Русская линия | Сергей Чечаничев | 22.06.2007 |
…Есть такое распространенное в русском народе выражение «чувствовать себя, как рыба в воде». Побывав, милостию Божией, вместе с родным братом Георгием на родине нашего уже почившего отца, наших предков, где я не был около сорока лет, могу с сердечным умилением сказать, что знаю, как себя чувствует рыба в воде. Последний раз я был на Вологодской земле, когда мне было лет семь-восемь. Сейчас — сорок шесть.
Не раз мне вспоминались за эти дни слова замечательного русского философа Ивана Ильина: «Родина не просто место на земле, где я родился, произoшел на свет от отца и матери, или где я „привык жить“; но то духовное место, где я родился духом и откуда я исхожу в моем жизненном творчестве. И если я считаю моей родиной — Россию, то это означает, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа и принимаю его историческую судьбу своим инстинктом и своею волею. Его дух — мой дух; его судьба — моя судьба; его страдания — мое горе; его расцвет — моя радость».
Если немного преобразить эти слова применительно к Кирилловскому уезду Вологодской области, то я, наверное, смогу выразить то состояние души, то укрепление духа и утешение сердца, какие испытал за эти четыре дня в родных для сердца местах и с радостью произнести пушкинские строки: «Там русский Дух, Там Русью пахнет, И я там был…». И если эти места не являются колыбелью, то их с уверенностью можно назвать — высшей школой русского духа, которая в значительной степени повлияла на духовное становление и политическое устроение нашей матушки России и возрастания града Москвы, как Третьего Рима.
Поклонившись ранним утром у еще закрытых врат монастыря преподобным Ферапонту и Мартиниану, отправились в путь — на кладбище уже несуществующей деревни Веретье, на берегу Вещозера, примерно 70 км севернее Ферапонтова с тем, чтобы отыскать могилы дедушки и бабушки.
По дороге в д. Коротецкая остановились, увидев разрушенный Храм.
Коротецкая Ильинская Церковь построена в 1820 году, имела три Престола: во имя пророка Ильи, в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя великомученицы Екатерины. Поклонились, двинулись дальше.
Около 10 часов утра добрались на кладбище. Оно находится от шоссе на расстоянии чуть больше двух километров, ехали по заросшей проселочной дороге. Отыскали могилу дедушки Кирилла Осиповича. Рядом упокоена бабушка Матрена Прокопьевна.
Вешезерская Троицкая церковь построена в 1809 году, имела три Престола: во имя Живоначальной Троицы; в честь рождества Богородицы и во имя великомученика Георгия. Купол рухнул внутрь Храма года два назад. В некоторых местах на стенах еще проступают фрески. У входа в алтарь в стенах центральной арки остались кованные крепления для Царских врат. Помолились, прочитали обедницу у врат алтаря.
В 1916 году в сорока шести приходах (в границах современной территории) Кирилловского уезда насчитывалось пятьдесят шесть Церквей. Сведения обо всех Храмах сохранились в формулярных (клировых) ведомостях, которые представляли собой ежегодный отчетный документ прихода для епархиальной духовной консистории и подписывались настоятелем и другими членами причта, а также благочинным округа. Из сохранившихся ведомостей известно, что приходские Церкви обычно строились «тщанием прихожан», иногда при помощи «сторонних жертвователей».
Во второй половине XIX века во многих приходах были созданы попечительские советы, которые способствовали созданию и развитию церковно-приходских школ, заботились о своевременном ремонте и украшении Храмов. В начале ХХ века в одном приходе Кирилловского уезда в среднем насчитывалось 1600 человек. К 1930-му году в Кирилловском районе действующими остались тридцать одна Церковь и тридцать восемь часовен. К концу 1930-х годов почти все Церкви были закрыты.
Окунулись в воды Вещеозера. Поискали останки деревни. Никаких следов. Двинулись на родину нашего отца — в село Чарозеро. Еще примерно шесть километров в северном направлении.
Подъехали. Родина наших предков — село Чарозеро — на самом деле оказалось селом Петропавловским. Это открытие для нас. Мы с братом около пятнадцати лет являемся прихожанами Церкви во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке Санкт-Петербурга. На камне табличка с надписью «Село Петропавловское. Основано в 1615 г.»
Оставили машину возле магазина рядом с Храмом. В алтарь с улицы ведет маленькая дверь. Видели издалека, как туда зашли несколько маленьких девочек лет восьми-девяти. Подошли к двери, разговариваем. Голос из-за двери: «Заходите!» Входим. Видим инокиню и несколько маленьких девочек. «Это наш приход, — говорит инокиня, — Пытаемся восстановить Храм». В алтаре устроена молельная комната. Знакомимся: инокиню зовут Васса. Свой монашеский путь начинала в Питере в Иоанновском монастыре на р. Карповке. Попросили разрешения помолиться. Матушка дала мне в руки Акафист Древам Животворящего Креста.
После чтения Акафиста и молитвы матушка Васса спросила нас, сможем ли мы построить крыльцо у входной двери: «Все-таки память о себе оставите!» Мы с радостью соглашаемся и договариваемся вернуться через два дня в четверг. Тогда матушка говорит: «А может, вы батюшку привезете — о. Сергия из Феропонтова монастыря — покрестить несколько человек. Народ очень бедный, средств на автобус доехать до действующего Храма не хватает». — «Конечно, привезем!». Договариваемся окончательно и уезжаем в Ферапонтово.
Ближе к вечеру мы вернулись в Ферапонтов монастырь. Сподобились увидеть фрески знаменитого иконника Дионисия в Рождественском Храме и многие другие святыни, заключенные сейчас в музее.
Основанный сподвижником и спутником преп. Кирилла Белозерского преподобным Ферапонтом в 1398 году Богородице-Рождественский монастырь, тесно связанный, как по своему происхождению, так и духовными узами с обителью преп. Кирилла, находится примерно в 20 километрах по шоссе от г. Кириллова.
Преп. Кирилл и преп. Ферапонт пришли в Белоезерский край в 1397 году и основали Кирилловскую обитель. Через год преп. Ферапонт, искавший уединения и безмолвия, открыл желание своему сподвижнику:
" - Есть у меня, отче, одно желание и не дает оно мне покоя: хочется мне идти на другое место и безмолвствовать отдельно.
— Если будет на то воля Господня, то можешь исполнить это желание, брат мой, — отвечал ему преп. Кирилл.
— Есть одно местечко, отче, — продолжал преп. Ферапонт, недалеко отсюда, верст 15 или немного больше. Там я хочу поселиться, если Богу будет угодно. Но Бога ради, прошу тебя, чтобы ты не обиделся на меня за то, что я разлучаюсь с тобою.
— Воля Божия да будет во всем, брат мой, — сказал ему на это преп. Кирилл.
Друзья с любовью расстались, согласившись молиться друг о друге и по-прежнему во всем советоваться между собой…".
Преп. Кирилл остался на избранном месте, а преп. Ферапонт удалился от него на 15 верст к северо-востоку. Здесь он остановился на месте, которое уже прежде привлекло его внимание своею замечательной красотою. Оно находилось на возвышении между двух озер, лежавших одно выше другого на расстоянии полета пущенной из лука стрелы. Житие святого сообщает об этом так:
«И обрете место близ озера Паское зовомо, другое же озеро повыше того -Бородавское, промеж их яко же стрелы вержение или мало множае; весьма красно место то и угодно на жительство паче иных мест, и возлюби блаженный его зело».
Через несколько лет после кончины преп. Ферапонта в 1426 году (+ 9 июня н.с.) обитель возглавил преп. Мартиниан.
Преп. Мартиниан рос под попечительством преп. Кирилла, который, увидев благонравие отрока, еще в юношестве постриг его и сделал своим учеником, поселив в своей келлии. Находясь под ближайшим руководством такого великого подвижника, каков был преп. Кирилл, постоянно имея в лице своего наставника живой пример всех иноческих добородетелей, молодой инок Мартиниан сделался усердным подвижником.
В те времена для усовершенствования иноческой жизни считалось необходимым для каждого новоначального инока прохождение низших монастырских служб, работы в хлебнее и поварне. С усердием и смирением прошел этот искус преп. Мартиниан. Наконец преп. Кирилл находит его достаточно опытным в иноческой жизни и благословляет жить в особой келии подобно прочим инокам. Но и здесь бдительный глаз старца следит за каждым шагом молодого инока. Однажды Мартиниан после трапезы зашел в келлию другого брата. Преп. Кирилл тотчас заметил ему, зачем он нарушает устав монастырский. «Боюсь, — с улыбкой возразил старцу Мартиниан, что когда я войду в свою келью, то уже не в силах буду с ней расстаться, а у меня есть дело к брату». «Сначала иди в свою келью, чтобы сотворить там молитву, — отвечал ему строгий наставник, — а потом уже к брату, так как твоя келья тебя всему научит».
После кончины преп. Кирилла в 1427 году (+ 22 июня н.с.) преп. Мартиниан удалился на 100 верст от Кирилловой обители на озеро Воже на один из пустынных островов. Здесь он поселился в надежде вести отшельническую жизнь. Однако вскоре стали приходить туда другие иноки, и на пустынном острове возникла небольшая иноческая община.
Однажды преп. Мартиниан пришел помолиться в Ферапонтов монастырь. Игумен и братия, уважая в нем достойного ученика преп. Кирилла просили остаться его в монастыре. Преп. Мартиниан не отверг их просьбы, ответив, что, если Богу будет угодно, то он поселится у них. Вернувшись в свою пустыню, преп. Мартиниан провел там еще «не малое время» и затем с согласия братии перешел в Ферапонтов монастырь и вскоре по усиленным просьбам братии и несмотря на свое нежелание, сделался там игуменом.
Около 12 лет пробыл преп. Мартиниан игуменом Ферапонтовой обители и много успел сделать для ее внутреннего и внешнего благоустройства. «Много же добра сотвори монастырю тому блаженный Мартиниан, — говорит его житие, — распространи и укрепи в славу Божию». Поэтому Ферапонтов монастырь в старину нередко назывался «Мартемьяновым монастырем». Во время игуменства св. преп. Мартиниана в Ферапонтовом монастыре был введен устав Кирилла Белозерского.
С 1447 года по 1455 год преп. Мартиниан был игуменом Троице-Сергиевой обители, а затем вновь вернулся в Ферапонтов монастырь, где и отошел ко Господу в 1483 году (+24 января н.с.).
Ферапонтов монастырь также известен тем, что здесь подвизался ученик преп. Мартиниана, прозорливый инок Галактион, сам когда-то бывший воин, который доходил в своих подвигах до полного самоотречения. Он за 24 года предсказал рождение у Великого князя Василия сына — будущего Государя Иоанна Васильевича (Грозного) и за 47 лет — взятие русскими войсками Казани.
В течение десяти лет (1666−1676) в Ферапонтовом монастыре отбывал заточение бывший Патриарх Московский и всея Руси Никон.
В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен «за ветхостью» и создание на его территории обычного православного прихода.
В 1903 году вышел Указ Священного Синода N11258 «…восстановить древний упраздненный мужской Ферапонтов монастырь, обратив его в женский, и дело восстановления поручить Леушинского монастыря игуменьи Таисии.
30 мая 1904 года — открытие возобновленного монастыря архиепископом Новгородским Гурием. В 1906 году монастыря поставление игуменьи Серафимы, тогда же произошло пострижение первых сестер.
16 сентября 1918 года игуменья Серафима была расстреляна большевиками вместе с викарным Епископом Кирилловским Варсонофием и еще четырьмя мирянами на горе Золотуха близ г. Кириллова. В 1924 году монастырь был закрыт.
О, преблаженные отцы Ферапонт и Мартиниан! Назирайте нас свыше, отечески презирая, хорошо и добролюбиво учредив над нами державу. И когда Бог сядет на судейском престоле проверять наши дела и слова, придите праведные, и покажите ваши безчисленные труды и болезни, какие понесли вы в постничестве, и помолитесь благому Владыке, пошедшему ради нас добровольно на крестную смерть, и сделайте нас причастниками к части спасенных, благодатью, щедротами и человеко любием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому слава, честь, держава и поклонение с безначальным Его Отцом и пречистым, благим и животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
(Продолжение следует)
http://rusk.ru/st.php?idar=111755
|