Русская линия | Сергей Чечаничев | 27.06.2007 |
Свой день мы снова начали в Церкви преподобного Кирилла.
Когда преп. Кирилл трудился в хлебне и испытывал свою выносливость, то был он часто посещаем преп. Сергием Радонежским, который приходил в Симонов монастырь проведать своего племянника архимандрита Феодора и прочих братий. При этом нередко преп. Сергий первым делом шел в хлебню и там, наедине подолгу, «час или множае», они с Кириллом беседовали «о пользе душевнее»: один — «сея семена добродетели», а другой — «напоя слезами».
Когда архимандриту и братии становилось известным, что в обители находится знаменитый игумен, все они тоже направлялись в хлебню, удивляясь, что Сергий, как бы пренебрегая ими всеми, в том числе самим племянником архимандритом приходил, можно подумать, к одному лишь пекарю.
Преподобному Кириллу было уже под шестьдесят лет, когда однажды «пребывая в ночном бдении, читая свое обычное правило и воспевая Акафист Святой Богородице, он дошел до слов „Странное рождество видев устранимся мира“ и удивившись этим словам, размышлял о том, как „Высокий в величестве божества явился на зеле во плоти и стал смиренным человеком, чтобы устранившихся от мира ради любви к Нему возвести к высоте боговидения“. И он пожелал совершенно устраниться от мира ради любви к Богу и молил Господа Бога и Святую Богородицу наставить его, как спастись, и тут же услышал голос, говорящий ему: „Кирилл, иди на Белоозеро, и там добрый покой обрящешь“. И открыв оконце, он увидел яркий свет, сияющий с неба в направлении северных стран, где находится Белоозеро, словно пальцем показывающий ему место поселения. И он почувствовал, что сердце его исполнено радостью, миром и утешением, и провел всю ночь веселясь и славя Бога».
После разговора со своим ровесником, монахом и пострижеником того же Симонова монастыря, преп. Ферапонтом, который знал Белозерье и любил этот край, подвижники решили оставить Симонову обитель и направились в северные земли на Белоозеро.
Увидев с горы Маура место своей будущей обители, преп. Кирилл узнал указанное ему в видении место, и вместе с Ферапонтом направился на то место. Вскоре обнаружилась разница в духовном делании двух иноков: «Кирилл бо тесное и жестокое хотящее, Ферапонт же пространное и гладкое» и по согласию они расстались: «Потом же блаженный Кирилл, желая конечного безмолвия, по совету разлучился с Ферапонтом, и ископа себе пещеру в земли, и, вселся в ню, безмолствовавши».
Однако скоро к преп. Кириллу начали собираться иноки помногу и отовсюду. Так возникла Кирилло-Белозерская обитель. Устав Кириллова монастыря был весьма строгим. «Правила святых отец», находящиеся в одной из рукописей преп. Кирилла, показывают, что игумен строго следил за посещением Церкви, поведением в ней и нравственностью населения, врачуя души провинившихся постом и поклонами.
Так, за непосещение Храма полагалось шесть дней поста и по тридцать поклонов в день, за смех и разговоры во время службы — двенадцать дней поста и по сто ежедневных поклонов, за ложь — семь дней сухоедения и по шестидесяти поклонов в день, за клевету — сорок дней сухоедения и восемьдесят ежедневных поклонов, а за злопамятство — две недели сухоедения и по сто поклонов ежедневно.
Именно такая строгость в единении с любовью, позволили возрасти в северных землях русской земли такому иноческому деланию, которое было с благоговением воспринято и окружающим населением, и властью. Более тридцати духовных наследников оставил после себя преп. Кирилл. Они, распространяясь по северным землям, ставили славящие Бога монастырские обители.
В преддверии кончины преп. Кирилл написал Духовную грамоту к Белозерскому князю Андрею Дмитриевичу, в которой просил его строго наблюдать за сохранением в обители введенного им Устава.
Из Духовной грамоты преп. Кирилла:
«…Буде, господин, пожалуется тебе игумен на каких-нибудь людей в братии, которые, господин, не будут его слушать, воле его не станут следовать и мой образ жизни, грешного человека, примутся переиначивать, и я господина своего и государя, со слезами очень тебя прошу, чтобы ты, господин, не допустил этому быть, но чтобы ты, господин, наказывал крепко тех, кто моему образу жизни не последует, а игумена не станет слушать. И ты, господин, повели тех людей из монастыря высылать».
Из письма Государя Иоанна Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь, 1573 год:
«…Прежде всего, господа мои и отцы, вы, по Божией милости и молитвами Его Пречистой Матери и великого чудотворца Кирилла, имеете у себя устав этого великого отца, действующий у вас до сих пор. Имея такой устав, мужайтесь и держитесь его, но не как рабского ярма. Крепко держитесь заветов чудотворца и не позволяйте их разрушать…
И вы, господа и отцы, стойте мужественно за заветы чудотворца и не уступайте в том, в чем вас просветили Бог, Пречистая Богородица и чудотворец, ибо сказано, что „свет инокам — ангелы и свет мирянам — иноки“. И если уж свет станет тьмой, то в какой же мрак впадем мы — темные и окаянные!»
И вот кто-то из тех, кто был приставлен к нашему столу, попросил стерлядей, а Исайи в то время не было — был он у себя в келье, и они с трудом едва его привели, и тот, кто был приставлен к нашему столу, спросил его о стерлядях или иной рыбе. А он так ответил: „Не было мне об этом приказа; что мне приказали, то я вам и приготовил, а сейчас ночь — взять негде. Государя боюсь, а Бога надо больше бояться“. Вот какие у вас тогда были крепкие порядки: „правду говорить и перед царями не стыдился“, как сказал пророк. Ради истины праведно и возражать царям, но не ради чего-либо иного».
Мы пошли вокруг обители, вдоль монастырских стен. Преподобный отче Кирилле, моли Бога о нас!
В некоторых местах монастырские стены удерживаются мощными контрафорсами. Возвращаемся ко входу в обитель.
На территории монастыря находится церковь Ризоположения из села Бородава, построенная в 1485 году. Она перенесена на территорию монастыря в 1958 году в связи с затоплением территории села. А также мельница ХIХ века. Она перевезена на территорию монастыря из деревни Горка.
Мы осмотрели выставку монастырских святынь в архимандричьих покоях. Потом прошли по второму и третьему ярусу монастырских стен. Обошли вокруг монастыря. Со стороны Сиверского озера вход — еще одна выставка — «Древности Белозерья». Закончили обход. Получили и погрузили столярку для крыльца. Возвращаемся домой.
(Окончание следует)
http://rusk.ru/st.php?idar=111789
|