Русская линия
Русская линияИгумен Анатолий (Берестов)20.10.2007 

Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы «12 шагов»
Часть VI

Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V

Православные программы реабилитации молодежи с аддиктивным поведением

Прежде всего, хотелось бы отразить программу и методы работы нашего Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского (ДПЦ). Эта программа была создана врачами и психологами Центра летом 1998 года после тщательного ознакомления с программой АА/АН («12 шагов»). В её создании приняли участие сотрудник Центра врач-психиатр и психотерапевт Д. Авдеев, врач психиатр-нарколог Р.А.Страхова и иеромонах Анатолий (Берестов). В последующем изменения в программу и методику реабилитации вносили врач психиатр-нарколог Г. В. Ефремова и другие сотрудники. Я позволю себе предложить Вам эту программу по книге «Возвращение в жизнь» (Москва, Издание ДПЦ, 2005 год).

При реабилитации наркозависимых мы исходим из того, что наркомания — это болезнь не биологическая, а духовная — следствие греха и греховного образа жизни, болезнь души, запрограммированной с раннего детства на греховный образ жизни. В результате такой программированности личность подростка и молодого человека формируется в условии дефицита (депривации) положительной духовности. В результате у молодого человека формируется множество греховных наклонностей, которые и определяют его поведение, образ мышления. Создаётся порочный круг: бездуховный (безбожный образ жизни) — искривлённое (девиантное) нравственное поведение — следование своим дурным наклонностям (порокам и страстям) — нравственная деградация — уход в наркологическую нишу — интеллектуально-мнестическая деградация личности.

Задача православных реабилитологов-душепопечителей — разорвать этот порочный круг.

Его можно разорвать, как показывает наш опыт, в любом звене, «ибо это невозможно человеку, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10,27).

Каждый наркозависимый в душе желает покончить с наркотиками, но у него нет для этого ни сил, ни возможности, и нет веры осуществить это, а в последнее время духовно-личностная деградация и резко сниженный образовательный уровень не дают возможности развиться мотивационным процессам для лечения. Ведь для продолжительной реабилитации требуется приложить определённый духовный и и интеллектуальный труд, но это уже становится невозможным для души, резко повреждённой грехом.

Медицинский компонент в реабилитации наркозависимых минимален. Он заключается в снятии абстинентного синдрома и в лечении сопутствующих психических и соматических нарушений. Медицинского лечения самой наркомании на сегодняшний день нет, кто бы что ни говорил. Главное — изменить образ мышления, поведения и вырвать наркозависимого из социального наркоманического круга общения. Изменить образ мышления и поведения — значит, дать человеку евангельское мировоззрение и евангельский образ жизни.

Программа реабилитации наркозависимых

Осознавая большую социальную значимость трагедии разыгравшейся в России на наших глазах, Душепопечительский Центр святого праведного Иоанна Кронштадского не может остаться в стороне от нее. Сотрудники центра разработали и широко внедрили в свою практику программу по реабилитации наркозависимых детей, подростков и молодежи. Наша программа ориентирована на принимающих православие людей. Программа направлена на: избавление от недуга наркомании; нравственное возрождение личности: обретение семьей и обществом полноценных граждан. Программа осуществляется с участием духовенства, православных врачей, психологов, педагогов.

Краткая характеристика программы.

Три этапа в лечении реабилитации наркозависимых (краткая характеристика)
Программа рассчитана на три последовательных этапа в лечении и реабилитации наркозависимых молодых людей, а именно:
1. Этап дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии;
2. Этап целенаправленного воздействия на личность наркозависимого, включающий, в частности, удаление его из наркоманной социальной ниши. Он предусматривает также продолжение поддерживающей терапии и духовной переориентации личности;
3. Этап семейно-бытовой и социальной адаптации наркозависимого и способствование его активному врастанию в социально-трудовую деятельность.

Первый этап реабилитации: включает в себя лечение в терапевтических дозах медикаментозными средствами с выведением наркозависимого из состояния наркотизации и борьбу с абстинентным синдромом. Помимо активной дезинтоксикационной терапии в условиях стационара или реже в домашних условиях, проводится лечение транквилизаторами, нейролептиками, витаминами, симптоматическими средствами. На более поздних этапах рекомендуется физиотерапия. Лечебное воздействие сопровождается рациональной «разъяснительной» психотерапией. Этап медикаментозной терапии проводится либо в условиях стационара, или в амбулаторных условиях под активным наблюдением врача-нарколога и других специалистов. На этом же этапе начинается активное воцерковление наркозависимого и пастырское душепопечение.

Второй этап реабилитации — это этап целенаправленного воздействия на личность наркозависимого с удалением его из наркоманной среды (содержит три части), изменение образа жизни и активное духовное, психотерапевтическое воздействие на личность. Здесь возникает стремление к бытовой, семейной и социально-трудовой реабилитации. Этот этап осуществляется в монастыре, организованных нами общинах монастырского типа или путём смены места жительства с целью удаления наркозависимого из наркоманической социальной ниши.

Первая часть второго этапа:
а) активная пастырская работа, душевная и духовная поддержка;
б) терапия и психотерапия «пограничных» расстройств: эмоциональных нарушений, депрессивного, апатоабулического синдромов, профилактика суицидальных тенденций и др. нарушений.
Эта часть работы осуществляется в Душепопечительском Православном Центре (психотерапия «пограничных состояний» и пастырская психотерапия) и/или в общинах (пастырская, бытовая и трудовая реабилитация). Социально-трудовая реабилитация в монастыре осуществляется путём прохождения послушаний, в общинах — путём организации специальных видов работ.

Вторая часть второго этапа:
а) анализ интерсоциальных контактов и среды, которые способствовали формированию наркозависимости;
б) моделирование ближайших и отдаленных перспектив;
в) раскрытие позитивных личностных резервов;
г) проведение психологической диагностики и предоставление комплекса рекомендаций, соответствующих психологическому типу личности;
д) анализ психологических аспектов трудовой и профессиональной реабилитации, психологическая поддержка при переквалифицировании.
Эта часть работы также осуществляется в Душепопечительском центре врачами-наркологами, психотерапевтами, психологами и продолжается в реабилитационных общинах.

Третья часть второго этапа:
а) обсуждение вопросов, касающихся смысла жизни, понятий «грех», «страсть», беседы о христианских добродетелях;
б) духовно-психологическая подготовка к Таинству Исповеди;
в) активная пастырская работа с наркозависимыми.
Эта часть работы осуществляется в Душепопечительском центре, в монастырях, в общинах.

Третий этап реабилитации: семейно-бытовая и социально-трудовая реабилитация бывших наркозависимых, прошедших второй этап реабилитации и находящихся в состоянии устойчивой ремиссии. Осуществляется после возвращения молодых людей из монастыря, общины или другого места, в котором они были лишены общения с наркозависимой средой. Сотрудники Центра активно помогают в трудоустройстве, психологи и психотерапевты помогают адаптироваться в семье. В случае необходимости проводится терапия по показаниям.

Общая характеристика программы.

Используемые методы психотерапевтического воздействия; Духовно-ориентированная психотерапия. Рациональная психотерапия. Коллективная психотерапия. Психотерапия средой.
Психотерапия духовной литературой. Музыкотерапия. Семейная психотерапия.
Элементы психодрамы.
Психопрофилактика.
Предоставляются рекомендации общеоздоровительного характера относительно режима дня, труда, отдыха, питания; закаливания, физической активности, использования целебных трав и пр.
Основные принципы православного медико-психологического душепопечения:
1) Исповедание Православной веры и привнесение её духовной истины и чистоты во врачебную, психологическую и психотерапевтическую деятельность;
2) Базирование душепопечительской практики на религиозно-философском и психологическом отеческом и святоотеческом наследии;
3) Непринятие оккультно-мистических техник (программирование, кодирование, гипноз, медитация, ребёфинг, йога и другие методы воздействия на подсознание), низводящих богоподобную сущность человека до уровня машины или биоробота и связанных с насилием над личностью человека, ложью, лицедейством;
Пастырское окормление: пастырские собеседования и проповеди; занятия в группе по изучению Св. Писания; приобщение к церковной жизни: Святые Таинства Крещения, Исповеди, Причастия, Елеосвящения;
Литургическая жизнь, совершение молебнов, паломнические поездки по святым местам; духовная реабилитация и воцерковление в условиях монастыря или реабилитационной общины по монастырскому типу.
Практическая реабилитация наркозависимых в Душепопечительском центре.

Первый этап реабилитации

1-й этап дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии заключается в. устранении физической зависимости от наркотика и начале пастырского и психотерапевтического душепопечения. Устранение физической зависимости может проходить в домашних условиях или специализированном стационаре с обязательным последующим наблюдением больного наркологом ДГЩ, психиатром и другими специалистами.
В духовном плане на 1-м этапе реабилитации после выведения наркозависимого из состояния наркотизации и снятия физической ломки основной задачей является пробуждение у наркозависимого осознания его греховности и греховного образа жизни, выработка понятия о грехе, вечной жизни, и осознания того, что наркомания — это результат греха и греховного образа жизни.
Грех не лечится, а побеждается благодатью Божией и верою больного. Пробуждение у наркозависимого покаянного чувства и привитие ему стремления к покаянию должно проводиться всеми специалистами ДПЦ — наркологом, психологом, психотерапевтом, катехизатором.
Служение священника, врача, психолога, катехизатора должно быть взаимно дополняемым. Необходимо помнить, что 1-й этап реабилитации после снятия абстинентного синдрома — это в обязательном порядке начальная катехизация и введение наркозависимого в мир христианской духовной жизни.
Целью 1-го этапа реабилитации является достижение прекращения употребления наркотиков, перенесение абстинентного синдрома, выявление психических, психологических и соматических нарушений и лечение их, активное воцерковление и приобщение к духовной жизни.
Нарколог в обязательном порядке при первичном приеме больного направляет его на первичную общую беседу, которая проводится с участием священника, нарколога, психолога и психотерапевта.
Целью первичной общей беседы, на которую больные приходят вместе с родителями, является ознакомление их с процессом реабилитации и требованиями ДПЦ.
Задачи нарколога.
Нарколог на 1-м этапе реабилитации осматривает больного, ставит наркологический, психиатрический, соматический диагноз, решает вопрос о возможности и методе вывода больного из наркотизации и снятии абстинентного синдрома («ломки»), намечает возможности лечения сопутствующих психических и соматических нарушений. В своей работе он должен пробудить у наркозависимого мотивацию к лечению и реабилитации, а также показать духовный, а не медицинский характер заболевания наркомании и пробудить у него желание покаяния и духовного исправления. Итак, на первом этапе работы с наркозависимым главными задачами нарколога являются:
1) выведение больного из состояния наркотизации в условиях наркологического стационара или на дому;
2) при необходимости рекомендуется симптоматическое и синдромологическое лечение в зависимости от наблюдающегося эффекта медицинских назначений;
3) составляется индивидуальный план реабилитации с учетом психического и психологического состояния больного;
4) первичное воцерковление больного;
5) в зависимости от состояния больного нарколог направляет его на прием к психологу, психотерапевту, а после выхода из состояния наркотизации направляет его в группу катехизации;
6) на каждого больного заводится специальная карта, при направлении к психологу, священнику, в группу катехизации она дается больному на руки;
7) врач-нарколог берет на себя обязанность отслеживания всего процесса реабилитации данного больного; при условии несоблюдения больным и его родителями рекомендаций, врач-нарколог вправе исключить этого больного из дальнейшего процесса реабилитации.
Обязанности наркозависимого.
В обязательном порядке при первичном приеме нарколог требует от больного следующее:
1) соблюдение всех рекомендаций врача и других специалистов;
2) проведение трезвого образа жизни, на все время реабилитации запрещено употребление любых спиртных напитков;
3) посещение молебнов и богослужений, исповеди у священника еженедельно;
4) посещение катехизаторской группы еженедельно, в случае пропуска занятий родители пишут объяснительную записку;
5) в дни посещений врача, психолога, катехизаторской группы, священника больной обязан находиться в трезвом состоянии; в случае употребления наркотика или алкоголя больной не допускается к врачу, психологу и т. д.
Необходимо помнить, что переход с наркотиков на пиво и другие спиртные напитки не считается положительным результатом реабилитации.
В случае постоянного употребления пива и других алкогольных напитков больной исключается из группы реабилитации. В случае наркотического срыва пациента, вышедшего из состояния ремиссии, он в обязательном порядке должен обратиться к врачу-наркологу и священнику. При первичном приёме наркозависимого врачом-наркологом производится опрос больного по определенным схемам.
Во-первых, выявляются преморбидные особенности личности больного с целью лучшего понимания особенностей заболевания и возможного развития осложнений, связанных с особенностями преморбидного состояния больного. Выявляются также такие важные для знания особенностей болезни и психики особенности как:
— клинические особенности заболевания
возраст начала наркотизации. Длительность её, тип потребляемого наркотика.
злоупотребление алкоголем;
-наличие тех или иных психических и соматических заболеваний (особенно ВИЧ/СПИД, гепатиты, туберкулёз);
-были ли суицидальные попытки или мысли, развивались ли состояния острого психоза во время приёма наркотиков или в абстинентном или раннем абстинентном периодах;
— социальный и семейный статус больного;
— личностные особенности больного (характерологические особенности, наличие интеллектуально-мнестической, социальной и нравственной деградации личности);
— установка на прекращение применения наркотика,
— духовно-религиозный статус больного.
Последний пункт позволяет выявить отношение больного к вере, религии, Богу и помогает врачу, психологу, священнику во многом понять, как пойдёт процесс реабилитации, и поможет священнику и катехизатору правильно построить отношение к воцерковлению и сделать прогноз об исцелении больного.
Выявление указанных выше особенностей психологического статуса больных помогает лучше представить себе состояние больного, его физические, психологические, психиатрические и духовные характеристики с целью лучшей выработки реабилитации с учётом его индивидуальных особенностей.
Выяснение духовно-религиозного статуса больного позволяет выявить его отношение к религии, Богу и помогает врачу, психологу и священнику во многом понять, как пойдет процесс реабилитации. При положительном духовно-религиозном статусе работа душепопечителей значительно облегчается и во многом прогнозируется. Человек с негативным или безразличным отношением к религии или не сможет приспособиться к условиям и требованиям реабилитации в ДПЦ и быстро отойдет от нее, либо процесс выздоровления, а следовательно, и реабилитации осложнится и затянется. Лучше, если духовно-религиозный статус отразит не врач, а священник при первичной беседе с больным.
Врач-нарколог в процессе работы с наркозависимым должен делать упор на духовное развитие подопечного и проводить мониторинг изменения его состояния и должен отражать изменения духовно-религиозного статуса в карте больного.

Второй этап реабилитации

Второй этап реабилитации — этап целенаправленного воздействия на личность наркозависимого, а также удаления его из наркотической социальной ниши или, по крайней мере, резкое её сужение. Он предусматривает также продолжение поддерживающей терапии и духовной переориентации личности.
Удаление наркозависимого из наркоманической среды обитания возможно достигнуть следующими способами:
1. Направление больного в дневной стационар ДПЦ или
2. Направление больного в реабилитационную трудовую общину ДПЦ;
3. Перемена места жительства в зависимости от возможностей семьи больного. При невозможности удаления наркозависимого из обычной среды обитания, родителям рекомендуется резко сузить круг общения больного с прежним наркоманическим окружением и посещением наркоманических мест. При активной работе с родителям и больными и при активной установке последнего на излечение это у нас неплохо удаётся, особенно с приезжими больными.
Рекомендуется не подзывать больного к телефону, следить за тем, чтобы он не звонил прежним друзьям из наркоманического круга. Это требует большого напряжения родителей и других близких наркозависимого, но, тем не менее это реально выполнимая задача. Реабилитация наркозависимого в общинах проходит по своей особой программе.
При реабилитации наркозависимых, остающихся дома (амбулаторный уровень реабилитации), с ними проводится активное пастырское, психологическое, психотерапевтическое душепопечение в условиях ДПЦ по программе психотерапевта, психолога и, при необходимости, нарколога
Психолог принимает наркозависимого по направлению врача-нарколога и строит свою работу по своему плану, исходя из психологического и психического статуса больного. Психолог должен работать во взаимодействии с катехизатором и священником, по существу, они и проводят второй этап реабилитации.
Если больной систематически употребляет пиво и другие алкогольные напитки, не посещает богослужения, молебны, не исповедуется, он предупреждается об исключении из реабилитационной группы.
Психолог старается привить пациенту и его родителям важность осознания выхода из наркоманического круга и изменения образа жизни больного.
В конце 1-го, начале 2-го этапа реабилитации в задачи психолога и психотерапевта входят:
1). Преодоление анозогнозии (отрицания болезни);
2). Создание мотивации к трезвой жизни;
3). Осознание необходимости упорной работы самого пациента;
4). Создание мотивации к длительному сотрудничеству с ДПЦ;
5). Способствование активному воцерковлению;
6). Пробуждение у наркозависимого покаянного чувства;
7). Продолжение работы по преодолению физической зависимости («тяги» к употреблению наркотиков).
Целями этого этапа являются:
1). Формирование у пациента осознания собственного бессилия в борьбе с недугом;
2). Формирование представления о недуге, как о системе реакции на окружающий мир;
3). Формирование представлений о греховности образа жизни, ведомой пациентом;
4). Формирование осознания того, что только Господь Бог может даровать исцеление;
5). Формирование готовности принять помощь от Церкви и Бога и развитие молитвенного состояния и общения с Богом;
6). Формирование осознания необходимости изменить жизнь.
Обязательным требованием является еженедельная исповедь, посещение всех богослужений определенных программой ДПЦ, участие в таинстве Евхаристии по благословлению священника (режим устанавливается священником индивидуально для каждого участника программы), а также участие в группах «самопомощи», консультациях у психолога, нарколога и работа в психотерапевтической группе (при ее наличии), посещение «катехизаторского часа». Желательным является участие в образовательной программе, проводимой в рамках программы катехизации (участие в экскурсиях в музеи, монастыри, в паломнических поездках). На втором этапе реабилитации в задачи психотерапии входят: групповая психотерапия; индивидуальная психотерапия; катехизация; активное участие в церковных службах в режиме определяемом священником; участие в «группах поддержки»; консультирование членов семьи и ближайших родственников; выполнение трудового послушания с благословления священника; диагностика и консультации у медицинских специалистов.
Второй этап работы в программе ДПЦ направлен на: создание позитивной модели образа жизни; глубокий анализ личных проблем; выработку новых, приемлемых для пациента способов взаимодействия с окружающим миром; «обкатку» в искусственных, безопасных условиях замкнутого микросоциума ДПЦ новых способов взаимодействия с окружением; выработку «взрослой» жизненной позиции; выработку мотивации к принятию личной ответственности; закрепление установок на трезвый образ жизни; закрепление достигнутых результатов по преодолению физической зависимости, курс поддерживающей, общеоздоровительной терапии. Целями данного этапа являются: формирование у пациента шкалы жизненных ценностей на основе христианских заповедей; глубокое осознание пациентом греховности своей жизни; создание условий для перехода на совершенно иной (системный) уровень осознания своих грехов и углубления покаянного чувства; формирование готовности максимально возможного исправления, искупления допущенных ранее ошибок, возмещение нанесенного ущерба; формирование стремления и готовности к коренным изменениям своего образа жизни на основе христианского миропонимания и активное воплощение в жизнь евангельских принципов; формирование осознанного отношения к Богу и молитвенного и евхаристического отношения с Ним; формирование позитивного отношения к положительным нормам социальной жизни; выработка начальных навыков существования в режиме взаимных обязательств; формирование навыков сопротивления отрицательным воздействиям окружающей среды, развитие понятия духовного трезвения; восстановление физического здоровья, диагностика и лечение сопутствующих заболеваний, восстановление, если это возможно, иммунной системы. Одним из наиболее важных моментов при работе на данном этапе является «синхронизация» тематики психотерапевтической группы, а также «катехизаторской группы» с тематикой проповедей проводимых священником. На данном этапе обязательным является, помимо требований описанных в начале второго этапа, несение трудового послушания, активное участие в группах взаимопомощи в качестве соведущих, частное предоставление своего опыта для свидетельствования эффективности пути предлагаемого ДПЦ.
Необходимым также является прохождение медико-психологических тестов в режиме, определяемом психологами ДПЦ. Обязательным является выполнение рекомендаций врачей центра по консультациям у медицинских специалистов. Важным является то, что доступ ко второму и последующим этапам реабилитации происходит по согласованию священника с психологом, на основании результатов полученных на первом этапе.
На втором этапе реабилитации наркозависимым помогает группа поддержки из бывших наркозависимых. Они дают им конкретный совет по усилению желания жить без наркотиков, укреплению своей воли. В данном случае наглядный пример и совет бывших наркозависимых считаем особенно целесообразным.

Катехизаторская работа

Катехизаторская работа, то есть изучение Священного Писания и Закона Божия, активное воцерковление наркозависимых, их духовное становление в ДПЦ проходит в катехизаторских группах, которые проводят наши бывшие наркозависимые, ныне студенты Богословских и светских Университетов. Эта группа лиц — бывших наркозависимых, прошедших реабилитацию в нашем Центре, составила «группу поддержки», которая активно помогает реабилитации наркозависимых. Их работа проходит под патронажем психолога и священника. Группа катехизации для проходящих реабилитацию в Душепопечительском Православном Центре святого праведного Иоанна Кронштадтского активно стала действовать с 2000 года. Эти группы посещают молодые люди, которые обратились в Центр по проблеме зависимости от наркотиков и алкоголя. Они посещают врачей центра, психологов, психотерапевтов, а также обязательно участвуют в богослужениях, регулярно исповедываются и причащаются. С группой проводится 12 занятий, каждое имеет свою тему. В первом семестре изучаются: введение в Церковь; православное богослужение, богослужебное время; молитва; пост; исповедь; устройство Храма; всенощное бдение; божественная литургия (литургия оглашенных, литургия верных); православные праздники.
Группа катехизации является также и группой общения. Все беседы сопровождаются чаепитием, что во многом помогает общению и сближению участников группы, а также способствует постепенному уходу от привычной для наркозависимых и страдающих алкоголизмом формы общения, основанной на общих для них наркоманических и алкогольных интересах. Большинство участников группы — совершенно невоцерковленные люди, поэтому руководители группы старались сделать занятая максимально интересными: проводились викторины, разгадывались заранее подготовленные кроссворды на православные темы, что способствовало также и закреплению пройденного материала.
Также силами группы обычно подготавливается небольшой концерт, например, к празднику Рождества Христова для прихожан храма.
Во втором семестре создается новая группа, а участники первой группы продолжают занятия и приступают к изучению Святого Евангелия. Также участники первой группы принимают участие в проведении занятия с «новенькими». Это дает свои положительные результаты, так как те, кто начал посещать занятия раньше, помогали вновь пришедшим укрепиться в вере собственным примером и опытом. В программу группы также включены паломнические поездки и экскурсии
Главная цель второго этапа реабилитации — укрепить достигнутую ремиссию, перевести ее в устойчивую, вывести молодых людей из наркотической среды обитания и наркотического окружения, развить в них потерянную способность к труду, восстановить нормальные семейные отношения, дать им почувствовать себя полноценными людьми, способствовать дальнейшему воцерковлению и развитию духовности. Молитва и активный труд — вот основа реабилитации на данном этапе.

Третий этап

Третий этап реабилитации — этап семейно-бытовой, социальной адаптации наркозависимого. Он возможен при условии возникновения у больного устойчивой ремиссии в течение года и более. Третий этап состоит в активной помощи наркозависимому в трудоустройстве, восстановлении семьи, адаптировании в семье. Возможно проведение терапии по показаниям психиатра, невропатолога и других специалистов (например — лечение гепатита). Третий этап включает в себя: участие в профессиологическом обследовании; участие в «тренингах умений», организовываемых психологами ДПЦ; индивидуальные консультации психологов; помощь ДПЦ в приобретении образования, профессии; помощь в трудоустройстве. Работы на этом этапе направлены на: определение психологической предрасположенности к различным видам деятельности; выработку индивидуального стратегического плана адаптации в социум; определение оптимальной схемы адаптации в социальную жизнь, исходя из имеющихся в наличии ресурсов (личностных, финансовых, бытовых и т. д.); разработку конкретных мероприятий по включению пациента в социум; анализ начальных результатов трудовой деятельности; помощь в разрешении конкретных психологических трудностей, возникающих в процессе деятельности в открытом социуме; выработка навыков использования основных принципов, усвоенных в процессе предыдущей работы в программе ДПЦ, в повседневной жизни и работе.
Целью данного этапа является: формирование активной жизненной позиции на православных, христианских принципах, усвоенных в ДПЦ; формирование устойчивой установки на достижение целей; закрепление навыков сопротивления внешней среде; формирование навыка отстаивания своих принципов в открытом социуме; формирование навыков общения, и обретение нового круга общения.
По-прежнему обязательным является исповедь и активное посещение богослужений проходящих в рамках программы ДПЦ; работа в тренинговых группах в центре и активное участие в «группах поддержки». А также желательным является включение в церковную жизнь по месту жительства. Важной частью работы на этом этапе является создание условий для осознания необходимости помощи другим в решении подобных проблем, и определения степени своего участия и функциональной роли в работе центра. По достижении устойчивой ремиссии подопечный переходит в режим поддерживающего этапа, продолжительность которого не ограничена.
В настоящее время работа по реабилитации нарко- и алкогользависимых молодых людей строится у нас следующим образом.

Больной поступает в ДПЦ и через регистратора направляется к врачу-наркологу или приходит в храм и после беседы со священником направляется в ДПЦ. Врач-нарколог, побеседовав и посмотрев больного, решает, что с ним делать: направить в стационар для снятия абстинентного синдрома или рекомендовать снять абстинентный синдром (ломку) в домашних условиях и, как мы уже отмечали, ставит ему соответствующий диагноз, рекомендует проведение того или иного лечения. Врач-нарколог вырабатывает план-схему реабилитации, направляет наркозависимого к психологу, психотерапевту, в кабинет биологической обратной связи (БОС), в катехизаторскую группу и отслеживает весь этап реабилитации.

По существу, все специалисты-душепопечители (врач-нарколог, психолог, психотерапевт, специалисты БОС, катехизаторы) работают «на священника», помогая больному активно воцерковляться, изменяя его мировоззрение, способствуя духовному становлению личности. В схеме № 5 этот процесс хорошо отмечен. В ДПЦ проводятся следующие уровни реабилитации:
Стационарный — там проводится 1-й этап — медицинской реабилитации, снятия абстинентного синдрома, лечение сопутствующих заболеваний и первичное воцерковление больного. В стационаре больной проводит 3−5 недель и возвращается для продолжения реабилитации в ДПЦ.
Амбулаторный уровень — основной в работе ДПЦ, и основной, потому что, мы не можем несколько сотен больных направить в реабилитационную общину или в монастыри.
3. Реабилитационная загородная община — в нее направляются, как правило, иногородние, которым негде жить в Москве, или москвичи, которых невозможно изолировать от наркоманической группы общения.
4 Стационар дневного типа
5. Монастырский (по договорённости с монастырями)

Главная цель направления наркозависимого в общину — отрыв его от наркоманической социальной ниши, укрепление полученной в Душепопечительском Православном Центре нестойкой ремиссии и веры, создание молитвенного настроения и активное вовлечение в трудовой процесс. Желательно устроение общины делать рядом с храмом, чтобы не прерывать начавшийся процесс духовного возрождения молодых людей. Распорядок дня в Обители насыщен молитвой и трудом. Утро начинается с молитвы: молитвенное правило начинается с братского молебна или чтения полунощницы, затем следуют утренние молитвы, чтение одной главы из Апостола и одной главы из Евангелия. После молитвенного правила общинники завтракают, после чего уходят на трудовые послушания. Во время принятия нищи совершается чтение душеспасительных книг — творений святых отцов и других. Вечером вычитываются малое повечерие с тремя канонами и акафистом Спасителю или Божией Матери, вечерние молитвы, совершается чин прощения и крестный ход.
Все молодые люди научаются свободно читать по-церковнославянски, ежедневно совершают молитвенное правило, их духовное состояние значительно улучшается.
Активная работа ДПЦ по реабилитации наркозависимых, а также молодёжи с другими видами зависимостей приводит к определённым социально-экономическим последствиям.

«Социально-экономические последствия выхода из наркозависимости молодежи и проведения профилактической работы среди детей, подростков и молодежи».

Выведение молодежи из наркозависимости и активная профилактическая работа в детских и юношеских коллективах приведет к уменьшению смертности в стране, особенно молодежной, к увеличению участия молодых людей в активной социально-трудовой жизни, к укреплению российской семьи и увеличению активности созависимых лиц.
Уменьшаться расходы на борьбу с преступностью и на содержание осужденных в местах лишения свободы. Русская Православная Церковь увеличит число своих прихожан. И это все не пустые слова. Практика деятельности нашего Православного Центра уже показала, что это так и есть. По 2003 годы число лиц, вошедших в состояние устойчивой ремиссии составило у нас 85%, число прошедших реабилитацию за этот период составило более 3000 человек. По установленным нами данным (они не точны, так как со многими приезжими из других городов мы не смогли связаться) в состоянии е ремиссии из 1906 (из числа только обследованных катамнестически) в состояние устойчивой ремиссии вошло 1620 человек. После 2003 года, как я уже отмечал, из-за объективных причин в число вошедших в состояние ремиссии стали входить 60−70%.

Подавляющее большинство этих молодых людей хорошо вошло в социум и адаптированы в семье. Многие женились или вышли замуж, рожают детей. Среди 80 молодых людей прошедших за эти годы активную духовную и социальную реабилитацию в общинах вошли в состояние устойчивой ремиссии 69 человек, или 78,5%. У 8 человек отмечено значительное улучшение и только трое молодых людей остались наркозависимыми. Можно считать, что никакого результата реабилитации не наблюдалось всего у 4% наркозависимых, проходивших активную реабилитацию в монастырях, общинах ДПЦ. Однако необходимо помнить, что этот процент непостоянен: он может меняться (и меняется) в зависимости от времени, прошедшего с момента начала реабилитации и пребывания молодых людей в той или иной среде пребывания. Истинное число молодых людей, отказавшихся от наркотиков и изменивших образ жизни, покажет время. В отличие от светских реабилитационных центров у нас отмечается «эффект ножниц»: чем больше времени проходит от начала реабилитации, тем большее число реабилитантов входит в состоянии е устойчивой ремиссии. Мы наблюдали немало случаев, когда заканчивали приём наркотиков такие лица, которые считались нами совершенно бесперспективными. В светских реабилитационных центрах наблюдается, как правило, другая картина: чем больше времени проходит после окончания реабилитации, тем большее число начинают вновь приём наркотиков. К сожалению, это так.

С 2004 года у нас ухудшилась реабилитация и в общине: очень сильно портит дело легальный наркорынок, ведь так легко приобрести в аптеке, к примеру, наркосодержащие препараты «Терпинкод» или «Коделак». Но в течение 2006−2007 годов мы усилили дисциплину, «ужесточили» режим дня и срывы стали редкими явлениями в процессе реабилитации. Вследствие этого значительно возросла эффективность общинной реабилитации.

Как видим, наша программа основана на активном воцерковлении лиц, принимающих православное вероисповедание. И в данном случае, как и для приверженцев программы «12 шагов», нам не так уж и важно, приходит ли к нам верующий православный христианин, или просто называющий себя верующим: наша работа с пришедшими к нам на реабилитацию молодыми людьми предполагает, что они станут (почти обязательно) верующими, исповедующими православное христианство. Вы увидели уже работу группы катехизаторов, которая давала превосходные результаты, вы увидели работу группы «Преображение», мы постарались показать Вам ценность метода «стационара дневного типа». Вне всякого сравнения, эта работа гораздо плодотворнее, чем работа Программы «12 шагов». Однако, как бы я ни хвалил нашу собственную программу, это вовсе не означает, что она даёт 100% положительный результат. До 2003 года результаты реабилитации были гораздо лучшими. Но и в настоящее время 65−70% - это потрясающий результат. Пусть он не составляет 80−85%. Но это результат, который можно считать уникальным. Да, конечно же, были досадные срывы, уходы (даже был, к сожалению, 1 случай ухода в сектантство после активного воцерковления. Анализ показал, что здесь имело место неправильное поведение неверующих родителей, поддавшихся активному сектантскому влиянию), переход на алкоголь — в тех случаях, когда в преморбидном состоянии было активное увлечение алкоголем. Но всё же случаи эти были редкими, они были исключением из правил. Было бы, конечно неправильным считать, что всё у нас проходит гладко и, если ты вошёл в православие, значит, ты уже спасён. Конечно же, это не так. Я должен честно признаться, что общинный тип реабилитации для нас самый тяжёлый, потому что в общине необходимо строго соблюдать ее Устав, дисциплину, режим дня, а для наркозависимых это составляет тяжелейший духовный труд. Они часто давали срывы в соблюдении Устава и дисциплины, и поэтому приходилось их исключать из общины или они покидали её сами. И всё же подавляющее большинство общинников вышли вместе с нами победителями и стали совершенно нормальными и здоровыми людьми — бывшими наркозависимыми.
Как бы там ни было, но плоды нашей работы говорят сами за себя: «По плодам их узнаете их» (Мф., 7,16,20). Но вот теперь мне хотелось бы привести феноменальные данные, говорящие абсолютно за использование православных методик, за активную встречу души наркозависимого с Богом и как мы можем увидеть это на дисплее компьютера. По существу, речь пойдет о важном научном открытии, сделанном нами. Как я уже говорил, имеется в нашем Центре кабинет «обратной биологической связи». Что это такое?
Не вдаваясь в подробности методики, отметим лишь, что принцип метода биологической обратной связи (БОС) состоит в том, что снимаемые с помощью электродных датчиков физиологические сигналы с мозга (электроэнцефалограмма — ЭЭГ), сердца (электрокардиограмма — ЭКГ), частота пульса и дыхания, преобразованные компьютером для человека в аудиовизуальную информацию, становятся понятны ему, и на основании этого он получает возможность сознательного и волевого управления своим физиологическим состоянием. Как успешно идёт процесс совладания со своим физиологическим состоянием, показывает наличие или отсутствие аудио-визуальной информации в режиме обратной связи.
ЭЭГ у зависимых лиц.
Работа мозга сопровождается выработкой электрических потенциалов, которые можно снять специальной аппаратурой в виде электрических волн. При этом разному режиму работы мозга соответствует разный характер биоэлектрических потенциалов. Работающий мозг (активное внимание, решение задач, т. е. активное бодрствование) сопровождается преобладанием бэта-электрических волн. В состоянии покоя (например, при закрытых глазах) преобладают альфа-волны. В состоянии сна доминируют более медленные тэта- и дельта-волны. В состоянии бодрствования и покоя их доминирование свидетельствует о неправильной работе мозга или наличии патологии.
Предпосылками для использования ЭЭГ-БОС в лечении больных с алкогольной и другими видами зависимостей стали данные исследования ЭЭГ Ю. Пенистона и П. Кулкоски, которые показали угнетение бета- и альфа-волн при алкоголизме и, в частности, в состоянии опьянения. Они предположили, что если существует дефицит альфа-волн (которые называются «спокойные», «мирные») у алкоголиков, то при тренировке по методу альфа-тэта-БОС будет наблюдаться увеличение амплитуды альфа-волн и альфа-активности в целом. Кроме того, вместе с этими изменениями ЭЭГ могут произойти изменения в нейрохимии мозга, что приведёт к оптимальному функционированию мозга и предотвратит рецидив. Первоначальное исследование показало: значительное увеличение альфа- и тэта — волн в ЭЭГ после тренинга; тэта-активность и значительное уменьшение депрессии и тревожности, более низкий процент рецидивов, низкий уровень бета-эндорфина в сыворотке крови во время лечения. Отечественные исследования (Душепопечительский Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, 1-е подростковое отделение 3-й городской психиатрической больницы им. Скворцова-Степанова г. Санкт-Петербурга) показали, что позитивный результат достигается без целенаправленного увеличения тэта-волн (медленно-волновой активности мозга), который проявляется в ЭЭГ людей, находящихся в состоянии глубокой медитации, что можно рассматривать как депрессию уровня бодрствования в состоянии оккультного трансового состояния (иеромонах Анатолий (Берестов). Поскольку возникновение тэта-ритма указывает на аффективную (эмоциональную) вовлеченность и уровень психоэмоционального возбуждения, либо состояние измененного сознания (как в случаях, обнаруженных нами при оккультном поражении), то это, очевидно, связано со всеми видами зависимости (в том числе при лудомании, алкоголизме, наркомании и оккультном поражении), которым свойственна не только повышенная тэта-активность, но при этом и выраженная асимметрия работы головного мозга (что было подтверждено нами и в случаях оккультного поражения мозга).

НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Нами было проведено исследование по выявлению изменений психосоматического и эмоционального состояния больных наркоманией и алкоголизмом, только начинающих воцерковление с использованием в качестве сигналов обратной связи аудио- и видеоматериалов со специфическими содержательно-образными характеристиками. Подборка аудио- и видеостимульных материалов формировалась по критерию духовно-смыслового содержания. Это значит, что после первичного психологического и БОС-исследования на последующих сеансах реабилитанту предъявлялись аудио- и видеостимулы православного содержания. Причём это православное смысловое содержание предъявляемых стимулов оценивалось нами с индифферентными в религиозно-православном смысле стимулами — пейзажами и картинами художников- классиков, классической музыкой.

Работа проводилась с тремя выборками больных: наркозависимые, алкогользависимые и страдающие тем или иным видом невротических или психотических расстройств оккультного поражения.

Мы обращаем особое внимание на качество используемого стимульного материала — его смысловое и духовное содержание, так как процесс восприятия рассматривается нами как процесс возникновения сопряженного взаимодействия между воспринимающим и воспринимаемым, где ВОСПРИНИМАЕМОЕ — ОКНО В ТУ ИЛИ ИНУЮ ДУХОВНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ (вот вам и проявление именно православной, а не иной какой-то духовности, господа «шаговики»!).
Православный характер аудио-визуальной обратной связи (иконопись, православное зодчество и православное песнопение) предоставляет страждущему возможность переключиться с переживаний негативного характера (обычно преобладающих на начальном этапе и формирующих негативизм, обычно на 1-ом сеансе. У нарко- и алкогользависимых вначале наблюдалось состояние недоверия с протестно-защитными реакциями, неуступчивостью, потребностью уйти от контактов в мир фантазий, где чувства тщательно скрываются (в первую очередь от самих себя) и в общении подменяются рассуждательством, как это наблюдается, со слов бывших шаговиков, в программе «12 шагов».
Случай алкогольной зависимости. Первый сеанс: состояние негативизма. По спектру мощности наблюдается межполушарная асимметрия во всём диапазоне, но особенно выражена в диапазоне тэта-волн 4−8 Гр. В таком случае прогноз в отношении излечения обычно бывает неблагоприятным (но это только первый сеанс. Поэтому в отношении прогноза он, к счастью, по одному сеансу не показателен).

По мере уделения внимания транслируемому содержанию, православная обратная связь в сравнении с типовым (обычным) материалом «нейтрального» в религиозно-духовном отношении содержания, значительно больше способствует сохранению вновь найденного «умиротворительного» и «успокоительного» состояния. Интересно, что показатели бета-ритма, как эквивалент напряжённой мыслительной деятельности, а по нашим психологическим исследованиям, и мыслительной деятельности навязчивого характера (например, навязчивого желания употребить наркотик или алкоголь) снижаются, как снижается и показатель тэта-ритма.

Это — чрезвычайно важные научные находки, я бы сказал научное открытие, подтверждающее положительное влияние на духовность человека православного стимульного ряда. Оно значительно отличается, как мы уже говорили, от нейтральных в духовно-религиозном отношении стимульных предъявлений. Безусловно, всё это активно противоречит 12-ти шаговой говорильне.

Случай героиновой наркомании девушки 20 лет. Полученный в ходе исследования график иллюстрирует позитивные изменения как по спектру мощности — это выраженная мощность в диапазонах 8−10 Герц, что соответствует альфа-волнам ЭЭГ, так и по времени существования, где мы видим преобладающую устойчивую альфа-активность. Бета- и тэта-ритмы уменьшаются на протяжении всех сеансов. Мы наблюдали повышение альфа-активности от сеанса к сеансу на фоне предъявляемых православных аудио- и видеостимульных предъявлений; при этом мы отмечали улучшение духовного и психического состояния, появление и усиление мотивации к лечению и развития воли.

На основании трудов отечественных психологов и собственных наработок попытаемся выявить механизмы этих изменений.

На базе Санкт-Петербургского Института экспериментальной Медицины проводились исследования с применением сеансов биоакустической коррекции (БАК), которые заключались в прослушивании текущей звуковой картины БАК головного мозга с помощью компьютерного преобразования путём транспонирования спектра ЭЭГ в область звуковых частот. Все обследуемые получали единственное задание: «Слушать работу собственного мозга». «При данных условиях транспонирования форма волн ЭЭГ в группе больных в начале курса процедур выражалась преимущественно в инструментальных и многоголосных тембрах акустического образа (АО) ЭЭГ. Тембры АО ЭЭГ практически здоровых испытуемых и больных в конце курса процедур были ближе к одноголосным и вокальным звукам, чем тембры АО ЭЭГ больных в начале курса процедур. Изменение тембра АО ЭЭГ, отражающее изменение формы колебаний биоэлектрической активности головного мозга, свидетельствует об изменении функционального состояния центральной нервной системы. Реальным механизмом этого процесса может быть положительное эмоциональное подкрепление процесса ауторегуляции ЦНС, где ключевым моментом является степень благозвучия воспринимаемого акустического образа ЭЭГ. Г. Гельмгольц в своей работе „О физиологических причинах музыкальной гармонии“ отмечал, что закон благозвучия „действует независимо от нашего сознания, поскольку он касается обертонов, о которых мы не имеем сознательного представления, хотя они и ощущаются нашим нервом, — о приятности или неприятности нам говорит наше чувство, хотя мы не знаем их причин“ (17,с.20).

Человек, находящийся в условиях биоакустической коррекции стремится к большей гармоничности звучания или, по крайней мере, к меньшей какофоничности, что приводят к формированию навыка отбора тех паттернов ЭЭГ, транспонированный образ которых обладал положительными подкрепляющими свойствами».

То, что физиологически здоровый мозг «звучит» подобно одноголосному вокальному пению, не случайно. В нашей русской традиции ему соответствует знаменное (не нотное) пение, о котором святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Знаменный напев написан так, чтоб петь одну ноту (в унисон) а не по началам (партезес), сколько бы певцов ни пели ее, начиная с одного певца. Знаменный напев подобен старинной иконе. От внимания ему овладевает сердцем то же чувство, какое возникает от пристального зрения на старинную икону…»
Мы использовали в качестве звукоряда обратной связи знаменное пение и сербское традиционное церковное пение.
Однако, музыкальные предпочтения современной молодёжи, живущей идеологией гедонизма, происходят из соответствующего жизненного мира (инфантильного). Приведём основные его черты. Прежде всего, он характеризуется ориентацией на немедленное удовлетворение сиюминутных потребностей, будь то требование материнского молока, или денег у матери же на приобретение источника удовольствия как цели бытия. Очень редко, но всё же встречается локализация целей в будущем и связь их с вневременными ценностями, чаще же — локализация в настоящем. Ему присущи также неприятие ответственности, обвинение других, а не себя в промахах и ошибках, совершаемых от порывистой необдуманности и высокой эмоциональности. Осознанность смысловых ориентиров, как и критичность, рефлексия, регулирующая роль мировоззрения у них совершенно снижены. Всё это — психология девиантов, проявляющаяся и в том, что присущие им ценности с содержательной стороны часто «ДУБЛИРУЮТ ПОТРЕБНОСТИ». Но это же является и признаком педагогической запущенности и депривации духовности, понимаемое именно в религиозном смысле.
Музыкальными потребностями молодёжи описанного жизненного мира (на современном этапе общественного развития), как правило, являются техно-, электронная музыка, тяжёлый рок и др. из этого ряда. В общем же, любая музыка, доставляющая им удовольствие. Известно, что достижение цели по типу «всё сразу» есть реализация инфантильной установки личности. Она же — главная установка гедонизма и наркоманического склада личности. Психологически такая установка означает отказ от целеполагания, переживание состояния иллюзорной вседостигнутости и всереализованности, когда всё, к чему можно стремиться, уже дано непосредственно. На этом принципе, например, построена вся рекламная деятельность.
Увлечение перечисленными видами музыки способствует поддержанию изменённого состояния сознания по инфантильному или наркоманическому типу (жизнь как сплошная эйфория, которую наблюдаем также при воздействии наркотика, что проявляется в данном случае на ЭЭГ завышенной тэта- и дэльта-активностью головного мозга и редуцированием адьфа-и бэта-активности).Такая ЭЭГ картина мозга является в принципе патологической и может говорить об определённой патологии мозга и может сопровождаться эпилептическими припадками, что мы нередко и встречаем на рок-концертах. С другой стороны, поражение мозга наркотиками с развитием подобной картины ЭЭГ нередко вызывает и у наркозависимых эпилептические припадки. Это хорошо известно врачам. Но увлеченность такими видами музыки легко облегчает доступ к наркотику, который и возглавит существование в стиле «все в сразу».
Таким образом, человек даёт право на существование в своей жизни ужасающему парадоксу, в котором то, что по своей природе хорошо для человека (в том числе и для его физиологии), не принимается данным типом личности, вызывает раздражение и протест. И наоборот: то, что деструктивно, то очаровывает. А.Ю.Вуйма пишет, что соответствие или несоответствие индивидуальному шаблону синхронизации биоритмов мозга вызывает те или иные виды эмоции. У зависимого человека имеется свой так называемый шаблон синхронизации, по сути «приёмник», ориентированный на определённую частоту. Но если человек искренне хочет избавиться от зависимости, его восприятию становятся доступны и церковное песнопение, и иконопись, — окна для преображающегося человека, хотя при этом у него не было никакого опыта духовно-религиозной жизни и помышлений о вере практически не возникало. Но это доказывается всем опытом реабилитации наркозависимых в православных реабилитационных центрах и нашими БОС-исследованиями. И те музыкальные (и не только музыкальные) формы, которые ещё недавно были приятными и за которыми стоит дух деструкции, со временем вызывают неприятие.

На протяжении одного сеанса БОС-терапии, состоящего из нескольких мини-сеансов, у наркозависимого происходит уменьшение тэта- и рост альфа-активности при предъявлении православных аудио- и видео-стимулов.

Следует сказать несколько слов о визуальном (зрительном) восприятии и внимании. Наиболее примитивное внимание — амбьентное (пространственное), связанное с локализацией объектов в пространстве, оно работает в динамических условиях. Чем больше движущихся предметов, тем больше вероятность того, что будет доминировать именно эта форма внимания. Именно за счёт этого мы видим формирование мозговой доминанты, лежащей, по нашему мнению, в основе игровой зависимости, у игровых зависимых. Бегающие зрачки зависимого человека, развивающего в поисках кайфа сверхактивность; состояние внимания игромана у игрового аппарата (полутёмное помещение, бегающий цветной свет, вспышки света, характерная монотонная музыка, звон монет и т. п.) — здесь работает данный вид внимания. Второй вид внимания — фокальное (предметное), связанное с идентификацией отдельных предметов, более высокая форма внимания, чувствительная к вниманию другого человека. Этот вид внимания не развивается при разного рода зависимостях (один наркозависимый вынес все иконы из комнаты, объясняя это тем, что они смотрят на него, и он не может больше этого выносить). Как уже сказано выше, во время БОС-сеанса используется в качестве аудиовизуального ряда иконопись и православное песнопение. Это порождает такой характер восприятия, при котором задействован этот тип внимания, который недоразвит у зависимых людей. В результате, значительно уменьшаются рассеянность и мыслительная активность навязчивого характера. Функционально именно этот вид внимания задействован в борьбе с навязчивыми помыслами (в отведении от них и удержании внимании на молитве).

Исследователь нейрофизиологических механизмов произвольного внимания Р. Наатанен в монографии «Внимание и функции мозга» признаёт важность предстимульного периода произвольного внимания. Он отмечает, что в то время как непроизвольное внимание может оперировать только в настоящем времени, произвольное внимание может быть обращено к будущим стимулам или событиям. В эксперименте Т. Малхоланда и Е. Пенера было обнаружено, что альфа-ритм может усиливаться яри высоком уровне зрительного внимания, Это же отмечено и нами и показано значение этого факта в развитии осознанного отношения к лечению, развитию воли зависимого и усиления мотивации к лечению. Представление об альфа-ритме как показателе инактивированного состояния нервной сети опровергается данными о вызванной ритмической алектроактивности альфа-диапазона регистрируемой в процессе реализации различных видов деятельности (Ж. Высшей нервной деятельности, 2003 г. том 53. Стр.1ЗЗ-151): «Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания {аналитический обзор». РИ. Мачинская, Институт возрастной физиологии РАО), Коротко говоря, происходит тренировка произвольного внимания и освоение технологии борьбы с помыслами. Приведённые описания экспериментов отражают и наши исследования. Это взгляд через увеличительное стекло на то, что происходит с нами на уровне психофизиологии в разных состояниях сознания. Человек, осуществляя произвольную внутреннюю активность по «собиранию» себя синергийно (с Божьей помощью), испытывает личностную состоятельность и тогда на смену одержимости страстью приходит переживание мира и желание и уверенность в исцелении. Это свидетельствует о том., что больные с различными видами зависимостей, в том числе с наркозависимостью, успешно овладевают навыком волевой регуляции своего психофизиологического состояния, обеспечивая процесс интеграции души и тела, разобщённых недугом. Усиливается и развивается мотивация к лечению и осознание своего недуга.

ВЫВОДЫ

Реабилитация наркозависимых с применением БОС-терапии при использовании материалов обратной связи с православным смысловым содержанием влияет на структуру биоэлектрической активности головного мозга, способствует желательному приросту интенсивности и времени существования средне-волновой активности альфа-диапазона и выраженной синхронизации активности полушарий головного мозга и позволяет исключить инертные и патологические состояния сознания (тэта- и дэльта-диапазоны). Как мы указывали уже выше, такого положительного эффекта мы не наблюдали при предъявлении индифферентных в духовно-религиозном смысловом отношении стимулов. Конечно, если предъявлять индифферентные в религиозно-смысловом отношении аудио-видеостимульных рядов, возможна положительная работа с аддиктивными больными, но она не будет являться столь очевидно-показательной, эффективной и быстрой. Безусловно, наша находка является важным научным открытием и, главное, — легко воспроизводимой. Это не есть спекулирование на отдельных больных: это правило, или — закон. Вот что даёт нам православный подход к реабилитации наркозависимых и больных с другими аддикциями. Здесь мы видим, как идёт перемещение внимания от греховного помысла на молитву и способствующее этому явлению православное содержание обратной связи не даёт соответствующей доминирующей страсти реагировать привычным образом на духовно-душевном уровне. При этом нарушается стереотипная для зависимого больного иерархия реагирования и стереотипная ассоциативная связь. При регулярности участия в БОС-процедурах изменяется стереотип реагирования, особенно на фоне участия в богослужении, личной и коллективной молитвы и христианских Таинствах. Происходит овладение собой, то есть своим внутренним, духовным миром, развиваются осознание своей болезни и уверенность в победе над ней именно с помощью Благодати Божией, религиозное восприятие мира, вера в Бога, и воля.
Конечно, мы должны сразу же оговориться: применение БОС-православной терапии не является ни в коем случае методом, излечивающим наркоманию или другие аддикции. Этот метод является прекрасным вспомогательным методом терапии в комплексе православных методов реабилитации. Сам по себе он не способен излечить наркоманию, но в комплексе со всеми применяемыми нами методами он значительно увеличивает успех реабилитации, помогает священнику и другим реабилитологам привести больного к вере, воцерковить его и изменить его образ жизни. Он также помогает снять духовную напряжённость и предотвращает наркотические и алкогольные срывы.

Таким образом, приведённая нами критическая информация по изначально протестантскому методу реабилитации лиц с зависимым поведением с абсолютной достоверностью показывает всю несостоятельность её внедрения в православную Церковь в качестве оптимального варианта для исцеления.
Вне всякого сомнения, Программа «12 шагов» может иметь определённый успех в неправославной среде и имеет право на дальнейшее существование, если уж она помогает многим тысячам больных на Западе и в США, а в некоторых случаях и у нас в России в нерелигиозной среде. Было бы нелепостью выступать за её запрет и мы ни в коем случае не делаем этого. Раз кому-то помогает, то и пусть работает. Речь идёт о другом: православная Церковь на протяжении многих веков сохраняла и приумножала богатый опыт помощи духовно немощным больным и успешно на практике применяла его в течение более чем тысячи лет. Вспомним хотя бы решение проблемы алкоголизма перед Первой Мировой войной путём создания сети «Обществ Трезвости». Ведь дело дошло до смехотворного скандала: увидев, что от резкого снижения потребления водки падают доходы заводчиков — производителей водки, они обратились к Царю с просьбой приостановить активность Обществ Трезвости, иначе-де в казну пойдёт меньше денег от продажи водки. Ведь успех антиалкогольной кампании был потрясающий: в Обществах Трезвости становились трезвенниками до 60% пьяниц!
Аналогичная тенденция прослеживается сейчас у нас и с реабилитацией наркозависимых; во многих реабилитационных центрах, на приходах, в монастырях, прекращают употреблять наркотики и входят в состояние устойчивой ремиссии от 60 до 85% наркозависимых и именно благодаря православным методам реабилитации! Так зачем же нам переходить на 12-шаговую программу, которая ничего не даёт ни уму, ни сердцу? Только в угоду прозападным элементам, несущим нашей Церкви деструктивные порядки и духовный разлад между верующими?
Мы в настоящей работе критически разобрали метод реабилитации зависимых больных по западному протестантскому методу «Программа 12 шагов» или «Анонимные алкоголики/Анонимные наркоманы», пришедшему к нам из США. В1994 или в 1995 году американцы активно вербовали меня для поездки в Штаты с целью осваивания этого метода с последующим внедрением на российской земле. К счастью, я наотрез отказался, объяснив им, что у нас в Церкви есть свой метод духовного лечения подобных больных, более эффективный в наших условиях.

Мы сделали подробный анализ 12-ти шаговой Программы на. духовно-религиозном, психологическом и научном — нейрофизиологическом уровнях и показали несомненное превосходство Православных методик над 12-ю шагами. Я бы хотел обратить внимание вот на какой важный аспект этой проблемы. БОС-терапия наркозависимых показала важность именно православного подхода к реабилитации и доказала это на нейрофизиологическом аппаратном методе. Но если предъявление православных в смысловом отношении аудио- и видео- стимулов даёт столь показательные положительные результаты, кольми паче слово Божие, произнесённое священником или катехизатором и активное научение зависимых Закону Божию, а тем более христианские Таинства — Исповедь, Причастие и другие, приносят огромный плод духовного воздействия на зависимого человека. Вот почему у нас с «шаговиками» столь разительные отличия в результатах реабилитации и воцерковления. Так нужны ли нашей Церкви западные откровенно протестантские программы реабилитации?

Я считаю, что программе «12 шагов» не место в Православии. Пусть они работают вне Церкви. Это будет справедливо и необходимо. Те зависимые, которые не захотят проходить реабилитацию в православных Душепопечительских центрах, на приходах и в монастырях, всё-таки имеют некоторый шанс спастись от проявлений болезни у «Анонимных Алкоголиков / Анонимных Наркоманов».

Но если кто-то из церковников уж очень хочет работать по «12 шагам», я советую, по слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, «наполнить эти программы нашим религиозно-нравственным содержанием». Иначе полного исцеления от подобных недугов не наступит никогда!

Вольному — воля, спасённому — рай.

Руководитель Душепопечительского Православного Центра
святого праведного Иоанна Кронштадтского,
иеромонах Анатолий (Берестов)
.

http://rusk.ru/st.php?idar=112129

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Виртанен Марина K    23.08.2010 12:28
Очень впечатлило. Глубокая работа. Надеюсь взгляды и стремления автора найдут поддержку и развитие при практическом воплощении. Душевные недуги невозможно излечить без участия православной церкви.
  Александр Родионов    18.12.2007 23:57
Очень внимательно прочитал весь текст. Чрезвычайно интересно, но к сожалению не нашёл данных статистики по Вашей программе. Проценты не дают понять общую картину по численности выздоровивших и по тем временным отрезкам ремиссии, которые учитывались у больных. Не могли бы вы подробнее осветить эту информацию?

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru