Православная учительная традиция с древнейших времён предупреждает своих верных чад: «…относительно всякой вредной работы, быть предельно внимательными, рассудительными и осторожными». Такой подход необходим для того, чтобы нам не искушать Творца, не подвергать себя опасности членовредительства и, конечно же, не подвергать свою жизнь опасности нечаянного самоубийства, а жизнь наших близких опасности непреднамеренного убийства. В этом как раз проявлена концептуальная разница православной социальной доктрины от западной протестантской трудовой идеологии. Протестантские теологи в 17−19 веках вульгарно перетрактовав Священное Писание в интересах родившей их буржуазии буквально запрягли свои народы, лишив их возможности думать, и возрастать духовно. Из свободных людей сделали серых, угрюмых, бездуховных, несамостоятельных исполнителей идеально подходящих для требований выдвигаемых капиталистическими отношениями. А нам это нужно?
Увы, но в жизни многих окружающих нас людей только денежные «прессы» имеют непреходящую ценность, и более того, максимальное накопительство денежных знаков и прочих эквивалентов стоимости превращено этими громадными массами наших людей в цель жизни. Мы не ведём сейчас речь о преступниках, нет, речь как раз о честных тружениках. У этих могучих людей, которых в народе принято называть «двужильными» всегда много уважительных причин, побуждающих их к рискованному и продолжительному труду, который, как правило, хорошо оплачивается. Не считаясь с вредом для здоровья, они работают, работают и ещё раз работают. Работают, как правило, в невыносимых условиях, по 12 часов в сутки, и очень часто это бывает ежедневно. Работают только ради денег, создавая опасность для собственного здоровья и здоровья окружающих их людей (хотя бы за рулём автомобиля, возвращаясь домой после работы).
Так плох или хорош чрезмерный честный труд? Для любого не экстремистски настроенного верного православного христианина ответ имеется всегда один: «…более плох, чем хорош!» Таковой труд оправдан только при экстремальных, уважительных причинах (война, голод, крайний материальный недостаток, угроза здоровью и жизни человека или угроза катастрофы и т. д., поводов для исключений предостаточно), а все остальные аргументы в его пользу приходят, как правило, от лукавого. Такового труда не нужно бояться, но должно избегать. Мало того, что, наработавшись до помутнения, мы весь окружающий мир подвергаем риску столкнуться с нашей раздражительной усталостью и апатичным невниманием, мы ведь ещё явно рискуем единством и крепостью наших семей. Мы рискуем потерять уважение и любовь к себе со стороны наших детей и возлюбленных. Мы уже не можем думать о чём-либо светлом и духовном, но все наши думы только о необходимом кратковременном отдыхе. Мы не растём, а только деградируем. Наше частое нездоровье (продукт риска и переутомления на работе), угрюмая усталая отрешённость от семейного быта и воспитания детей наталкивает наших близких пусть на не правомерные, но зато закономерные выводы. А сколько вреда приносят наши ежедневные заклинания вроде: «…отстаньте от меня все, я устал как собака!».
Понятно, что рабочий класс нам достался не подарок, но, проблема могла бы быть не такой острой, если бы всё зависело только от наёмных рабочих, ведь дело-то не столько в них (хотя и в них тоже), сколько в эгоистичности и алчности наших предпринимателей, оперирующих подложными мотивациями, любезно предоставленными российскому предпринимательству западными братьями по цеху. В погоне за сверхприбылью большинство российских собственников основных производственных средств, не задумываясь готовы пожертвовать здоровьем и личным временем своих рабочих, а вместе с тем и всем добрым и вечным в самих себе, ради обладания этим золотым тельцом. Самое страшное, что подобный подход будет сразу же оправдан экономической целесообразностью, которая якобы позволяет создавать новые рабочие места и платить повышенную заработную плату участникам создания прибавочного продукта — наёмным рабочим. Между тем в большинстве случаев подобная аргументация является не более чем красиво упакованной ложью, направленной на создания максимального положительного имиджа малодушных и жадных эксплуататоров. Используя природное русское свойство терпеть тяготы и лишения любой службы, многие частные владельцы неприкрыто паразитируют на своих людях. Получая сверхприбыли, они называют сумму в 300−1000 долларов очень высокой заработной платой, которая по их словам значительно превышает государственное жалование работника ЖКХ где-нибудь в Бурятии. Какой позорный цинизм! Смешно и горько слышать подобные отговорки, особенно когда понимаешь, что здоровье российских рабочих нисколько не отличается по самоценности, от здоровья их американских товарищей, которые, к стати сказать, получают жалование не менее пяти (15−20 это средняя цифра) долларов в час и имеют строго лимитированный рабочий цикл. Правда, сейчас случается и так, что директор или владелец предприятия и сам не уходит с работы до 9−11 часов вечера, пока не разойдутся все сотрудники. Это похвально, но не надо забывать, что владелец может подольше поспать и придти на работу часам к 11−12 утра и ещё взять необходимое количество дней для отдыха, лечения или учёбы, в чём рядовым рабочим и служащим, как правило, отказывается. Вот правда жизни, пусть кто-нибудь её аргументировано оспорит.
Практика опасной, сверхурочной работы подрывает и без того ослабленные в годы перестройки силы семейных взаимоотношений, ослабляет здоровье нашего рабочего сословия и отнимает возможность вырасти здоровыми и обеспеченными у их детей. Дети, которые видят как их родители за жалкие гроши убиваются на работе, рискуя здоровьем и семейным благополучием, причём под циничным соусом борьбы за это самое благополучие, в большинстве своём не захотят подобной участи. Они снова и снова будут уходить в алкогольную и наркотическую нирвану или в лучшем случае приложат все силы, чтобы покинуть эту «…немытую Россию, страну рабов, страну господ, и (вас), мундиры голубые, и (вас), им преданный народ». Мы останемся с красным носом доморощенных тунеядцев, а на место уехавших добрых работников притащим в страну полуграмотных рабов из Азии, которые в конце концов устроят нам «Спартанский бунт» и оставят нас даже без носа.
Каждый верующий предприниматель и государственный руководитель должен отчётливо осознавать свою личную причастность к процессу семейной жизни своих рабочих и к делу сохранения их физического и душевного здоровья. Семьям наших сотрудников нужно гарантировать время для непринуждённого личностного контакта, для бесед и здорового отдыха, для искренних отношений родителей с детьми. Официальная социальная концепция Русской Православной Церкви и вся наша историческая практика, осуждает массивное вторжение производственных отношений в семейную жизнь и в предоставленное для неё время. Твёрдые гарантии также необходимы в социальной сфере относящейся к аспекту взаимоотношений человека и государства. Полный соц. пакет, наличие только одной гонорарной ведомости, своевременная выдача вознаграждений, — всё это обязательные атрибуты свободного человека в православном христианстве (в идеале). На протяжении всего Священного Писания красной нитью проходит мысль о том, что «…трудящийся достоин своей мзды!». В свете этой аксиомы очевидным образом открывается, что если кто-то из предпринимателей и гос. руководителей так не считает или не исполняет этой вечной заповеди, то он не просто далёк от истины, он далёк от банальной человечности, которая в своих отдельных проявлениях присуща даже африканским людоедам. Он пострадает за это ещё при жизни и встанет в ряд с беспринципными разрушителями нашего отечества и нашей веры.
Сегодняшнее непростое время всероссийской социальной трансформации даёт огромный простор государству и подвластным ему людям для законотворчества и, в частности, для прогрессивного развития трудового законодательства. С помощью Вышних Сил и законно выдвинутых нами политических лидеров вполне возможно и относительно безболезненно для промышленных и сельских рабочих отрегулировать рабочий процесс и сопутствующие ему социальные отношения в прокрустовом ложе, предоставленном нам возможностями современной российской демократии. Ясно, что прокрустово ложе не есть хорошо, но определённые положительные перспективы есть даже и у подобного полуискусственного соединения. Другого положения вещей у нас, к сожалению, пока нет. Наша работа может и должна быть воплощением в жизнь данных нам Богом талантов, средством для того, чтобы создавать и поддерживать крепкие семьи, может быть цементирующим средством для укрепления дружбы с другими людьми ради высокой цели соблюдения Небесных заповедей и справедливого светского законодательства. Служение ближнему своему — вот основание для создания по-настоящему христианских, справедливых, уважительных взаимоотношений на современном российском производстве. Всё это в конечном итоге укрепит наше государство, изменит людей и их отношение к труду и к хозяевам производства, поможет всем ищущим правды внести свой вклад в общественную пользу. Конечно, даже самый любимый труд и самые лучшие условия его оплаты не являются для верного христианина конечной целью жизни. Есть в христианстве и более возвышенные ориентиры. Но работа есть начало нашей материальной жизни, и потому создание безопасных и справедливых условий труда, необходимых для воплощения в жизнь этого наиглавнейшего права человека, должно стать сегодня и всегда быть самой главной руководящей мыслью начальников и подчинённых всех уровней нашей социальной пирамиды. Даже сумасшедшие люди для нас, правящих миром, всегда должны оставаться людьми, и уж тем более неправильно и смертельно грешно относиться к здоровым и сильным как к тупому и серому быдлу. Люди — не быдло! Каждый человек есть образ Творца! С людьми работать надо. Долго и упорно.
Заведующий Миссионерским Отделом Иркутской епархии РПЦ МП протоиерей Вячеслав Пушкарёв