Русская линия
Русская линияПротоиерей Георгий Бирюков22.01.2007 

Остров Каина
К продолжению дискуссии о фильме П. Лунгина «Остров»

Фильм режиссера Павла Лунгина «Остров» изначально обречён на успех. Обречён на успех отсутствием иных художественных фильмов о Православии. Обречён на успех обострённым интересом современных православных мирян к старцам. Обречён на успех всероссийской памятью о недавно почившем старце Николае, подвизавшимся именно на ОСТРОВЕ, реальном, не киношном. Обречён на успех оригинальным сюжетом, вдохновенной игрой Мамонова и других лицедеев.

Заметно, что автор сценария Дмитрий Соболев начитан о русских юродивых и старцах. Герои и ключевые сцены фильма «узнаваемы» для тех, кто знаком, например, с Псково-Печерским монастырём и его окрестностями. В шестидесятые годы настоятелем Псково-Печерского монастыря был игумен Алипий, имевший слабость к иконописи и живописи. При нём монастырю очень досаждали непрошенные посетительницы, стремившиеся проникнуть в келью старчествующего Сампсона Сиверса, что вызывало жалобы насельников и закончилось изгнанием Сиверса из мужской обители. В том же Псково-Печерском монастыре ещё недавно отчитывал бесноватых старец Адриан. Остров отца Николая также находится неподалёку. Многие зрители, бывавшие в тех местах, узнают в фильме что-либо своё, дорогое, сокровенное. И сердце у этих зрителей, как говорится, плывёт…

Фильм очень удачно подан на телеэкраны — на Рождество Христово. У аудитории в этот день естественно обострён интерес к духовному. Фильм могла смотреть вся страна. Фильм не оставил зрителей равнодушными. Фильм на совершенно необычную для российского обывателя тему: о старчествующем юродивом, или о юродствующем старце. Фильм о святом Каине.

«За что Каин брата своего Авеля убил?» — нарочито наивно вопрошает Анатолий у иеромонаха Иова. Иов хорошо понимает намёк, и свою греховную страсть зависти впоследствии признаёт. Но, лишённый дара прозорливости, Иов не понимает, что к нему с вопросом обращался сам Каин. Ведь это не Иов, а Анатолий в годы войны реально УБИЛ своего брата.

В монастырь ПРИХОДЯТ из мира. В монастырь УХОДЯТ из мира. Анатолий ПОПАЛ В МОНАСТЫРЬ ПОМИМО СВОЕЙ ВОЛИ. Будь его воля… Не было у советского матроса, родившегося и выросшего в СССР, воспитанного комсомолом, своей воли удалиться в монастырь. Его принесли в бессознательном состоянии. Перед этим Анатолий совершил мерзкое воинское преступление — спасая шкуру, убил своего капитана. За это преступление Анатолия ждал неизбежный расстрел. Помните сталинские приказы 1942 года? Монастырь же стал ему безопаснейшим убежищем от суда и казни. Единственное, в отличие от лермонтовского Мцыри, покинуть обитель Анатолий теперь не мог. При его малодушии, так ярко показанном в фильме, первый же допрос в НКВД стал бы для него последним. Анатолий навсегда остался в монастыре, безопасном для него убежище, и в то же время — тюрьме.

Сравним завязку фильма с первой книгой Библии, книгой Бытия. «И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой?» (Быт. 4, 9). Анатолий после убийства капитана повторяет эхом: «Тихон, Тихон, ты где?..» И, подобно библейскому Каину, он не может, не хочет признать самому себе, совести своей, голосу Бога в своей душе, факта убийства брата. И кричит фашистам вдогонку: «Вы уплыли — а я живой!.. Тихона, суки, убили!» Убили вы, а не я… «И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4, 10−12). Анатолий и стал по воле Божией изгнанником, заключённым в монастырь. Не только для своих воинских начальников, но и для своих родных и близких он навсегда перестал существовать, пропал без вести. Однако и в удалённой обители Каин боится разоблачения и последующего наказания. Можно представить себе, с каким удовольствием, с каким шумом на всю страну подвергла бы советская власть образцово-показательному наказанию разоблачённого предателя, обнаруженного не где-нибудь, а в православном монастыре!

«И сказал Каин Господу Богу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, ты сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьёт меня. И сказал ему Господь Бог: за то всякому, кто убьёт Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4, 13−15). Для Анатолия таким знамением Господним стали дары прозорливости и целительства. Это именно дары, а не плод долгого подвижнического труда. В фильме мы и видим резкое изменение: был перетрусивший матросик, трепещущий за свою шкуру — и сразу, без перехода, стал чудотворцем. Анатолий и сам искренне удивляется: «Одного не пойму: за что это всё мне? Почему именно через меня Господь наставляет? Вроде бы за мои грехи удавить меня мало, а меня тут чуть ли не святым сделали. А какой я святой? Мира нет в душе…»

Никто, ни сотрудники НКВД, ни тем более собратья по монастырю, не могли даже заподозрить в подобном чудотворце скрывающегося от правосудия убийцу. А сам он людям о своём преступлении не говорил. Продолжал бояться. Это видно из ответа Анатолия отцу Филарету на предложение постричься перед смертью в схиму: «Да ты что? Всю земную жизнь ЖИВОТ ОТ ПРАВОСУДИЯ СПАСАЛ, а теперь от всего отречься?»

Поэтому Анатолий никогда не каялся в своём смертном грехе на исповеди. Это подтверждается текстом киноповести Дмитрия Соболева «Остров» (напечатана петербургским издательством «Амфора» в 2006 году тиражом 20 000 экз.), по которой создан сценарий и снят одноименный фильм. В киноповести Анатолий так говорит Тихону: «Про преступление свое никому не говорил, даже духовнику, боялся… что передадут куда надо… с такими грехами неотмоленными и помирать-то страшно». В фильме, по крайней мере — в русскоязычной версии, эти слова несколько сокращены, но не потому, что с ними не согласился режиссёр. Образу Анатолия они вполне соответствуют, но получается перебор: прозорливый юродивый за 33 года пребывания в монастыре даже в захолустье не обнаружил хотя бы одного-единственного священника, не стучавшего в органы! Это уж слишком…

Мог ли Бог дать дары чудотворения убийце Анатолию? А почему бы и нет? С определённой целью: ради его, Анатолия, спасения. Библейский Каин после братоубийства имел ведь определённые дары от Бога: например, построил первый в мире город. А потомки его изобрели музыкальные инструменты и кузнечное дело. В конце концов, это не Анатолий, а Сам Бог через него творит чудеса. Другое дело, что в фильме ярко показано тяготение Анатолия своими дарами. Не в радость ему эта способность творить чудеса. Иногда он довольно грубовато поучает, попрекает людей, обращающихся за помощью. Но всё же помогает. Не так вели себя Оптинские старцы, не так встречал посетителей отец Николай с реального ОСТРОВА. Преподобный Серафим обращался к пришельцам со словами: «Радость моя!» Вспомним: «Стяжи дух мирен, и многие вокруг тебя спасутся!»

Но у Анатолия нет духа мирного, о чём он сам и свидетельствует. Следует отметить, что фильм «Остров» — фильм о НЕРАСКАЯННОСТИ. Это фильм о душевных муках, о метании, томлении духа, о чём угодно, только не о покаянии. Это фильм об отчаянии, о неверии в милосердие Божие, в способность Бога прощать. Это ФИЛЬМ О НЕВЕРИИ В ИИСУСА КАК СПАСИТЕЛЯ, о неверии в того Бога, для Которого один раскаявшийся грешник дороже 99 праведников, в того Бога, который Сам Себя отдал на Крест ради спасения грешников. Бог в представлении Анатолия — это скорее грозный Судья, Мучитель беспощадный и безжалостный! И с такой верой жить в обители 33 года, не испытывая хотя бы ежегодной пасхальной радости: «Ад! Где твое жало? Смерть! Где твоя победа? Христос Воскрес!»

Отцу Филарету Анатолий говорит: «Грехи жгут! Прямо всю душу сожгли!» Простодушно верующий игумен Филарет удивляется: «А нет того греха, какой Господь не мог бы простить, потому как нет для Него ничего невозможного!» Воистину, лучше верить просто, как дети. Увы, Анатолий не может оторваться от самовольного каторжного труда в кочегарке. Не может оторваться от созерцания огня в топке, символизирующего пламя геенны огненной. И итогом этой жизни — СМЕРТЬ. «Умирать не страшно, — СТРАШНО БУДЕТ ПРЕД БОГОМ СТОЯТЬ. ГРЕХИ ДАВЯТ» — говорит Анатолий. И это уже после того, как Тихон сказал ему: «Не бойся, помирай спокойно… Давно простил, я думал, тебя и в живых нет, думал, ты тогда вместе с баржей утонул». Ведь всё Анатолий чувствует, всё понимает, но переломить себя не может! И явно считает свой грех непрощенным.

Симптоматично, что в фильме не показаны случаи причастия Анатолия Тела и Крови Христовых. Это и понятно: без исповеди к таинству Причащения страшно подходить. А маска юродивого позволяет даже в монастыре избегать и причастия, и любых недоуменных вопросов. В фильме Анатолий либо молится не в храме со всеми, а отдельно — в своей келье, либо юродствует на богослужении, вызывая недовольство братии. Симптоматично: даже перед смертью Анатолий не выразил желания исповедоваться, собороваться, причаститься! Отказался от пострига в схиму.

Впрочем, другим он вроде бы советует причащаться, но каким-то тусклым голосом, после сеанса исцеления. Внимательные зрители сразу отметили, что причастие в фильме трактуется как завершающий элемент ритуала исцеления. Сегодня существует целый клан различных колдуний, целительниц, экстрасенсов, которые после ритуала целительства говорят подопечным то же самое: пойди в церковь и причастись, иначе болезнь вернётся, либо останется, либо будет хуже… Выражения зависят от конкретного случая, но практика юродствующего старца Анатолия, как она показана в фильме, является, в общем-то, практикой экстрасенса. И, хотя пользу причастия для других он признаёт, сам приступить к этому таинству не может. И никогда не советует причащаться регулярно, то есть стать реальным членом Церкви, так как и сам в Церкви оказался невольником, по стечению обстоятельств, по принуждению.

Зрители фильма могли сразу отметить себе, что посетители приезжали к юродивому старцу исключительно для решения своих земных проблем. Если верить фильму, Анатолий решал их проблемы, но ко Христу, к Церкви, к Богу не приводил. Посетители, получив своё, стремились как можно скорее сбежать с острова, в советскую действительность, продолжить мирное бытие советского обывателя. Анатолий обличал их, укорял, но так и не приводил посетителей к Богу. К Богу не может привести неприкаянный, нераскаянный Каин.

Замечено, что Бог попускает смерть, когда человеку это «выгоднее» всего для спасения. Спаситель 33 года ждал покаяния Анатолия. Ведь и от библейского Каина когда-то ожидалось покаяние. Ждать далее смысла, видимо, не было. Поэтому Господь, когда Анатолий взмолился: «Тихон, БРАТ ты мой, Тихон Петрович! Ты меня слышишь… не могу я больше, ни жить, ни умереть не могу, ты ж моя надежда последняя (не Бог?! — авт.), МАЛОДУШНЫЙ, МАЛОДУШНЫЙ я был…», привёл к Анатолию убитого им в 1942 году Тихона, чтобы юродствующий старец мог попросить прощения хотя бы у своей жертвы. Господь и помог получить это прощение. После изгнания беса из Насти не простить несчастного несостоявшегося убийцу было бы сверхнеблагодарно для советского адмирала. Прощение, таким образом, было запрограммировано Промыслом Божиим. Не берусь предполагать возможную реакцию Тихона на своего убийцу при встрече при иных обстоятельствах. Но в данном случае Господь Бог позаботился обо всех.

Фильм «Остров», конечно, не оставляет равнодушным. Фильм «Остров» даёт пищу для размышлений, для разговоров, для споров, для поиска истины. Пустопорожних споров не хочу. Хотел бы, чтобы прочитавшие мои наблюдения, посмотрели этот фильм ещё раз. Хотел бы, чтобы посмотревшие фильм прочитали Евангелие, хотя бы самое короткое Евангелие от Марка. Бога надёжнее узнать всё-таки в Евангелии, или на богослужении в соседнем храме, а не из кинофильма. Вспомнилась к месту ленинская ещё цитата: «В условиях повальной безграмотности населения важнейшими для нас видами искусства являются кино и цирк». Нынешняя духовная безграмотность большинства населения России очевидна.

Радоваться ли, что у некоторых режиссёров появился интерес к духовному? Что год назад на экранах появился фильм «Мастер и Маргарита»? Что для детишек сняты мультфильмы про славных русских богатырей Алёшу Поповича и Добрыню Никитича? Что теперь у нас есть художественный фильм о православном Каине. Доброе начало! Но почему-то не снимают в России художественные фильмы о православных мучениках за веру XX века; фильмы о православных воинах Белой гвардии; фильмы о сегодняшних простых сельских священниках, несущих подвиг возрождения веры в российской глухомани; фильмы о русских семьях, многодетных и немногодетных, спасающихся посреди греховных соблазнов больших городов; фильмы о детях, учащихся воскресных школ и православных гимназий; фильмы о православных разведчиках, скаутах и следопытах; фильм о православном воине Евгении Родионове, погибшем в Чечне; фильмы-фэнтэзи по романам Зои Вознесенской; фильмы о многом другом… Их нет.


P.S. Через весь фильм о православном Каине проходит идея непростительного, смертного греха МАЛОДУШИЯ, ТРУСОСТИ. Но здесь Дмитрий Соболев не оригинален. У него есть великий предшественник, Михаил Булгаков. Кстати, фильм по его роману «Мастер и Маргарита» вышел на экраны всего лишь год назад. Так вот, в романе начальник тайной стражи Афраний сообщил Пилату о словах, якобы сказанных Иешуа перед смертью на кресте: «…в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость». В конце книги Воланд показывает Маргарите Пилата, отбывающего за свой грех (именно — проявленную трусость) наказание в течение почти двух тысяч лет. По словам Воланда Пилат «…больше всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу». Далее следует странная сцена «прощения» греха Пилата, но не Богом (и даже не книжным Иешуа), а Воландом по просьбе… Маргариты и Иешуа. И бег Пилата по лунной дороге вслед за псом… Странная, завораживающая мистика… Дмитрий Соболев вольно или невольно повторил в основных чертах схему Булгакова: один из самых главных грехов — трусость; длительное наказание за трусость (33 года); нелюбовь к своей славе; прощение не Богом, а человеком (причём тем, против которого и согрешил своей трусостью, ставшей причиной смерти).

P.P.S. Опасная для души профессия актёра, лицедея. Фильм «Остров» держится на вдохновенной, иступленной игре Мамонова. Ею восхищаются даже те, кто отнёсся критично к самому фильму. Меня поразило, КАК Мамонов воплотился в своей роли, КАК он вжился в образ юродствующего старца. Подумалось: что дальше? А дальше на периферии православного (но уже нецерковного) сознания сегодня находятся культы Григория Распутина и Ивана Грозного. Предчувствие не обмануло. В новостях сообщили о желании режиссёра «Острова» Павла Лунгина снять фильм об Иване Грозном, роль которого сыграл бы Петр Мамонов: «Есть такая идея! На съёмках „Острова“ я неожиданно увидел в Петре черты Ивана Грозного. Теперь вот надо сценарий подготовить. Иван Грозный был очень противоречивой личностью. Казнил днём, а ночами стоял и молился».
Протоиерей Георгий БИРЮКОВ, настоятель Свято-Духова прихода Смоленско-Калининградской епархии, г. Нестеров

http://rusk.ru/st.php?idar=111077

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Мышкинъ    18.11.2009 15:09
Автор фильма не понял, и – что самое поразительное – кристалльно ясной христианской идеи Преображения через покаянный ПОДВИГ.
Это НЕ "фильм об отчаянии, о неверии в милосердие Божие, в способность Бога прощать", это фильм о ВЫСОЧАЙШЕЙ христианской требовательности героя к самому себе. Это путь обретения героем христианской святости, а не стяжания обывательского и лукаваго "духа мирна", который сегодня губит и Россию, и саму христианскую Церковь в России.
  Мыкола_сынГеннадевич    13.11.2009 05:38
Не жалею ,что 3 часа своей жизни положил на чтение статьи и коментариев к ней.В эту тему попал из тема про новый фильм Лунгина Царь.Но это как говорится отдельная тема.
По поводу статьи одобряю ,но не согласен с ней.По плодам их узнаете их сказал Спаситель.Сам видел в электричке своими глазами,как подвыпившие подростки вместо своих обычных розгаворов матов и перематов, обсуждали фильм Остров,он их заинтересовал.Вот за это помолитесь братье и сестры за этого режисера,как он сам говорил в интервью если после его фильма 10 человек придут в храм значит фильм зделал свое дело.Вот реальный плод.Врядли эти подростки которые после фильма придут в храм читали Епископа Варнаву и разбераются в понятии прелесть,но господа это 10 спасенных душ.Представте какова будет радость на небесах.
Статья хороша,ибо заставляет думать и более тчательно проводить анализ за это батюшке поклон.Но задумаемся нужен ли такой анализ в данном случае,если фильм работает.Да он реально работает,он выполняет главное заставляет людей задумыватся о Боге о Церкви о Старчестве и тд,а хочеш узнать больше выйти за рамки фильма и иди в Церковь.
Насчет самой статьи странное сравнение Анатолия и Каина ,но это личное Богословское мнение батюшки и его надо уважать,но и помнить это не последняя инстанция.
В заключении повторюсь,кто-то из форумчан приводил уже слова Викентия Леринского,но мне кажется к данной дискисии они подходят лучше всего.
"В главном-единство,во второстепенном -свобода,во всем любовь"
ps
Уважаемый Мирослав,я больше чем на половину согласен с тем что вы написали,но Ваш тон не делает Вам чести,и отторгает от Ваших мыслей,хотя мысли то хорошие.
  Николай К.    02.03.2007 03:42
Хочу сразу предупредить, фильма, о котором здесь идет разговор, я не смотрел. Но хочу также поделиться некоторыми наблюдениями и фактами, связанными с этой темой. Я лично знаю человека, у которого восторженные впечатления от этого фильма. Этот человек интересуется, скажем так, религиозными вопросами, даже очень интересуется. Сфера его профессиональной деятельности, кстати, связана с одной православной организацией. По-настоящему православной. И что же, как вы думаете, можно ли доверять его оценке, степени его духовного понимания этого фильма, так сказать,- "посылов" и "обращений" к аудитории, особенно молодежной? Тоесть можно ли доверять его восторгам? Ответьте на этот вопрос себе сами, но только приняв во внимание, что этот человек отрицает равно как Божественное Писание, так и Божественное Предание. Причем делает это с убежденностью, да под это свое неприятие еще и некую "богословскую" аргументацию подводит. В этом я не один раз убеждался при наших с ним беседах на эту тему. Так что, может быть, это в некотором смысле и неплохо, что у кинематографистов появилось стремление обратить свой взор в сторону духовных вопросов, но делать из этого фильма культ, "бальзам на душу" и панацею, я бы не советовал. Согласен с высказыванием р.Б. Алексея от 08.02.2007 10:12. Эта опасность существует, и восторженные хвалы этому фильму только многократно ее усиливают.
  протоиерей Вячеслав Пушкарёв    11.02.2007 22:30
Посмотрел фильм "Остров" ещё один раз и нашёл его таким же полезным (не гениальным), каким увидел его в начале. Вообще, слово "гениальный", как видится, происходит от семитского слова "Джин", которое в латинской лексике транскрибировалось в существительное "джениус" или позже "гениус". У арабских племён нарицательное "Джин" подразумевало злого духа, а перекочевав в латынь оно не изменило своего основного смысла, но лишь получило маскирующую смысловую окраску при которой "гениус" обозначился в сонме низких духов покровителей. Гениальным человеком, в смысле понятий современной русской лексики (особенно умным), у латинян язычников, считался человек обуреваемый "гениусом" т.е. по нашему (по русскому) бесноватый. Бесноватый не в наихудшем смысле этого понятия в русской лексике, а человек, чей "высокий ум", на финише рождает разрушение. В русском языке присутствуют две заимствованные формы:"гениальный"-сверх умный страстный, гипер энергичный, эксцентричный, бешенный разрушитель и т.п.; "талантливый"-очень умный, тихий, трудолюбивый, последовательный, добрый, энергичный созидатель и както полезный без траги… последствий. Разница, как видите, огромна, и потому употребление к этому фильму эпитета " не гениальный" нужно считать самой лучшей его похвалой. Точнее будет сказать, что фильм Павла Лунгина "Остров"-очень талантливая попытка говорить о Добром и Вечном языком "Наиважнейшего из искусств", коим действительно (в миссионерском плане) является кино. С уважением и молитвами…
  Р.Крузо, островитянин    11.02.2007 08:14
Да-да, г.Семенко, отличная идея! Хорошо бы ко Страстной поспеть – было бы о чём православным христианам потолковать в те несуетные дни. И то сказать – без Вашего развёрнутого анализа льзя ли и надеяться на "столь необходимый элемент трезвости"…
С предвкушением…
  В. Семенко    10.02.2007 16:55
К сожалению, в силу определенных личных обстоятельств я на время выпал из режима активной творческой работы. Но думаю, что по крайней мере в течение поста сумею написать развернутую аналитическую статью по фильму (отнюдь не однозначно ругательную), отвечающую на смешные и наивные возражения некоторых апологетов г-на Лунгина. Что касается этой краткой рецензии незнакомого мне о. Георгия Бирюкова, нахожу ее очень разумной, выражающей трезвый и проницательный взгляд православного человека, не ангажированного во всякие придворные политические игры. Спасибо, дорогой батюшка, за столь необходимый элемент трезвости в этой ажиотажной дискуссии вокруг интересного, в чем-то полезного, но отнюдь не гениального и не "сверхдуховного" произведения!
  р.Б. Алексий    08.02.2007 10:12
Именно этого я и боюсь, ибо утратив за время атеизма строгую традицию Православия наш народ и начнет усваивать по фильмам типа Острова ложное "христианство", о чем и писали оптинские старцы, а усвоив его конечно и антихриста примет. Именно это и заставляло меня доказывать подмену произведенную в фильме. За сим окончательно прощаюсь со всеми участниками обсуждения. р.Б. Алексий
  Алексей Филонов    07.02.2007 18:31
р.Б.Алексию.
Дорогой собрат, что касается темы принятия фильма на Западе, скажу одно – для меня Ваша точка зрения по-прежнему остаётся неубедительной, – всё это яйца выеденного не стоит, чтобы тут ещё копья ломать. Западные туристы с таким же успехом, приезжая в Россию, умиляются нашим храмам, монастырям, нашим многолюдным церковным праздникам, золочёным крестам, дивным облачениям священнослужителей, – то есть всему тому диковинному, что они давно потеряли, и что теперь для них составляет характерную экзотику а la Rus. Можно ли на этом основании предположить, что эти всесветные бродяги по-настоящему приняли Православие как нечто своё? Нет, конечно, абсурд. Это всего лишь мимолётные (увы!) впечатления о России и Православии. Далее в их маршруте, допусттим, Узбекистан, а значит точно такое же восхищение минаретами, муллами, хиджабами и пр. местной экзотикой с тем же точно выражением лица у искателя впечатлений. Можно ли надеяться, что эти туристы унесут в своём сердце ислам? Ой ли… Ну и чем это отличается от впечатлений на фестивале о каком-то экзотичном (для них) "Острове"? Да ничем – хотя бы потому, что они вообще находятся уже почти вне христианского контекста, чтобы понимать всей душой какие-то там духовные коллизии героев фильма. Может быть я утрирую, говоря так о людях Запада, но, положа руку на сердце, – разве Вы не ещё более пессиместично на них взираете? В конце концов, на их алтарях всё ещё лежит Евангелие, и внешне они его принимают, но значит ли это, что они принимают его как своё?..
Тема англиканства, затронутая мной, вижу, Алексий, Вам хорошо известна, и спорить тут тоже нет причин. Конечно же, это частный случай. Но в этой связи вот о чём хочется сказать. Если уж мы упоминаем Апокалипсис – это куда как серьёзно. Вопрос же один: с чего бы нам быть уверенными, что Антихрист не у нас же в России и явится? Мы так уверены, что "кроме ненависти Православие у еретиков ничего не вызывает". Но оставим еретиков на время в покое,- мы-то сами не боимся, что с нас именно Суд и начнётся?! Не случится ли с нами по нашей гордости, что нынешние "мытари и блудницы", напоследок покаявшись, прежде нас и побегут в Царствие Небесное?.. Есть ли в этой возможности противоречие Писанию и Отцам?
  р.Б. Алексий    07.02.2007 10:43
Василию Ч.
Уважаемый Василий, Мы с Вами учились в школе, и знаем что если человек вышел из пункта А в 12 часов и направился в пункт Б, находящийся на расстоянии 10 км. от А, и шел со скоростью 5км/ч, то он достигнет пункта Б в 14 часов. Предположим, что мы не знаем, когда человек вышел из пункта А, но знаем его скорость? путь и время прибытия в пункт Б. Можем ли мы вычислить, когда он покинул пункт А? Думаю можем. Но Православная Церковь стоит на таких же ЗАКОНАХ. Эти Законы непреложны. Только исходные условия, являющиеся ВНУТРЕННИМИ СОСТОЯНИЯМИ нашей души, должны быть НЕ ЛИЦЕМЕРНЫ и соответствовать Евангельским, Христовым Законам. Подумайте над этим, не обвиняя меня в фарисействе, как многократно делали это защитники Острова, на других форумах. Обращаюсь к Вам с этим призывом только в виду вашего последнего обращения ко мне на предыдущем форуме. А теперь вспомним, что опустил Лунгин в фильме из сценария, и что оставил. Опустил то, что Анатолий не исповедывал грех убийства и предательства, но оставил слова: «Стар я уже, и с таким грехом не отмоленным умирать страшно». Почему не отмоленным? Если свой грех исповедал, и епитимью понес и ОТПУЩЕНИЕ греха от духовного отца получил и соединился со Христом во Святом Причащении, то о каком еще грехе «не отмоленном» можно говорить. Когда священник уносит Чашу после причащения мирян, то причастившиеся миряне должны провожать уносимую Чашу взглядом, т.к. они в этот момент символизируют собой Апостолов провожающих возносящегося Христа. Можно сокрушаться о том, что совершенный нами грех доставил дополнительные страдания Спасителю нашему Иисусу Христу. Ведь за каждый наш грех Он продолжает Страдать на КРЕСТЕ. Но говорить о неотмоленных грехах можно только в случае их сокрытия на исповеди. Человек, проживший 33 года РЯДОМ с монастырем, этого не понимать не может. А свидетельством ИСКРЕННОСТИ покаяния являются ощущения описанные СВЯТЫМ Иоанном Кронштадтским которые я уже приводил. Перечитайте их еще раз. Приведу еще одно свидетельство этого великого Святого: «Как сладки плоды доброго Причащения: всю душу проникает радость и мир, и все кругом так приятно, хорошо, как будто все тебе улыбаются». А у Анатолия «мира в душе нет». А свидетельством ПРЕЛЕСТИ, являются наблюдения сделанные СВЯТЫМ Игнатием (Брянчаниновым), которые я уже приводил. Нам ли спорить со СВЯТЫМИ, брате Василий?

Алексею Филонову.
Мiр, а фестиваль это самое сосредоточение мiра фильм не изгнал, и этого уже достаточно для вывода на основе Слов Спасителя. То что сегодня забыли и пошли дальше, так это учесть всех поделок западного мира, и ничего о Православных достоинствах Острова не говорит. Теперь о англиканах 19 века. Как вы знаете инициатором возвращения некоей группы англикан в лоно Православной Церкви был выдающийся человек В.Пальмер, а с нашей стороны принимал участие не менее выдающийся А.С. Хомяков, который после неудачного контакта В. Пальмера с Синодом Российской Поместной церкви, объяснял ему причины неудачи. Хомяков в частности писал Пальмеру: «Ваши первые попытки были обращены к России. Но где же было общество, требующее приема в недра Православной Церкви…? Было ли им представлено письменное прошение? Нет, и это не было сделано». И так далее А.С.Хомяков объяснил причины неудачи, и указал пути выхода из создавшейся ситуации. Обсуждение этого вопроса является отдельной темой. Да сегодня это не имеет никакого значения, ибо во всех странах Европы и в большинстве стран мира есть православные приходы. Приходи и спасайся. И я писал, что приходят отдельные люди. В частности англичане из Сурожской епархии приезжают в Россию в качестве паломников. Но массового возврата не наблюдается, а наблюдается вообще отход от любой религиозной жизни. И это не я отказываю Западу в целом в возврате к Православию, а Священное Писание. Ведь перед концом истории должно произойти массовый отход от Церкви Христовой, и как следствие должен явится антихрист. О чем предупреждали Оптинские старцы. А ведь Апокалипсис, никто не отменял, и отменить не может, хотим мы того или нет. Подчеркиваю, что это не мое мнение.

На этом свое участие в форуме прекращаю, ибо впереди Великий Пост. Кто хочет поститься рекомендую первые 2 дня поста вообще ничего не есть, если конечно здоровье позволяет, а на Торжество Православия хорошенько исповедываться и Причаститься. По моему опыту в этом случае пост проходит очень легко. Батюшка Георгий ото всей души хочу еще раз поблагодарить Вас за Вашу работу, прошу Ваших святых молитв обо мне грешном, а я Вас так же записал в свой помянник.
С пожеланием всем спасения и во всем благого поспешания р.Б. Алексий.
  DjKoul    07.02.2007 07:42
Слава Тебе Господи!

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru