Русская линия
Русская линия Сергей Чечаничев30.06.2007 

Обретение Родины
День четвертый

День первый

День второй

День третий

Четверг. 31мая в 9 часов утра мы взяли у врат Ферапонтова монастыря о. Сергия и свечницу. Погрузили купель и двинулись в Чарозеро.

Вещезерская Петропавловская церковьПриехали примерно в 10.15 утра. У Храма — толпа народа. Крыльцо уже построено, оно чуть видно на фотографии. Матушка Васса позже рассказала, что когда пошла покупать стройматериалы для крыльца, местные мужики обиделись, что приезжие питерцы в их Храме будут «хозяйничать», проявили характер, и сами срубили крыльцо за полдня. Сразу после этого (когда крыльцо было выстроено) к Храму в полном составе пришел весь сельсовет. Представители власти пообещали вставить рамы и стекла в помещение алтаря.

Мы выгрузили все уже ненужные стройматериалы (потом пригодятся) и отпросились у батюшки Сергия пройти лесом в деревни нашего детства Тюшково и Пороздняково, где мы жили летом у бабушки в шестидесятых годах… Это примерно пять-шесть километров от Чарозера. Батюшка сказал, что два часа в нашем распоряжении есть.

НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧАРОЗЕРСКОЙ ЦЕРКВИ
По материалам Кирилловского, Вологодского и Новгородского архивов

Вещезерская Петропавловская (по бывшему названию села) Церковь в с. Чарозеро построена в 1798 году. Имела четыре Престола: в честь Происхождения (изнесения) честных древ Креста; во имя мученицы Параскевы Пятницы; во имя мучеников Флора и Лавра; во имя преподобного Александра Ошевенского. В своей книге «Зимняя поездка в Белозерский край», вышедшей в 1902 году, П.С. Шереметев со слов приходского священника сообщает, что старая деревянная Церковь во имя св. ап. Петра и Павла с приделом во имя св. мч. Флора и Лавра и Церковь Святителя Николая Чудотворца с приделом во имя преп. Александра Ошевенского в селе Петропавловском сгорели. В клировых ведомостях за 1866 год сообщается, что приход Петропавловской Церкви был одним из самых многолюдных в уезде и составлял 38 деревень, 224 двора, 1890 человек.

Поворот от шоссе в деревне Козлово в лес к деревням нашего детстваПрестольный праздник нашего храма приходится на 14 августа по новому стилю. Праздник происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня иначе называют еще «Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице». В народе этот день называют «Медовый спас», потому что по традиции в этот день в церковь приносили освящать мед нового урожая. На этот же день приходится начало Успенского поста.

Чарозерскую церковь кратким образом можно называть Спасская церковь.

Преподобный Александр Ошевенский, во имя которого был освящен один из четырех престолов церкви, родился здесь на Вещезере, здесь же он и положил основание монашеских подвигов. Впоследствии им был основан монастырь в Архангельской области, игуменом которого он являлся. Преподобный Александр Ошевенский почил в 1479 году. Память его Православная Церковь чтит 3 мая по новому стилю.

По описаниям, найденным в документах 1929−1930 гг.: «Петропавловская-Вещезерская церковь, каменная, с таковою же колокольнею; теплая и холодная в одной связи, крытая железом, окрашена зеленой краской (крыша), ограда кругом церкви каменная, выложена и вытесана из дикого камня, с железной решеткой, выкрашенной зеленой краской».

Дорога к домуКолокольня поставлена на каменном фундаменте, на которой перед закрытием церкви было 8 колоколов. В 1945 году колокола были вывезены на переплавку.

Церковь была построена «тщанием прихожан», т. е. люди на свои собственные деньги возводили храм. Известно, что в 1829 году численность прихожан составила 1380 человек. В состав прихода входило не только село Петропавловское, но и окрестные населенные пункты, в границах, определенных епархией.

Из архивных данных, которые удалось обнаружить на сегодняшний день, сведений о священнослужителях немного:

В 1829 г. дьяконом был Петр Стефанович Лебедев. В 1896−97 гг. настоятелем церкви был священник Николай Ваучский. Он также преподавал в местной школе Закон Божий.

Немного больше удалось узнать о последних двух священниках. В 1922 г. священником нашей церкви был Иоанн Иванович Инопин. Он родился 8 июля 1873 года, окончил Новгородскую духовную семинарию в 1896 г. Иоанн Иванович являлся также законоучителем местной школы.

Самым последним священником был Леонид Викторович Терциев. Родился в 1887 г. С 1914 г. состоял священником Николаевской-Волокославинской церкви. В 1919 г. был мобилизован в тыловые части Красной Армии и проходил службу в Петрограде на складе боеприпасов. После выбытия из рядов Красной Армии служил священником сначала в Шалго-Бодуновской церкви, а с 1924 года в нашей церкви. В марте 1931 года он подает заявление об оставлении этого места.

Все в округе заросло и никаких следов деревень не былоДальнейшая история Спасской церкви развивалась следующим образом:

После того, как последний священник оставил приход, представители прихода (20 человек, такую группу в обиходе называют «церковная двадцатка»), написали заявление местным властям с просьбой предоставить им церковь в бесплатное пользование. Видимо, они еще надеялись сохранить и само здание, и богослужения в нем.

Однако «бесплатного пользования» не получилось. Здание церкви общине передали, но под условием, что они обязаны были из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию церкви и по содержанию находящихся в ней предметов, как то: по ремонту, отоплению, страхованию, по оплате налогов, местных обложений и т. д.

На церковную общину также возлагалась обязанность содержать священника и церковного сторожа. В то время священнику полагалось 360 руб. и 60 пудов зерна в год.

Сломанное деревоВ церковной двадцатке не было зажиточных людей, а 11 ее членов также были неграмотными. Бремя для общины, вероятно, было непосильным, поэтому 22 марта 1931 года от церковной двадцатки было подано заявление начальнику местной милиции:

«Доводим до Вашего сведения относительно положенной страховки или налога на Церковь, без помощи верующих Религиозной общины двадцатка не в состоянии уплатить такой налог, кроме того, Священник и Церковный сторож от службы отказались. Вновь служителей к Церкви выбрать не имеем средств. Ввиду вышеизложенного от Церкви отказываемся».

12 мая 1931 г. на заседании Президиума Чарозерского Райисполкома слушали дело о закрытии Петропавловской-Вещезерской церкви и постановили:

«Принимая во внимание, что несмотря на неоднократные объявления о сдаче Церкви для исполнения религиозных надобностей, двадцатка от прием таковой отказывается и фактически в Церкви никаких религиозных обрядов на проводится. Петропавловскую-Вещезерскую Церковь закрыть и использовать ее для культурных надобностей».

Однако для культурных надобностей церковь использовать не удалось. По инициативе Чарозерского Райисполкома в ней была размещена паровая мельница. Впоследствии и до сего дня здание Спасской церкви используется под склад.
Материалы подготовлены ученицей 11-го класса Чарозерской школы Ольгой Бабенко.

Объявление:

Обнаружили заброшенное гумно«В настоящее время небольшая группа детей и подростков самостоятельно приступили к восстановлению Спасской церкви в с. Чарозеро. Они приходят работать по вечерам с 18−19 часов в алтарную часть Церкви.

Может быть, взрослые их поддержат?

В первую очередь требуется разобрать старую крышу над алтарной частью церкви и покрыть её каким-либо материалом, чтобы протекающая вода не разрушала кирпичную кладку. После этого внутреннюю часть алтаря можно будет оштукатурить и побелить.

Для первоочередных работ требуется: лестницы, материал для покрытия кровли, песок, цемент, побелка, транспорт для уборки строительного мусора, рабочие руки и неравнодушное сердце.

С благодарностью примем любую помощь».

Вот такой детский крик души на трех листках бумаги висит на двери алтаря Храма.

Там, где теперь есть срубленное чарозерскими мужиками крыльцо.


+ + +


Заброшенный колодецПроехав около четырех километров до деревни Козлово, оставили там машину. Дальше пошли пешком.

Все в округе заросло, и никаких следов деревень не было. Кругом заросли, трава и поваленные деревья. Обнаружили заброшенное гумно и заброшенный колодец. И наконец…

.Вот они, останки дома нашего детства. На этих столбах стояли клети, а под ними был хлев. Эти столбы — единственное, что осталось от всех домов в деревне Тюшково. У развалин дома цвела яблоня.

Останки дома нашего детстваВсе, что надо было увидеть, мы увидели, прикоснулись к тому, к чему стремилось прикоснуться сердце. Можно возвращаться.

Когда мы вышли из леса, в деревне Козлово нас встретил добрый, улыбающийся барбос.


+ + +


Мы вернулись в Чарозеро как раз часа через два. Крещение уже закончилось. Батюшка покрестил не «несколько», а шестьдесят два (!) человека. Кроме того, многие не знали о совершающемся таинстве, а некоторые работали и не смогли отпроситься. У нас с братом и с матушкой Вассой, что называется «на душе ангелы пели». О. Сергий сказал, что позже придется приезжать еще, т.к. не все, кто хотел, покрестились. Потрапезничали с батюшкой у инокини Вассы. Вернулись в Ферапонтово. В пятницу, 1 июня в 6.30 утра отбыли в Питер. После обеда уже молились в Тихвине у святой иконы Тихвинской Божией Матери. А ближе к вечеру были дома.


+ + +


Яблоневый цветСлава Богу, за все! Господь сподобил побывать в таких святых местах. И самое главное показал, что эти места, эта родина нашего отца, наших предков, которая до сих пор излучает святость и есть настоящая Россия. Из «центра» многим она видится, как «захолустье», но именно там, в глубине или в глубинке России есть настоящее ее богатство, настоящее золото. Получили мы от Бога такое великое утешение и укрепление. Обрели свою Родину. Это как святыня под спудом, причем для всей России, для всех светит, а Господь именно нам ее открыл и показал. Какие люди, какая природа, какой духовный климат. Даже при присутствующей во многих светскости и безбожности у каждого в душе есть искра Божия. Как бы хотелось жить, служить Богу и умереть в этих родных местах. Уезжать не хотелось. До слез.

Молитва ко святому преподобному Кириллу, Белозерскому чудотворцу

О, преподобне отче наш, Кирилле! Припадаем к тебе и просим тя, небеснаго заступника нашего: яви милосердие твое нам, рабам Божиим (имена), и пролей теплыя молитвы о нас ко Господу Богу. Исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, мирное и безмятежное житие, непостыдную христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде Христове. Огради дом сей от всякаго зла и осени нас небесным твоим благословением. Буди о нас теплый предстатель ко Господу и сподоби нас помощию Твоею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим велия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, и твое отеческое заступление, во веки веков. Аминь.

Святый преподобный отче наш Кирилле, моли Бога о нас!

Святые преподобные отцы наши Ферапонте, Мартиниане Белозерские и Ниле Сорский молите Бога о нас!

Святые новомученики и исповедники российские молите Бога о нас!

Санкт-Петербург
Май-июнь 2007 г.

Литература:

Г. М. Прохоров «Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские», Изд. «Глагол», СПб 1994 г.

Улыбка барбосаГлызина Л.И., Ианова Г. О. «Приходские церкви Кирилловского уезда», Изд. «Северный паломник», М., 2006 г.

И. Бриллиантов «Ферапонтов Белозерский нвне упраздненный монастырь, место заточения Патриарха Тихона», Изд.: Типография А.П. Лопухина", СПб, 1899 г., Репринтное издание «Северный паломник», М., 2005 г.

Иван IV Грозный «Сочинения», Изд. «Азбука», СПб, 2000 г.

Ольга Бабенко «Некоторые исторические сведения о Чарозерской церкви» (по материалам Кирилловского, Вологодского и Новгородского архивов).

Житие преподобного Нила Сорского.

Инок Иоанн (Калинин) «Воскресенский Горицкий девичий монастырь». Изд.: Типография И.В. Малькова, г. Кириллов, 1914 г. Репринтное издание «Школьная библиотека», М., 2005 г.

Архимандрит Иаков (Поспелов) «Житие преподобного и богоносного отца нашего Кирилла, игумена, Белозерского чудотворца». Изд. «Типография «Новости», М., 2005 г.
Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия», Изд. ООО «Издательский Дом «Булат», Тверь 2001 г.

http://rusk.ru/st.php?idar=111819

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Вещезерская Валерия Павловна.    27.02.2009 09:25
Здравствуйте!
Я просто не знаю к кому обратиться,моя фамилия Вещезерская,У меня до недавнего времени были сведения,что кроме нашего рода больше ни у кого нет такой фамилии,может вы знаете откуда происходит моя фамилия,где мои корни,и есть ли еще семьи с такой фамилией.
Извините,что потревожила письмом не в тему.Но может у вас имеются какие нибудь сведения.С УВАЖЕНИЕМ Валерия.
  Станислав Корешков    11.08.2007 22:02
Здравствуйте!
Справедливости ради должен сказать, что упоминаемая Вами Ольга Бабенко является скорее не исследователем истории церкви, а интерпретатором работы другой школьницы – Назаровой Анастасии, которая готовила под моим руководством небольшое исследования "Петропаловская церковь в архивных документах". Ольга же получила от меня уже готовый материал для ознакомления и возможного (корректного) использования при написании сочинения-размышления для участия в одном из областных конкурсов. Может быть, Вам покажется – какая разница, но для меня она принципиальна. Поэтому, мне кажется, правильнее будет внести в список литературы работу Анастасии, поскольку выполнена она была ещё в 2004 году. Кстати, могу эту работу в электронном варианте и кое-какие документы по церкви прислать, если эта тема интересна.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика