Русская линия | Сергей Чечаничев | 30.06.2007 |
Четверг. 31мая в 9 часов утра мы взяли у врат Ферапонтова монастыря о. Сергия и свечницу. Погрузили купель и двинулись в Чарозеро.
Приехали примерно в 10.15 утра. У Храма — толпа народа. Крыльцо уже построено, оно чуть видно на фотографии. Матушка Васса позже рассказала, что когда пошла покупать стройматериалы для крыльца, местные мужики обиделись, что приезжие питерцы в их Храме будут «хозяйничать», проявили характер, и сами срубили крыльцо за полдня. Сразу после этого (когда крыльцо было выстроено) к Храму в полном составе пришел весь сельсовет. Представители власти пообещали вставить рамы и стекла в помещение алтаря.
Мы выгрузили все уже ненужные стройматериалы (потом пригодятся) и отпросились у батюшки Сергия пройти лесом в деревни нашего детства Тюшково и Пороздняково, где мы жили летом у бабушки в шестидесятых годах… Это примерно пять-шесть километров от Чарозера. Батюшка сказал, что два часа в нашем распоряжении есть.
НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧАРОЗЕРСКОЙ ЦЕРКВИ
По материалам Кирилловского, Вологодского и Новгородского архивов
Вещезерская Петропавловская (по бывшему названию села) Церковь в с. Чарозеро построена в 1798 году. Имела четыре Престола: в честь Происхождения (изнесения) честных древ Креста; во имя мученицы Параскевы Пятницы; во имя мучеников Флора и Лавра; во имя преподобного Александра Ошевенского. В своей книге «Зимняя поездка в Белозерский край», вышедшей в 1902 году, П.С. Шереметев со слов приходского священника сообщает, что старая деревянная Церковь во имя св. ап. Петра и Павла с приделом во имя св. мч. Флора и Лавра и Церковь Святителя Николая Чудотворца с приделом во имя преп. Александра Ошевенского в селе Петропавловском сгорели. В клировых ведомостях за 1866 год сообщается, что приход Петропавловской Церкви был одним из самых многолюдных в уезде и составлял 38 деревень, 224 двора, 1890 человек.
Престольный праздник нашего храма приходится на 14 августа по новому стилю. Праздник происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня иначе называют еще «Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице». В народе этот день называют «Медовый спас», потому что по традиции в этот день в церковь приносили освящать мед нового урожая. На этот же день приходится начало Успенского поста.
Чарозерскую церковь кратким образом можно называть Спасская церковь.
Преподобный Александр Ошевенский, во имя которого был освящен один из четырех престолов церкви, родился здесь на Вещезере, здесь же он и положил основание монашеских подвигов. Впоследствии им был основан монастырь в Архангельской области, игуменом которого он являлся. Преподобный Александр Ошевенский почил в 1479 году. Память его Православная Церковь чтит 3 мая по новому стилю.
По описаниям, найденным в документах 1929−1930 гг.: «Петропавловская-Вещезерская церковь, каменная, с таковою же колокольнею; теплая и холодная в одной связи, крытая железом, окрашена зеленой краской (крыша), ограда кругом церкви каменная, выложена и вытесана из дикого камня, с железной решеткой, выкрашенной зеленой краской».
Колокольня поставлена на каменном фундаменте, на которой перед закрытием церкви было 8 колоколов. В 1945 году колокола были вывезены на переплавку.
Церковь была построена «тщанием прихожан», т. е. люди на свои собственные деньги возводили храм. Известно, что в 1829 году численность прихожан составила 1380 человек. В состав прихода входило не только село Петропавловское, но и окрестные населенные пункты, в границах, определенных епархией.
Из архивных данных, которые удалось обнаружить на сегодняшний день, сведений о священнослужителях немного:
В 1829 г. дьяконом был Петр Стефанович Лебедев. В 1896−97 гг. настоятелем церкви был священник Николай Ваучский. Он также преподавал в местной школе Закон Божий.
Немного больше удалось узнать о последних двух священниках. В 1922 г. священником нашей церкви был Иоанн Иванович Инопин. Он родился 8 июля 1873 года, окончил Новгородскую духовную семинарию в 1896 г. Иоанн Иванович являлся также законоучителем местной школы.
Самым последним священником был Леонид Викторович Терциев. Родился в 1887 г. С 1914 г. состоял священником Николаевской-Волокославинской церкви. В 1919 г. был мобилизован в тыловые части Красной Армии и проходил службу в Петрограде на складе боеприпасов. После выбытия из рядов Красной Армии служил священником сначала в Шалго-Бодуновской церкви, а с 1924 года в нашей церкви. В марте 1931 года он подает заявление об оставлении этого места.
Дальнейшая история Спасской церкви развивалась следующим образом:
После того, как последний священник оставил приход, представители прихода (20 человек, такую группу в обиходе называют «церковная двадцатка»), написали заявление местным властям с просьбой предоставить им церковь в бесплатное пользование. Видимо, они еще надеялись сохранить и само здание, и богослужения в нем.
Однако «бесплатного пользования» не получилось. Здание церкви общине передали, но под условием, что они обязаны были из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию церкви и по содержанию находящихся в ней предметов, как то: по ремонту, отоплению, страхованию, по оплате налогов, местных обложений и т. д.
На церковную общину также возлагалась обязанность содержать священника и церковного сторожа. В то время священнику полагалось 360 руб. и 60 пудов зерна в год.
В церковной двадцатке не было зажиточных людей, а 11 ее членов также были неграмотными. Бремя для общины, вероятно, было непосильным, поэтому 22 марта 1931 года от церковной двадцатки было подано заявление начальнику местной милиции:
«Доводим до Вашего сведения относительно положенной страховки или налога на Церковь, без помощи верующих Религиозной общины двадцатка не в состоянии уплатить такой налог, кроме того, Священник и Церковный сторож от службы отказались. Вновь служителей к Церкви выбрать не имеем средств. Ввиду вышеизложенного от Церкви отказываемся».
12 мая 1931 г. на заседании Президиума Чарозерского Райисполкома слушали дело о закрытии Петропавловской-Вещезерской церкви и постановили:
«Принимая во внимание, что несмотря на неоднократные объявления о сдаче Церкви для исполнения религиозных надобностей, двадцатка от прием таковой отказывается и фактически в Церкви никаких религиозных обрядов на проводится. Петропавловскую-Вещезерскую Церковь закрыть и использовать ее для культурных надобностей».
Однако для культурных надобностей церковь использовать не удалось. По инициативе Чарозерского Райисполкома в ней была размещена паровая мельница. Впоследствии и до сего дня здание Спасской церкви используется под склад.
Материалы подготовлены ученицей 11-го класса Чарозерской школы Ольгой Бабенко.
Объявление:
«В настоящее время небольшая группа детей и подростков самостоятельно приступили к восстановлению Спасской церкви в с. Чарозеро. Они приходят работать по вечерам с 18−19 часов в алтарную часть Церкви.
Может быть, взрослые их поддержат?
В первую очередь требуется разобрать старую крышу над алтарной частью церкви и покрыть её каким-либо материалом, чтобы протекающая вода не разрушала кирпичную кладку. После этого внутреннюю часть алтаря можно будет оштукатурить и побелить.
Для первоочередных работ требуется: лестницы, материал для покрытия кровли, песок, цемент, побелка, транспорт для уборки строительного мусора, рабочие руки и неравнодушное сердце.
С благодарностью примем любую помощь».
Вот такой детский крик души на трех листках бумаги висит на двери алтаря Храма.
Там, где теперь есть срубленное чарозерскими мужиками крыльцо.
Все в округе заросло, и никаких следов деревень не было. Кругом заросли, трава и поваленные деревья. Обнаружили заброшенное гумно и заброшенный колодец. И наконец…
.Вот они, останки дома нашего детства. На этих столбах стояли клети, а под ними был хлев. Эти столбы — единственное, что осталось от всех домов в деревне Тюшково. У развалин дома цвела яблоня.
Все, что надо было увидеть, мы увидели, прикоснулись к тому, к чему стремилось прикоснуться сердце. Можно возвращаться.
Когда мы вышли из леса, в деревне Козлово нас встретил добрый, улыбающийся барбос.
Молитва ко святому преподобному Кириллу, Белозерскому чудотворцу
О, преподобне отче наш, Кирилле! Припадаем к тебе и просим тя, небеснаго заступника нашего: яви милосердие твое нам, рабам Божиим (имена), и пролей теплыя молитвы о нас ко Господу Богу. Исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, мирное и безмятежное житие, непостыдную христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде Христове. Огради дом сей от всякаго зла и осени нас небесным твоим благословением. Буди о нас теплый предстатель ко Господу и сподоби нас помощию Твоею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим велия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, и твое отеческое заступление, во веки веков. Аминь.
Святый преподобный отче наш Кирилле, моли Бога о нас!
Святые преподобные отцы наши Ферапонте, Мартиниане Белозерские и Ниле Сорский молите Бога о нас!
Святые новомученики и исповедники российские молите Бога о нас!
Санкт-Петербург
Май-июнь 2007 г.
Литература:
Г. М. Прохоров «Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские», Изд. «Глагол», СПб 1994 г.
Глызина Л.И., Ианова Г. О. «Приходские церкви Кирилловского уезда», Изд. «Северный паломник», М., 2006 г.
И. Бриллиантов «Ферапонтов Белозерский нвне упраздненный монастырь, место заточения Патриарха Тихона», Изд.: Типография А.П. Лопухина", СПб, 1899 г., Репринтное издание «Северный паломник», М., 2005 г.
Иван IV Грозный «Сочинения», Изд. «Азбука», СПб, 2000 г.
Ольга Бабенко «Некоторые исторические сведения о Чарозерской церкви» (по материалам Кирилловского, Вологодского и Новгородского архивов).
Житие преподобного Нила Сорского.
Инок Иоанн (Калинин) «Воскресенский Горицкий девичий монастырь». Изд.: Типография И.В. Малькова, г. Кириллов, 1914 г. Репринтное издание «Школьная библиотека», М., 2005 г.
Архимандрит Иаков (Поспелов) «Житие преподобного и богоносного отца нашего Кирилла, игумена, Белозерского чудотворца». Изд. «Типография «Новости», М., 2005 г.
Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия», Изд. ООО «Издательский Дом «Булат», Тверь 2001 г.
http://rusk.ru/st.php?idar=111819
Страницы: | 1 | |