Русская линия
Русская линияПротоиерей Вячеслав Пушкарев06.06.2007 

«От работы кони дохнут!»
Размышления заведующего Миссионерским Отделом Иркутской епархии Русской Православной Церкви

Православная учительная традиция с древнейших времён предупреждает своих верных чад: «…относительно всякой вредной работы, быть предельно внимательными, рассудительными и осторожными». Такой подход необходим для того, чтобы нам не искушать Творца, не подвергать себя опасности членовредительства и, конечно же, не подвергать свою жизнь опасности нечаянного самоубийства, а жизнь наших близких опасности непреднамеренного убийства. В этом как раз проявлена концептуальная разница православной социальной доктрины от западной протестантской трудовой идеологии. Протестантские теологи в 17−19 веках вульгарно перетрактовав Священное Писание в интересах родившей их буржуазии буквально запрягли свои народы, лишив их возможности думать, и возрастать духовно. Из свободных людей сделали серых, угрюмых, бездуховных, несамостоятельных исполнителей идеально подходящих для требований выдвигаемых капиталистическими отношениями. А нам это нужно?

Увы, но в жизни многих окружающих нас людей только денежные «прессы» имеют непреходящую ценность, и более того, максимальное накопительство денежных знаков и прочих эквивалентов стоимости превращено этими громадными массами наших людей в цель жизни. Мы не ведём сейчас речь о преступниках, нет, речь как раз о честных тружениках. У этих могучих людей, которых в народе принято называть «двужильными» всегда много уважительных причин, побуждающих их к рискованному и продолжительному труду, который, как правило, хорошо оплачивается. Не считаясь с вредом для здоровья, они работают, работают и ещё раз работают. Работают, как правило, в невыносимых условиях, по 12 часов в сутки, и очень часто это бывает ежедневно. Работают только ради денег, создавая опасность для собственного здоровья и здоровья окружающих их людей (хотя бы за рулём автомобиля, возвращаясь домой после работы).

Так плох или хорош чрезмерный честный труд? Для любого не экстремистски настроенного верного православного христианина ответ имеется всегда один: «…более плох, чем хорош!» Таковой труд оправдан только при экстремальных, уважительных причинах (война, голод, крайний материальный недостаток, угроза здоровью и жизни человека или угроза катастрофы и т. д., поводов для исключений предостаточно), а все остальные аргументы в его пользу приходят, как правило, от лукавого. Такового труда не нужно бояться, но должно избегать. Мало того, что, наработавшись до помутнения, мы весь окружающий мир подвергаем риску столкнуться с нашей раздражительной усталостью и апатичным невниманием, мы ведь ещё явно рискуем единством и крепостью наших семей. Мы рискуем потерять уважение и любовь к себе со стороны наших детей и возлюбленных. Мы уже не можем думать о чём-либо светлом и духовном, но все наши думы только о необходимом кратковременном отдыхе. Мы не растём, а только деградируем. Наше частое нездоровье (продукт риска и переутомления на работе), угрюмая усталая отрешённость от семейного быта и воспитания детей наталкивает наших близких пусть на не правомерные, но зато закономерные выводы. А сколько вреда приносят наши ежедневные заклинания вроде: «…отстаньте от меня все, я устал как собака!».

Понятно, что рабочий класс нам достался не подарок, но, проблема могла бы быть не такой острой, если бы всё зависело только от наёмных рабочих, ведь дело-то не столько в них (хотя и в них тоже), сколько в эгоистичности и алчности наших предпринимателей, оперирующих подложными мотивациями, любезно предоставленными российскому предпринимательству западными братьями по цеху. В погоне за сверхприбылью большинство российских собственников основных производственных средств, не задумываясь готовы пожертвовать здоровьем и личным временем своих рабочих, а вместе с тем и всем добрым и вечным в самих себе, ради обладания этим золотым тельцом. Самое страшное, что подобный подход будет сразу же оправдан экономической целесообразностью, которая якобы позволяет создавать новые рабочие места и платить повышенную заработную плату участникам создания прибавочного продукта — наёмным рабочим. Между тем в большинстве случаев подобная аргументация является не более чем красиво упакованной ложью, направленной на создания максимального положительного имиджа малодушных и жадных эксплуататоров. Используя природное русское свойство терпеть тяготы и лишения любой службы, многие частные владельцы неприкрыто паразитируют на своих людях. Получая сверхприбыли, они называют сумму в 300−1000 долларов очень высокой заработной платой, которая по их словам значительно превышает государственное жалование работника ЖКХ где-нибудь в Бурятии. Какой позорный цинизм! Смешно и горько слышать подобные отговорки, особенно когда понимаешь, что здоровье российских рабочих нисколько не отличается по самоценности, от здоровья их американских товарищей, которые, к стати сказать, получают жалование не менее пяти (15−20 это средняя цифра) долларов в час и имеют строго лимитированный рабочий цикл. Правда, сейчас случается и так, что директор или владелец предприятия и сам не уходит с работы до 9−11 часов вечера, пока не разойдутся все сотрудники. Это похвально, но не надо забывать, что владелец может подольше поспать и придти на работу часам к 11−12 утра и ещё взять необходимое количество дней для отдыха, лечения или учёбы, в чём рядовым рабочим и служащим, как правило, отказывается. Вот правда жизни, пусть кто-нибудь её аргументировано оспорит.

Практика опасной, сверхурочной работы подрывает и без того ослабленные в годы перестройки силы семейных взаимоотношений, ослабляет здоровье нашего рабочего сословия и отнимает возможность вырасти здоровыми и обеспеченными у их детей. Дети, которые видят как их родители за жалкие гроши убиваются на работе, рискуя здоровьем и семейным благополучием, причём под циничным соусом борьбы за это самое благополучие, в большинстве своём не захотят подобной участи. Они снова и снова будут уходить в алкогольную и наркотическую нирвану или в лучшем случае приложат все силы, чтобы покинуть эту «…немытую Россию, страну рабов, страну господ, и (вас), мундиры голубые, и (вас), им преданный народ». Мы останемся с красным носом доморощенных тунеядцев, а на место уехавших добрых работников притащим в страну полуграмотных рабов из Азии, которые в конце концов устроят нам «Спартанский бунт» и оставят нас даже без носа.

Каждый верующий предприниматель и государственный руководитель должен отчётливо осознавать свою личную причастность к процессу семейной жизни своих рабочих и к делу сохранения их физического и душевного здоровья. Семьям наших сотрудников нужно гарантировать время для непринуждённого личностного контакта, для бесед и здорового отдыха, для искренних отношений родителей с детьми. Официальная социальная концепция Русской Православной Церкви и вся наша историческая практика, осуждает массивное вторжение производственных отношений в семейную жизнь и в предоставленное для неё время. Твёрдые гарантии также необходимы в социальной сфере относящейся к аспекту взаимоотношений человека и государства. Полный соц. пакет, наличие только одной гонорарной ведомости, своевременная выдача вознаграждений, — всё это обязательные атрибуты свободного человека в православном христианстве (в идеале). На протяжении всего Священного Писания красной нитью проходит мысль о том, что «…трудящийся достоин своей мзды!». В свете этой аксиомы очевидным образом открывается, что если кто-то из предпринимателей и гос. руководителей так не считает или не исполняет этой вечной заповеди, то он не просто далёк от истины, он далёк от банальной человечности, которая в своих отдельных проявлениях присуща даже африканским людоедам. Он пострадает за это ещё при жизни и встанет в ряд с беспринципными разрушителями нашего отечества и нашей веры.

Сегодняшнее непростое время всероссийской социальной трансформации даёт огромный простор государству и подвластным ему людям для законотворчества и, в частности, для прогрессивного развития трудового законодательства. С помощью Вышних Сил и законно выдвинутых нами политических лидеров вполне возможно и относительно безболезненно для промышленных и сельских рабочих отрегулировать рабочий процесс и сопутствующие ему социальные отношения в прокрустовом ложе, предоставленном нам возможностями современной российской демократии. Ясно, что прокрустово ложе не есть хорошо, но определённые положительные перспективы есть даже и у подобного полуискусственного соединения. Другого положения вещей у нас, к сожалению, пока нет. Наша работа может и должна быть воплощением в жизнь данных нам Богом талантов, средством для того, чтобы создавать и поддерживать крепкие семьи, может быть цементирующим средством для укрепления дружбы с другими людьми ради высокой цели соблюдения Небесных заповедей и справедливого светского законодательства. Служение ближнему своему — вот основание для создания по-настоящему христианских, справедливых, уважительных взаимоотношений на современном российском производстве. Всё это в конечном итоге укрепит наше государство, изменит людей и их отношение к труду и к хозяевам производства, поможет всем ищущим правды внести свой вклад в общественную пользу. Конечно, даже самый любимый труд и самые лучшие условия его оплаты не являются для верного христианина конечной целью жизни. Есть в христианстве и более возвышенные ориентиры. Но работа есть начало нашей материальной жизни, и потому создание безопасных и справедливых условий труда, необходимых для воплощения в жизнь этого наиглавнейшего права человека, должно стать сегодня и всегда быть самой главной руководящей мыслью начальников и подчинённых всех уровней нашей социальной пирамиды. Даже сумасшедшие люди для нас, правящих миром, всегда должны оставаться людьми, и уж тем более неправильно и смертельно грешно относиться к здоровым и сильным как к тупому и серому быдлу. Люди — не быдло! Каждый человек есть образ Творца! С людьми работать надо. Долго и упорно.
Заведующий Миссионерским Отделом Иркутской епархии РПЦ МП протоиерей Вячеслав Пушкарёв

http://rusk.ru/st.php?idar=111639

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  протоиерей Вячеслав Пушкарёв    13.06.2007 16:59
Братья! Благодарю Всех за участие в обсуждении. Я немного доработаю эту статью, благодаря Вам. За 11 июня, на РЛ вышла моя новая реплика "Они для Вас нечисты…".
  Василий Ч.    13.06.2007 06:11
Разрешите, батюшка, Вас полностью поддержать.
Действительно, от работы и кони дохнут, и людям неплохо бы меру знать.
Статья актуальна и своевременна.

Мы, действительно, переходим от т.н. "социализма" к т.н "капитализму". Если раньше требовалось людей стимулировать всячески к работе, т.к. они получали фиксированную плату, то теперь таковая необходимость отсутствует в большинстве случаев, и люди получают тем больше, чем больше работают.
Соответственно, в настоящее время, неплохо было бы вспомнить 4-ю заповедь.

Но как выправить положение? Как быть бюджетникам? В частности, как жалкий пример, можно нас, военных привести. Офицер ВС РФ получает 10 т.р. в месяц (м.б. больше, м.б. меньше), его продовольственный паек составляет 20 рублей в сутки, или 600 рублей в месяц. Если у этого несчастного офицера есть семья и ребенок, то его жена, скорее всего, работать нигде попросту не сможет. Офицер по закону не должен никакой оплачиваемой деятельностью, помимо военной службы, заниматься.

Что в данном конкретном случае зависит от военнослужащего? (Думаю, что у остальных бюджетников вряд ли сильно лучше). Ему только и остается, что сдохнуть, но семью хотя бы прокормить.

Так как это положение, спрашивается, можно выправить? Для нашей страны это вопрос, по всей видимости, весьма и весьма исследовательский. Тут нужно подумать конкретно. А у нас, русских, полет мысли широк настолько, что его не объять. Наши писатели и раньше исследовали вопросы, кто виноват, да что делать, и прочую философию разводили, и сейчас предпочитают из пустого в порожнее попереливать.

О чем пишут православные писатели, какие проблемы озвучиваются на православных сайтах?

Ведь НИЧЕГО конкретного. Куда уходят все "души прекрасные порывы"? Бесконечно обмусоливаются и обсасываются общественно-политические новости. Одним нравится, другим не нравится, из-за этого люди до бесконечности копья ломают.

Это менталитет у нас такой. Если что-то плохо, то вся энергия уходит у нас на поиск виновного. Далеко ходить при этом не надо, можно во власть поплевать, можно в оппонентов на форуме и проч.

До чего руки (и мозги) не доходят, так это предложить что-либо конкретное. Подумать, пошевелить мозгами, как изменить что-то вокруг. Причем не разрушая до основания все требующее улучшений. Для этого нечто большее, зачастую, требуется, чем просто посидеть покритиковать, да на жизнь посетовать, да на власть попенять.

Тут и в законодательной базе порыться надо. И проконсультироваться у критикуемых лиц, что их заставляет поступать так, а не иначе. Войти в их положение. Войти в положение законодателя. Может быть, проект поправки накидать, все конкретно обосновать, попробовать выполнить работу законодателя, раз уж законы у нас не работают. Да предложить плоды своих изысканий этому самому законодателю (депутату, например).
  К сведению читателей    12.06.2007 15:14
На "Русской линии" размещена статья в продолжение данной темы. http://rusk.ru/st.php?idar=111668
  Юрий Запятин.    11.06.2007 10:30
Спасибо, батюшка, хорошая статья. Ибо она учит разумности, ответственности, заботе, как о ближних, так и о своем здоровье (что тоже немаловажно). Честно говоря, редко встречаются священники, которые бы призывали беречь собственное здоровье.
  Urus    11.06.2007 09:32
Позволю себе небольшой стихотворный комментарий к словам о. Вячеслава. Думаю, он был совершенно прав, когда решился взглянуть на эту проблему именно с этой точки зрения. И не надо делать из него «малеванца», предлагающего вывести русский народ из «Египта труда». Речь идёт совсем о другом: одержимость работой ради самой работы и материального благополучия – это столь же вредная форма одержимости, как и все остальные. Такие люди часто превращаются из духовного существа в биологическую «функцию», в которой не остаётся места ни Богу, ни близким. Вот это страшно. А если человек вкалывает от утра до вечера для того, чтобы потратить заработанные деньги на помощь детскому дому или строительство храма, от чего испытывает духовную радость (не ради славы мирской), очищение и чем осознанно приближается к Богу, – это уже подвиг. Естественно, это прямо противоположные вещи, и не стоит тут устраивать никаких дискуссий.

Работа

Работа за деньги –
Охота на числа:
Без совести, правды и сна –
Подвешены дни на судьбы коромысло,
Проглочена сдуру блесна.

Рыбак неизвестный
С глазами убийцы
Глядит и смеётся над тем,
Как быстро меняю я позы и лица
И сам себя поедом ем.

Карманная вера забита речами,
Под стол закатилась душа,
А рядом коллеги стоят со свечами,
В затылок надрывно дыша.

Они ставят цели, они видят «дали»,
Их манит карьерный рассвет,
А мне словно птицы глаза об…ли –
Меня здесь по-прежнему нет…
  Александр М-н    09.06.2007 23:45
чем больше я заработаю (пусть даже и за счет своего здоровья), тем больше я смогу отдать другому, а этому "другому" даже лишняя тысяча долларов может спасти жизнь. памперсы для отказников вообще копейки стоят.
  протоиерей Вячеслав Пушкарёв    09.06.2007 04:44
Уважаемый Александр М-н, если бы на Западе, в то непростое время, интелектуалы замалчивали бы эти проблемы, если бы профсоюзы не поднимали рабочих на забастовки. то до сей поры бы не чего не изменилось. Так вот, наверное будет лучше, чтобы мы имели возможность обратиться к работодателям и подсказать им основные принципы, чем это в конце концов будет зделано в результате социальных конфликтов. После этих конфликтов вы все уведёте свои основные капиталы в Африку и Азию, а своему народу "великодушно" скажите: "Раз Вы такие нежные, то и работайте себе сколько вам надо, а мы вам поможем через эксплуатацию других народов и перераспределение заработанных ими средств" Что скажите дорогой Александр изменится? Только хуже станет. Мне кажется, что всегда надо помнить. что "всех денег не заработаешь", а деньги, они ведь, как говорил Астап Ибрагимович, "под ногами лежат". Надо менять сам принцип добывания денег и само отношение к их количеству. Без слов проблему не разрешить. Слова это самое главное материальное средство для поддержание социального мира, а всё остальное, как говорится, приложится. С уважением…
  Александр М-н    08.06.2007 18:15
Прот. Вячеславу Пушкареву:

Отче, я совершенно не собираюсь спорить о том, полезно ли работать по 80 часов в неделю – на своем собственном опыте и опыте окружающих меня знаю, что вредно, и для этого мне не нужны никакие выкладки американских ученых. Я не об этом говорил. Приводя эти цифры, Вы обращаетесь почему-то к работодателю, убеждая его в том, что его работникам плохо работать много. Но это просто наивно. На решения работодателя влияют (и, я считаю, должны влиять) только два фактора: (1) законодательные требования и (2) экономические факторы. Никакие нравственно-ориентированные призывы ситуацию не изменят. Если работник ХОЧЕТ И МОЖЕТ работать много, что, мне, как работодателю, надо ему запретить, что ли? Он и мне приносит прибыль, и для своей семьи зарабатывает.

Другое дело, что ПРИНУЖДЕНИЯ быть не должно. Для этого и существуют нормы законодательства (и, в принципе, првоохранительная система, отвечающая за их соблюдение). Вот ЗАКОН все и должны соблюдать.

Не думаю, что открою большой секрет, если скажу, что все описанные в Вашей статье проблемы – следствие того, что Россия находится в начальной стадии развития капиталистического уклада хозяйствования. Все эти проблемы были свойственны ВСЕМ западным странам на определенном этапе их развития (который у них уже прошел). Просто в движении по этому конкретному пути (развития капиталистической экономики и капиталистического общества) мы очень сильно отстаем, поэтому и сталкиваемся с проблемами, которые в странах с уже развитыми капиталистическими экономиками были решены уже десятилетия назад. В свое время они будут решены и у нас – просто это время еще не наступило, таков исторический процесс.

Кстати, должен отметить, что выражение "известно, что люди в странах Запада склонны «гореть на работе»", в целом не соответствует действительности. Раньше так было, сейчас – уже нет. По крайней мере к Европе оно уже не применимо – европейцы в подавляющем большинстве очень пекутся о своем work-life balance и всяких своих соцгарантиях типа 35-часовой рабочей недели и т.д. В большинстве европейских компаний мало кто работает значительно больше, чем предусмотрено законом – напр., большинство немецких офисов вымирает после 5-6 часов вечера. В США немного другая культура, там многие работают действительно много, но многое зависит от отрасли.
  протоиерей Вячеслав Пушкарёв    08.06.2007 06:23
Вы ставите меня в крайне неудобное положение. Я вам про Фому (о основном принципе трудовых отношений), а Вы мне про Ерёму (о творчестве и долге, которые вообще, как правило сопряжены с неким "безумием", когда человек руководствуется либо конкретно Небесным либо поднебесным и не замечает явного вреда для себя или ближних).Посмотрите в Святое писание в послании апостола Павла сказано: [1 Кор.3:19] "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их; [1 Кор.1:20] "Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?";[1 Кор.1:23] "…а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие". .Посмотрите на жизнь подобных людей. Мало кто из них закончил жизнь в преклонных летах. Хорошо это или плохо вопрос совершенно другой. Частности-исключения из правил, для которых много места в нашей жизни, всегда будут и в ходе моей реплики (посмотрите) об этом сказано. Получается, что Вы, или не внимательно читали статью. или Вам просто в удовольствие пополемизировать. Простите. С уважением
  Александр С    07.06.2007 23:53
Отче, благослови!
Дорогой батюшка, а как же Апостолы, днём благовествовали, ночью трудились, спали по три, пять часов в сутки и за всё Бога благодарили. Ведь есть музы у поэтов, писательский, композиторский дар, у христиан дар понимания слова Божьего, и они могут не отдыхать и вовсе сутками, что бы одним отдать, а другим напитаться. В этом случае стандарта быть не может, поэт, и писатель не может создавать свой труд от шести до двух или от десяти до семнадцати, и по – вдохновению открывается слово Божие, разумение и Дух Евангелия. А конструкторы, а художники и ваятели, у которых и вовсе день не нормирован?

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru