Русская линия
Русская линияАрхиепископ Никон (Рождественский)26.08.2006 

Слово правды нашим патриотам-антисемитам

Архиепископ Никон (Рождественский)От редакции: Статья, написанная видным церковным и монархическим деятелем архиепископом Никоном[1] без малого сто лет назад, нисколько не утратила своей актуальности. Сплошь и рядом в нашей патриотической печати и выступлениях национал-патриотов, увлеченных разоблачением иудейских происков, встречаются нападки на мораль ветхозаветных евреев (очень показательно в этом плане сравнительно недавнее выступление генерала Альберта Макашова). Надеемся, что статья владыки Никона (Рождественского) поможет русским патриотам формулировать грамотный, церковный взгляд на пресловутый «еврейский вопрос».

Давно совесть требовала сказать слово правды по адресу наших почтенных патриотов в защиту святой Библии… Да, приходится не просто сказать, а крикнуть некоторым из них: «Не касайтесь Библии, не трогайте нашего Священного Писания, в котором мы, верующие, видим и знаем только слово Божие!»

В самом деле: возьмешь в руки патриотическую газету и едва ли не в каждом номере читаешь о возмутительных, изменнических проделках иудеев, об их продажности, жестокости и других качествах, и тут же, как бы на справку, приводятся факты из ветхозаветной истории, в подтверждение того, что и всегда они таковы были, начиная с праотца Авраама… Не щадят наши патриоты ни Авраама, которого Апостол называет «другом Божиим», ни Давида, которого Церковь называет «Богоотцем», то есть праотцем Самого Господа Иисуса Христа, ни других великих патриархов и святых мужей Ветхого Завета, которых наши ревностные антисемиты не стесняются ставить в один ряд с современными «жидами» и приписывать им те же качества, какие наблюдаются в современных, Богом отверженных иудеях. Сказать правду: страшно становится за этих почтенных людей, пускающихся в море толкования Писаний без кормчего и позволяющих себе дерзновенно обращаться с Священным Писанием как с самою обыкновенною книгою. Нельзя, решительно нельзя древних евреев мерить меркою современных жидов. Нельзя, грешно таких мужей священной древности, как пророк Давид, патриарх Авраам и другие, судить по Талмуду, о коем еще тогда и помысла ни у кого не было. Что современный, сам себя отдавший под клятву жид творит по талмуду, во имя ненависти ко Христу и христианам, того нельзя брать меркою действий, упомянутых мужей. Это было бы по меньшей мере грехом среднего Ноева сына, если, бы даже применять к ним меру новозаветного духа Писаний; но ведь надо помнить, что Ветхий Завет есть только тень Нового, что великие мужи того завета суть младенцы в духовном отношении в сравнении с новозаветными, коим Бог не в меру дает Духа. Ведущий естества нашего немощи Господь в Ветхом Завете снисходит многому, чего не разрешает в Новом. Тогда было и многоженство, и наложничество; тогда и строгий, по нашим понятиям, закон мести: «Зуб за зуб, око за око», был в сущности лишь ограничением жестокости нравов человеческих: позволяется тебе отомстить око за око, зуб за зуб, но отнюдь не смей, не позволяй себе больше сего, не вырывай оба глаза за один, не выбивай два зуба за один…

А наши публицисты забывают все это и произносят свой строгий суд на мужей древности по мере нашей современности. Вот тому самый последний пример (а таких примеров и не сочтешь). В Петрограде был устроен Союзом Русского Народа патриотический вечер. Говорились речи, очень дельные и очень одушевленные. Один почтенный оратор, член Государственной Думы, известный патриот и один из вождей Союза, характеризуя германцев, указал на их безбожного лжефилософа Ницше как на предтечу антихриста и сказал, что, объявив войну, они пошли со своим «старым богом» впереди[2]. «Этот бог, — продолжал оратор, — очень похож на старого иудейского бога, бога талмуда, диктовавшего иудеям те пути, по которым следуют теперь германцы. В книге Царств, в Библии, описан поступок древних иудеев с аммонитянами: «А народ, бывший в Равве, он (кто — он? Оратор намеренно умолчал по понятным причинам, — это был сам царь Давид) вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, топоры и бросил их в обжигательные печи». Так воюют с нами теперь германцы, взявшие себе в союзники иудейский народ, а в покровители старого иудейского бога.

Конечно, с точки зрения наших современных христианских понятий о гуманности, царь Давид поступил очень жестоко. Но пророк-бытописатель, рассказывая о такой жестокости, говорил о ней спокойно, потому что в те времена такие жестокости были обычным явлением у всех тогдашних народов; притом евреи смотрели на всех идолопоклонников как на врагов Божиих, им было заповедано Богом совсем истреблять некоторые народы, населявшие землю им обетованную. Полторы тысячи лет назад блаженному Феодориту, епископу Киррскому, предлагали вопрос: за что Давид подверг столь тяжким казням аммонитян? И святитель отвечал: «Должно помнить, как поступали они (аммонитяне) с израильтянами, выкалывая им правый глаз. Пророки извещают и о других жестокостях их. Посему понесли они наказание, равное своим злодеяниям». В другом месте тот же святитель объясняет, что выколоть правый глаз, значит — сделать человека совершенно неспособным к битве, потому что во время битвы левый глаз обычно закрывался щитом, держимым левою рукою. Как видите, блаженный Феодорит не так строго относился к царю Давиду, как наш оратор-патриот. Но суть не в том еще. Талмуда при Давиде еще не было. И Бог времен Давида есть не бог талмуда, а тот же истинный Бог, в Которого и мы веруем. Не видно из повествования, чтобы Давид поступил в данном случае по какому-либо особому повелению Божию; может быть, он просто следовал обычаям своего времени, которые не считал противными и воле Божией, ибо не мог он забыть повелений Божиих, данных Моисею и Иисусу Навину — истреблять идолопоклоннические народы с лица земли обетованной.

Православные богословы, такие, как митрополит Филарет, в своих толкованиях на Ветхий Завет никогда не позволяют себе таких дерзновенных суждений в отношении событий, записанных в библейских канонических книгах, какие позволяют себе современные публицисты; богословы помнили, что имеют дело с священными книгами, что дело касается времен давно минувших, когда были другие отношения, другие мерки, другое мировоззрение, обусловливаемое тогдашним состоянием умственного и нравственного развития человечества. У них, этих богословов, надо бы поучиться и нашим публицистам, особенно патриотам, а не идти за немцами тюбингенской школы, которые не только отвергают всякую богодухновенность Библии, но и отрицают историческую подлинность священных книг и достоверность самих событий, в них записанных. Ведь не хочется думать, что наши патриоты совсем расходятся в своих взглядах на Библию с нашими пастырями Церкви православной, которые смотрят на сии книги очами веры и Церкви и не позволяют себе считать сии книги простым человеческим писанием. Патриоты наши должны помнить, что ведь они стоят за веру православную, а стало быть, за Церковь православную, и их долг — прислушиваться к голосу родной Церкви, если только они не считают себя умнее Церкви, если хотят оставаться ее верными чадами. Иначе — она не нуждается в их защите и не может дать им своего благословения на их деятельность…

Я привел только один пример, так сказать, нецерковного отношения наших публицистов-патриотов к Библии.

Говорю о патриотах потому, что от них-то надо бы ожидать совсем иного отношения: о не-патриотах, о вольномыслящих не стоит и говорить. К сожалению, и патриоты наши пишут не случайные только статьи в газетах, не в речах только проявляют такое легкомысленное отношение к Библии, но и пишут целые книги, полагая в основание те же начала немецкого вольнодумного отношения, какие проявляются в их речах. Есть очень серьезное сочинение одного почтенного знатока еврейского вопроса, большая и дорогая книга, вся проникнутая тем же духом отрицания к историческим данным ветхозаветных книг, не говорю уже об их богодухновенности… Происходит все это оттого, что не хотят положить резкой, самим Богом положенной грани между ветхозаветным иудеем и современным нам жидом, потомком распинателей и заклятым врагом нашего Господа Иисуса Христа. Предки современных жидов сами призвали на себя грозную клятву, когда кричали Пилату: «Кровь Его на нас и на чадах наших!» Отверженные Богом, они измыслили свою богохульнейшую книгу талмуд и наполнили ее клеветами на Самого Господа Бога. Иначе как клеветами на Господа нельзя назвать те вымыслы, какие читаются в этой книге. Вот пример: Господь три часа в сутки плачет об Иерусалиме, три часа играет с левиафаном, три часа обдумывает судьбы своего народа и т. д… Что это, как не хула на Величие Божие? И мог ли так думать ветхозаветный иудей, пока он не был отвержен Богом? Сказал некогда Господь Свое грозное слово, Свой приговор над богоотступным народом: «Се оставляется вам дом ваш пуст!» И свершилось слово сие, благодать Божия отступила от народа богоубийц, и место ее занял человекоубийца искони, диавол, и подменил им Библию талмудом, подменил истинное понятие о Боге крайне уродливым представлением, с которым не мирится простой человеческий разум. И даже доселе лежит покрывало на их сердцах, как пишет апостол Павел, и закрывает пред ними истинный смысл Ветхого Завета, когда они читают сии книги. Здравый разум человеческий как-то не мирится, чтобы умный, развитый иудей мог верить всем тем басням, коими наполнен талмуд. К несчастью для иудеев, их более интеллигентные, более развитые люди вместо того, чтобы спокойно проверить свои верования с учением Христовым, бросаются в учения безбожные, построенные на началах грубого материализма и полного отрицания духовного мира, теряют веру во всякие нравственные принципы, всецело отдаваясь мечтам о всемирном владычестве и заражая тем же своих соплеменников, менее развитых, но фанатически верующих в идею всемирной власти своего мессии. Иудеям-интеллигентам выгодно держать своих сородичей в их заблуждении, так как они являются вернейшими слугами их в достижении поставленной ими цели. Кто хочет подробнее ознакомиться с этим всемирным заговором против христианства, тот пусть прочтет, хотя бы знаменитые «Протоколы сионских мудрецов» — этот гениальный план завоевания всего мира иудеями. Весь мир опутан их сетями. И в числе средств к разрушению христианства они не пренебрегают и подрывом авторитета самой Библии: ведь что такое эта книга для их «ученых», потерявших веру во все духовное, отдающих все силы своего ума, все материальные средства, всю душу служению одной цели — покорению мира жидовскому племени и его ожидаемому царю-лжемессии — антихристу?..

Вот что хотелось мне сказать нашим патриотам, не желающим руководствоваться взглядами Церкви на священные книги Ветхого Завета и тем — надо правду сказать — отталкивающим нас, служителей Церкви, от близкого сотрудничества в борьбе с врагами Церкви и родной нашей православной России…

ПРИМЕЧАНИЯ:

Статья написана в 1915 г. Текст приводится по изданию: Архиепископ Никон (Рождественский) Православие и грядущие судьбы России / Сост. священник Я.Шипов. М., 1994. С. 397 — 401. Публикация подготовлена к.и.н. А.А.Ивановым.

[1] Архиепископ Никон (в миру Николай Иванович Рождественский) (4.04.1851−30.12[12.01].1919), выдающийся церковный деятель и активный участник монархического движения. Автор книги о преподобном Сергии Радонежском, которая до сих пор считается лучшей, на рубеже веков издавал знаменитые на всю Россию нравоучительные «Троицкие листки». В годы революции 1905 года Владыка был одним из вдохновителей создания монархических союзов в Москве, публично призывал русских людей сплотиться и дать отпор врагам Царя и Отечества, был близок к организатору Русской Монархической Партии, редактору влиятельной газеты «Московские ведомости» В.А.Грингмуту. C назначением в 1906 г. на Вологодскую кафедру, епископ Никон стал почетным председателем местного отдела Союза Русского Народа, одновременно являясь почетным членом петербургского Русского Собрания. В 1908 г. он стал членом Св. Синода и членом Государственного Совета (правая группа). C 1913 г. — архиепископ. В 1916 г. согласно прошению владыка был уволен от всех должностей и перебрался в родную Троице-Сергиеву Лавру, где и скончался.

[2] Речь идет о лидере Союза Русского Народа Н.Е.Маркове, заявлявшим в своих многочисленных выступлениях в годы Первой мировой войны, что «в образе тевтонов на нас обрушилось нашествие скопищ рабов ветхозаветной морали, людей, которые живут идеалами 2 000 лет до нашего времени. Мы видим людей, которые говорят: человек — это германец, человечество — это германский народ, все остальные народы — или вьючный скот для германцев, или зверье, подлежащее истреблению» / Подробнее см. Иванов А.А. Последние защитники монархии. Фракция правых IV Государственной думы в годы Первой мировой войны (1914 — февраль 1917). СПб., 2006.
Кстати, и видный дореволюционный публицист, русский националист М.О.Меньшиков, также в ходе критики современных ему иудеев неоднократно позволял себе нападки на ветхозаветных евреев.

http://rusk.ru/st.php?idar=104496

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Ingvarnep    01.09.2006 06:05
Полностью согласен с Владимиром К. (29.08), что строить отношение и оценивать еврейский народ надо по Евангелию. Наиболее полная оценка роли евреев в мировой истории и прогноз на будущее даны в послании ап Павла к римлянам (глава 11).
Но проблема в том, что много называющих себя православными не читали Евангелия и не считают нужным руководствоваться им. Они, руководимые своей гордыней, и есть язычники. Они в лапах врага рода человеческого. Именно поэтому они не могут принять слова Евангелия и очень сильно помогают тем, на кого они "нападают". Нужно сказать, что без таких горе – патриотов некому было бы питать сионизм, и он бы давно потерпел крах. Эти называющие себя православными язычники – "пятая" колонна в Православии.
  Олег    30.08.2006 15:17
В Церкви уже давным-давно прославлен Святитель Иоанн Златоуст, причем прославлен как Вселенский Учитель
Вот у него и надо поучиться Православному отношению к жидам.
У него есть прекрасный труд Против Иудеев
Кому не лень, прочитайте, не пожалеете.
  Провинциал    30.08.2006 13:31
Г-ну Коценко: "первопричиной сегодняшней реальности является наша гордость, окаянство и маловерие." – Согласен! Но если мы эту тему отставим, а займемся лишь своим покаянием, как не упустить и возможную точку возврата (к возрождению Державы). А ведь одно другому не мешает. Нужно и каяться в своих грехах, и изобличать врагов наших. Никто не может оставить служение Отечеству, даже монахи своей посильной помощью всегда были с народом. А ведь у власти в России сейчас враги ее, и они ведут неустанно разрушительную деятельность. Как бы нам не попасть под "благословение" волков в овечьих шкурах! Просто надо политику не отделять от духовной жизни, а вести в соответствии с нашим духовным устроением. Т.е. в своответствие со словами митр. Филарета Московского : "Люби врагов своих, гнушайся врагов Божиих…."
  Андрей    30.08.2006 09:51
Статья хорошая, актуальная в наше время.
Тема достаточно сложная. Талмудисты ненавидят Христа, за что патриоты их преследуют. Взаимная такая нелюбовь порождает перегибы. Тем более когда патриоты позволяют критиковать Священное Писание. Примерно так – евреи всегда были жидами, и далее в таком духе. Революционный настрой. В ход идет все, что попадется под руку. Где должна быть грань, забываешь. На собсвенном опыте убедился.
Что мы имеем на деле. Пока патриоты разных мастей выясняют между собой отношения, жиды продолжают убивать и грабить. Взаимная рознь в патриотических кругах, как мне кажется, не способствует Русским.
Меня лично можно назвать антисионистом. Это будет более точное определение.
  Владимир К    29.08.2006 13:35
Странный тезис:
"Надеемся, что статья владыки Никона (Рождественского) поможет русским патриотам формулировать грамотный, церковный взгляд на пресловутый "еврейский вопрос"."
Фигура архиепископа Никона далеко неоднозначная и его писания вряд ли помогут сформулировать правильный, церковный взгляд на еврейский вопрос. Наше грамотное отношение к еврейскому вопросу должно быть основано на Евангелии, там все сказано.
"Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства" (Ин. 1, 47). А лукавых иудеев Господь Иисус Христос беспощадно обличал: "Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи". (Ин. 8, 42-44). Мы должны отличать истинных израильтян (т.е. зрящих Бога) от служителей сатаны, это и есть основа правильного отношения к еврейскому вопросу.
  Александр Турик    29.08.2006 13:28
Русская линия в своих комментариях как всегда попадает пальцем в небо. Прав-то оказался Марков! Думаю, что когда немецкие агенты – жидо-большевики начали истребление православных и свои кощунства, арх. Никон не раз вспомнил ветхозаветное жидовство! Ну, а германский национал-социализм с Гитлером и планом "Ост"? Уж сколько писано и переписано о том, что идеология нацистов – это то же жидовство по отношению к другим народам и онтологически немецкий нацизм (точнее, гитлеризм) вырос именно из Ветхого Завета, как и Талмуд. Гитлер просто хотел переплюнуть и жидов, и ожидовленных англичан. Да, мы чтим Давида, его покаянные духовные устремления, образно говоря, ко грядущему Христу, но ведь и жиды чтут того же Давида – за его жестокость и вероломство, и не только к иноплеменникам и язычникам, но и к своему полководцу Урии, например. Ну а книга Эсфири – это же классическая инструкция для производства антигойской революции и красного террора, и конечно, совершенно непонятно, каким образом этот революционный жидовский катехизис вошел в канонический состав Ветхого Завета, там нет ни одного слова о Боге или религии – чисто жидовская политика.

Да, ведь и жидовство появилось не во времена арх. Никона и Маркова и даже не во времена Христа, а понятно, что во времена Ветхого Завета. Недаром же, вплоть до ХVI века полный текст Ветхого Завета был запрещен для чтения простым мирянам во избежание соблазнов уклонения в жидовствование! А дозволение в протестантстве каждому толковать Ветхий Завет и привело к иудео-христианству, масонству и прямо к безбожию. Не надо искать святости там, где ее нет!

Надо просто понять, что Христос не есть результат, вывод, плод, Ветхого Завета. Он Сын Божий, а не Давидов. Христос – истинный Бог, а не еще один пророк в продолжении Ветхого Завета. То же и с Авраамом, Господь ведь сам неоднократно разжевывал это ученикам.

Особенно меня умилило второе примечание РЛ к статье архиепископа Никона.
Самые резкие и и уничижительные "нападки на ветхозаветных евреев" совершали ветхозаветные же пророки, начиная с Моисея. И не только нападки, но и самый жестокий террор – тот же Моисей после поклонения ветхозаветных евреев золотому тельцу приказал всем верным Богу истребить всех своих братьев, родственников и друзей. Прочитайте внимательно Второзаконие – чистый национал-социализм!
То, что для жидов в Ветхом Завете свято и достойно подражания – для нас мерзко и подло, и наоборот. Вот и все.

Чтобы, так сказать, уравновесить арх. Никона, чтобы некоторые слабые на голову читатели не свалились в жидовствование, настоятельно предлагаю РЛ разместить на сайте статью протопресвитера военного и морского духовенства Российской империи профессора С.-Петербургской Духовной Академии. Доктора богословия о.Евгения Аквилонова "Иудейский вопрос" (1907). Если же РЛ этого убоится "страха ради иудейска", как это было в отношении статьи Ивана Ильина "Церковь в СССР", настоятельно рекомендую всем православным патриотам найти журнал "Имперское возрождение" №2 за 2006 год и прочитать ее самостоятельно. Очень рекомендую и прочесть, и обсудить.
  Коценко Александр    29.08.2006 08:58
К сожалению, за антисемитской риторикой в православно-патриотических кругах (в большей степени справедливой) забывается главное, что власть жидовских сил лишь следствие, а первопричиной является состояние душ христиан и веры в мире. Это касается не только России, а всех православных стран.
Особенно это вредно для людей только вступающих в ограду церкви, ибо все их усилия направляются к порицанию жидов, а не к работе над своим падшим нравом. Невзвешанная полемика в православно-патриотических СМИ ведет часто во вред духовной жизни христиан. Сразу возникает оправдание в лице плохих жидов, а первопричиной сегодняшней реальности является наша гордость, окаянство и маловерие.
  fgh    28.08.2006 13:48
Статья-то – правильная. Только вот предисловие к ней какое-то странное.

//Сплошь и рядом в нашей патриотической печати и выступлениях национал-патриотов, увлеченных разоблачением иудейских происков//.

Ну, и что эта фраза значит?! Хотел ли автор этого пассажа сказать, что иудейских проиков нет, а национал-патриоты занимаются глупостями? Если так, то он – сам глупец. Если не сказать больше.
  Провинциал    28.08.2006 12:37
Спаси нас, Господи, от тех,
Кто к нам приходит под личиной,
Кто одобряет лживо грех
Под благовидною причиной.
Кто возносился, как Толстой,
Своим талантом выше Слова,
Кто в жизни нашей непростой
Готов всё перепутать снова.
Кто под личиной доброты,
Прикрывшись хищенной сутаной,
Изгадит всё до тошноты,
С улыбкой кроткой и гуманной.
Кто прочит нам за образец
Гнилого Запада пороки,
Содома пылкий кто певец,
Кого нам предрекли Пророки.
От всех служителей его
Талантливых, но всё ж ничтожных,
От века падшего сего,
От извращенцев всевозможных.
От тех, кто ищет исхитить
Сих малых на погибель духа,
Дав плод отравленный вкусить,
И умертвивши через брюхо.
Кто, притворившись чернецом,
Грехом и ложью причащает,
Но сам давно стал мертвецом
И трупным ядом заражает.
Пусть нам обманщики твердят,
Что нет пути без обновленства.
Они мертвы. Они смердят.
Лишь в Слове только совершенство.
Придите, люди, ко Творцу,
Ведь с Ним бояться не пристало.
Пусть падший мир летит к концу,
Нас не коснётся смерти жало!
  Провинциал    28.08.2006 12:29
"и приписывать им те же качества, какие наблюдаются в современных, Богом отверженных иудеях. Сказать правду: страшно становится за этих почтенных людей, пускающихся в море толкования Писаний без кормчего и позволяющих себе дерзновенно обращаться с Священным Писанием как с самою обыкновенною книгою. Нельзя, решительно нельзя древних евреев мерить меркою современных жидов." – Я думаю, это основная мысль, позволяющая делать различия между жидами и иудеями.
Неосмысление этого различия и дает повод гворить о некоем "ветхозаветном иудейском боге" – слишком велико различие Нового и Ветхого Заветов! Вспомните, коварное убийство евреями 75 тыс. персов! Для человека Нового Завета это немыслимо. Чтобы понять это, нужно знать обычаи и нарвы того времени. Но и тогда уже намечалось падение духа евреев, завершившееся распятием Христа. Об этом говорили пророки и сам Спаситель. Трудно воспринимать Ветхий Завет. Также трудно не перевести все свои эмоции к распинателям Спасителя на все еврейство. Но, честно сказать, истиных христиан среди них очень мало.
С другой стороны, нынешние власть имущие и некоторые из священников любое упоминание о преступлениях жидов называют антисемитизмом. А ведь роль еврейства в истории России (да и не только России!) ужасна: "Кто хочет подробнее ознакомиться с этим всемирным заговором против христианства, тот пусть прочтет, хотя бы знаменитые "Протоколы сионских мудрецов" – этот гениальный план завоевания всего мира иудеями. Весь мир опутан их сетями." – А как называют те ж "протоколы" нынешние власти России, т.н. "общественная палата", евреи? – Не иначе, как антисемитской, фашистской.
Что поделать? Как говаривал г-н Бланк, "детская болезнь" правизны! Но где ж наши пастыри разумные? Что ж они так четко и открыто не говорят о жидах? А ведь, не секрет, жиды-то и находятся у власти в России. Фактов для этого предостаточно. А умалчивание фактов ведет к росту экстремизма, является питательной средой для ошибочных обощений и теорий. Особенно пагубно, когда наши иерархи лобызаются с жидами-хасидами и обмениваются реверансами. На фоне обстоятельных и пламенных выступлений архиеп. Никона и св. прав. Иоанна Кронштадского, незабвенного нашего батюшки Иоанна (С.-Петербурского и Ладожского) это повергает паству в шок и бросает ее в крайности.
Кто же из нынешних иерархов воззовет к освобождению земли Русской?

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика