Русская линия
Русская линия31.03.2006 

Соблазны русского радикализма
В Петербурге прошло очередное заседание СППФ

В четверг, 30 марта, вечером в Санкт-Петербурге состоялось очередное, восьмое по счету заседание Санкт-Петербургского Патриотического Форума (СППФ). На этот раз на форуме была обсуждена тема «Соблазны русского радикализма».Во время заседания

а заседании СППФ присутствовали известные в Петербурге православные ученые, публицисты, руководители православно-патриотических СМИ и общественные деятели: д.филол.н., ведущий научный сотрудник Пушкинского дома А.М.Любомудров, д.филос.н., профессор Петербургского университета А.Л.Казин, доцент Института культуры к.филос.н. Ю.Ю.Булычев, гл. редактор журнала «Русское самосознание» Б.Г.Дверницкий, д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии Высшей школы народных искусств С.В.Лебедев, к.филос.н., директор издательства «Русский остров» О.В.Самылов, представитель партии «Родина» по Северо-Западному региону, член городского общественного комитета по культуре С.В.Чечаничев, координатор Санкт-Петербургского отделения ДПНИ Д.А.Витушкин и другие православные эксперты.

Открывая заседание, сопредседатель СППФ гл. редактор РЛ Анатолий Дмитриевич Степанов подчеркнул, что мы говорим о радикализме русском вовсе не потому, что нет радикализма инородческого. Он существует, и мы видим проявления радикализма и чеченского, и татарского, и еврейского. Но эти формы радикализма не представляют опасности для русского народа, не являются соблазном для русских. Радикализм инородцев в худшем случае может привести к бунту на окраинах, а радикализм русский грозит революцией, бунтом, который, по меткому слову нашего национального гения А.С.Пушкина, всегда «бессмысленный и беспощадный». Именно поэтому сегодня крайне важно обсудить эту тему, разоружить разрушителей-радикалов нравственно и идейно, показав их раскольническо-сектантские корни.

Со специальным докладом по данному вопросу на форуме выступил известный церковный историк, председатель общества им. Ивана Ильина Николай Кузьмич Симаков. В своем глубоком и содержательном докладе Н.К.Симаков поведал аудитории о радикализме религиозном (эпоха церковного раскола) и радикализме политическом (особенно проявившегося в XIX — н. ХХ вв.). Говоря о современном радикализме, докладчик отметил такие его проявления как радикализм демократический, левый и правый. Правому (национально-патриотическому и православному) радикализму Н.К.Симаков уделил особое внимание, отметив в современной православно-патриотической среде такую ситуацию, при которой зачастую ситуация, при которой степень радикализма является как бы мерилом «истинности». При этом докладчик также обратил внимание аудитории на то, что правый национальный радикализм сегодня часто пытается совместить несовместимое — Православие и революцию, освятить т.н. национальную революцию, являясь своего рода неким «православным большевизмом». Григорьев С.М. и Симаков Н.К.Не обошел своим вниманием Симаков и проблему «ультраправославности», т. е. соблазна восприятия этого мира как конченного, восприятие сегодняшнего положения в мире как апокалипсического. Подытоживая свое сообщение, Н.К.Симаков выделил две основные черты радикализма от Православия: 1) лжемессианство, образно охарактеризованное докладчиком фразой: «Не я ищу спасения в Церкви, но я спасаю Церковь»; и 2) самообожествление (в том числе и обожествление нации).

Выступивший с содокладом заместитель гл. редактора «Русской линии» Сергей Михайлович Григорьев, говорил исключительно о радикализме в православной среде, как русской, так и зарубежной. Содокладчик справедливо указал на то, что зачастую происходит подмена понятий и что радикализм радикализму рознь, поскольку православный аскетизм тоже является формой радикализма. Подчеркнув, что жизнь православного человека состоит из двух тесно взаимосвязанных частей — борьбы с собственными страстями и собственно православного мировоззрения, С.М.Григорьев справедливо заметил, что пока они существуют в симфонии, в православном радикализме нет никакой опасности, поскольку радикализм этот созидательный, а не разрушительный. Другое дело, отметил докладчик, когда на место православного учения становится идеология, ибо идеологический радикализм таит в себе серьезную опасность, т.к. всегда несет на себе печать мира сего. Как образно заметил Григорьев, между идеологией и православным мировоззрением такая же пропорция как между психологией и аскетизмом. Поэтому радикализм идеологический наиболее опасен, т.к. является дисгармонией громких слов и реального дела. Особо докладчик затронул вопрос радикализма в среде РПЦЗ.

Доклады вызвали оживленную дискуссию и полемику участников и гостей СППФ. В ближайшее время на РЛ будут опубликованы материалы прошедшего заседания для того, чтобы все желающие смогли не только ознакомиться с выступлениями на очередном заседании Форума, но и принять участие в дальнейшем обсуждении этой проблемы в рамках интернет-конференции.
Русская линия


Санкт-Петербургский Патриотический Форум «Соблазны русского радикализма»:

Вступительное слово А.Д.Степанова

Николай Симаков. Современный радикализм стремится соединить религию и революцию

Сергей Григорьев. Слова одинаковые, а вера — разная

Ответы на вопросы

Обсуждение докладов


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика