Русская линия
Русская линияИгумен Анатолий (Берестов)17.10.2007 

Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы «12 шагов»
Часть III

Часть I
Часть II

«Шаги» и правда о них

Прежде, чем выбрать для своей работы нужный метод реабилитации наркозависимых, мы в своё время познакомились с уже имевшимися методами. Оказалось, как основной метод реабилитации наркозависимых в России в 90-х годах ХХ века, использовался протестантский метод «Анонимных Алкоголиков/Наркоманов (АА/АН)», предусматривавший 12 этапов, или шагов, реабилитации. Мы подробно ознакомились с этим методом, проанализировали его, я сам неоднократно беседовал с некоторыми протестантскими пасторами, которые вели 12-шаговые терапевтические группы. Это позволило нам убедиться, что идеология «Анонимных Наркоманов» не способна привести человека к Богу, не вселяет в него веру в исцеление и, как следствие, навсегда оставляет его наркоманом (или алкоголиком). Меня потрясли логические «религиозные» выводы из так называемых «шагов».

ШАГ ПЕРВЫЙ: «Мы признали своё бессилие перед наркотиком (алкоголем), признали, что мы потеряли контроль над собой».

Но ведь мало только признать своё бессилие и потерю контроля над собой. Главное — осознать свою греховность перед Богом, перед людьми и понять, что «без Бога — не до порога».

Надо понять, что ты, творение Божие — стёр Бога из своей жизни и из души, жил без Бога, вопреки Богу, не выполнял ни одной заповеди Божией.

Но как можно донести до сознания сугубо грешных людей, и даже атеистов, агностиков, буддистов, кришнаитов и прочих эти понятия, когда они ничего не знают ни о Боге, ни о духовности, ни о нравственности? Не лучше ли было бы дать им какие-то, хотя бы минимальные знания об этих понятиях.

В православных программах именно так и поступают — проводятся вводные беседы о Боге, о Церкви, о нравственности и образе жизни, построенном на христианской и нехристианской нравственности; даются понятия о грехе, покаянии и Причастии. У человека возникает осознание своей греховности и желание к покаянию.

Нередко после первого же осознанного и проводимого с помощью священника покаяния у многих сразу же исчезает тяга к наркотику (или выпивке), в некоторых случаях к курению и алкоголю. Это бывает достаточно часто: до 2002 года — в 20%, или у каждого 5-го впервые пришедшего в храм наркомана. Мы назвали этот эффект «эффектом отмычки», ибо отмычка — это универсальный ключ к любому замку.

Душа наркомана закрыта для Бога и нравственной жизни, но когда она встречается с Благодатию Божией в таинствах Исповеди и Причастия, она открывается Этой Таинственной Отмычкой. [1]

Вот совсем недавно я получил письмо по электронной почте от одного из моих бывших подопечных, проходившего реабилитацию в нашем Центре: «Уважаемый отец Анатолий! Я пишу Вам письмо благодарности. Не так давно я посетил Ваш Центр в связи с моей длительной наркоманией. Я долго принимал героин и решил соскочить с него, из-за чего стал принимать «Терпинкод». Три года я сидел на «Терпинкоде». Добрые люди мне подсказали, что в Москве в Душепопечительском Православном Центре помогают наркоманам, и я решил поехать к Вам.
Я присутствовал на Вашей духовной беседе, очень многое понял и решил пойти на исповедь после беседы. Удивительное дело, но после первой же исповеди моя душа словно перевернулась вся, мне стало страшно от тех грехов, которые я натворил и от той жизни, которой я жил.
Наутро на Литургии Вы меня причастили и после Причастия я словно переродился. Что-то необычное на меня нашло: я потерял тягу и всякий интерес к «кайфу» и с тех пор не употребляю никакие наркотики вот уже в течение трёх месяцев. Но я знаю, что это ещё не исцеление, поэтому и прошу Вас: можно ли мне приехать к Вам ещё раз и пройти полноценную реабилитацию? А ведь тогда у меня прошла не только тяга ко всем наркотикам и к «Терпинкоду, но и не наступила даже ломка, а Вы ведь знаете, какая тяжёлая зависимость и ломка бывают при употреблении «Терпинкода»».

Думаете, к нам приходят глубоко верующие люди? Нет. А отсев? До 2003 года он составлял всего 15−20 человек из 100. Почему с 2003 года эффект «отмычки» стал встречаться реже, а отсев увеличился? Да потому что мы несколько изменили тактику ведения реабилитации, и теперь практически всех впервые пришедших к нам зависимых, кто желает проходить реабилитацию, мы госпитализируем в наркологический стационар для снятия у них синдрома абстиненции. Но и до сих пор «эффект отмычки» мы наблюдаем постоянно, хотя, конечно же, уже реже.

А эффект реабилитации снизился с 85% до 70% из-за вполне объективных социальных и духовных причин (об этом будет сказано позже).

ШАГ ВТОРОЙ. «Пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие» (там же).

На чем основана программа «12 шагов»? На признании того, цитирую, что «я алкоголик, я бессилен и не могу управлять своей жизнью», — и тогда остается «обратиться к Высшей силе за помощью, причем это может быть вне церкви и не обязательно Бог».
Что же это за более могущественная, чем мы, сила? Может быть, это сила гравитации или сила другого человека? Здесь явно не имеется в виду Бог. Более того, как утверждается в 12-ти шаговой программе, «АА/АН не требуют, чтобы вы были верующими».

О. Иона (Займовский) в своей книге «Церковь и страдающая личность» приводит слова одного очень уважаемого архиерея, но приверженца 12-ти шаговой программы: «Именно благодаря программе и движению АА любой человек, атеист, неверующий, маловерующий может познать Бога и обрести мать-Церковь».

Да простит меня очень уважаемый мною архиерей, сказавший эти слова, но я не могу с ними согласиться!

Да, конечно, Бог любого может привести к вере, но в 12-ти шагах это происходит довольно редко, по свидетельству многих людей, прошедших через Программу, и по нашим наблюдениям также, потому что в ней нет Бога. Так что же это за сила, если не Божественная, если это не Сам Бог? Но, оказывается, «важно быть непредвзятым», то есть не быть зацикленным на идее Бога. «Будь непредвзятым, ведь имеется столько путей, ведущих к вере» [2]. Но вопрос, к какой вере? Может быть, вере в себя? Но АА и «есть заменитель Высшей Силы». И этим «заменителем» является сама организация АА/АН! Оказывается, если у тебя и была вера, но утрачена, то ты вновь приобретёшь её в АААН!

АА/АН, по свидетельству многих людей, прошедших через неё или вышедших из неё, не обретя в ней Бога, не приводит к Богу, не помогает человеку обрести Бога, а только упоминает о Боге, и то только в собственном нашем понимании. А нередко на место Бога АА/АН ставит, представьте себе, именно себя. В их трактовке это звучит так: «Ты можешь тоже, если тебе так хочется, считать АА/АН «Высшей Силой» [3]. Вот вам и «христианский путь: «Не сотвори себе кумира»! Читаем далее: «В поисках веры члены АА/АН идут самыми разными путями. Если тебе не по душе предложенный путь, ты наверняка найдёшь свой собственный» [4]. Для АА/АН, как и вообще для протестантов, характерно панибратское отношение к Богу. «Второй шаг является отправной точкой для всех нас. Агностики, атеисты и бывшие верующие, мы можем совершить этот шаг вместе. Подлинное смирение и непредвзятое отношение могут привести нас к вере и каждое собрание АА/АН есть гарантия того, что Бог вернёт нам здравомыслие, если мы найдём с Ним правильный способ общения». [5]

Спрашивается: а зачем же нам находить этот путь, если Православная Церковь уже давно нашла его? Или мы потеряли его, или отец Иона и его помощники всё ещё ищут его и не могут найти, или, может быть, не уверены в том пути, которым ведёт их Господь?

Мне кажется, что для священнослужителей Православной Церкви не подобает до сих пор искать путь к Богу.

С нашей точки зрения, Второй Шаг вряд ли приведёт к Богу и атеиста, и агностика, и бывшего верующего, и буддиста, и сатаниста, и язычника, потому что в АА/АН нет восприятия Живого Бога, Творца и Отца нашего. Разные пути поиска веры могут завести нас в тупики веры или к искажённому представлению о Боге именно в силу испорченности нашей души грехом, нераскаянности, отсутствия «подлинного смирения» и непредвзятого отношения.

Давайте вспомним: при таком отношении к Богу, сколько сект существует в протестантизме и почти у каждой свой путь искания (Около 3000 сект насчитывается в настоящее время в протестантизме и у каждой свой путь, своё видение Бога или «Бог как мы его понимаем).

Точно так же получается и в АА/АН. Для нас, православных, давно известен и путь, и Бог, и служение Ему и людям.

В АА/АН отношения к вере и Богу предвзяты и нацелены, прежде всего, на своё Я, а не на Бога.

12-ти шаговая Программа человекоцентрична, а не Богоцентрична, и В ЭТОМ ЕЁ ТРАГЕДИЯ И ГЛУБОКАЯ ОШИБКА.

ШАГ ТРЕТИЙ. «Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимаем» [6].
Программа «требует действий, соответствующих принципам… Вера, конечно же, необходима, но одной веры недостаточно.
Мы можем верить, но не давать возможности участвовать в наших судьбах.

Поэтому наша задача заключается в том, чтобы найти, как именно и при помощи чего мы сможем впустить Его к себе» [7].

Господь Иисус Христос сказал: «Вера без дел мертва есть», а здесь: «Мы можем верить, но не давать возможности ВЕРЕ (о. Анатолий) участвовать в наших судьбах». Итак, всё вопреки Евангелию, Христу. Ты верь, но не допускай вере участвовать в твоих поступках!

Эффективность всей программы АА/АН зависит от того, насколько хорошо и серьёзно мы пытаемся принять «решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимаем».
Принцип, конечно же, очень правильный и нужный.

Препоручить свою волю Воле Божией — это, с нашей точки зрения, главный принцип реабилитации зависимых. Но Программа «12 шагов» по сути своей не даёт такой возможности человеку, ибо волю свою можно препоручить только Тому, Кому ты всецело доверяешь, Кого ты бесконечно любишь и с Кем ты находишься в интимных отношениях души. Для АА/АН нет Бога как Личной Сущности, самой дорогой для тебя, ибо для одного это — Гуру, для другого — Космический Разум, которому ты вовсе и не нужен, для третьего — это Абсолют, Всё и Ничто, который стоит над миром и не взирает ни на него, ни на тебя. Ты ему также нужен как «телеге пятое колесо» и т. д. Как можно вручить свою волю бездушному Абсолюту рерихианца-теософа или буддиста?

В Православии отношения человека с Богом построены на любви и бесконечном доверии Ему, на личном общении с Ним через молитву и таинства Исповеди и Причастия, и исходящая от Него Благодать — Сила Любви и милосердия реальны и ощутимы и действенны, это познаётся сразу же или почти сразу. Что может дать человеку протестантский принцип, не основанный на Исповеди и Причастии? Тем более атеисту или теософу?

«Программа требует действий, соответствующих принципам». Но каким же это принципам, если у человека нет молитвенного настроя, нет личностного отношения с Богом? Всё это есть в Православии, и в Православных реабилитационных Центрах эти принципы действуют реально, потому что мы в них реально и действенно говорим о Боге, стараемся жить с Ним, показываем соответствующие фильмы, приводим свидетельства живых людей — бывших наркоманов, не лечащихся, а уже вылеченных, мы живём с Богом и Богом реальной действенной жизнью, а не занимаемся пустой «говорильней». Это и есть Православие в действии и Бог, Кому мы поручаем свою волю и жизнь. Кому же препоручить волю свою в АА/АН, если ты даже не знаешь Его? Мне искренне жаль тех православных священнослужителей, которые вразрез истине Православия подменяют ее протестантскими измышлениями.

А в «12-ти шаговой» Программе так и написано: «Разве вы не доверили решение всех проблем, связанных с алкоголем (наркотиком), Содружеству Анонимных Алкоголиков (Наркоманов), полагаясь на его заботу, защиту и руководство? Ведь вы уже обрели желание подчинить вашу волю и ваши представления об алкоголизме (наркомании) тем идеям, которые выдвигает АА/АН».

Вот и выходит, что Программа — выше Бога, молитвы и исповеди. Вот Вам, пожалуйста, кодирование и программирование души на верность принципам и учению 12- шагам, о чём писала LATENT FRAME (см. выше).

«Не сотвори себе кумира!» Неужели православные «12-ти шаговики» не понимают, что ставят себя выше Православия и Христа? Вы, дорогие мои, искренне заблуждаетесь, продвигая «12 шагов» вместо хорошо разработанных и проверенных 1000-чью лет существования христианства на Руси методов исцеления духовных недугов, накопленных нашей Церковью и оправдавших себя на практике.

Зачем же нам за уши тащить заморские и инославные программы, которые с трудом приживаются у нас и малоэффективны?

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ. «Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения».

Современные «12-тишаговики» (прошу их извинить меня за невольный вульгаризм, я уважаю желание помочь страждущим, пусть даже они и ошибаются) отстали от жизни, и, видимо, не знают, что современные наркоманы настолько изуродованы духовно, что они даже не знают, что такое нравственность, духовность, а отсюда и оценить «глубоко и бесстрашно» свою жизнь с нравственной точки зрения уже, как правило, не могут.

Я провожу каждую субботу духовную беседу с зависимой молодёжью и, к сожалению констатирую её сугубую бездуховность. На встречу приходит от 50 до 150 (и даже более) молодых людей со всеми видами зависимостей — наркотической, алкогольной, игровой, компьютерной, оккультной и др., обратившихся в наш Душепопечительский Центр в течение недели. Каждую субботу в течение 3-х лет я задаю им одни и те же вопросы:

«Поднимите руки, кто из вас с раннего детства воспитывался в церковном духе?» Ни одной руки.

«Скажите, кто из вас знает, что такое Закон Божий?» Как правило, ни одной руки.

«Кто знает, Кто Такой Иисус Христос?» Ни одной руки.

«Что такое Евангелие?» Ни одной руки.

«Что такое нравственность?» Как правило, ни одной руки. Редко кто попытается объяснить, что это такое, но, как правило, безуспешно.

«Что такое целомудрие?» Ни одной руки, даже со стороны взрослых.

«Что такое блуд и прелюбодеяние?» Как правило, ни одной руки.

«Ну, а кто знает, что такое секс?» Лес рук!!!

Всё это, а также многое другое свидетельствует о том, что духовно-интеллектуальное и нравственное состояние современной молодёжи резко изменилось в худшую сторону и подавляющее большинство не знает элементарных вещей. Им, оказывается, ещё надо объяснять, что такое нравственность, и некоторые другие основополагающие понятия.

Неужели пропагандисты 12-ти шаговой программы серьёзно могут думать, что молодые люди, не имеющие толком представления о нравственности, вдруг будут способны «глубоко и бесстрашно» оценить свою жизнь с нравственной точки зрения? Глубокое заблуждение и грубейшая ошибка! Я не сгущаю краски и не преувеличиваю социально-нравственную деградацию личности наркомана. Я — врач с большим стажем лечебной, научной и педагогической работы, всю жизнь проработавший с подростками и молодёжью, и хорошо знаю, что у наркоманов в зависимости от их преморбидного фона, степени педагогической запущенности, длительности и тяжести наркотизации развиваются интеллектуально-мнестическая, нравственно-духовная и социальная деградация, и на этом фоне формируется особый наркоманический тип личности. К счастью, в процессе реабилитации деградация личности, как правило, исчезает, если она была не очень сильно выражена и мозг ещё способен восстановить свои прежние качества и способности. В последнее время, начиная с 2002—2003 гг., на фоне общего падения духовно-нравственных установок в обществе, продолжающегося развития идеологии гедонизма и «золотого тельца», преклонения перед западными ценностями и падения культурного уровня всё более падает духовность современной молодёжи и наркозависимых в частности. И если в 90-х — начале 2000-х годов мотивация к излечению была довольно высокой, то в настоящее время она резко снизилась. Теперь из 100 приходящих к нам наркозависимых остаются на реабилитацию не более 40 человек. И это вовсе не из-за нашей плохой работы (работаем-то мы лучше, чем 10 лет назад), а из-за отсутствия мотивации к излечению на фоне низкой духовности. Об этом же свидетельствуют практически все врачи-наркологи, психотерапевты, педагоги и другие специалисты, работающие с наркозависимыми. Летом прошлого (2006) года я был в городах Новокузнецке, Кемерово, Волгограде, Волжске, Новом Уренгое и Лангепасе, Краснодаре, осенью и зимой этого года мне пришлось побывать во многих других городах и за границей: в Болгарии, Сербии, на Кипре — и везде такая же ситуация. Оказывается, чем больше времени проходит от распада Советского Союза, и падениия коммунистического режима и идеологии тем всё хуже и хуже становится духовно-нравственное состояние наших сограждан… Всё это накладывает на нас, православных реабилитологов, всё большую ответственность и предполагает пересмотр методов реабилитации. И в этих условиях идеи православных методов реабилитации приобретают решающее значение.

Думаю, полезно было бы «шаговикам» подробнее ознакомиться с нашими методами реабилитации. С этой целью можно предложить для начала книги нашего Центра: «Возвращение в жизнь» и «Методическое руководство по реабилитации наркозависимых», «Православие и наркомания. Концепция профилактики наркомании», а также книгу «Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму» Санкт-Петербургского Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской Епархии (2005 год). Есть возможность познакомиться с работой нашего Центра, с жизнью реабилитантов в загородной общине, которая находится в г. Дедовске Московской области. Также с замечательными реабилитационными общинами в селе Сапёрном Санкт-Петербургской Епархии (руководитель — замечательный священник-педагог-реабилитолог о. Сергий Бельков), в Екатеринбургских православных общинах, организованных архиепископом Викентием и др. Можно встретиться с бывшими наркоманами и их родителями и поговорить с ними. Это даст возможность своими глазами увидеть и убедиться в ценности православного опыта реабилитации молодёжи с аддиктивным поведением.

Для того, чтобы нравственно оценить себя и свои поступки, надо знать, что такое нравственность и знать, что нравственность — категория религиозная и связана с такими понятиями как Бог, духовность, Закон Божий, а для этого надо привить эти понятия зависимым, как это делается в православных центрах реабилитации. Программа же «12 шагов» на протяжении 4 шагов, как я уже показал, этого не делает. И надо понять, что с нравственностью совместимо и такое понятие как ГРЕХ. О грехе же ничего не сказано ни в этих 4-х шагах, ни во всех последующих. В 12-тишаговой программе нет такого духовно-нравственного понятия как ГРЕХ. Этого понятия в программе попросту не существует, как не существует понятия о духовности, о Боге, о Христе, о Церкви. Да это и вполне понятно: зачем любому человеку — атеисту, неверующему, буддисту и рерихианцу-теософу говорить о грехе, Боге, духовности. Говорят, что именно благодаря программе и движению АА/АН любой человек — атеист, неверующий, мало верующий — может познать Бога и обрести мать-Церковь. Неверно это, или верно только отчасти. Об этом говорит наш богатый опыт общения с различными молодыми людьми, и с зависимыми в том числе. Мне приходится много общаться со студенческой и учащейся молодёжью: в Университете Дружбы народов, в Университетах экономической безопасности МВД, Московской Финансово-Юридической Академии и во многих других — от Камчатки и Магадана до Минска, от Архангельска, Салехарда, Ноябрьска и Нижнего Уренгоя до Краснодара, а также за рубежом — в Белградском Государственном Университете, г. Нови-Сад (Сербия), Софийском и Варненском (Болгария), в Кипрских учебных заведениях. Я утверждаю: везде молодёжь, как правило, далеко отошла от Бога и везде принимает прозападно-американский образ жизни под девизом «бери от жизни всё!».

Так что не смогут подопечные АААН без указанных выше понятий «глубоко и бесстрашно» оценить себя и свою жизнь с нравственной точки зрения». Помочь в этом им смогут только православные программы.

ШАГ ПЯТЫЙ: «Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений».

Этот пункт бессмыслен, если мы не определились с понятием Бога, Церкви, духовности, нравственности, Закона Божия, греха. Может быть, он и имеет какой-то смысл в среде светской, неверующей. Какой смысл «перед каким-либо другим человеком признавать истинную природу наших заблуждений?» Что это нам даст? Уж лучше признать истинную природу наших заблуждений перед самим собой. Весь смысл реабилитации — изменить свою духовную природу, перепрограммировать душу, запрограммированную всем образом жизни без Бога на совершение греха, изменить свой образ жизни.
Считаю «5-й шаг» Программы просто бессмысленным.

ШАГ ШЕСТОЙ: «Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков».

Нет, не подготовили. Потому что, как уже было объяснено выше, не осознали своей греховности, ибо даже понятие греха у данной программы отсутствует; не исповедывали свои грехи, потому что исповеди у протестантов, чьи корни несёт в себе движение АА/АН нет; Бога не познали и связи с Ним не установили; препоручили свою жизнь и волю неизвестно кому; не оценили свою жизнь с нравственной точки зрения, потому что понятия нравственности, греха и Бога нет

Сила более могущественная, чем мы, неизвестно, что это такое: может быть это гравитация, а может быть некий Гуру, или бездушный Абсолют. 12-ти шаговая программа не знает ни Бога как Творца вселенной, ни Бога как Промыслителя о нашем спасении, ни Христа как Спасителя от наших грехов. Многие молодые люди, приходящие к нам из 12-ти шагов свидетельствуют, что там ничего не говорят о Боге, о Христе.

Адепты 12-ти шаговой программы не перестают говорить, что они ведут наркоманов ко Христу. Как?! Люди, проходившие реабилитацию по этой программе, свидетельствуют об обратном: «Там вообще не говорят о Христе, о Его спасительном учении». Один видный архиерей в разговоре сказал мне, что он несколько раз посетил группу 12 шагов и ни разу не услышал там слов «Христос» и «Бог».

А вот что сообщил мне Игорь, 37 лет: «Мои впечатления о программе «Анонимные Алкоголики (12 шагов) потрясли меня. Я — алкогользависимый человек — пришёл в Даниловский монастырь в 2005 году и мне на исповеди священник посоветовал ходить на эту программу., сказал мне, что на собрания этой программы приходит много людей, больных алкоголизмом и они изучают эту программу. Я через несколько дней с радостью пошёл туда и думал встретить там специалистов, врачей, православных монахов, священников. Когда я пришел туда, то увидел людей различного возраста и материального положения — мужчин и женщин. Каждый мог высказаться по поводу своей жизни и своего алкогольного прошлого и алкогольных приключений. Это обычный пересказ своей пьянки в прошлом, а если кто срывался, то и настоящих алкогольных приключений. Я был удивлён, более того — шокирован: зачем мне это надо слушать, когда это располагает к желанию выпить и искушает душу. Я ожидал, что собрание будет вести священник или врач, но ведущий был один из нас — пьяниц.

Во время перерыва ко мне подошла женщина, а так как я в начале встречи представился и сказал, что я здесь впервые, она спросила меня: «Как тебе здесь?». Я ответил: «Пока нормально, но странно" — «А что странного-то?» — «Да зачем же всё о пьянке, да о пьянке говорить, как будто не о чем больше говорить». — «Да, вот о пьянке и будем говорить, чтобы омерзело это, наконец, и потом пойми: это же навсегда. Раз стал алкоголиком, то и будешь им всю жизнь, хотя и пить не будешь. Вот поэтому об этом и говорим».- «Странная логика!" — сказал я. Она на это ответила: «Ходи сюда почаще, и хотя ты ничего здесь не понял, но приходи, бросай себя на стул как кусок мяса и слушай, кто что говорит». В это время в монастыре зазвонили колокола, окончилась вечерняя служба. Я трижды перекрестился на храм. Она спросила меня: «Ты что, верующий?" — Я ответил: «Да, конечно!» Она сказала: «Сюда ходят христиане, кришнаиты, буддисты и на это никто не обращает внимание». — «А что же я, христианин, должен молчать о Христе?" — «Но у нас здесь одна вера — алкогольная!" — был её ответ. Меня это очень удивило и расстроило. Возвращался с собрания я с одним из мужчин. Он посещает собрания АА уже 10 лет. Несколько раз срывался в запои, потом опять приходил в АА. Я его спросил: «А зачем же снова стал ходить, если это не помогает?», на что он ответил: «А я не могу без программы, она завлекла меня целиком. А вообще-то ты не задавай лишних вопросов, а просто ходи и слушай» — «И срывайся в запои и опять ходи и слушай?», — спросил я. Он словно бы не расслышал моих слов и посоветовал мне купить две книги по 12 шагам и обязательно читать их и жить по ним. «И что, я не буду пить и срываться в тяжёлые запои, как ты?» Он опять словно не расслышал моих слов и посоветовал мне найти обязательно человека из этого собрания АА, у которого несколько лет выдержки трезвости и попросить его, чтобы он стал моим спонсором, или помощником, чтобы я мог с ним посоветоваться, если мне захочется выпить. «Мы что, вместе выпьем?» — съязвил я. Он сказал мне, что в Россию приезжают американцы из АА, совершают здесь юбилейные встречи, безалкогольные торжества, которые объявляются за несколько дней на собрании.

После этого я ходил туда ещё несколько раз, но так ничего и не услышал о Боге, о Христе, об исповеди и причастии, не увидел ни одной иконы и не услышал ни одного слова из Священного Писания, ни о Спасителе нашем. Это абсолютно не православное собрание. Всё одно и тоже: каждый выговаривается, у кого, что болит на душе и порой это очень неприятно слушать, ну какое мне дело до чьих-то домашних передрягах, ссорах, семейных битвах, пьянках. В конце собрания все встают в круг, берутся за руки и произносят обращение к Богу, но никто не крестится, не кланяется, не произносит православных молитв. Я понял, что не туда попал, к Богу, к Церкви это собрание не приводит, от пьянки отводит далеко не всех, и я с облегчённым сердцем перестал туда ходить и обрёл, наконец-то, пристанище в православном Душепопечительском Центре и вот уже несколько месяцев я не употребляю ни грамма спиртного и меня не тянет к нему». Со слезами на глазах рассказывал мне это бывший «12-тишаговец».

Итак, Программа «12 шагов» не знает Христа, а люди, проходящие в ней реабилитацию, не приходят к Нему и не живут Им.

А между тем, один из видных богословов XX века святой преподобный Иустин Попович (Сербия) говорил о том, что без личности Христа учение Христово не имеет ни спасительной силы, ни непреходящей ценности. Оно спасительно настолько, насколько может быть божественной Его божественная Личность:

«Евангелие, Писания, весь Новый Завет, вся догматика, вся этика без чудодейственной личности Христа представляют собой вдохновенную философию, или романтическую поэзию, или утопические мечтания, или злонамеренный обман. И только личность Христа придаёт животворящую силу всему новозаветному учению. Всё, что нужно человеку в этом мире и во всех возможных мирах, находится в личности Богочеловека Христа. В ней решение всех личных и всех социальных проблем не только нашего времени, но и всех времён до скончания истории. Наши люди подверглись самой тяжёлой болезни 20-го века — веры в самого себя, которой смертельно больна вся европейская цивилизация», — говорит преподобный Иустин.

Как точно сказано: «…наши люди подверглись самой тяжёлой болезни… - веры в самого себя». 12-ти шаговая программа как раз тяжело больна именно этой болезнью — верой в саму себя, ибо она — человекоцентрична. Господь наш Иисус Христос говорит: «Я есмь лоза, а вы ветвие; кто пребывает во мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ИБО БЕЗ МЕНЯ НЕ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО» (Ин.15,5). А они норовят делать всё без Христа!

В чём разница между 12-ти шаговой программой и Православной?

Все святые отцы учат, что никакая страсть своими силами не побеждается. Она побеждается силою Святого Духа. А ведь наркомания — это пагубная страсть. Победить её православная программа предлагает с Божией помощью в лоне Церкви, а 12-тишаговая программа предлагает положиться на свои силы, уповать на некую безликую и бездушную Силу и самого человека. Вот почему такая разница в получаемых результатах между 12-ти шаговой программой и православными методами реабилитации. «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы…». (Мф. 7,16,20).

Как говорят сами приверженцы Программы «12 шагов» — «Слабые ее стороны — это навешивание ярлыков и религиозность» (www.aa.org).

Возникает вопрос: зачем же тогда 12-тишаговикам сотрудничество с Церковью, тем более, что по их собственному утверждению «их программа не связана ни с каким вероисповеданием»? На этот вопрос они сами дают откровенный ответ: «священнослужители часто являются первыми, кому зависимые решаются признаться в своей болезни. Хорошо, чтобы священник сразу направлял человека в Содружество Анонимных Алкоголиков» (http://www.miloserdie.ru).

.ШАГ СЕДЬМОЙ: «Смиренно просили Его исправить наши изъяны». А что такое смирение?

Может быть, не стоит дальше анализировать «шаги», и так уже ясно, что ничего путного мы не узнаем. Давайте закончим на этом анализ «шагов» в никуда.

Еще раз напомним утверждения «12-ти шаговиков»:

— «Мы — не церковь». И поэтому считают, что к ним нет, и не может быть ни догматических, ни канонических претензий. Программа движения не содержит никаких конфессиональных идей. Представители групп самопомощи утверждают свою внерелигиозность и считают обвинение движения «АА» в религиозности невежеством.

— Признают Высшую силу, но «у каждого она своя». «Они могут обратиться к Высшей силе за помощью, причем это может быть вне церкви и не обязательно Бог».

— Существует ли у «АА» учение о посмертной жизни? — Ответ очевиден — нет.

— «Признаем совместное моление каждый своему богу… Каждый молится так, как он это понимает… Каждый молится тому Богу, которому он лично доверяет». «У каждого — свой личный бог или же божество». — Получается, анастасийцы молятся кедру, кто-то богу Ра, сатанисты… и т. д.?! И всё это под покровом Православной Церкви?!
Иеромонах Анатолий (Берестов), руководитель Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского
(Продолжение следует)

СНОСКИ:

1 — Иеромонах Анатолий (Берестов). «Возвращение в жизнь». Москва, изд-во Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2004 г.; «Методика реабилитации наркозависимых для священников и православных мирян-душепопечителей», изд-во то же, 2005 год.
2 — «12 шагов и 12 традиций». Нью-Йорк, 1998.
3 — «12 шагов и 12 традиций». Нью-Йорк, 1998; стр. 34.
4 — там же, стр. 33.
5 — там же, стр. 40.
6 — иеромонах Иона (Займовский). «Церковь и страдающая личность». Даниловский Благовестник, 2005; стр. 14.
7 — «12 шагов и 12 традиций». Нью-Йорк, 1998; стр. 41).

http://rusk.ru/st.php?idar=112117

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Еленочка    29.10.2007 19:38
А вот еще об АА
http://www.nsad.ru/index.php?issue=43§ion=9999&article=730
  Владимир РПЦ    23.10.2007 05:30
Качурин И.

Похоже он уже потерялся в обилии своих слов.
  Алексей Филонов    22.10.2007 21:41
Качурину И.
Всё слова, слова, слова… Не потерять бы за обилием даже святых слов самого человека.
Пожалуй, все точки расставлены.
  С. Шараков    22.10.2007 21:35
Уважаемый Сергей, извините, но Вы не правы:
1. не путайте жанр дискуссии с жанром обыденного общения. Неэтично выносить оценочное суждение о присутствующем человеке в 3-м лице, но можно характеризовать мировоззрение и убеждения присуствующего человека в 3-м лице – жанр дискуссии это допускает.
2. Я же как раз намекнул Алексею Филонову (и он меня, уверен, так и понял) на то, что Ваш религиозный дискурс суть дискурс протестантский.
3. Обращаться напрямую к Вам – неизбежно поднимать тему протестантизма, чего делать я не намерен.
4. Про гордость Вы правильно сказали – грешен.
5. Самое главное: ни протестантов, ни Вас я не осуждаю, и не считаю себя лучше – честно.
  С. Шараков    22.10.2007 21:12
Если Вы говорите о милосердии, тогда к чему Ваши замечания? Ведь я просто указал на слабое место программы, причем, мой пост соотвествует статье, которая как раз посвящена анализу программы. Если же в моем посте Вы услышали фарисейство, то Вы правы.
  Качурин И.    22.10.2007 20:58
И еще, Алексей, Вы уж меня простите, приведу слова нашего русского святого.
"Хранись делать добро падшего человеческого естества". Свт. Игнатий (Брянчанинов).
  Качурин И.    22.10.2007 20:39
Алексей, я уважаю Вас и Ваше мнение, но Вы вынуждаете меня опять открыть Св. Писание. "Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один…Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную…" (Иоан.,6,15;6,26-27). Видите, Алексей, дело не просто в творении добра падшего человеческого естества, а в творении добра ради Христа, с целью уловления души в Царство Небесное.
  Сергей Прага    22.10.2007 19:59
С. Шараков
Прошу прощения, а обсуждение присутствующего человека в третьем лице – это не проявление гордыни, высокомерия, снобизма и вообще не нарушение ли это элементарных этических норм ?
  федор кон    22.10.2007 19:30
шаракову болезнь называемая алкоголизмом нельзя вылечить как нельзя вылечить диабет можно не употреблять и вылечиться. А насчет гордыни согласен ее можно вылечить в церкви . Ваши знакомые как раз в церковь наверное в церковь и не пошли вот и срыв. Программа подразумнвает что алкоголик двигаясь по шагам духовно растет. И если по ней работать ,а не болтать как это делаете Вы , практически все приходят в церковь вот только в какую тут вопрос при такой враждебной политике православной церкви тада идтить совсем нехочется
  Алексей Филонов    22.10.2007 19:27
Шаракову:
Уважаемый Сергей! Я уже писал, что в данной полемике высказываюсь не о достоинствах или недостатках разбираемой программы, а о проблеме милосердия – и только. Как православный человек, я, раазумеется, против внедрения в России любых программ, имеющих чуждую идеологическую подкладку. И не просто против этого, но и за православную альтернативу этим программам. Но меня просто поражает железо, которое не звучит даже, а прямо-таки скрежещет в речах моих единоверцев по отношению к несчастным, нуждающимся, помимо всего прочего, в элементарной милости, в сострадании, в участии. Зачем Вы мне пишете о культурологии, о возрожденческой культуре, о гуманизме? Вопрос ведь стоит очень просто: можем ли мы, православные, быть милосердными к несчастному, не ставя ему предварительных условий: дескать, готов ли ты, прежде чем я тебе помогу, стать православным? Если нет, то мне вообще нет дела до "ценности" твоей жизни, можешь продолжать умирать (колоться, пьянствовать и т.д.). Может быть, нам и обычную милостыню на улице начать подавать с применением теста на православность просящего? А то как бы не впасть в голый гуманизм. Если Вы упрекаете меня, что я смешиваю христианство с гуманизмом, то с чем смешивают христианство мои оппоненты? Подсказать ответ?

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru