Русская линия
Русская линияИгумен Анатолий (Берестов)15.10.2007 

Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы «12 шагов»
Часть I

Введение в проблему

Лечение и реабилитация алкоголь- и наркозависимых представляет собой необычайно тяжёлую проблему, и в силу своей кажущейся неосуществимости вызывает у многих как специалистов так и неспециалистов терапевтический нигилизм. В определённой степени, этот нигилизм оправдан в силу непонимания основных причин болезни с признанием материалистического взгляда на её развитие в качестве ведущего. Так, профессор В.Д.Менделевич, заведующий кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета, с категоричностью утверждает: «Развитие духовности не может быть методикой совершенствования наркологической помощи». В другом месте, со ссылкой на работу 10-ти летней давности некоего A.I.Leshner (1997), он же утверждает: «Дискуссии по поводу того, является ли опийная наркомания болезнью или духовно-нравственным изъяном, закончились в мире много лет назад». [1] Может быть, для Владимира Давыдовича эти дискуссии вовсе и не начинались, или же, начавшись, тут же и закончились…

Давайте рассмотрим другую точку зрения, которая присуща Церкви и находит всё больше и больше сторонников среди ведущих ученых. Церковь смотрит на проблему зависимого поведения человека как на проблему прежде всего духовную: потеря религиозности, массовый отход человека от Бога и, как следствие — потеря традиционной нравственности, определяющей образ жизни человека, его духовно-социальный быт, культуру, семейно-брачные отношения и образование. Правильнее было бы назвать эту проблему социальной: В Конституции России указано на светский характер государства, что подразумевает отделение государства от Церкви и, следовательно, ее от решения от насущных вопросов жизни общества.

Таблица 1В последние 1,5−2 десятилетия мы живем в условиях системного международного кризиса, прежде всего — религиозно-нравственного. Происходит переоценка нравственных и духовных ценностей, изменение образа жизни, культуры, системы образования, семейно-брачных отношений (см. табл. 1)

В результате духовно-нравственного разложения общества проявились такие тяжёлые пороки как крах семьи, падение рождаемости, сексуальная революция с растлением населения и, в первую очередь, детей, проституция, развитие гомосексуализма и привитие населению толерантного отношения ко всему этому.

Происходит внедрение постхристианской культуры, суррогатной духовности в виде деструктивной сектантской религиозности и оккультизма. Спасаясь от такой реальности, наш народ стал массово уходить в различные зависимости. Стали процветать алкоголизм, в том числе детский и юношеский, наркомания, игровая и другие зависимости.

Эти духовные пороки настолько изменили образ жизни современного человека (особенно это коснулось детей и молодёжи), что грозят уже самому его существованию. Наши дети и подростки вынуждены жить в агрессивной для них социальной среде. Воспитываясь в условиях лишения духовности и традиционной культуры, потери семейных ценностей, они духовно программируются на ведение сугубо нездорового (греховного) образа жизни с формированием особого духовно-психологического стереотипа образа жизни и поведения, который и формирует у них аддиктивное поведение (см. табл. 2).

Таблица 2Специальные исследования [2] и наблюдения последних лет, а также богатый опыт нашего Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, показывают чёткую и конкретную связь развития наркомании с бездуховностью и безрелигиозностью, ведением сугубо греховного (нездорового) образа жизни в подростковом и юношеском возрасте. Так, из 7000 наркозависимых, прошедших через наш Центр с лета 1998 года, только 6 человек происходили из традиционно верующих семей. Особыми показателями бездуховности детей и подростков являются такие нездоровые явления в их жизни как курение, употребление алкоголя и ранние половые отношения. Средний возраст начала курения наших детей составляет 11 лет. А курящий ребенок и подросток имеет шанс стать наркоманом в 55 раз чаще, чем некурящий! Это подтверждают статистически достоверные исследования[3]. А курят у нас 60% мальчиков и 40% девочек старшеклассников!

Показано также, 50% мальчиков и 25% девочек начинают употреблять алкоголь с 12-тилетнего возраста [4].
Курящий же и употребляющий алкоголь ребенок и подросток становится наркоманом уже в 100 раз чаще! [5].

Разве это не яркий пример влияния безнравственности и бездуховности?!

Ведущие современные психиатры [6] подтверждают, что наиболее значимым фактором в развитии наркоманий является именно бездуховное состояние молодёжи с развитием особого образа жизни.
По их мнению, прямая связь между той или иной формой поведения и конкретным биологическим субстратом отсутствует и потому любое биологическое вмешательство в организм человека не способно изменить нужным образом поведение и образ жизни заблудшей личности. Они формируются при повторении одного и того же действия сотни и тысячи paз путём, как принято говорить в психологии, научения. Поведение наркозависимого представляет собой не просто комплекс определённых действий, а образ действий очень специфический, основанный на сформировавшемся мировоззрении человека, пережившего определенный опыт.

Таким образом, наше мнение на происхождение наркомании полностью совпадает с мнением ведущих психиатров страны (см. табл. 1- 4).

Таблица 3В таблице 4 показана «лестница смерти», приводящая подростка и молодого человека к ранней смерти при ведении бездуховного образа жизни и развитии девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения с проявлениями наркотической аддикции (зависимости). В основе же этой «лестницы смерти» лежит бездуховное, безбожное воспитание в условиях агрессивной социально-духовной среды обитания.

Из этого взгляда на происхождение наркомании следуют очень важные выводы в отношении её лечения и реабилитации. Мы констатируем, что адекватного лечения наркоманий, имеем в виду медицинского, как такового на сегодняшний день нет. Лечение абстинентного синдрома (ломки) не является лечением наркомании как таковой.

Применение блокаторов опиоидных рецепторов типа налтрексона не является самостоятельным методом лечения. Он используется в комплексе с другими методами лечения и реабилитации, а вот самостоятельного устойчивого эффекта, к сожалению, не дает. Для достижения такового данные препараты целесообразно применять совместно с хорошо налаженной духовной и социально-трудовой реабилитацией.

Многим известна история с так называемым стереотаксисом — нейрохирургическим вмешательством в мозг человека с целью избавить его от потребности в наркотике. Этот метод активно практиковался в некоторых городах нашей страны. Но, как и следовало ожидать, исходя из приведённых выше рассуждений, операция на мозге абсолютно не гарантирует прекращения употребления наркотиков, так как она не изменяет главного — образ жизни и мировоззрение. Можно отметить лишь отдельные позитивные результаты этой травмирующей операции как следствие психологического эффекта, а вот осложнения возникали, к сожалению, достаточно часто и в тяжёлой форме. Поэтому в настоящее время от стереотаксических операций отказались.

Таблица 4Печально известна и практика новосибирских ученых, разработавших метод управляемой гипертермии. Известно, что при повышении температуры до 42,3 — 42,4 градуса по Цельсию, происходит разрушение (свертывание) белковых структур и наступает смерть, главным образом от свертывания крови. По методике новосибирцев человек на несколько минут вводится в состояние управляемой «клинической смерти». При этом гибнут некоторые злокачественно-перерожденные клетки, а также вирусы и бактерии. Была надежда, что у наркоманов после такой процедуры, в результате изменения биохимии мозга, исчезнет тяга ж наркотикам. Однако учёных ждало разочарование — уже через несколько месяцев тяга к наркотикам возвращалась к ним вновь. Поэтому данный метод «лечения» также не нашел применения в медицине.

Серьёзно говорить о лечении опийной наркомании заменой опийных наркотиков на метадон (так называемая заместительная метадоновая терапия), как предлагают нам США и Запад через своих агентов влияния — правозащитников и «подкормленных» специалистов по наркологии, — не стоит. Можно ли лечить алкоголизм, предлагая алкоголикам вместо водки вино или пиво? Можно ли серьёзно говорить о решении проблемы, подсадив зависимого с одного наркотика на другой?!

Итак, можно констатировать — адекватного лечения как такового при наркоманиях у нас нет.

Но нам известны методы реабилитации, возвращающие к человеческому облику тысячи наркозависимых, и они становятся нормальными, хорошими, здоровыми, социально адаптированными людьми, соединяются с семьями или создают их и рожают здоровых полноценных детей. К сожалению, в России отсутствует эффективная система государственных реабилитационных центров, или же она очень слаба и не соответствует реальным нуждам. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «в 2005 году число наркологических диспансеров составило 182. Стационарная помощь оказывалась всего в 14 наркологических стационарах и 146 диспансерах, имеющих стационарные отделения». И это на 6 млн. наркоманов в России и 15 млн. алкоголиков!

Например, в г. Твери к 2007 году осталось всего 3 наркологические койки для лечения наркозависимых. Что это?! Бездумная политика органов здравоохранения Тверской области (и, в первую очередь, главного областного нарколога) или умышленная наркоагрессия? Трудно ответить на этот вопрос. Но то, что существует как минимум преступная халатность администрации области — сомнений не вызывает.

«Учитывая значимость реабилитации как решающего условия повышения эффективности лечения, в течение последних пяти лет управлениями здравоохранения субъектов Российской Федерации продолжается планомерная работа по созданию сети реабилитационных отделений. В 2005 году существовало 3 (!) самостоятельных центра на 400 коек, а число отделений, проводящих реабилитационные программы, возросло до 26 (!!!)» [7]. И это-то на всю огромную Россию?!

Но зато в это же время в нашей стране стремительно развивается целая сеть реабилитационных центров частных, общественных, религиозных (справедливости ради следует сказать, что в некоторых из них эффективность реабилитации имеет неплохие результаты). В отсутствие контроля со стороны государства как грибы после дождя множатся явно шарлатанские, оккультные и «сектантские» центры. Информация о них и их реальной деятельности практически закрыта от всех, и никто не знает, чем там занимаются, что там происходит, и как обстоят дела. Это несёт угрозу безопасности стране. Особенно усердствуют неопятидесятники (деструктивная религиозная организация), нашедшие поддержку у некоторых недобросовестных и деструктивных по отношению к России политиков и их помощников. Имена их известны.

К неопятидесятническим деструктивным религиозным организациям в России относятся: «Церковь новое поколение», «Слово жизни», «Церковь Завета», «Источник жизни», «Живая вода», «Новая жизнь», «Церковь на камне», «Роса», «Благодать», «Дом горшечника», «Церковь любви Христа», различные «церкви Полного Евангелия» и многие другие.
Неопятидесятнические организации имели ряд судебных разбирательств.

Они признаны крайне опасными. Это грубая магическая оккультная система, широко использующая психическое манипулирование и контролирование сознания. Неопятидесятничество ни в коем случае не может быть названо ни христианской, ни библейской системой. Это лжеучение… Как христиане, мы свидетельствуем, что учение и практика неопятидесятнического движения является хулой на Духа Святого, которая, по евангельскому слову, «не прощается ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31)".
Вестник Центра Апологетических Исследований, выпуск N 6, 1999 г.
Журнал Прозрение N 4/2000, 6/2001, 7/2000, 8/2002, Москва.
Материалы конференций в Нижнем Новгороде, 2001, Новосибирске, 2004 и Саратове, 2005.
Дворкин А. «Сектоведение», Нижний Новгород, 2003.

Только реабилитационные центры Русской Православной Церкви работают в открытом режиме. К сожалению, знакомство с деятельностью 12-ти шаговых терапевтических общин (большее число которых являются протестантскими или сектантскими), а также свободное посещение подобных общин «посторонними» лицами практически запрещено.

Но всё же некоторая информация об их деятельности в открытой печати имеется.

Вот что пишет «LATENT FRAME» (одна из разработанных методик реабилитации наркозависимых) о программе «12 шагов»: «Программа «12 шагов» изначально предназначена исключительно для реабилитации алкогользависимых. По статистике добровольно в эту программу входят только 25% зависимых (каждый 4-й), и только у 30% из них достигается эффект от реабилитации по этой программе. То есть, она «срабатывает» лишь у 7−8 человек из 100. Следуя русской поговорке «на безрыбье и рак рыба», с конца 70-х годов ХХ века программу «12 шагов» стали применять для реабилитации алкоголь- и наркозависимых.

«Проведенные экспериментальные исследования с целью изучения эффективности действия программы «12 шагов» на реабилитируемых зависимых от алкоголя не показали эффективность в уменьшении алкогольной зависимости или проблем, с ней связанных, по сравнению с другими. Отмечено только некоторое снижение количества употребляемого алкоголя. Причем этот эффект отмечен был у мужчин, но не проявился у женщин» [8].

В среднем по статистике мировых центров, работающих по программе «12 шагов», реальная эффективность этой программы — всего 5%.

При наркоманиях же процент эффективности программы «12 шагов» ещё ниже, чем при алкогользависимости. Известно из компетентных зарубежных источников, что добровольно входит в неё не более 5% наркозависимых, но уже в течение первого же года 2/3 из них отсеиваются, и от общего числа реабилитируемых остается в программе «12 шагов» всего 1,5%. Выше процент добровольного вхождения в программу (до 10%) отмечается только при сочетании ее с пресловутой «заместительной терапией» (т.е. с метадоновой, запрещенной в России!). Но при этом реабилитируемый «подсаживается» на метадон (жесткий синтетический наркотик, по своему действию на организм и его последствиях — опаснее героина), становится зависимым от него практически пожизненно (если, конечно, выживет) [9].

А в России и того меньше! — всего лишь от 1,5 до 5%. Потому-то не у всех приверженцев Программы «12 шагов» восторженное к ней отношение.

Вот что пишут об этом сами апологеты «12-ти шаговой» Программы: «Наша Программа 12-ти шагов… не дает 100%-го выздоровления. Но знаю точно, что несколько процентов людей избавляются от наркотической зависимости навсегда» [10].

И что бы там ни говорили наши доморощенные «шаговики» о достигнутых ими более высоких результатах, верить приходится все-таки данным тех американских центров, которые являются более авторитетными специалистами в области своих программ (кстати, в этих-то центрах и обучались программе «12 шагов» наши доморощенные «шаговики») и работают по ним не один десяток лет.

Как видите, высокой эффективность программы «12 шагов» не назовёшь. ПОЧЕМУ ЖЕ ЕЁ НЕ ПРОСТО ШИРОКО ПРОПАГАНДИРУЮТ, НО ДАЖЕ ПОВСЕМЕСТНО ЛОББИРУЮТ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ С ОДОБРЕНИЯ Всемирной организации Здравоохранения?

Опасность программы еще и в том, что в ней изначально присутствует установка, которая способна сделать из программы «12 шагов» достаточно эффективный инструмент контроля над сознанием.
Эта установка является базовой, системообразующей в программе. Она утверждает, что алкоголизм, равно как и наркомания, игромания и любая другая зависимость — это практически навсегда… Процитирую: «… программа «12 шагов» рассчитана на годы и практически не имеет конца (http://www.latentframe.com). То есть, человек обречен пожизненно зависеть от «12-тишаговой программы»! И подтверждение этому — свидетельства работающих по ней на Западе. Специалисты говорят о том, что в «12-ти шагах» имеет место достаточно грамотное кодирование и программирование: пациент в определённые моменты в «шагах» бывает сверхвнушаемым, что и позволяет «привязать» его к программе практически навсегда. По признанию самих реабилитантов, вне Программы, вне своей группы они уже жить не могут: теряются, срываются. Т. е. видна явная подмена одной зависимости на более утонченную.

Ещё настораживающий факт — во многих странах мира вот уже 20 лет программа «12 шагов» идёт в одном наборе либо с «заместительной терапией» метадоном, либо с «блокирующей» терапией налтрексоном. И то, что именно такая личность как Олег Зыков, активно лоббирующий внедрение метадоновой программы в России, вдруг оказалась в нужное время в нужном месте (имеем в виду, рядом с людьми, работающими по «12-ти шаговой» Программе в Центре духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловском монастыре) специалистов не просто настораживает, а вызывает прямые опасения: как бы это не стало троянским конем для зыковских метадоновых лобби в России! Иначе, зачем Зыкову тереться у Церкви?

«12-ти шаговую программу» называют «патологической программой» и абсолютно деструктивной еще и потому, что вместо того, чтобы выбираться из зависимости: не употреблять наркотики, не пить, не играть и т. п., пациент начинает «грузить других», оповещать о своих зависимых проблемах («LATЕNT FRAME» 2005 — 2007). Часто в таких «оповещениях», как утверждают специалисты, кроется скрытая реклама тех же наркотиков и греховного образа жизни. В лучшем случае это происходит по глубокому недомыслию, в худшем — продуманно и умышленно.

В настоящей статье мы хотели бы проанализировать и сравнить две лечебно-реабилитационные программы — Православную и «Анонимные Алкоголики/Анонимные Наркоманы (АА/АН)» (иначе известную как «12 шагов»).
Иеромонах Анатолий (Берестов), руководитель Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского

(Продолжение следует)

СНОСКИ:

1 — В.Д. Менделевич — выступление 20 03.2007 г. на расширенном заседании Учёного совета Национального научного центра (ННЦ) наркологии Росздрава.
2 — Дубовиков К.К. «Рыночная концепция управления процессами денаркотизации населения», Челябинск, 2004 г.
3 — Дубовиков К.К., там же, стр. 26.
4 — Данные Московского Информационного радио Москвы, май 2007 г. (об употреблении алкоголя) и от 3 окт.2007г.-о курении.
5 — К.К. Дубовиков, там же стр. 26.
6 — Т.Б.Дмитриева, А.Л.Игонин. Журнал «Наркология», 1, 2006. стр.56−60.
7 — Из ответа Заместителя Министра МЗ и СР РФ Душепопечительскому Православному Центру св. прав. Иоанна Кронштадтского N 831-ВС от 07.02.2007 г.
8 — Alcoholics Anonymous and other 12-step programmes for alcohol dependence [Review] Full Screen iew M Ferri, L Amato, M Davoli Cochrane Database of Systematic Reviews 2007, Issue 2 Copyright? 2007 The Cochrane Collaboration. Published by John Wiley & Sons, Ltd. DOI: 10.1002/14 651 858.CD005032.pub2 This version first published online: 19 July 2006 in Issue 3, 006 Date of Most Recent Substantive Amendment: 20 March 2006/ This record should be cited as: M Ferri, L Amato, M Davoli. Alcoholics Anonymous and other 12-step programmes for alcohol dependence. Cochrane Database of Systematic Reviews 2006, Issue 3. Art. No.: CD005032. DOI: 10.1002/14 651 858.CD005032.pub2.
9 — «Осторожно — метадон!» — изд. Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, М., 2007 г.
10 — Н. Иванова, Н. Бирун. «Наркотики: выход есть». С.-Пб-Москва-Харьков-Минск. 2001 г., стр. 111−112.

http://rusk.ru/st.php?idar=112110

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  свидетель    02.04.2009 12:56
Цитата:
  Ну что, продолжим тянуть одеяло на себя или попробуем (разумеется, исключая метадоновое лобби и тоталитарные секты!) хоть как-нибудь работать вместе?!!  


Никто на себя одеяло не тянет – а все вместе работаем во благо России и её многострадального народа. Программе "12 шагов" как малоэффективной сектообразной антихристианской методике не место ни в российской наркологии, ни в Русской Православной Церкви.

Пора бы уже это понять, принять и более не пытаться лоббировать интересы зарубежных "благодетелей".
  Jointus    02.12.2008 23:30
Логика прямолинейна и неоспорима:
Лишь мы избранники Господни
Остаток проклят на века
Им места хватит в преисподней
К чему в раю нам их толпа!?
  Львович А.    31.01.2008 06:36
Грустно. Очень грустно. Вместо того, чтобы признать, что "12" пусть не на 100%, но эффективными и работать ВМЕСТЕ, вы априори объявляете их "сектантскими" и предаёте анафеме. В итоге мы получаем, то, о чем вы говорите – освободившееся ниша захватывается другими религиозными конфессиями, не всегда традиционными. Между прочим, психологи говорят, что очень и очень многие наркоманы срывается из-за недостатка общения и внимания: здоровые люди не горят желанием общаться с вчерашним наркоманом, а у врачей и тех же священников на всех не хватает времени (а общаться-то хочется не по часику в день). Остаются друзья-наркоманы, а попав в старую среду все быстро возвращается на круги своя. "Анонимные наркоманы" в этом случае были бы выходом, они не только выслушают с пониманием, но и подадут пример, что эту привычку можно все-таки бросить. И читая (уже не в первый раз) гневные речи против всех других методик (вы сами писали "только центры Православной Церкви…"), не могу избавиться от чувства, что такие деятели Церкви смотрят на наркоманов ТОЛЬКО как на будущих адептов. Я усилием воли гоню эту мысль прочь – я тоже православный и Церковь помогла мне пережить трудный период в жизни. Но неприятный осадок остается… И – повторюсь, свято место пусто не бывает, не очень сложную методику берут под своё крыло секты и гнусные метадоновые программы, проталкивая под благовидными предлогами свои делишки. И что мы имеем? Вместо того, чтобы выступить против наркомании единым фронтом, каждая организация тянет воз в свою сторону. Многие медики откровенно наживаются на чужом горе, храня в секрете свои "уникальные" и "революционные" методики, многие общественные организации ратуют за "программу замещения", религиозные организации (и в первую очередь – секты) озабочены только поиском новых членов… И все настаивают на "исключительности" своего метода, видя в других только конкурентов! Я не говорю о тех врачах, общественных активистах и священниках, которые из последних сил и бескорыстно вытаскивают людей из этой ямы. Вот их мне хочется (не побоюсь этого слова!) назвать святыми. Но их слишком мало…
Что до программы "12 шагов", она действительно была разработана для людей другой страны, другой культуры и другого менталитета. Но что мешает разработать вариант для нашей страны? А так порицаемая вами пожизненная зависимость… Может, в некоторых вариантах программы (особенно – в откровенно сектантских) она становится рабством, но в других случаях… Между прочим, психологи доказали, что психика бывших наркоманов часто работает немного не так, как у здорового человека, и ему не помешает помощь психолога(психолога! не психиатра!!!) или хотя бы поддержка. Большинство американцев имеют личного психолога и что-то не слышно плача из-за "зависимости"! А ведь это здоровые люди! Им не пришлось пройти через ад наркомании и искать себя после выздоровления.
Ну что, продолжим тянуть одеяло на себя или попробуем (разумеется, исключая метадоновое лобби и тоталитарные секты!) хоть как-нибудь работать вместе?!!
Извиняюсь за резкость, пафос и многословие.
  Марк    13.01.2008 23:02
К сожалению, знакомство с деятельностью 12-ти шаговых терапевтических общин (большее число которых являются протестантскими или сектантскими), а также свободное посещение подобных общин "посторонними" лицами практически запрещено

1) Из преамбулы к собранию групп АА:

АА не связана ни с какой сектой, вероисповеданием, политическим направлением, организацией или учреждением, никого не поддерживает и не вступает в полемику по каким-бы то ни было вопросам.

12-й год трезвый благодаря анонимным. Зависимости – никакой, а уж я-то знаю, что такое зависимость. Не дай Бог автору в страшном сне это увидеть.

2) Помимо закрытых собраний существуют и открытые, на которых может пристуствовать любой желающий.

3) Единственное условие для членства в АА – это желание бросить пить (Традиция, если не ошибаюсь, 3). ЛЮБАЯ известная мне попытка делить алкоголиков в АА по какому-либо иному признаку, включая пристегивание к какой-либо конфессии, неизбежно заканчивалась провалом.

4) Автор не первый и не последний, кто видит в Программе 12 шагов больше, чем там есть на самом деле.

5) Я не в восторге от групп, находящихся в храмах ЛЮБЫХ конфессий, но квартирный вопрос никто не отменял.
  Татьяна С.    25.10.2007 00:38
Сильно!
Грамотная статья, очень аргументировано, но не очень соотносится с реальной действительностью.
А действительность такова: я не употребляю алкоголь и наркотики 10 лет 2 месяца и 2 недели. Счастлива, и от программы "12 шагов" я завишу не более, чем автор зависит от пищи (физически) и Бога (духовно), родителей и детей (психологически).
Кроме того, я – не исключение, среди всех моих знакомых наркоманов более 1/3 не употребляют наркотики ( из них примерно 9/10 благодаря программе 12 шагов)и не чувствуют себя при этом несчастными…
Лично для меня эта 12-шаговая программа – эффективна на 100%.
  Ann    15.10.2007 23:34
Взвешенная аргументированная статья, спаси Вас Господь отец Анатолий! Вы совершенно справедливо заметили, что Зыков не напрасно трется у Церкви. А с Молодежным Центром в Даниловом монастыре давно не ладно, чего стоит только их интервью с "несчастненьким", всеми обижаемым, Олегом Владимировичем о пользе обмена шприцов и прочих "реабилитационных" методах, размещенное на сайте ЦДРМ! А на сайте Зыкова в списке партнеров красуется значок ЦДРМ. Вот уж воистинну: "блюдите, како опасно ходите"!

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru