Русская линия
Русская линия Сергей Чечаничев25.06.2007 

Обретение Родины
День второй

День первый

Поклонный крестДень начали в Церкви преп. Кирилла в Кирилловом монастыре. Поклонились святым мощам преподобного. Кратко помолились у святых икон и поехали к горе Золотуха. По пути остановились и заказали в столярной мастерской Кириллова ступени и перила для крыльца чарозерского Храма. Подъехали и остановились у г. Золотуха. Здесь — место расстрела Святителя Варсонофия Кирилловского, игуменьи Серафимы и других мучеников.


+ + +

В воскресенье, 15 сентября 1918 года, около пяти часов утра Епископа Кирилловского Варсонофия, игуменью Ферапонтова монастыря Серафиму и четырех мирян вывели из тюрьмы и повели по направлению к Горицам. Вместе с епископом и игуменией были приговорены к расстрелу: Николай Бурлаков, Анатолий Барашков, Михаил Трубников и Филипп Марышев. Их сопровождал отряд палачей из двадцати человек.

Часовня у горы Золутуха – место расстрела епископа Варсонофия, игумении Серафимы и четырех мирянВ монастыре начиналась ранняя литургия. Епископ попросил разрешения зайти в монастырь, чтобы приобщиться Святых Таин, но ему было в этом отказано. Недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, по дороге к Горицам, находилось подворье Филипповой Ирапской Красноборской пустыни. Над входом в подворье с наружной стороны помещалась икона святого Филиппа Ирапского. Епископ, проходя мимо, хотел перекреститься, но конвоир ударил его по руке прикладом ружья. Епископ ускорил шаг, и конвойные стали насмешливо его останавливать:

— Не торопись, успеешь попасть в Царство Небесное!

Шли по древней, времен преподобного Кирилла, дороге; впереди — епископ Варсонофий в клобуке, с посохом в руке; почти вровень с ним, чуть отступя, игумения Серафима, за ними — миряне. Епископ шел уверенно, твердо, зная, что наступил час решительный, смертный, час разрешения от земных уз для бытия со Христом. Игумения шла, не вполне еще веря, что их будут казнить без суда, она полагала, что ведут в Горицы, чтобы посадить на пароход. Старая Горицкая дорога проходила рядом с монастырем по берегу Сиверского озера. Медленно шли узники, сопровождаемые конвоем. Благодатная молитвенная тишина, мир Христов сходил в души. Потянулась слева кромка воды. Так дошли до верстового столба, на котором было обозначено, что до Гориц от этого места пять верст, а до Кириллова — две. Здесь каратели приказали остановиться и свернуть с дороги направо. Теперь сомнений не оставалось — ведут расстреливать.

Вид от горы Золотуха на Сиверское озеро и Кириллов монастырь— Вот и наша Голгофа, — сказал святитель, приблизившись к месту казни.

Игумения покачнулась, епископ протянул руку, поддержал ее и сказал:

— Матушка, приободрись! Ты — лицо духовное, нам надо на смерть идти, не боясь, как на брачный пир, с веселием. Наступит время, когда нам с тобой завидовать будут.

Слабость прошла, и она спокойно, с миром душевным пошла к месту казни. Один из приговоренных стал резко говорить по адресу тех, кто осудил их на смерть, но святитель остановил его:

— По примеру Спасителя нам нужно всем все простить; в иную жизнь мы должны перейти в мире со всеми.

Приговоренные были поставлены лицом к горе Золотухе, спиной к Кирилло-Белозерскому монастырю. Игумения Серафима стояла справа от епископа, а Михаил Трубников — слева.

В конце каждого дня после повечерия игумения Серафима просила у сестер прощения, земно кланялась им и говорила: «Простите меня, окаянную». Теперь она, обратившись к убийцам, тихо сказала:

— Простите меня, окаянную.

Воскресенский Горицкий женский монастырьКарателям послышалось, что это их она назвала окаянными, и они выстрелили и убили ее. Затем раздались один за другим пять залпов, и все были убиты, только владыка продолжал стоять и молиться с воздетыми к небу руками; он читал отходную, и когда закончил ее, то произнес: «аминь», и услышал, как один из палачей закричал:

— Да опусти ты руки!

— Я кончил, — сказал святитель, — кончайте и вы.

С этими словами он повернулся лицом к обители, благословил ее и опустил руки. После этого последовал выстрел в упор, и епископ упал мертвым.


+ + +


Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы…Мы помолились в часовне, установленной на месте расстрела. Поговорили со смотрителем. Он рассказал, что несколько лет назад здесь было много раскопок в надежде обрести святые мощи мучеников. По его мнению, копали не там, расстрел был с другой стороны горы. Там есть место и площадка, вокруг которой никогда не слышно пения птиц. Подошли, поклонились и помолились у Поклонного креста. И отправились в село Горицы.


+ + +

Горицкий монастырь был основан в 1544 году княгиней Ефросиньей Старицкой — теткой Государя Иоанна Грозного и являлся царским ружным монастырем. По воле грозного Царя за участие в заговоре против него Ефросинья была утоплена в реке Шексне. В стенах монастыря были заключены многие знатные изгнанницы: супруги Государя Иоанна Грозного — Анна Колтовская и Мария Нагая, Ксения Годунова, а много лет спустя — невеста императора Петра II княгиня Екатерина Долгорукая. К концу XVIII века обитель находилась в состоянии упадка.

Плачущий Ангел в Покровском Храме Горицкого монастыряВремя нового расцвета монастыря связано с именем игуменьи Маврикии, управлявшей монастырем с 1810 по 1855 год, и духовником обители старцем Феофаном Новоезерским. Число сестер в это время достигало до 400 человек. В годы гонений обитель была закрыта. Последняя игуменья монастыря Зосима (Рыбакова) была расстреляна, многие сестры приняли мученическую смерть. На территории монастыря разместился инвалидный дом.

В 1996 году было принято решение об открытии обители. В монастырь возвращена одна из главных святынь — чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, которая подает помощь в чадородии бездетным родителям. Сегодня в монастыре крайне не хватает рабочих рук.

Мы приехали в Горицкий монастырь, помолились в Покровском Храме. В притворе стоит удивительная икона — плачущий Ангел. По рассказу местных жителей, кто-то из энтузиастов отдал на экспертизу слезы Ангела. В своем ответе эксперты назвали слезы — смолистым веществом неизвестного происхождения.

Часовня на горе МаураМы сходили на святой источник, омылись и испили воды. Вышли к реке. Шексна с этого места особенно красива. Помолились у Поклонного Креста за Храмом Введения на разоренном кладбище. Далее наш путь лежал на гору Маура, откуда преподобный Кирилл Белозерский увидел и узнал показанное ему прежде место своей будущей обители.

Мы поднялись на гору Маура. Здесь на вершине срублена часовенка. А рядом с Поклонным крестом есть камень с отпечатавшейся на нем стопочкой преп. Кирилла Белозерского. Именно с этого места преподобный Кирилл увидел место своей будущей обители. Мы глянули: впереди — Сиверское озеро, на берегу которого преподобный основал свою обитель.

Затем отправились к преподобному Нилу Сорскому.


+ + +

Великий отец Русской Церкви, по своему подвижничеству и наставлениям, учитель скитской простоты и созерцательной жизни, преподобный Нил, по прозванию Майков, родился в 1433 году. Начало иноческой жизни и пострижение в монашество будущего преподобного отца происходило в обители преподобного Кирилла Белоезерского.

Поклонный крест и камень с отпечатавшейся на нем стопочкой преп. Кирилла БелозерскогоПрожив в Кирилловом Белоезерском монастыре некоторое время, преп. Нил несколько лет провел в странствиях — по его словам «на горе Афонской, в странах цареградских и других местах».

Место, которое избрал для своего скита преподобный Нил, по свидетельству очевидцев его, было дико, мрачно, пустынно. Вся местность скита — низменная и болотистая. Самая речка Сорка, давшая свое имя угоднику Божию, едва тянется вниз по течению и похожа больше на болото, чем на текущую реку.

Из послания преподобного Нила Сорского одному из своих ближайших сподвижников по жизни в Кирилловом монастыре:

«.Когда мы жили вместе с тобой в монастыре, ты знаешь, как удалялся я мирских связей и старался жить по Святому Писанию, хотя по лености моей не успевал. По окончании странствовании моего, пришел я в монастырь, и вне монастыря, вблизи его, устроив себе келлию, жил сколько мог.

Знамение на небе по пути в Пустынь к преп. Нилу Теперь переселился я вдаль от монастыря, нашел благодатью Божию место по мыслям моим мало доступное для мирских людей, как сам ты видел. Живя наедине, занимаюсь испытанием духовных писаний: прежде всего испытываю заповеди Господни и их толкование — предания Апостолов, потом жития и наставления святых отцов. О всем том размышляю и, что, по рассуждению моем, нахожу богоугодного и полезного для души моей, переписываю для себя. В этом — жизнь моя и дыхание. О немощи моей и лени возложил я упование на Бога и Пречистую Богородицу. Если что случается мне предпринимать и не нахожу того в Писании, на время отлагаю в сторону, пока не найду. По своей воле и по своему рассуждению не смею предпринимать что-нибудь. Живешь ли отшельнически или в общежитии: внимай Святому Писанию и следуй по стопам отцов или повинуйся тому, кто известен как муж духовный — в слове, жизни и рассуждении… Святое Писание жестоко лишь для того, кто не хочет смириться страхом Божиим и отступить от земных помышлений, а желает жить по своей страстной воле. Иные не хотят смиренно испытывать Святое Писание, не хотят даже слышать о том, как следует жить, как будто Писание не для нас писано, не должно быть исполняемо в наше время. Но истинным подвижникам и в древние времена и в нынешние и во все века Господни всегда будут словами чистыми, как очищенное серебро: заповеди Господни для них дороги более, чем золото и каменья дорогие, сладки более, чем мед и сот».

Купола бывшего надвратного Храма Свою обитель Св. преп. Нил Сорский учредил на особенных отшельнических правилах, по образцу скитов Афонских; почему она и названа скитом, а преподобный Нил почитается основателем скитского жития, в более строгом и точном его устройстве. Святые отцы-подвижники разделяли монашеское житие на три вида: первый вид — монастырское общежитие, когда многие иноки живут и подвизаются вместе; второй вид — отшельничество, когда подвизается один инок в уединении; третий вид — скитничество, когда инок живет и подвизается с двумя-тремя братиями, при общей пище и одежде, при общем труде и рукоделии. Этот-то, и последний вид монашеского жития, как бы средний между двумя первыми, который преподобный Нил называл потому «царским путем», и хотел он осуществить в своем скиту.

Новый путь жизни, избранный преподобным Нилом, изумлял собой современников его. Преподобный Нил был на Соборе о жидовствующих еретиках в 1491 году. Сам ревнитель Православия, архиепископ Новгородский Геннадий, в 1492 году, желал лично видеть и слышать суждения преподобного Нила о предметах недоумений по делу о них. Сам Великий князь содержал преп. Нила и его учителя Паисия (Ярославова) в великой чести. По окончании Собора 1503 года старец Нил, как имевший доступ к Самодержцу, по своей крепкой жизни и по великой добродетели, и как уважаемый Самодержцем, предложил, чтобы не было сел у монастырей, и жили бы монахи трудами рук своих. С ним согласны были все Белоезерские подвижники.

В своем предсмертном завещании преподобный Нил, заповедуя ученикам бросить тело его в пустыни — в пищу зверям или закопать его в яму с презрением, написал: «Оно тяжко согрешило перед Богом и недостойно погребения».


+ + +

Град на дороге…Когда мы ехали в Пустынь к преп. Нилу, на небе, как некое знамение, нависла черная грозовая туча. Потемнело, как поздним вечером, хотя был час пополудни. Ко времени, когда мы свернули с шоссе на Пустынь, дождь полил, как из ведра. Остановились напротив ворот бывшей обители. Дождь не переставал. Помолились, прочитали обедницу прямо в машине. Через минут двадцать дождь кончился. Обошли вокруг стен скита. Ныне здесь нет монашеской жизни. В скиту преподобного Нила расположилась лечебница для душевнобольных. Святое место в запустении. Где-то здесь под спудом почивают Святые мощи преподобного Нила. Тяжесть на сердце свинцовая, как небо по пути сюда. Такой резкий контраст душевного состояния вскоре после Горицкой обители и солнечной часовни на вершине горы Маура.


+ + +

Самое драгоценное, что осталось нам из трудов преподобного Нила Сорского и что конечно, пройдет еще через ряд столетий безсмертным зерцалом иноческого жития, это его созерцательные главизны, или скитский Устав, достойный первых времен пустынножительства Египта и Палестины, ибо он проникнут духом великих отцов Церкви Антония и Макария.

Град как будто из ведра насыпан с неба «Устав скитского жития» или Предание о жительстве скитском" есть главное и самое важное сочинение преп. Нила, в котором он рассуждает исключительно об умном делании, под именем которого разумеет внутреннее духовное подвижничество.

Сказав предварительно словами Святого Писания и святых отцов о превосходстве этого внутреннего делания перед внешним, о недостаточности одного внешнего делания без внутреннего, о необходимости последнего не тоько для отшельников, но и для живущих в общежительных монастырях, преп. Нил разделяет свой Устав на 11 глав: в главе 1-ой говорит о различии мысленной брани; в 2-ой — о борьбе с помыслами; в 3-ей о том, как укрепляться в подвиге против помыслов; в 4-ой излагает содержание всего подвига; в 5-ой говорит о восьми помыслах; в 6-ой о борьбе с каждым из них; в 7-ой — о значении памятования смерти и суда; в 8-ой — о слезах; в 9-ой — о хранении сокрушения; в 10-ой о смерти для мира; в 11-ой о том, чтобы все делаемо было в свое время.

Все эти главы составляют три раздела.

1) В первых четырех главах преп. Нил говорит вообще о сущности внутреннего подвижничества или о нашей внутренней борьбе с помыслами и страстями, о том, как вести нам эту борьбу, чем подкреплять себя в ней, как достигать победы.

2) В пятой главе, самой важной и обширной, показывает в частности, как вести нам внутреннюю брань против каждого из восьми греховных помыслов и страстей, от которых рождаются и все прочие: против чревообъядения, против, помысла блуда, против страсти сребролюбия, против страсти гнева, против духа печали, против духа уныния, против страсти тщеславия, против помыслов гордостных.

Такого града мы еще не видели 3) В остальных шести глвах преп. Нил излагает общие средства, необходимые для успешного ведения духовной брани, каковы: молитва к Богу и призывание Его Святого Имени, помятование о смерти и Страшном Суде, внутреннее сокрушение и слезы, охранение себя от злых помыслов, устранение себя от всяческих попечений, безмолвие и, наконец, соблюдение для каждого из изчисленных занятий и действий приличного времени и способа. Наибольшее внимание в монастырском употреблении привлекла отдельно 5-ая глава Устава, которая получила широкое распространение под отдельным названием «Об осьми помыслах».

Собеседник и ученик преп. Нила — Иннокентий, который собрал воедино для своей общежительной обители все 11 духовных глав Устава своего блаженного учителя называет его изящным явлением иночества в наши времена, ревнителем духовных отцов, и говорит, что он собрал из «богодухновенных писаний сии главизны, проникнутые духовной мудростью, для спасения душ и образец жития иноческого».


+ + +

На обратном пути, проехав около двух километров, обнаружили на дорогах град, какого мы еще никогда не видели. Величина некоторых льдинок достигала в диаметре 3 см. Настоящие небесные снаряды. Уберег нас от них преподобный Нил. В некоторых местах град как будто из ведра насыпан с неба. Возвращаясь домой, видели оборванные линии электропередач, выбитые стекла в некоторых домах, обломанные ветки и упавшие деревья на дорогах. А в Кириллове града не было.
(Продолжение следует)

http://rusk.ru/st.php?idar=104898

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика