными рабами.
Ученые, да и все серьезные люди видят, что Церковь все больше становится рассадником оккультизма, язычества, коммерции, исторических мифов. Они видят страшный разрыв между проповедью и жизнью Правящей Корпорации. Они видят разрыв между тем, что мы о себе возомнили и тем, что представляем из себя. Они совершенно оправдано бояться расцвета такой Церкви
» http://srechkunov.livejournal.com/26 357.html#cutid1
А это из огромной статьи г-на Речкунова Церковь земная. Мать? Мачеха? Или просто мимо шла? (http://srechkunov.livejournal.com/27 235.html#cutid1; http://srechkunov.livejournal.com/27 530.html#cutid1).

«Католики не боятся служить по православному обряду, разные протестанты (в частности, лютеране) тоже многое заимствуют из нашего богослужения, одни только мы остаемся на кондово-несгибаемых позициях. Причем уверен, что эта моя, в общем-то простая и лежащая на поверхности идея, многих повергнет в непонимание и шок. Как так — служить по католически, по протестанстски, по новому, по старому? А я считаю, что только так и можно. Кто хочет — пожалуйста — вот тебе архаичное богослужение 7 века, не нравится — пожалуйста 11 век, не подходит — 15 век, тоже «что-то не то» — 18 век, не подходит — вот тебе богослужение 21 века на русском языке, мешают иконы — пожалуйста — вот тебе убранство базилики 2 века, нравится органная музыка Баха — пожалуйста, в таком то храме проводятся службы на лютеранский манер, ближе католический хорал и римская месса — нет вопросов, все это у нас есть. Обряд для нас не главное, главное суть. Наше православие — это религия обряда, убери его — и непонятно чем мы от других отличаемся…Все прекрасно знают о трагедиях на приходах, когда духовники запрещают выходить замуж барышням, которые несут серьезную нагрузку на приходах, когда культивируют безумные медицинские вещи, вроде домашних родов, отказов от прививок, отказов от светской медицины и лечения у всяких шарлатанских «гомеопатов». Кому неизвестны детские смерти в результате всего этого гуруистического рабства духовникам? Почему никто не даст «по шапке» оо. Аркадиям Шатовым и Артемиям Владимировым?
Невозможно без слез смотреть, как низшие в Церкви пресмыкаются перед высшими. Все это, конечно, началось не сегодня, это, можно сказать, византийское наследие, но нельзя не признать того факта, что «ублажение» наших иерархов, особенно Патриарха, уже не знает границ. Да и от самого Патриарха гадко слышать в день Святой Пасхи вместо проповеди о Христе верноподаннические слова лести Президенту…»

И все примерно вот в таком духе — в духе откровенной клеветы и злобы. Неприятно все это читать, еще неприятней об этом писать самой. Но не хотелось бы быть голословной, к тому же надобно сказать и о журналистской этике, о которой так часто слышно в последнее время.

Ну, с галантерейщиком все понятно, а вот кардинал… Тут обширное поле для фантазии. Кардинал — он же по известному выражению — «серый». У Сергея Геннадьевича авторитетов-проповедников не так уж и много. Среди них, как уже упоминалось, протопресвитер Александр Шмеман, отец Александр Мень, но это уже давно отошедшие ко Господу священники и лично я не возьмусь оценивать, что в их работах богословски верно, а что нет. Но, вот «совпадение» — эти же проповедники являются примером для подражания и даже «глотком чистого воздуха» для уже современных и последнее время в кругах определенных очень популярных миссионеров — о. Георгия Кочеткова и игумена Петра (Мещеринова). Эти священники высказывают порой весьма смущающие вещи для верующих людей, что же касается игумена Петра, то об этом уже много говорилось и писалось, а последний номер журнала «Благодатный огонь» наиболее полно и обобщенно раскрывает многие стороны его деятельности. Эти же отцы вызывают умиленный восторг у Речкунова. На форуме игумена Петра в Молодежном Центре Данилова монастыря он завсегдатай и зарегистрированный пользователь. И очень любит, кстати, грязь из своего журнала размещать там, как темы для размышления. Может, кого-то из упомянутых пастырей он выбрал себе в кардиналы? Или его выбрали в галантерейщики? Это весть Един Господь.

Скажи мне, кто твой «френд» и я дам ссылку на «коммент»

Для пояснения:

ЖЖ — живой журнал
«френды» — друзья
«юзер» — зарегистрированный пользователь, хозяин журнала
«коммент» — комментарий в живом журнале.

Сама по себе деятельность г-на Речкунова вызывает отвращение и, хочется верить, на обстановку в Церкви влияет мало. Но вот недавно вознамерился Сергей Геннадьевич открыть в сети некое закрытое сообщество 'Christentum.ru'. куда пригласил всех, разделяющих его взгляды на катехизацию, он так и пишет: требуется «иметь личное и искреннее желание осуществлять миссию Церкви, прежде всего миссию Русской Православной Церкви.

Откликнулись на призыв, в первую очередь, «френды». А вот о «френдах» хочется сказать особо.

Среди друзей, простите «френдов», Сергея Речкунова:

— chapnin — Сергей Валерьевич Чапнин — ответственный редактор «Церковного вестника»
— lxenia — Ксения Валерьевна Лученко — редактор программы «Русский взгляд» (3 канал), супруга С. Чапнина
— arkadiy_maler — Аркадий Малер Глава «Византийского Клуба»
— dolpol — Полина Валерьевна Тюренкова — аспирантка факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова.
— otez_dimitriy — иерей Димитрий Карпенко, представитель Миссионерского отдела Московского патриархата, секретарь Белгородского епархиального управления
— rev_agafangelos — Иеромонах Агафангел (Белых), иеромонах РПЦ, клирик Свято-Троицкого Холковского пещерного монастыря в Белгородской епархии
— pretre_philippe — иерей Филипп Парфенов — в настоящее время за штатом. Живет и служит в Москве.
— samurfila — Ольга Валерьевна Курова-Гуманова — ответственный редактор детского православного журнала «Купина».
— vaysburd — Дмитрий Вайсбурд — член св-Алексеевского братства, входящего в Преображенское содружество братств (духовный попечитель которого — свящ. Георгий Кочетков), закончил бакалавриат св-Филаретовского богословского института
— mikhail_zeleny — Михаил Зеленый, выпускник Свято-Филаретовской Высшей Православной школы.

После ознакомления с их ЖЖ понимаешь: всех этих людей во френды с Речкуновым объединяет не просто любительская дружба, а общность взглядов. Достаточно проследить темы их разговоров. Например, пишет Речкунов о православной керигме и ему вторит Курова, подхватывает еще кто-нибудь. Или размещается какой-нибудь отрывок из А. Шмемана, причем непременно с критикой православной Руси, и они начинают его в своих ЖЖ дружно повторять. Если же нападают на кого-то, то так же дружно и со вкусом. Нет, конечно, есть у каждого и свои индивидуальности. Ну, например, небезызвестная редактор детского (!) православного журнала О. Курова может позволить себе пошалить: вывесить непристойную картинку, или коммент с матом. Г-н Чапнин — человек серьезный. Он все больше о политическом православии, о врагах-душителях миссии, о грядущем разгроме всех «ревнителей» (под Церковный суд всех!), не согласных с их взглядами на катехизацию. А вот о. Димитрию Карпенко больше симпатична система катехизации Свято-Филаретовской духовной школы (кстати, о. Димитрий и иеромонах Агафангел (Белых) являются представителями презентации Миссионерской Концепции РПЦ). Он так и говорит о. Георгию Кочеткову:

«Сегодня, когда принята Концепция миссионерской деятельности РПЦ, к составлению которой Вы, о. Георгий, также были причастны, когда мы совершаем поездки по всем епархиям, различным духовным школам нашей церкви, мы видим, что-то, о чём вы говорили, то, чем вы занимались все эти 20 лет, становится делом общецерковным. Сегодня дело СФИ — это дело Церкви» http://www.sfi.ru/rubrs.asp?art_id=9377&rubr_id=969

То, что всех этих людей объединяет общность взглядов, не удивляет. Ну, хочется им, чтобы Церковь православная принадлежала только им, а не «злобным» бабкам, замшелым ортодоксам и девушкам в юбках и платочках. Ну, очень хочется, чтобы в Церкви можно было и любую музыку послушать — кому рок, а кому новоиспеченную миссионершу-католичку Тикки с ее «Ша, сказал Господь!» или «мы выпьем пива и закусим свиньей». И чтобы права человека: в одном храме на русском, в другом на старославянском, в одном с открытым алтарем, в другом как обычно, и чтобы Предание переписать — не мифы там какие-нибудь, а проверенные факты, и чтобы…все как у либералов, т. е., простите, как у людей.

Удивляет другое: как все эти люди — известные православные деятели, журналисты и даже батюшки спокойно взирают на деятельность Речкунова? Как могут выслушивать ту грязь, которую он выливает ушатами на Церковь, при этом все время поминая о Христе и любви? Как могут общаться с ним в комментах, отпуская остроты и восторженно соглашаясь? Ведь эти люди претендуют на цвет миссионерства и церковной журналистики, и на соблюдение журналисткой этики? Они возмущаются нарушением этики, они созывают круглые столы и конференции, они обвиняют братьев и сестер с других православных ресурсов, читаемых и уважаемых. Мы все знаем эти ресурсы: Русская Линия, Православие.Ру, Благодатный огонь. Это те ресурсы, которые не боятся размещать различную информацию, призывая к дискуссии и рассуждению, которых знают и любят. И осмелюсь предположить, любят гораздо больше, чем живые журналы или тайное общество г-на Речкунова, к которому, кстати, не преминули примкнуть ни Курова, ни Чапнин. Или, чем «Церковный вестник», который на глазах превращается в официальный рупор Центра Духовного развития молодежи (ЦДРМ) и площадкой для проповедей игумена Петра (Мещеринова) все с той же критикой Церкви. Но где же христианское смирение, терпение критики, прощение ближнего, где, в конце концов, умение вести полемику, где элементарная воспитанность в споре с оппонентами? Почему собственное хамство у них сочетается с этикой, а ответы им (пусть порой и жесткие) нет? Например, Ксения Лученко обвинила двух журналисток: Светлану Танасюк и Дарью Кучинскайте в отсутствии представлений о морали и нравственности и призвала всех редакторов православных (и не только) СМИ «запомнить эти два имени — и никогда не принимать бесстыдных барышень на работу», когда произошло недоразумение с интервью иеромонаха Спиридона (Беландина) http://community.livejournal.com/ortho_periodics/2007/10/22/.

Почему же, когда на сайте появилась сама Дарья и свидетельствовала, что интервью с о. Спиридоном было согласовано, никто из ревнителей журналисткой этики не принес извинений? А г-н Речкунов и вовсе быстренько подтер некоторые свои комменты? Хотя, это свойственно дружным френдам — разместить какую-нибудь «клубничку», а потом взять да и удалить, «яко не бывшую».

Увы, ответа на свои вопросы я не знаю, а дадут мне их вряд ли, разве только в живых журналах появится новая тема для обсуждения. Спаси Господи, если еще к ответу не призовут за нарушение этики!

Что день грядущий нам готовит? Во дне грядущем сам Чапнин…

Во дне грядущем сам редактор «Церковного вестника» Сергей Валерьевич Чапнин готовит некую конференцию-взрыв, где всем «душителям» и «врагам» миссии покажут «где раки зимуют» или «хорошенько дадут по рукам».

Информация отнюдь не секретна — ею поделился один «юзер» в ЖЖ, который тесно «френдит» со всей этой компанией.(http://dolpol.livejournal.com/82 989.html). Уф, надеюсь, читатель не запутался. Вообще-то, в том, что все вышеперечисленные люди поддерживают друг друга в пространстве интернет, то, что они — одна команда — это закономерно. Такая же ситуация и на форумах: обязательно в ходе полемики формируется группа единомышленников. То, что они в жизни пересекаются и даже дружат — это уж и вовсе их личное дело. А вот то, что они вместе готовят несколько секций на Рождественских Чтениях, да все примерно в одном ключе — вот это уже интересно.

Заглянула я на сайт Прокимен.ру посмотреть программу Чтений. И вдруг — ба! До слез знакомые лица! И все на одном направлении V. ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

И до чего ж интересно получается!

Конференция: «Апостольское служение Святителя Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского и современные проблемы миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН

Среди докладчиков:

— Якунцев В. И., магистр теологии, зав. методическим центром по миссии и катехизации Свято-Филаретовского православно-христианского института, «Значение «Наставления священнику, назначенному для обращения иноверных и руководствия обращенных в православную веру» святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского для современных миссионеров и катехизаторов»
— Кувшинский Б. Э., бакалавр теологии Свято-Филаретовского православно-христианского института «Миссионерское наследие святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского: неразрывность внутренней и внешней миссии»
— иерей Димитрий Карпенко, секретарь Белгородского епархиального управления «Миссионерское служение мирян и возможности миссионерского богослужения»
— иеромонах Агафангел (Белых), преподаватель «Миссиологии» Белгородской Православной Духовной семинарии «Особенности миссионерского служения в молодежной среде»

Секция «Православная миссия. Глобальные и национальные аспекты. Церковное единство России и Украины как условие выживания восточнохристианского мира»
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Епископ Саратовский и Вольский ЛОНГИН
СЕКРЕТАРЬ Чапнин Сергей Валерьевич

— Чапнин Сергей Валерьевич, ответственный редактор газеты «Церковный вестник».
«Профессионализм и самоцензура в современных церковных СМИ»
— Лученко Ксения Валерьевна, редактор программы «Русский взгляд» (3 канал). «Священник на телевидении: бисер перед свиньями?»
— Гуманова (Курова — авт.) Ольга Валерьевна, ответственный редактор детского православного журнала «Купина». «Этика внутрицерковной полемики по невероучительным вопросам»
— Тюренкова Полина Валерьевна, аспирантка факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. «Образ современной женщины в православных СМИ: последовательная маргинализация?»

Все в порядке, почти все в сборе. Вот только самого Речкунова мне не довелось увидеть среди выступающих. Поневоле задумаешься, а существует ли он вообще? Не некая ли это группа людей, объединенная одной целью? Ну вроде Николя Бурбаки — группы французских математиков или сообщества художников КУКРЫНИКСЫ…Вот до чего бывает додумаешься, читая о тайных сообществах да о врагах!

А как хочется увидеть и услышать Сергея Геннадьевича Речкунова на Рождественских Чтениях, все-таки такой известный миссионер, а мы о нем знаем только виртуально. Ну что ж, до Чтений еще есть время, может и порадует.

О чем будут их доклады, не трудно догадаться — о «душителях» миссии. Чего они будут добиваться? Тоже несложно — приструнить все те ресурсы и СМИ, которые позволяют себе размещать материалы тех самых ревнителей, которые их устремлений не понимают. Впрочем, мы скоро узнаем, ведь Рождественские Чтения — это не живой журнал. Думаю, будет возможность и послушать, и выводы сделать, а то, глядишь и выступить, если слово, конечно, дадут. Да, нет, непременно дадут, у нас ведь — ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, словом все как у ли-…т.е. лю-дей, конечно!

Примечание:

* - Церковь земная. Мать? Мачеха? Или просто мимо шла? http://srechkunov.livejournal.com/27 235.html#cutid1 http://srechkunov.livejournal.com/27 530.html#cutid1

http://rusk.ru/st.php?idar=112389

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Сергей Рябуха    27.07.2009 16:44
И не только читает, а ещё и активно участвует в обсуждении. Потрудитесь "полистать" страницы форума и Вы найдёте автора Анну Журавлёву под ником Ann. Так что мы тут не только для себя пишем.
  Xpaнитeль    26.07.2009 07:25
Да, действительно в этом что-то такое есть. А раньше я был довольно наивен :) Ну что ж – времена изменились :)
  Денис Милюков    24.07.2009 02:41
А мне вот интересно, а сам автор читает . Или мы тут сами для себя пишем? :)
  Потапов    04.06.2008 14:55
Дорогая редакция. простите, что я "распечатываю" эту ветку.
Но я случайно обнаружил документы по истории предков С. Речкунова.
По крайней мере, духовных :)

–----В Казани уже осенью 1856 года произошли события, вызвавшия, по выражению проф. Корсакова, «первое движение среди студентов с зачатками общественных интересов». Началось дело с того, что студент Речкунов, приглашенный на танцовальный вечер одной дамой, женой начальника местнаго удельнаго управления Ушакова, был грубо выпровожен ея мужем.
Тогда почти все студенты, бывшие на вечере, тоже удалились, и негостеприимному дому была объявлена война. Ушаковы стали получать угрожающия и ругательныя письма, был даже брошен камень в их гостинную. Ушаков запретил своим дочерям танцовать со студентами, а те, остановивши однажды карету, заставили барышень провальсировать на улице*. Казанское общество, конечно, страшно негодовало против таких грубых выходок буйной молодежи. Особенно резко выражались по ея адресу два офицера, кн. Оболенский и Лобачевский, сын знаменитаго математика. Студент Соковнин написал против офицеров стихотворение, а те погрозили «надрать уши» автору. Но прежде, чем эта угроза была приведена в исполнение, сами офицеры 4 декабря 1856 года подверглись нападению и избиению со стороны студентов с Соковниным во главе. Когда оставленная на месте стычки калоша помогла добраться до виновных, общественное негодование сменилось страхом за студентов, которым грозила солдатская шинель. В это же время произошла история со студентом Умновым, нагрубившим инспектору Ланге и попечителю Молоствову и вызвавшим со стороны последняго угрозу солдатчиной. Студенты не могли не заступиться за своих товарищей, и в актовой зале университета началися сходки, чтобы обсудить положение дела. На одной из сходок были освистаны и Ланге и Молоствов, которые вскоре после этого скандала покинули университет. Студенты, поколотившие офицеров, отделались одним исключением из университета, что не помешало Соковнину перейти в петербургский университет. Серьезно пострадал один только Умнов, отданный в солдаты: но и тот по ходатайству добродушнаго Молоствова скоро был вновь принять в казанский университет.
Во всей этой истории, по словам проф. Корсакова, «впервые проявилось сознание в студенчестве корпоративности, солидарности, общности интересов, хотя выразилось оно в очень неопределенном виде и в весьма грубых формах. Поэтому, по справедливости, это движение может быть названо симптомом переходнаго времени от периода кутежно-повесническаго к периоду более серьезных движений». Демонстрация студентов—говорит проф. Фирсов—против попечителя округа и инспектора студентов, имевшая такой исход, т. е. не только оставленная без всякаго (?) взыскания с виновных в ней, но и послужившая причиною увольнения потерпевших начальников, повлекла за собой важныя последствия. В Казани и других городах Поволжья укореняется мнение, что студенты составляют силу, с которою нужно считаться; среди студентов начинает преобладать убеждение, что они состав-ляют не только самостоятельный элемент в университете, т. е. что не только имеют право заведывать своими студенческими делами посредством сходок и депутатских собраний, которыя с этого времени начинают безпрепятственно практиковаться, устраивать свои дела в стенах университета, заводить для себя кассы, читальни и проч.,—но и элемент, могущий влиять на ход вообще университетской жизни, вести особую свою университескую политику».
____________________________________
* Еще более крупная неприятность, по словам Соковнина, была сделана сестре местнаго жандармскаго генерала за то, что упомянутый студент Речкунов, за какую-то либеральную фразу, сказанную в присутствии этой дамы, подвергся исключению из университета и высылке на родину с жандармами. 14 октября 1856 года каре-та этой госпожи была остановлена студентами, и один из них в ответ на ея угрозы плюнул ей в лицо!-------

Русская Старина. 1892 г., № 5.

Плеваться они и тогда умели!
  Анатолий Степанов    09.03.2008 22:00
Ну что ж, пожалуй Вы правы. Давайте закроем этот форум, тем паче Великий пост на носу. Прошу прощения у тех, чьи сообщения в связи с закрытием данного форума мы вынуждены были удалить. Вообще во время Великого поста редакция РЛ будет жестче модерировать форум, чтобы у нас остались только мирные беседы по поводу тех или иных статей.
  Качурин И.    08.03.2008 21:28
Гл. редактору РЛ Анатолию Дмитриевичу Степанову.

Уважаемый Анатолий Дмитриевич, в последние дни некоторые форумы РЛ, к сожалению, путем хитрости и лукавства некоторых товарищей превратились в открытую трибуну для пропаганды нескрываемого обновленчества и церковного реформаторства. Любой человек может в этом убедиться, читая многочисленные постинги С.Рябухи на двух-трех форумах РЛ. Это, повторяю, хитро продуманная тактика обновленческих маргиналов в РПЦ, которые не имеют своей информационной структуры с многотысячной аудиторией, как РЛ. Поэтому они идут на всевозможные ухищрения, с целью пропаганды своих взглядов неискушенным пользователям сайта (ЖЖ не идут ни в какое сравнение по своей посещаемости с РЛ и др. православными сайтами). Но гидра эта – многоголовая: если не будет С.Рябухи, тут же появится его клон, который будет пропагандировать теже реформаторские и обновленческие идеи. Получается, что невольно Русская линия становится рупором разрушительного для Церкви обновленчества.
В связи с этим предлагаю: если какой-либо автор статьи на РЛ, вокруг которой разворачивается форум, предлагает этот форум прекратить, в связи с тем, что он начинает приобретать неконструктивный и недушеполезный характер для читателей, то, желательно, для редакции РЛ этой просьбе последовать. Например, Анна Журавлева и Владимир Семенко уже призвали на форумах СВОИХ статей прекратить дискуссию, приобретающую характер антицерковной, обновленческой пропаганды со стороны некоторых ее участников (С.Рябуха и др.).
Прошу прощения и поздравляю с наступающим Великим постом.
  Владимир Бирюков    08.03.2008 00:51
Бог простит. Прстите и Вы меня.
  Олегк    07.03.2008 23:21
Простите, Владимир, действительно погорячился. Как говорится в пылу спора, виноват. Простите Христа ради. Все схожу с этой темы. Всех с наступающим Великим Постом.
  Олегк    07.03.2008 20:28
Андрею. Солидарен. Как же "Христос не требовал дорасти до какого-то уровня праведности"? 48 "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный." (Мф 5, 21—48). А Заповеди Блаженства? Из Благой Вести о том, что Христос НЕ ОТВЕРГАЛ и по сей день НЕ ОТВЕРГАЕТ НИКОГО с ПОКАЯНИЕМ к нему приходящего, Сергей Рябуха слово ПОКАЯНИЕ где-то теряет, а берет на щит только слово НИКОГО. Но даже если бы он и тут вознамерился спорить, то пускай вспомнит занимался ли Иисус Христос реформой ветхозаветного Богослужения чтобы облегчить восприятие грешникам? Да что там грешникам, cвоим ученикам – неграмотным Апостолам! Тем самым которые про фарисейскую закваску думали что хлеба мало взяли. Изъяснял. Притчами говорил. Ум к пониманию Писания отверзал. Но изменил ли хоть одну черту или йоту в Законе? Отменил ли хоть один закон Ветхого Завета? Нет, Сам по Закону всякую правду исполнил. Какое же право имеет Рябуха прикрываться нищетой Христовой в оправдание реформации Богослужения?

А объяснение необходимости разкурочить Богослужение якобы в подражание Христовой нищете это просто такая сатанинская поделка, такие рога из этой рябухинской фразы торчат, что слов нет. Это все равно что глубокий колодец красивым ковриком покрыть – падайте на здоровье, православные, расшибайтесь
  Потапов    07.03.2008 18:40
Сречкунов рассказывает о социальной базе "церковного" реформизма:

…Я уверен, что не более 10% новообращенной молодежи остается в православии деятельно и не более 1% пополняют ряды тех, кто включен в церковную жизнь профессионально: священник, алтарники, преподаватели воскресной школы, сотрудники церковных издательств и т.д. Так вот, именно эти 10% от когда-то пришедшей молодежи, которые ведут активную церковную жизнь лет 10-15, и могут сказать слова критики, пожелания плюрализма, каких-то необходимых реформ церковного устроения, и т.д. Конечно, не все они хотят "реформ" и не все критикуют – тут тоже каждый нашел свою нишу. Но… Именно их голос – достоин быть услышан. Остальные из бывшей церковной молодежи, которые остыли к православию как хобби, но сохранили доверие Церкви, как правило, а) бывают в Церкви несколько раз в год; и б) в своем церковном мировоззрении остались неофитами, они не знали и не знают внутренних церковных процессов, они не знают, что происходит вне их прихода по правде и судят об этом из новостей по телевидению и т.д. В церковной жизни этих людей большей частью все устраивает, не потому что все хорошо, а потому, что это их никак сейчас "не парит" и, помня свою былую активную церковность, они находятся в постоянном чувстве вины за то, что теперь не включены столь глубоко в жизнь церкви.
http://srechkunov.livejournal.com/66626.html

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru