Русская линия
Русская линия Виталий Даренский02.04.2009 

«Опричность» в русской истории и современности: универсальная стратегия выживания
Доклад на Круглом столе «Русский народ, русский мир и русская цивилизация: история и современность»

Камень, его же небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла
Пс. 117: 22

Мучительно размышляя о нынешнем состоянии нашего народа, продолжающем деградировать нравственно и физически и уже давно стоящем на краю исторического небытия, мысль неизбежно обращается к нашему великому прошлому с одним главным вопросом: что же позволяло нашим предкам преодолевать гибельные времена, подобные нынешнему, и после этого становиться лишь еще сильнее? Понятно, что в первую очередь их укрепляла незыблемость Православной веры и верность своему земному Отечеству и государству, в каком бы состоянии оно не пребывало. Но что же нам делать теперь, когда едва ли не абсолютное большинство народа равнодушно к вере (часто даже и не отрицая ее формально, но никак не связывая со своей реальной жизнью), а к государству относится едва ли не враждебно? Таких случаев в нашей истории еще не было. Это значит, что нужно поискать какие-то иные уроки нашего исторического опыта, на которые раньше мало обращали внимание либо превратно их понимали.

Кажется, что в истории Руси есть одна повторяющаяся ситуация («архетип», говоря новомодным жаргоном), в разные эпохи позволявшая народу выходить из тяжелейших кризисов, едва ли не из самой погибели. Несомненно, что она составляет важнейшую часть русского исторического опыта. Речь идет вот о чем. Давно уже замечено, что русская история катастрофична и прерывиста, и многократно начиналась как бы «заново». Почему же она не обрывалась? Потому, что эти разрывы были не только следствиями внешней агрессии, но и актами внутреннего усилия самого народа — его способности порвать со старым, со старыми грехами и привычками, как бы «родиться заново» и жить по-новому. Кажется, в истории мы не встречаем больше народов с такой же степенью внутренней подвижности, свежести духа и смелости решений. Уже само рождение Руси являет нам подобный пример. Устав от усобиц, славяне сами пригласили себе правителей со стороны, тем самым, проявив недюжинную мудрость и подлинное смирение. А ведь повсюду в Европе те же самые «варяги» (норманны) захватывали себе земли силой. Наш случай уникален.

Что же это значит? Это значит, что те «словене» прибалтийские, которые сумели оторваться от своих родовых распрей, мелкой междоусобной злобы и слепоты, и подумать о будущем — они начали жить как бы «заново», «опричь» своей заскорузлой и мелочной родовой среды: и именно так они основали Русь и начали нашу историю. И далее мы видим то же самое. Новорожденная Русь легка на подъем и переносит центр на юг в Киев (а Святослав хотел перенести еще дальше — на Дунай). Именно этот новый выход «опричь» привычного для варягов «круга земель» и создал тогда Русь великую. А уже в XII веке св. Андрей Боголюбский увидел новое народное движение — исход на северо-восток от перенаселенных киевских земель — и основал там новый центр Руси, который спасет ее в будущем. Северо-восток потому и спас Русь после иноземных погромов с востока и запада, что сумел, — как и первые «словене», — стать «опричь» мелкокняжеских раздоров, погубивших Русь Киевскую. Св. Александр Невский слал «опричь» гордыни князей и смиренно покорился татарской помощи — и отстоял Русь от поглощения экспансией Запада. И, наконец, уже в XVI веке царь Иван Грозный, чудом выживший в боярских смутах своей юности, стал «опричь» нового местничества, грозившего повторением судьбы Руси Киевской. Он пошел на отчаянный шаг, который решал все: либо лишиться царства и погибнуть, либо восстановить Русь сильную и единодержавную, которая просуществует века. Если бы он этого не сделал, то Смута началась бы на полвека ранее и похоронила бы Русское государство навсегда.

В Смуту народное ополчение Минина и Пожарского стало «опричь» всех внутренних раздоров и не двинулось на Москву до тех пор, пока не подчинило себе все русские силы. А через несколько десятилетий на юге Руси, на Запорожье, народ стал «опричь» своего государства, поднял войну за веру и вольности, а затем соединился с единой Русью Московской. Еще полвека спустя Петр Великий, как и в свое время Иван IV, стал «опричь» боярской власти, стал выстраивать свою армию и государство, первое время как бы «параллельно» существующим, и только так обновил Русь.

Не будем рассматривать позднейшие, более трагические события, ведь и так очевидно, что русская Смута XX века тоже представляла собой не что иное, как попытку разных сил стать «опричь» совершающейся катастрофы и начать жить по своей правде, «заново». И победила в XX веке та сила, чье «опричь» было самым радикальным и абсолютным, — первое время отрицавшим даже самые основы русской культуры и государственности. И здесь сработала та же «модель», которая работала уже тысячу лет.

И что же мы имеем теперь? Уже после падения безбожной власти Русь вымирает физически и разрушается как единый народный организм. Она по живому перерезана новыми государственными границами, переполняется инородцами и одурманивается идеологией скотского существования в американизированном «потребительском обществе». Молодежь вырождается нравственно от пустоты жизни и гибнет физически от алкоголя и наркотиков. Даже нынешнее восстановление и укрепление российской государственности — это лишь внешняя «броня», под которой процесс «гниения» народа продолжается. Однако, заметим, появление этой «брони» — тот факт, что Россия не распалась и не окончательно разграблена в 1990-е, — есть поистине знак Провидения. Этим Господь показывает, что дает нам время и шанс для возрождения. Но как же им воспользоваться, глядя на все происходящее?

Опыт Истории подсказывает: стать «опричь». Фактически Русь Православная и так живет «опричь» современного общества — с радикально иными ценностями и пониманием жизни. Но пришло время, когда Церковь может стать единственным прибежищем многих миллионов — нравственно, а отнюдь не только и не столько материально, — обездоленных людей, которые в ином случае просто деградируют и погибнут. Ныне пришло время принципиальной самоорганизации православного народа. И первые знаки этого уже есть. Например, только православные возвращаются в опустевшие деревни — а ведь именно там корень народа. Но и в городах скопилось огромное количество неприкаянных людей, особенно безработной молодежи. Все эти люди могут прийти в Церковь через различные виды деятельности, в первую очередь, экономические. Например, если в малом и среднем бизнесе в различных сферах экономики сложится значительный сектор из православных предпринимателей и работников, он сможет вбирать в себя, спасать от деградации и постепенно воцерковлять большие массы людей. На этой основе со временем может сложиться и широкая сеть православных светских учебных заведений и православных СМИ. Наконец, если на этой же почве возродится традиционная многодетная семья, то корень народа сохранится и восстановится. Живя «опричь» псевдоценностей современного вымирающего «потребительского общества», православные именно поэтому и являются самой надежной опорой Государства Российского, поскольку видят в нем не просто «сборщика налогов», а тело земного Отечества. Поэтому и Государство когда-то станет снова православным.
Виталий Юрьевич Даренский, кандидат философских наук, Луганск

http://rusk.ru/st.php?idar=105679

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Владимир Бирюков    03.04.2009 12:39
К концу 20-х годов религиозная жизнь в легальных формах стала практически невозможна; в то же время с церковными нелегалами власти расправлялись немедленно и беспощадно; тем не менее аскетическая традиция не прекратилась: монашество продолжалось, только «без стен и одежды». Иноки, как полагается, несли послушания, трудились – в государственных учреждениях, в научно-исследовательских институтах, на производстве и в кооперативах, старались восстановиться в правах, не брезговали общественными нагрузками (например, будущий митрополит Иоанн (Вендланд) руководил кружком юных натуралистов в Доме пионеров); добросовестная работа и активно-гражданская позиция не вредили глубокой покаянной духовной жизни, лишенной внешних атрибутов: подрясников, апостольников, четок, даже монашеского имени. Такие тайные общины не проявляли враждебности к Патриаршей Церкви и, как только появлялась возможность, выходили на открытое служение.
Таким образом, монашество в миру, продолжая жить, смирялось с окружающей средой, разделяло социальную и культурную реальность, какой она была для большинства, не считая себя выше и достойнее остального населения, терпевшего советскую власть, подобно святым, считавшим себя хуже всякой твари и даже бесов. С другой стороны, эти люди, соблюдая тайну о своей иной, главной жизни, несомненно оказывали благотворное влияние на тех, с кем общались, давая пример высокой нравственности, абсолютной порядочности и ответственности.


Вы с этим согласны, Андрей Брониславович?
  Иван Шульженок.    03.04.2009 12:00
В небольших по формату высказываниях сложно передать весь смысл предложения. Это я оправдываюсь. Смысл возрождения деревни не только и не столько в том, что бы туда "мигрировали" православные русские люди. Без 100% обеспечения страны продовольствием ни о какой независимости не может быть и речи. Уверен. что о реальном соотношении производимого и ввозимого продовольствия нам не скажут. Поэтому стоит перекрыть "кран" и все – страны в которой 80% живет в городах и только покупает продукты питания – нет. Она развалится после 2-х дней голода (а может быть и после первого). Ставь любого правителя который обеспечит продуктами и не надо тратиться на всякие революции. Думаю власть это понимает. Но вот реально ничего не делает. Выделением денег на субсидирование % ставок поднять сельхозпроизводство невозможно. Нужно ДАТЬ людям землю, НУЧИТЬ их на ней работать, Дать им хорошие дома, ПОДДЕРЖАТЬ ИХ первые три года. И мы получии действительную независимость. Возвращаясь к первому предложению повторю, все не скажешь. Но именно в этом и развитие и спасение. Развитие новейших технологий и оборонной промышленности является такой же важнейшей задачей. Вот только бы без чубайсов.
  Иван Шульженок.    03.04.2009 10:16
Издеваются.
  Иван Шульженок.    03.04.2009 10:12
Уважаемый, не знаю Вашего имени и отчества, Не будте так наивны. Власть может может взять только тот кому это положено свыше. Вам ваша совесть подсказала или было откровение о том, чтобы Вы возглавили дело освобождения России от ига? Если так то скажите об этом прямо. Против воли Божьей ничто не устоит. Нет? Тогда остается только МОЛИТЬСЯ. Самочинно ничего не получиться. Если не верите мне советую прочесть историю Церкви, там Вы найдете множество фактов, подтверждающих мои слова. к слову Минин не сам решил создать ополчение. Подробности советую поискать самостоятельно, найдете очень много нового и поучительного. Со случаем ВИЛа тоже все понятно, за ним стояла вся сила враждебная России и его "воцарение" было попущено Господом за отпадение от Веры, самоволие и самочинство Русского народа. Отошел народ России от Господа и естественно попал в лапы дьявола. Хотел ВОЛИ получил ВИЛа. Лекцию по истории читать Вам не буду. Нытья нет. Нытье возникает когда нет веры в Бога, одна из составляющих которой, заключается в уверенности в постоянной защите каждого верующего человека при которой ему на жизненом пути не будет испытаний которых человек не сможет преодолеть опираясь на заповедях Господа. А в конце этого жизненного пути человека ждет воссоединение с Богом (после смерти). Смерть естественное следствие греховности человеческой. Ваше высказывание "Уж лучше умереть стоя, чем жить на коленях" – не совсем соответствует православному вероучению. В дополнение к нему так и хочется сказать "Человек -это звучит гордо". Все это из перевернутого мира когда правил ВИЛ. Часть православных верит, что тандем ВВП и Медведева приведут нас к восстановлению Святой Руси. Смотрят в экраны тв и радуются. Вот Грузию побили…. ура. А кого побили? Один народ считающий себя православным убивал другой народ считающий себя православным. Плакать нужно. Нужно быть последовательными : если народ грузии не виновен (не поддерживает режим СААКА) то необходимо было дойти до Тбилиси (а может быть и дальше) и помочь народу избавиться от тирании. Если народ грузии поддерживает этот режим то он уклоняется от Веры, т.к. исповедует ненависть к другому православному народу, то об этом нужно четко заявить и поступить в соответствии с каноническими правилами – "сказать брату своему о его прегрешениях лично, при свидетелях, в Церкви" и если не прекратит прегрешений – отвергнуть его – он пока не покается не брат. Прошу прощения отвлекся от темы. Но все эти вопросы взаимосвязанны.
  Рогозянский    03.04.2009 09:47
Порекомендую А. Беглова "В поисках безгрешных катакомб". М. 2008. Хотя сейчас далеко не 30-е годы, некоторые аналогии с мирянскими движениями и формами самоорганизации православных могут быть сделаны.
  Провинциал    03.04.2009 09:46
"Про гей-парад, насколько я понимаю, была первоапрельская шутка."

– Если это была "шутка", то с прицелом и часовым механизмом. В таких вещах шуток не бывает. Если это неправда, то явное прощупывание реакции обывателей. "Нетрадиционным" журналистам неймется.
  Филимонов    03.04.2009 08:23
Про гей-парад, насколько я понимаю, была первоапрельская шутка.
А по поводу предлагаемых рецептов "спасения России"… насколько я понимаю, несмотря на страхолюдное название (здесь прав Рогозянский), некое здравое зерно в этом есть. Только смысл должен быть не в том, чтобы бежать в деревню и спасаться там от антихриста, хлебая лаптем щи. А церковные приходы, как центры самоорганизации – совершенно верная идея.
  Владимир Бирюков    03.04.2009 07:40
"Стратегия православной жизни должна в первую очередь обеспечивать выживание."

Андрей Брониславович, под православной жизнью в первую очередь понимается спасение, а не выживание. Иногда эти понятия могут быть прямо противоположны. Или я Вас не правильно понял?
  Лукас    03.04.2009 01:50
Господи Боже мой! Как можно устать от нытья здровых мужиков!
Власть проблематично вымолить. Бог не любит ленивых и беспечных.
Берите пример с Ильича, Ленина-Бланка. У него было всего пять тысяч членов партии большевиков. Но власть он сумел ухватить в период кризиса и держал крепко. Читайте апрельские тезисы Ильича,эпопею о том, как Ильич перехал в Москву, в Кремль с охраной из латышских стрелков. Русские стрелки вроде бы тоже есть. Ждите господа самоорганизации. Однако не дождетесь.В Эрэфии никто не позволит русскому заниматься каким-либо бизнесом хоть малым хоть большим. На войне как на войне. Вспомним слова Виктора Цоя. Если есть ты, то всегда есть тот, кто придет за тобой! Спрячься хоть в лесной землянке все равно придет. Уж лучше умереть стоя, чем жить на коленях.
  Lucia    02.04.2009 21:06
http://www.gayrussia.ru/events/detail.php?ID=13226&r1=rss&r2=yandex
А почему "славянский"? Почему не татарский? Или грузинский?

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика