Консервативный народник
- Анатолий Степанов
07.10.2007 01:32
Уважаемый И.Качурин, давно хотел высказать некоторое недоумение по поводу Ваших аргументов против имяславия, да все забывал. Я не очень хорошо знаком с вопросом. Но, занимаясь историей монархического движения приходилось кое-что читать. Не будучи богословом, я не берусь судить об имяславии, как духовном явлении, но как профессиональный историк знакомый с эпохой, хочу заметить, что Вы в ряде мест искажаете факты.
Вот, к примеру, Вы пишете, что "на Афон проникли даже революционеры - прятались там и верховодили". Не слышал ни одного имени революционера, верховодившего движением, зато знаю, что верховодил, как Вы выражаетесь, игумен Арсений (Алексеев), вдохновитель создания Союза Русского Народа, скончавшийся во время операции по выселению монахов и похороненный по распоряжению вл. Никона как еретик без отпевания в лесной чаще близ Андреевского скита.
Или вот еще. Вы пишете: "поддержали их либералы, евреи и Г.Распутин". Насчет Распутина справедливо, о поддержке либералов и евреев мне ничего не известно, хотя возможно они и поддержали, как поддерживали любую смуту. Вместе с тем, я знаю, что активно поддерживал имяславцев один из основателей Русского Национального Клуба и Всероссийского Национального Союза, т.е. человек правых убеждений, предприниматель Алексей Гарязин, построивший где-то в окрестностях Петербурга дом, в котором поселились изгнанные с Афона монахи. Самого Гарязина современники характеризовали как человека благочестивого и искренне верующего, он был расстрелян ЧК в августе 1918 года. Так что как минимум не одни либералы и евреи поддерживали. Иеросхимонах Антоний (Булатович), насколько я знаю, тоже был человеком правых убеждений.
И еще. Вы предлагаете не считаться с мнением сщмч. Вениамина Петроградского, поскольку он "историк, публицист, но не богослов", тогда как архиепископ Никон, хоть и написал прекрасную книгу о прп. Сергии Радонежском, тоже не был богословом, более того, как уже кто-то обращал тут внимание, он не имел даже академического образования, но ему Вы предлагаете доверять в этом вопросе. Мне не очень понятна такая избирательность.
Думаю, имяславческое движение было сложным явлением духовной и общественной жизни, а потому мы должны быть осторожны в оценках. Не случайно и сейчас по поводу имяславия ломаются копья.
|