Русская линия
Русская линияИгумен Анатолий (Берестов)16.10.2007 

Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы «12 шагов»
Часть II

О программе «12 шагов»

Историческая справка

Даже беглый взгляд на историю программы «12 шагов» поражает и убеждает в некой особой феноменальности этого явления. Судите сами.

Рождение группы анонимных алкоголиков, созданной бывшими алкоголиками, биржевым маклером Билли В. (Вильям Грифт Вилсон, 1895−1971) и врачом — хирургом Бобом (Роберт Хальбрук Смит, 1895−1971) относят к 1935−1937 гг. [1]

Зародилось движение в Соединённых Штатах Америки. Поэтому эта страна и сегодня является его координационным центром со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В последующем ячейки движения распространились в другие регионы мира, а также практически во все страны Западной Европы.

У истоков этого нового объединения стояли также пасторы трех главных протестантских деноминаций. В 1939 году аналогичные программы были внедрены в Канаде, Ирландии, Мексике, Японии. Поражают стремительный рост и масштабы распространения этой организации [2].

Анализ результатов деятельности различных групп самопомощи, основанных на идеологии «12 шагов», впоследствии дал возможность объединить духовные принципы работы групп АА (и других) с некоторыми положениями психологии, психиатрии, социологии, антропологии и других наук.

Это привело к появлению в конце 40-х годов Миннесотской модели, основу которой составляют следующие представления:

химическая зависимость (алкоголизм, наркомания) является неизлечимым хроническим заболеванием, имеющем духовную основу и возникающем не по вине заболевшего;

химическая зависимость является одним из возможных проявлений глубинных духовных дефектов (позже они были названы созависимостью) и имеет единую природу с другими видами зависимости;

зависимость невозможно вылечить, однако возможен поворот от развития болезни к выздоровлению при готовности человека к такому повороту и желании отказаться для этого от своеволия;

у человека, страдающего алкоголизмом или наркоманией, легко может сформироваться зависимость от любых веществ, изменяющих сознание, волевую, эмоциональную или интеллектуальную сферу. Поэтому лечение по Миннесотской модели — полностью безмедикаментозное;

лечебный центр должен представлять собой терапевтическое сообщество, персонал которого не противопоставляет себя пациентам, а сотрудничает с ними. Поощряется и стимулируется максимальная открытость в общении, при строгом соблюдении правил конфиденциальности и анонимности;

ответственность за выздоровление лежит на самом пациенте.

Добрались «12-тишаговики» и до России.

С 1987 года «12-ти шаговая» программа реабилитации алкоголь- и наркозависимых внедряется и активно распространяется по всей России. Проводятся всевозможные съезды, симпозиумы, конференции, выпускается специальная литература, альманахи, брошюры, книги с символикой АА. Протестантский пастор Д.В. Кинли помог организовать деятельность филиалов в Киеве, Кишинёве, Одессе, Алма-Ате, Новосибирске и Москве.

С начала 90-х годов прошлого века, пользуясь тем, что, к сожалению, ни в стране в целом, ни в Русской Православной Церкви, в частности, не было ещё опыта работы с наркозависимыми и каких-либо реабилитационных программ, некоторые деятели ухватились за то, что как всегда «вовремя» подсунул Запад, и стали активно внедрять «12-ти шаговую» программу в России. Недаром многие православные россияне считают общества АН оздоровительной сектоподобной протестантски ориентированной международной организацией, которая окормляется «пастырями» из-за рубежа или по их подсказке.

Да и стажировались некоторые наши «продвинутые» активисты и даже священники в США по приглашению Института проблем химической зависимости в Нью-Йорке (причем, будучи далекими по своему образованию не только от проблем наркологии, но и от медицины в целом). Можете себе представить, что бывшие педагоги, музыканты или повара вдруг в одночасье становятся специалистами в области наркологии (?!!). Нет? Оказывается, еще как это возможно, было бы желание, а Америка поможет.

Цель такой стажировки — перенять и внедрить в России опыт избавления от алкоголя и наркомании по протестантской Программе «12 шагов», а обучение этому проходит в реабилитационных центрах «Эшли» (штат Мэриленд) и «Грэймар» (штат Нью-Йорк) и др. Окончив там курсы, заимствовав готовую методику, заручившись зарубежной поддержкой и сославшись на то, что «эта программа хорошо зарекомендовала себя уже во многих странах» [3], руками некоторых наших сограждан программа начинает широко и очень активно внедряться в России. Тем более что деньги на это даются, в том числе, например, Луисом Бентлом, президентом одной из крупнейших табачных компаний США — «UST», очень почему-то заинтересованному в реабилитации от наркотиков наших соотечественников, а подготовкой наших психологов руководят профессионалы из известнейших центров США: Хезелден (штат Флорида), Эшли (штат Мэриленд), Хай Вотч (штат Коннектикут), Сера Тусон (штат Аризона), «Грэймар» (штат Нью-Йорк).

«…Программа „12 шагов“ лоббируется со стороны государства и финансируется международными структурами».

Хочется напомнить историю с внедрением у нас Программ демографического сдерживания — «Полового воспитания» и «Планирования семьи» — тоже «хорошо себя зарекомендовавших» (с точки зрения тех, кому мешало население России) и завезённых к нам из США. Потом мы кусали локти и теперь, объявив демографическую проблему первоочередной для России, пытаемся спасти ситуацию! Да что там, по той же схеме внедрялась у нас в стране сайентология, а первыми адептами-внедряльщиками ее в России стали слетавшие в Лондон на стажировку бывшие космонавт и сотрудник МВД. А пресловутая программа «Альфа-Омега» все с тем же протестантским душком, которую тоже пытались протащить через Русскую Православную Церковь скомпрометировавший себя в Ивановской Епархии и изгнанный из неё и из игуменства Николо-Решемского монастыря игумен Евмений?

Пока проблемами химической зависимости будут заниматься некомпетентные люди, ждать положительных результатов не приходится. Мы даже знаем случай, когда серьёзными вопросами акушерства и гинекологии вдруг занялись прапорщики, провизоры, компьютерщики и парикмахеры. Теперь та же история повторяется и с вопросами наркомании. Как говорится в известной басне И.А. Крылова:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит…

Нашу страну губят дилетанты и падкие на западные подачки новаторы-реформаторы.
По свидетельству многих российских исследователей, 12-ти шаговая Программа плохо приживается на нашей почве. Интересно, почему? Да потому что наш менталитет является духовным иммунитетом. В литературе наркологического профиля была опубликована серия материалов, в которых анализировался опыт работы общества АА (А.Л.Игонин. 2007 г.). И хотя авторы в чем-то положительно оценивали этот опыт, их суждения не были уж столь восторженными.

Иеромонах же Иона (Займовский), автор книги «Церковь и страдающая личность» и руководитель упомянутого Центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловском монастыре, характеризует успехи групп АА/АН, работающих по иностранному образцу, «как беспрецедентный успех». Догадайтесь, где стажировался уважаемый иеромонах?

Очень жаль, что священник, живущий в России, здесь воспитывавшийся и получивший образование, не учитывает накопленный в Русской Православной Церкви огромный опыт душепопечения и излечения духовных недугов.

Это и положительный опыт исцеления пьяниц и алкоголиков в «Обществах Трезвости» перед началом Первой Мировой Войны.

Трудно предположить и печально, если он этого не знает. Ещё печальнее, если знает и отвергает.

Этот опыт теперь активно возрождается в России. Также как и накопленный на сегодняшний день богатый опыт православных организаций по реабилитации наркозависимых. Что же мешает отцу Ионе, православному монаху, изучить и использовать во благо заблудших душ отечественный опыт? Конечно, проще и легче пойти по проторенному Западом пути. Соответствовать, так сказать, духу времени, прослыть новатором-реформатором. Но что ждёт нас в конце такого пути?! Тем более что сам Запад не в восторге от эффективности своих программ.

Можете ли вы представить себе владыку Николая Японского, просветившего светом Православия Японию, «работающим» там для удобства местного населения по «инославным» программам и говорящего «об иных богах»? Или Нестора Камчатского, или вл. Макария Алтайского и многих, многих других? Неужели в России все так безнадежно, что мы вынуждены руками православного священства проводить в православной среде протестантскую или иную миссию?!

В первом номере журнала «Наркология» за 2007 год опубликована статья профессора, доктора медицинских наук, руководителя Отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ «ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Росздрава А.Л. Игонина «Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)». Данный материал, вполне конкретно, с реальных научно обоснованных позиций объективно отражает различные аспекты работы сообщества «Анонимных Алкоголиков/Анонимных Наркоманов (АА/АН)».

Что же представляет собой 12-ти шаговая программа?

Профессор А.Л. Игонин выделяет три основных по сути компонента метода движения АА/АН:

Обращение к религиозным (якобы) чувствам своих членов;

Активное взаимодействие между собой и взаимопомощь друг другу пациентов в группе;

Создание особой антиалкогольной (антинаркотической) социальной среды.

Опыт 12-ти шаговой Программы показал якобы прекрасные результаты её работы во всём мире, и, если можно этому верить, помог огромному числу наркоманов и алкоголиков начать вести трезвый образ жизни. Это, конечно, момент отрадный — тысячи людей перестают быть наркоманами без всякого медицинского лечения, а только изменив свой образ жизни. Но тогда он явно свидетельствует в пользу того, что алкоголизм и наркомания — это болезни, прежде всего, духовные. А если это так, тогда можно предположить и путь к освобождению от чумы XXI века.

Мы не будем сейчас анализировать так называемый «религиозный» опыт работы в 12-ти шагах. Он не только весьма сомнителен, но, с нашей точки зрения, и вовсе не является религиозным. В лучшем случае его можно в какой-то мере назвать «духовным». Но мы же знаем, что между понятиями «религиозный» и «духовный» не стоит знак равенства. Да и духовность духовности рознь!

Рассмотрим второй компонент деятельности АА/АН — групповое взаимодействие. Использование данного метода ни в коем случае не является изобретением общества АА. Это частное проявление групповой психотерапии при наркологических заболеваниях широко использовалось ещё в начале 20-го века в тех же США. Этот метод, по мнению проф. А.Л.Игонина (независимо от того, применяется он членами общества АА или психотерапевтами обычных наркологических стационаров), имеет ряд важных для излечения пациентов эффектов. К ним относятся: достижение сплочённости, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, развитие навыков в общении, имитирующее поведение, катарсис. Это можно считать важным моментом в процессе реабилитации больных.

Третьим компонентом деятельности общества АА/АН является создание особой социальной среды. Больные и члены их семей общаются не только во время заседания ячеек, но и вне их. Они ведут общественную деятельность по пропаганде трезвого образа жизни и распространению опыта деятельности АА/АН. Однако, к сожалению, и этот вид деятельности АН требует также особого рассмотрения и внесения корректировки.

Следует отметить большой недостаток в деятельности АА/АН, который может привести их (и периодически приводит) к тяжёлым медицинским последствиям. Дело в том, что идеологи АА/АН в своей деятельности дистанцируются от взаимоотношений с наркологическими и психиатрическими учреждениями официальной медицины. Это, с одной стороны, чревато медицинскими проблемами для больных (а нам известны подобные случаи: развитие острых психозов и совершение суицидальных попыток, особенно в постабстинентном и раннем восстановительном периодах, когда у них нередко развивается тяжёлый депрессивный синдром), а с другой стороны — может свидетельствовать даже о их связи с деструктивной сектой — в частности, сайентологическими организациями, занимающимися псевдомедицинской практикой (например, «Нарконон». «Церковь сайентологии» и другие хаббардистские организации (центры дианетики, Криминон" и пр.), которые относятся к опасным деструктивным культам! Сайентология — это образец тоталитарной секты, самая архетипическая тоталитарная секта [4].

И такая связь прослеживается. У нас имеются документы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и прокуратуры г. Москвы, свидетельствующие о том, что 12-ти шаговые Программы в мире активно распространяются на деньги той самой деструктивной секты — Американского Хаббардовского Центра. А сайентологи, как известно, питают особое пристрастие к методам психического воздействия на людей и вторгаются в наркологию со своими сомнительными, а точнее — оккультными, подавляющими волю и сознание личности, методиками, при этом нетерпимо относясь к официальной психиатрии и наркологии.

Неприязнь со стороны сайентологов мы ощутили как на деятельности нашего Центра, так и на себе лично (на меня в штаб-квартире сайентологов в Москве заведено ими досье, о чем несколько лет назад показали по TV — о. Анатолий (Берестов)).

То, что во всём мире «12 шагов» продвигаются, в том числе на хаббардовские и соросовские деньги, — это общеизвестно, хотя я вовсе не утверждаю, что отцы Иона и Пётр работают на эти деньги. Я этого не знаю, и поэтому утверждать не имею права, но я точно знаю, что в мире 12 шагов распространяются на хаббардовские и соровские деньги.
Иеромонах Анатолий (Берестов), руководитель Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского
(Продолжение следует)

СНОСКИ:

1 — Иванова, Н. Бирун. Там же.
2 — В.К.Невярович. «Порок души».
3 — Иеромонах Иона (Займовский). «Церковь и страдающая личность», стр.21
4 — А. Дворкин «Сектоведение. Тоталитарные секты». Изд-во «Христианская библиотека». Нижний Новгород. 2006 г.
5 — Bеромонах Иона (Займовский). «Церковь и страдающая личность». Даниловский Благовестник, 2005; стр. 14. «12 шагов и 12 традиций». Нью-Йорк, 1989;стр.26.

http://rusk.ru/st.php?idar=112111

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Рута    15.11.2012 23:59
я абсолютно несогласна. могу развернуто обосновать, но кому это надо? боюсь, статья заказана…ю
  Усталый путник    19.08.2011 01:50
Спасибо за площадку для интересной дискуссии. Трезвый 1 год 7 месяцев благодаря Анонимным Наркоманам. Немного зацепило предположение о том ( я по крайней мере так воспринял текст) что программы АН и АА насаждаются западными спецслужбами :) Моя трезвость началась с того что прибежал в АН понимая что вот вот умру от героина. Прошло время, я остаюсь трезвым, моя жизнь наладилась и в благодарность Богу который помог мне и спас меня, сообществу я иду в наркологическую больницу с такими же как и я выздоравливающими зависимыми к наркоманам которые употребляют наркотики и рассказываю о себе, о сообществе, о том что можно жить трезвым и есть место где можно получить помощь и поддержку. Мне без разницы какой национальности человек, из какой он страны, я просто понимаю на своем опыте через что он прошел. Думаю что поэтому трезвые наркоманы и алкоголики из одной страны готовы поделиться опытом жизни без употребления с такими же как они из любой другой страны мира.
  Парень    12.12.2008 01:15
Пробежался по вашим комментариям и хочу сказать следующее: пока вы о своих религиозных догмах рассуждаете и о том какой вред, возможно, приносит программа 12 шагов, организаторы этой программы пытаются на деле помочь наркозависимым. И людям прошедшим полный курс лечения в наркологической больнице, предлагается бесплатно стать участником этой программы. И человек сам волен выбирать идти ему на 12 шагов или нет. Так же в любой момент он может остановиться и сказать "нет". К тому же организаторы этой программы тесно сотрудничают с наркологами, психологами и психотерапевтами гос. учреждений.
  Олегк    26.10.2007 11:20
Т.е. как сейчас уже есть тюремные священники то могут быть и специальные священники для пьяниц и наркоманов…
  протоиерей Александр Белый    26.10.2007 08:16
Правильным представляется следующий путь. При каждой епархии создать центр, желательно в нежилой зоне и огороженный, так как наркоманов, прежде всего, необходимо "вытаскивать" из их среды. Что-то вроде зоны. При этих центрах строить небольшие деревянные храмы, может быть силами тех же наркоманов. Священнослужитель с добровольными помощниками (правильнее всего иеромонах) должен заниматься только этим центром. От всех приходов епархии должны поступать пропорциональные взносы на содержание центра.
Конечно, на это нужна добрая воля правящего Архиерея.
Такие центры могли бы обмениваться информацией и опытом. Безусловно, заниматься этим должны опытные пастыри, а это проблема, так как опытные в каждой епархии загружены до предела.
  Горожанин И.    26.10.2007 00:50
А вам – всеобъемлющей любви.
  один_читатель    25.10.2007 23:59
Олегу к:

Строго говоря, хотя они и не согласятся со мной, протестантов нельзя назвать христианами. Христиане есть члены Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (т.е. Православной). Но, конечно, ненависти по этому поводу к протестантам испытывать нельзя :) – в этом я с Вами полностью согласен.
  Алексей Филонов    25.10.2007 23:46
Горожанину.
Да Господь с вами, добрый человек. Разбирайтесь уж без меня в тонкостях вашего ригоризма догматического и канонического. Спокойной вам ночи и канонических сновидений.
  Горожанин И.    25.10.2007 23:06
Алексей Филонов, объясните, кто здесь на сайте исповедует фарисейское законничество? Судя по постам, я наблюдаю только догматический и канонический ригоризм. Или тогда для чего вы бросаетесь такими словами?
  М.Яблоков    25.10.2007 21:34
Спасибо, брат, за поддержку.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru