Русская линия
Русская линия Анатолий Степанов06.02.2009 

Патриарх Кирилл и Митрополит Петр
Обязывающие совпадения

Одним из важных моментов чина интронизации Патриарха Московского и всея Руси является вручение Предстоятелю Русской Православной Церкви Патриаршего жезла — посоха святителя Петра, митрополита Московского. Во время интронизации 16-го Патриарха Кирилла (Гундяева) этот древний посох был по обычаю также принесен в Храм Христа Спасителя из Оружейной палаты, где он постоянно хранится. Этот символический акт исполнен глубокого смысла — новый Предстоятель Церкви берет в руки посох великого русского Святителя, который перенес Первосвятительскую кафедру в Москву, сделав столицу одного из рядовых русских княжеств Первопрестольным градом.

Однако 1 февраля во время интронизации Святейшего Кирилла вручение посоха святого митрополита Петра выглядело особенно символично. Ведь если внимательно присмотреться, мы обнаружим много общего как межу нашим временем и эпохой Святителя Петра, так и в особенностях личностей возглавителей нашей Церкви — Святого Петра и Кирилла.

Прежде всего, бросается в глаза схожесть нашего времени с началом XIV века, когда пришлось управлять Церковью Святителю Петру. То была эпоха удельной Руси, Отечество наше было разделено на множество княжеств. Шла ожесточенная борьба за первенство между Москвой и Тверью, борьба, сопровождавшаяся обманом, хитростью, коварством, кровавыми усобицами.

А что сейчас представляет собой наша Русь, каноническая территория Русской Православной Церкви, управление которой Промысл Божий вверил Святейшему Кириллу? Ныне новый удельный период наступил на Руси. Мы видим то же политическое разделение, ту же ожесточенную борьбу за первенство только теперь — между Москвой и Киевом. Хитрости и обмана тоже хватает, а во время споров вокруг Тузлы дело едва не дошло до вооруженного столкновения между Российской Федерацией и Украиной. Впрочем, в августе минувшего года православные — русские и грузины — все-таки стреляли друг в друга (а в боевых действиях с грузинской стороны принимали участие граждане Украины).

Конечно, это началось не вчера, но Патриарх Алексий II все-таки вступил в управление Церковью, когда каноническая территория ее не была разделена еще между государствами.

Далее. Святителю Петру довелось управлять Церковью, когда была вполне реальна угроза автокефалии той части Руси, которая ныне входит в состав республики Украина. Напомним, что в 1299 году митрополит Максим окончательно покинул Киев, избрав местом своего пребывания город Владимир. Недовольный переносом первосвятительской кафедры во Владимиро-Суздальскую землю князь Галицкий Юрий Львович захотел получить собственного митрополита. Для этого он отправил известного уже своими подвигами и благочестием Петра в Константинополь к Патриарху Афанасию. Однако Господь судил иначе. В 1305 году преставился митрополит Максим, и Константинопольский Патриарх возвел Петра не на галицкую, а на общерусскую кафедру. В это время Тверской князь Святой Михаил отправил в Константинополь игумена Геронтия для поставления его в митрополиты. Однако привезенные игуменом святительское облачение и жезл Патриарх Афанасий вручил Святителю Петру, который, вернувшись на Русь, пожил год в Киеве, но в 1309 году окончательно перебрался во Владимир. Автокефалия не состоялась.

Патриарху Кириллу, очевидно, придется также столкнуться с угрозой автокефалии, которая, как и во времена Святителя Петра, инициируется прежде всего политической властью.

Еще одно сходство двух эпох: Митрополиту Петру пришлось управлять Церковью во время монголо-татарского ига; Патриарху Кириллу придется вести церковный корабль тоже в эпоху ига, нового ига — долларового. И еще неизвестно в условиях какого ига легче возглавлять церковный организм.

Но дело не сводится только к сходству времен. Мы видим много общего и в личных качествах и обстоятельствах жизни двух Предстоятелей нашей Церкви.

Одним из несомненных достоинств нового Патриарха являются недюжинные дипломатические способности, которые он проявил, возглавляя дипломатическое ведомство Церкви. Во времена Митрополита Петра у Церкви не было своего ОВЦС, как и вообще церковной бюрократии, поэтому заниматься дипломатией приходилось самому Первосвятителю. И он показал себя прекрасным дипломатом. В 1313 году, когда ордынским ханом стал, принявший ислам, Узбек, Святитель отправился в Орду, где ему удалось получить от хана ярлык, которым подтверждались все прежние льготы русского духовенства. Более того, хан даровал главе Русской Церкви новую льготу — право самому судить всех церковнослужителей.

Сегодня дипломатические способности Предстоятеля окажутся весьма и весьма востребованными. Нужно урегулировать наши отношения с Грузинской, Константинопольской и Румынской Церквями, а это — дело весьма непростое, учитывая какой клубок противоречий придется распутывать. Нужно будет также выстроить наши отношения с Ватиканом, чтобы, сняв вопрос о католическом прозелитизме, получить в лице Рима союзника в борьбе против агрессивного атеизма и захлестнувшей мир безнравственности. Патриарху понадобится немалое искусство, чтобы выстраивать отношения с властью. Чтобы в результате сохранилось тесное сотрудничество Церкви и государства, но при этом властьимущие прислушивались бы к голосу Священноначалия в вопросах нравственного воспитания общества и защиты обездоленных. Чтобы Русская Церковь не превратилась в «православный Ватикан», но и не стала придатком государства. Все это требует недюжинных дипломатических способностей и колоссальной работы.

Любопытно, что сходство между Митрополитом Петром и Патриархом Кириллом проявляется даже в обвинениях их в симонии, или говоря современным языком финансовой нечистоплотности. Напомним, что в разгар борьбы за первенство между Москвой и Тверью, Святитель Петр поддержал московского князя Юрия Данииловича. Следствием чего стало возведение тверским епископом Андреем обвинения против Святителя перед Константинопольским Патриархом. В 1311 году в Переяславле был созван собор для суда над Митрополитом Петром, признавший все обвинения клеветой.

Такие совпадения не могут быть случайностью. Господь, видимо, призывает нового Святейшего Патриарха повторить подвиг Святителя Петра, кстати, незаслуженно забытого ныне. Конечно, мы почитаем его в сонме Святителей Московских и всея Руси, но его заслуги как выдающегося государственного деятеля почти не вспоминаются нами. А ведь именно Митрополиту Петру мы обязаны возвышением Москвы и дальнейшим объединением русских земель. По совету святого Петра великий князь Иоанн Даниилович Калита заложил в 1326 году в Москве первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Как повествует летопись, Святитель сказал князю: «Если ты, успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Так и случилось.

Не менее символично, что посох Митрополита Петра вручил Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу не кто иной как Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский, сопроводивший вручение проникновенным словом. Стоит напомнить это слово: «Ваше Святейшество, дорогой Святейший Владыко! В сей радостный день, в который Церковь наша обрела нового, шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, от лица Поместного Собора, совершившего сие избрание, торжественно вручаю Вашему Святейшеству посох Первосвятителей Московских. Этот священный посох принадлежал некогда святителю Киевскому и Московскому Петру, чудотворцу, перенесшему Первосвятительскую кафедру в сей град. И ныне, вручая в Ваши руки древний посох, мы уповаем, что, подобно прославленным в лике святых Первосвятителям Московским, неустанно трудившимся над созиданием и благоустроением Церкви Христовой, Вы станете продолжателем их служения, упрочившего единство Святой Руси — духовной общности многих народов, промыслом Божиим начавшей бытие во святой Киевской купели. Мы все обещаем Вам, что по мере сил, каждый на своем месте, будем помогать Вашему Святейшеству в этом святом делании. Посох есть знак странствия. Он помогает в пути посланнику, грядущему для исполнения своей миссии. Предстоятель Церкви призван являть образ апостольства, образ подражания Христу, Которого „Бог послал в мир… чтобы мы получили жизнь через Него“ (1 Ин. 4:9). Вручение Вам сего посоха есть выражение готовности всей Церкви идти за Вами, трудиться под Вашим началом, дабы слава имени Божия распространялась по всем концам земли. Вверяя ныне Вам сей посох, вся Полнота нашей Церкви свидетельствует не только о великой чести Первосвятительства, но и об особом доверии. Миллионы людей смотрят ныне на Вас с радостью и надеждой. Приимите же, Святейший Владыко, жезл сей, и да будет он для всей Церкви нашей жезлом наследия Божия (Иер. 10:16), жезлом правости (Пс. 44:7), жезлом благоволения (Зах. 11:7)».

Напомним, что накануне Поместного Собора Митрополит Владимир отказался от притязаний на патриаршую кафедру, а в самый день Собора призвал соборян отдать свои голоса митрополиту Кириллу (этот призыв, несомненно, сыграл важную роль в избрании его Патриархом, учитывая высочайший авторитет Блаженнейшего Владимира в нашей Церкви). И вот именно Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата вручил посох Святителя Петра, уроженца Волыни, новому Московскому Патриарху. Этим символическим актом Киев подтвердил установленное митрополитом Петром первоверховенство Москвы — Третьего Рима.

А ведь сколько накануне было разговоров о том, что украинский епископат готовится поднять на Соборе вопрос об автокефалии. Прохвосты, именующие себя то «православными гражданами», то «православными политологами», в открытую распространяли слухи о «заговоре украинских архиереев». И в эту клевету верили порой даже серьезные люди. Помнится, незадолго до Собора один мой московский друг, человек образованный и церковный, сообщил мне как о само собой разумеющемся факте, что на Соборе готовится демарш украинских архиереев с требованием о провозглашении автокефалии. Об этом, мол, говорит вся Москва, а один московский священник даже сказал об этом на проповеди.

И вот Блаженнейший митрополит дал ответ подлым клеветникам и прохвостам. Ответ такой же по сути, какой дал Святитель Петр. Это даже не ответ, это — ЗАВЕТ всем русским православным людям: единство русского мира — та цель, ради которой мы все должны трудиться. Как тут не вспомнить слова почившего Святейшего Патриарха Алексия, сказанные им в Киеве на торжествах по случаю 1020-летия Крещения Руси о том, что в Киевской купели родился единый православный народ. Он ведь говорил о том же!

Мы, православные, в отличие от атеистов, знаем, что случайностей в истории не бывает. Митрополит Петр, родившийся на Волыни (по-нынешнему, «западэнец») не прельстился перспективой стать автокефальным Галицким митрополитом, что открывало перспективу тогдашней «евроинтеграции». Он предпочел перспективам «евроинтеграции» многотрудный путь объединения Русского мира. Претерпевая клевету от единоверцев, смиряясь перед грозным мусульманином ханом Узбеком, он кропотливо трудился над созданием условий воссоединения Руси. Трудился и победил.

Нынешние правители Украины, презрев заветы Святителя Петра, снова пытаются частным образом «евроинтегрироваться». Им мешает Русская Православная Церковь, которую они неистово стремятся разрушить. Надо признать, что и в среде политической элиты России есть влиятельные силы, ориентированные на евроинтеграцию. Им тоже не нужна такая «громоздкая», «имперская» Церковь. С такой Церковью, ведь, в Европу не пустят. Так против Русской Православной Церкви работают рука об руку российские и украинские либералы и националисты, легко находящие в этом вопросе общий язык.

Очевидно, что Патриарху Кириллу придется столкнуться с мощным давлением как из Киева, так и из Москвы (а может быть и из Минска, Кишинева и Астаны, ведь тамошние правители тоже не прочь получить собственную церковь). Неизвестно, удастся ли получить в этом вопросе помощь Кремля, ведь тамошние обитатели в большинстве своем сейчас от всего имперского бегут, как известные существа от ладана. А если и говорят о национальных интересах, то только в размерах РФ. Понятия «Историческая Россия», «Русь», «Третий Рим» пока отсутствуют в лексиконе наследников Ивана Калиты, Ивана Грозного и Петра Великого. Патриарху придется, стремясь сохранить Церковь, объяснять эти высокие понятия на том языке, который понимают нынешние хозяева Кремля.

Совпадение эпох и личных качеств Митрополита Петра и Патриарха Кирилла дает основание надеяться, что 16-й Патриарх Московский и всея Руси, следуя заветам Святителя Петра, сохранит единство Русской Церкви, что является залогом сохранения единства Русского мира, единства Русской православной цивилизации. Примечательно, что в слове после интронизации Патриарх Кирилл произнес сакраментальные слова (причем, все слышали, что произнес он их с особенным чувством): «Патриарх — защитник внешних канонических рубежей Церкви. Это служение приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на пространстве „исторической Руси“. Уважая их суверенитет и радея о благе каждого из этих государств, Патриарх в то же время призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси».

Эти цели, судя по заявлениям, преследует и Верховная власть России в лице правящего тандема Президента Дмитрия Медведева и Председателя правительства Владимира Путина, которые не раз заявляли о стремлении к величию России. А потому есть надежда, что эти устремления выльются в формулирование идеи симфонии властей применительно к новым историческим условиям.

http://rusk.ru/st.php?idar=105637

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Николай Александрович    14.02.2009 13:11
Дорогой Анатолий Дмитриевич! Простите меня, если формой моего выступления я Вас обидел. Из ответа я вижу, что Вы не чужой, а всё-таки наш. Потому и обращаюсь к Вам сейчас не как к Уважаемому, а как к Дорогому.

«… а всё-таки наш….» – говорю так, если видите, с оттенком только что преодолённого недоверия. Почему же было недоверие? Наверное, вот почему. Вы поддерживаете Патриарха, закрыв глаза на прошлое того человека, кто стал Патриархом. Я также как (надеюсь) и Вы, думаю, что интронизация – это чин не формальный, а очень существенный. До интронизации был один человек, а после – совсем другой – это уже Патриарх. Человек должен был измениться под действием чина! Поверим в эту гипотезу! Попробуем не обижаться на Патриарха за деяния того, «прошлого» человека. Пусть Патриарх начинает путь с нового листа. Мы же, конечно, с волнением будем следить за первыми его штрихами по этой tabula rasa. Дай Бог, чтобы вера в гипотезу оправдалась! Смысл же нашего с Вами кажущегося противостояния в том, что Вы и я верим в эту рискованную гипотезу в разной степени. Вы верите больше и уже уверенно увлекаете своих читателей за собою (рискуете судьбами читателей). Я верю меньше и пока за Вами не увлекусь. Буду вглядываться в «новый лист».

Возможно, Вы на своём сайте обозначили Патриарху своеобразное предложение – следовать по выстроенному Вами идейному коридору и показываете ему, что коридор ведёт к миру и взаимопониманию с традиционалистами. Последует ли Патриарх Вашему предложению? – посмотрим.

Спасибо, что ответили на моё выступление. Вы, кстати, отреагировали не на все обозначенные мною болевые вопросы (коллективный Папа Римский и возможное исправление книг, как в 17 веке(!)… – остались без Вашей реакции, но и не отвечайте, я понимаю, что это для Вас, по-видимому, трудные вопросы).

Вы сказали, что я «опасно хожу». Я Вам отвечу. Если Церковь будет вырождаться (а это может идти только с головы), то я в Церковь ходить не перестану. Но буду к тем батюшкам ходить, с которыми у меня полнейшее взаимопонимание… Верю, что такие батюшки на Руси не переведутся никогда, сколько бы мало их ни стало. Также никогда и не уничтожится Церковь Христова, хоть несколько человек, но останутся в ней!
Ещё раз простите.
  Справедливый    14.02.2009 05:27
А может это гордыня, Анатолий Дмитриевич? Не кажется ли Вам, что Вы заранее ставите себя Выше тех самых, которые "подавали надежды"? Я думаю, что здесь именно расхождение в том, что такое и где она истинная церковь и я бы на Вашем месте не был бы так уверен в том, что Вы находитесь в церковной ограде. Тем более, что Вы человек умный, думающий, а значит должно быть место для сомнения. А истину знает Господь и мы узнаем, но только на Страшном суде…
  М.Яблоков    13.02.2009 14:31
А чем Вам так Илья-то не понравился, что аж сон пропал?… Хоть пару комментов…
  иеромонах Никон    13.02.2009 04:25
Спасибо, дорогой Анатолий за прекрасную статью. А то зашел на Правую.Ру, почитал творение нашего друга Илии, да так опечалился, что до сих пор не могу уснуть. Вот решил в качестве терапии перечитать еще раз твое творение, ну и поблагодарить, наконец. А то с этими торжествами совсем обленился.
Кстати, Святейший Патриарх Кирилл позавчера сделал первое ключевое и весьма важное (для всех православных москвичей и не только) и символичное назначение – архиепископ Истринский Арсений вновь назначен Патриаршим викарием. Вот и преемственность, о которой столько говорили.
  Анатолий Степанов    12.02.2009 14:01
Возвещаете стало быть нам, пирующим на палубе, о наступлении последних времен. Вы, Николай Александрович, как я понимаю из тех, кто печется о чистоте Православия. Что ж дело нужное, слов нет. Только вот, опасно ходите, судя по Вашим словам, что некоторые ревнители теперь, после избрания Патриарха Кирилла "возможно, не смогут и в храмы ходить, чтобы не ассоциировать себя с вырождающейся церковью". Вы – человек грамотный, судя по тексту, значит знаете, что вне Церкви нет спасения. А потому – опасно ходите.

Я знаете ли не первый год на свете живу, видел многих ревнителей чистоты Православия, людей умных и грамотных, не чета мне, но вот решивших из гордости "в храмы ходить, чтобы не ассоциировать себя с вырождающейся церковью". И знаете все они теперь и от Церкви далече, и никому не нужны кроме узенькой группки их почитателей (а надежды подавали какие!). Гибнут люди. И сделать ничего нельзя, поскольку не хотят слушать слов вразумления от "папистов", "сергиан", "верноподданных" и пр. Может Господь и даст им возможность покаяться, и они не погибнут. Пока же увы… А жаль, люди-то они – не теплохладные, за Церковь и Отечество душа у них болит.

Образ про палубу красивый, но пустой, к церковной ситуации отношения не имеет. Истина в том, чтобы бороться за чистоту Православия и оставаться прихожанами Русской Православной Церкви. Слава Богу, Церковь наша жива, и подвижники есть как среди священников, так и среди архиереев, а не только среди мирян. А потому унывать нам не пристало. Надо учиться смирению и терпению (это – великие добродетели, и стяжать их, ох как не просто, думаю, все об этом знают). Избрал Собор Патриарха надо повиноваться и смиряться. Да и не сделал пока ничего новый патриарх такого за что его можно было бы критиковать даже самым крутым ревнителям.
  Николай Александрович    12.02.2009 11:15
Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Позвольте мне прибегнуть к сравнению. Вы, как бы всё ещё сидите за белой скатертью палубного ресторана Титаника, спокойно кушаете, цокая мельхиором по фарфору и любезно подливая винцо в бокалы собеседникам. Но прошу Вас обратить внимание на существование маленькой горстки людей на корабле, которые уже осознали весь ужас случившегося и знают, что времени кораблю осталось совсем мало.

До пятого декабря мы ещё жили какой-то надеждой думая, что катастрофы не случится, хотя и понимали, что корабль несётся не туда. Мы чего-то ждали. Ждали некоей развязки. Надеялись на Бога. А Господь дал нам первое февраля. Зачем? Наверное, это дано для ускорения нашего прозрения. Без первого февраля 70% церковного народа ещё бы долго-долго радовались на овечьи шкуры, которые сверху. Теперь же ускорится обнажение шкур и нам откроется то, что внутри их есть. Тогда, надеюсь, цифра 70 существенно поуменьшится.

Обычно, когда хотят узнать что с кораблём – подбегают к окошкам и напряжённо вглядываются в обстановку… Вот и я предлагаю Вам встать из-за белой скатерти, подойти к окошку. Вы увидите первые зигзаги корабля:
– Произошла узурпация церковной власти архирейским корпусом, а de facto – Патриархом. Получился эффект коллективного Папы Римского. И Церковь уже хотя бы в этом стала похожа на католическую. Это уже какой-никакой, а результат! В ближайшее время произойдёт, я думаю, жёсткая селекция архиреев – это чтобы закрепить «на вечные времена» линию курса и характер Церкви. Дальше уже не столь важно кто будет Патриархами в будущем, они будут в рамках селекции.

Тяжело сейчас будет верным чадам Церкви Христовой – тем, кто печётся о чистоте Православия. Некоторые, возможно, не смогут и в храмы ходить, чтобы не ассоциировать себя с вырождающейся церковью, с тем, во что она будет превращаться.

Запасайтесь, братья и сестры старыми богослужебными книгами. Они скоро станут редкостью недоступной. Есть такая Лига антидиффамационная, она давно требует от РПЦ исправить богослужебные тексты, вычистить их. В поддержку требований этой Лиги собрано много подписей священников Москвы и Петербурга. Наступает, кажется, благоприятное время для чаяний Лиги.

Простите, что нарушил Вашу милую беседу за белой скатертью этого палубного ресторана на Титанике.
  Анатолий Степанов    12.02.2009 03:26
И Вы меня простите, отче. Мы оба ухитрились увидеть не то, но выяснянется, что думаем примерно одинаково. И это хорошо.
Что касается вопроса о моей лести Патриарху Кириллу. Видите ли, это только кажется, что автором статьи является тот, кто написал текст. Статья только тогда становится статьей, когда ее прочитал читатель. Любой текст – это сотворчество писателя (журналиста) и читателя. Автор имел ввиду одно, но читатель увидел другое. Причина может быть разной: читатель читает подозрительно и в традициях русской публицистики ищет подтекст, читает между строк, а может быть автор не сумел найти адекватных слов для выражения своей мысли.
Будем считать, что в данном случае автор плохо сформулировал свою мысль. Я только отметил некоторые совпадения, а конкретно – дипломатические способности и обвинения в симонии. О других совпадениях в статье речи не было. Наверное, неразумно было употреблять слово совпадения, коли оно Вас смутило. Словом, автор не ставил цели польстить, а как воспринял читатель, не знаю. Мою главную мысль очень точно и коротко выразил отец Роман в посте от 11.02.2009 12:24
"Дай Господи чтобы так было!!!"
  и.Роман    11.02.2009 12:24
Дай Господи чтобы так было!!!
  иерей Василий    10.02.2009 22:12
Дорогой Анатолий Дмитриевич! Простите за перепутанное отчество. Главную мысль Вашей статьи я не только увидел, но и вполне с ней согласен. А написал не о бочке меда, а о ложке, на мой взгляд, дегтя; о том, с чем не согласен: о "совпадениеи личных свойств" И только об этих "совпадениях" сказал, что они "высосаны из пальца". Странно от редактора читать такой отклик, который свидетельствует о том что Вы ухитрились в кратчайшей реплике увидеть не то, что там написано и среагировать по принципу: "Ты мне про Фому, а я тебе про Ерему", В пассаже о "совпадениях", как мне показалось, проглядывала лесть. Я рад если это не так. А если все же было.., то конечно это дело не мое, а Вашей совести и Вашего духовника. Простите за несдержанность. Наверное надо было смолчать. Ответ читать не буду, некогда. Поэтому смотрите сами стоит ли публиковать. Для меня главное, чтобы лично Вы прочитали. Еще раз простите.
  Одиноков    10.02.2009 16:47
Аминь!

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика