Общенациональный Русский Журнал | Анатолий Степанов | 01.10.2007 |
Известно как ненавидела Константина Петровича современная ему либеральная общественность. Сколько грязных сплетен и слухов распространялось о нем, сколько желчных филиппик сочинили золотые перья либеральной журналистики! Самая мягкая филиппика принадлежит перу известного поэта Александра Блока, который в своей поэме «Возмездие» изобразил Победоносцева в виде злодея-колдуна, очаровавшего Россию. С тех пор «простерший совиные крыла над Россией» Победоносцев — единственное, что чаще всего вспоминают о великом сыне нашего Отечества.
В советское время труды Победоносцева попросту замалчивались, а «марксистско-ленинская история» изображала его как одиозного и едва ли не ограниченного человека.
Выходит, и в нынешнее время Победоносцев пришелся не ко двору. Игнорирование властью юбилея показывает, что его идеи и политическая практика оказываются невостребованными современной политической элитой. И если такое отношение к одному из столпов русского консерватизма со стороны дореволюционных либералов и советских коммунистов понять несложно, ибо они коренятся в ненависти к сильному противнику, своим словом и делом разрушавшему козни врагов Самодержавия, то недостаточное внимание к Константину Петровичу в наше время, когда консервативная идеология оказывается вновь востребованной, можно объяснить только незнанием его идей и непониманием его личности.
Вехи биографии
В письме к своему ученику императору Николаю II Победоносцев впоследствии писал, что он был «воспитан в семье благочестивой, преданной царю и отечеству, трудолюбивой». Полученные в детстве и отрочестве уроки благочестия не пропали даром, он сохранил благоговейное отношение к вере и Церкви и на высотах служебной карьеры.
Победоносцев родился в Москве, и хотя большую часть жизни он провел в столице, в Петербурге, где и похоронен, он всегда любил Первопрестольную, о чем неоднократно писал. Победоносцев даже предлагал Императору Александру III перенести столицу империи в Москву.
В 1846 году он окончил элитное Императорское Училище правоведения, готовившее кадры для управления Империей, и начал государственную службу в одном из департаментов Сената в Москве. Одновременно Победоносцев занялся историей русского гражданского права, выступал с публикациями на эти темы и вскоре был приглашен читать лекции в Московском университете, где в течение 5 лет занимал кафедру гражданского права. Результатом профессорства Победоносцева стал учебник по гражданскому праву, долгое время считавшийся лучшим и выдержавший несколько изданий.
В 1861 году воспитатель царских детей граф С.Г.Строганов вызвал молодого профессора Победоносцева для преподавания юридических наук старшему сыну Императора Александра II цесаревичу Николаю Александровичу. Как вспоминал сам Константин Петрович, он согласился только «из чувства патриотизма», т. е. судя по всему, неохотно переехал в Петербург. В 1863 году Победоносцев сопровождал цесаревича в длительной ознакомительной поездке по России, благодаря чему он стал известен двору. Однако в 1865 году Цесаревич Николай Александрович скончался в Ницце. Новый наследник престола Александр Александрович (будущий Государь Александр III), очень любивший своего старшего брата, пожелал, чтобы Победоносцев стал и его учителем. В 1866 году Константин Петрович переехал в Петербург на постоянное жительство. Он преподавал юриспруденцию и другим представителям дома Романовых, в том числе братьям цесаревича великим князьям Владимиру и Сергею. В 1868 году Победоносцев был назначен сенатором, в 1872 году — членом Государственного Совета, а в 1880 году стал обер-прокурором Святейшего Синода. Эту должность он занимал вплоть до 1905 года. Эти 25 лет управления Победоносцева церковным ведомством стали поистине целой эпохой.
Обличитель «великой лжи нашего времени»
В чем же причины такой открытой злобы и ненависти либералов к К.П.Победоносцеву?
Не ошибемся, если укажем на три главные причины.
Во-первых, именно К.П.Победоносцев предотвратил принятие конституции в 1881 году. Либеральной группировке влиятельных сановников (Лорис-Меликов, Милютин, Абаза, Набоков), которых поддерживали влиятельные великие князья, удалось склонить императора Александра II к идее установления в России конституционной монархии. Государь был готов подписать Манифест об учреждении парламента в России, т. е. 1917 год мог наступить в России тридцатью шестью годами раньше. Однако буквально накануне подписания документа Царь был убит террористами. Придворные либералы надеялись, что им удастся склонить к отказу от Самодержавия и нового Государя, тем паче, что противников парламентаризма в высших эшелонах власти было совсем немного. В марте-апреле в Петербурге и Гатчине, где жил император Александр III, интенсивно шли совещания. 21 апреля состоялось решающее совещание, на котором либеральная партия оказалась в большинстве. Либералы праздновали победу. Но они просчитались, ибо недооценили фактор Победоносцева.
29 апреля был обнародован Манифест о незыблемости Самодержавия в России, текст которого был составлен Победоносцевым. Это был гром среди ясного либерального неба. На следующий день представители «либеральной партии» подали в отставку. Александр III начал формировать собственную команду, которая впоследствии осуществила знаменитые контрреформы. Этого постыдного поражения либеральные сановники не простили Константину Петровичу и мстили ему как и где только могли.
Во-вторых, К.П.Победоносцев был автором книги «Московский сборник», в которой была предложена обществу блистательная критика всех догм либерального мировоззрения. Это был чувствительный удар по идеологии либерализма. Победоносцев писал о ложности и пагубности для общества идеи отделения Церкви от государства, показав, что это прямая дорога к тоталитаризму, поскольку «можно уклониться от Церкви, но нельзя от государства». Он доказывал, что демократия ведет к неравенству и несвободе. Священную корову либерального мировоззрения — идею парламентаризма — Победоносцев метко назвал «великой ложью нашего времени», поскольку парламент служит только для удовлетворения честолюбия, тщеславия и личных интересов". Он показал, что печать, претендующая на выражение общественного мнения, на деле извращает его. Причем, оставаясь бесконтрольной, в отличие от других властей, печать разрушает устои общества. Главное, что аргументацию Константина Петровича невозможно было логически опровергнуть. Оставалось только злобиться и распускать слухи и инсинуации об авторе.
Впоследствии в автобиографическом письме к императору Николаю II он в сердцах написал: «Я попал, без всякой вины своей, в атмосферу лжи, клеветы, слухов и сплетен. О, как блажен человек, не знающий всего этого и живущий тихо, никем не знаемый на своем деле!».
Наконец, в-третьих, К.П.Победоносцев не только писал, но и много сделал для противодействия либерализму. Он пытался активно влиять на умы нового поколения, создав сеть церковно-приходских школ, где давали не только образование, но и православное воспитание. Он активно боролся с сектантами, которые фактически были союзниками революционеров. Он пытался организовать общественные силы для борьбы с либеральной идеологией. При его активной поддержке в 1890 году в Москве был учрежден журнал «Русское обозрение», который должен был объединить консервативные интеллектуальные силы русского общества.
Враги Победоносцева не только распускали слухи и писали всякого рода пасквили, но и действовали. Известно по крайней мере о двух попытках покушения на Победоносцева. В 1901 году статистик Самарского губернского земства Н. Лаговский стрелял в Победоносцева. Константин Петрович жил в казенном доме обер-прокурора Св. Синода на углу Невского и Литейного. Его кабинет находился на первом этаже, и он обычно засиживался допоздна. 8 марта 1901 года террорист Лаговский подошел к освещенным окнам кабинета и открыл стрельбу. Террорист промахнулся, был схвачен и на допросе показал, что стрелял в Победоносцева как в «душителя свободы». Характерно, что попытка убийства произошла почти в день смерти Победоносцева, наступивший шестью годами позже.
В апреле 1902 года 75-летнего Победоносцева должен был убить на похоронах убитого 2 апреля министра внутренних дел Д.С.Сипягина террорист Григорьев. Однако он стрелять не решился, то ли испугался, то ли устыдился.
Победоносцев и современники
Близким приятелем, по словам самого Победоносцева, ему был великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. После кончины писателя он писал в письме к Цесаревичу Александру Александровичу: «Мне очень чувствительна потеря его; у меня для него был отведен тихий час, в субботу, после всенощной, и он нередко ходил ко мне, и мы разговаривали долго и много за полночь». Победоносцев подчеркивал, что смерть Достоевского — большая потеря для России, ибо он чуть ли не единственный среди литераторов проповедовал начала веры, народности и любви к Отечеству. Он просил Цесаревича поддержать его ходатайство к Государю о помощи семье Достоевского.
Немало инсинуаций существует насчет якобы преследования Победоносцевым святого праведного Иоанна Кронштадтского. Напротив, обер-прокурора Св. Синода и отца Иоанна связывали возникшие по инициативе Победоносцева личные отношения, они нередко встречались. Об этом свидетельствует, к примеру, письмо Константина Петровича к Всероссийскому Батюшке. «Достопочтенный Отец Иоанн, — писал Победоносцев 21 января 1899 года. — Жена моя говорила Вам сегодня о девице Бабаниной, которая приехала искать у Вас духовного утешения и умирения смятенной души своей. Она едет в Кронштадт завтра в пятницу. Поговорите с ней и помолитесь за нее. Это поистине одна из душ скорбящих и озлобленных, помощи Божией и милости требующих. Она поражена великим горем и не в силах выйти из мрака, коим одета и проникнута душа ее. Благое дело возвратить ее к жизни и показать ей свет. Душевно уважающий и преданный К. Победоносцев».
Загадка личности Победоносцева
Бердяев верно подмечает в статье «Нигилизм на религиозной почве», что Победоносцева отличало «неверие в силу добра», при этом, верно констатирует, что «подозрительность и мнительность Победоносцева по отношению к миру и человеку» свойственны не только ему, но и в целом Православию. Увы, Бердяеву, Розанову и отцу Флоровскому скептицизм и подозрительность к человеку свойственны не были, поэтому дальше верных замечаний они не пошли.
Однако, чтобы понять феномен К.П.Победоносцева, нужно рассмотреть его идеи не только в контексте православного мировоззрения, но и в контексте развития идеологии русского консерватизма. Пессимизм и скептицизм Константина Петровича был результатом свойственного ему апокалиптического настроения. К примеру, в сентябре 1900 года Победоносцев заявил видному деятелю постславянофильства генералу А.А.Кирееву, что «все молодое поколение становится враждебным правительству». Киреев ответил, что, мол, «на век государя хватит». На что Победоносцев скептически сказал: «Хватит ли?». В таких настроениях Победоносцев не был одинок. Достаточно вспомнить предсмертную работу философа Владимира Соловьева, посвященную грядущему антихристу.
Острые апокалиптические переживания свойственные были помимо Победоносцева двум другим классикам русского консерватизма той эпохи Константину Николаевичу Леонтьеву и Льву Александровичу Тихомирову. Все они мучительно искали выход. Леонтьев уповал на «византийское православие», ратовал за укрепление церковной структуры. Тихомиров надеялся, что остановить разрушительные процессы сможет монархическая власть, которая должна быть приведена в соответствие своей идее. Обоснованию монархической власти посвящен фундаментальный труд Тихомирова «Монархическая государственность».
Победоносцев же уповал на силу народной инерции. Еще в «Московском сборнике» он писал: «Есть в человечестве натуральная земляная сила инерции, имеющая великое значение,< > без нее поступательное движение вперед было бы невозможно… Разрушить ее — значило бы лишить общество той устойчивости, без которой негде найти точку опоры для дальнейшего движения». Эти слова — гениальное прозрение великого ума! Катастрофа 1917 года привела к падению Самодержавия. Подвергшаяся жесточайшим гонениям Русская Православная Церковь была загнана в подполье. И только народную силу инерции не смогли победить бесовские силы. Истина оказалась проста: «Платочки спасли Русь»! Писатель Валентин Распутин как-то сказал, что русский народ перемолол коммунизм. Это все та же великая сила народной инерции. Выходит, прав оказался великий скептик Победоносцев в своем пророчестве!
А потому если уж давать какое-то определение идейной позиции Константина Петровича Победоносцева, то лучше всего подходит именно «консервативный народник». Однажды он проговорился о своей мечте — молиться в сельском храме, где его бы никто не узнавал, славить вместе с простым народом едиными усты и единым сердцем Бога Распятого и Воскресшего.
Вот что его манило, о чем он мечтал! А еще говорят, что он был чопорным чиновником. Это не так. У него была тонко чувствующая русская душа и сильный русский ум, прозревавший тенденции развития народа и человечества.
После выхода в отставку Константин Петрович прожил на свете менее полутора лет. Показательно, что последние месяцы своей жизни он посвятил не сведению счетов со своими противниками, а переводу на русский язык Нового Завета. Этот штрих как нельзя лучше характеризует Победоносцева, всю жизнь трудившегося в поте лица своего. В последнем письме к издателю журнала «Русский архив» П.И.Бартеневу от 26 декабря 1906 года Победоносцев с радостью сообщал, что скоро выйдет его перевод Нового Завета, «который и есть мое завещание русскому читателю». И добавил: «Голова отказывается работать, и душа устала"…
Тот же Бартенев сообщает, что сразу после смерти Константина Петровича либеральные газеты распространяли небылицы о его многомиллионном наследстве. Однако после его кончины выяснилось, что все наследство этого высокопоставленного сановника свелось к маленькому деревянному домику в его родной Москве. Победоносцев жил и трудился во славу Божию, для процветания России.
Это ли не достойный пример для подражания для нынешних чиновников!
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Следующая >> |