Собравшиеся учёные, а также религиозные деятели и политологи осуществили попытку обозначить контуры национальной идеи нового Юго-Осетинского государства, восстановить традиционалистский базис осетинского этноса и сформировать контуры развития осетинского политического проекта в контексте геополитики всего региона. Выступающие докладчики обосновали непрерывность осетинской традиции с первых веков до наших дней, участие аланов в создании первой русской государственности, коей являлось Тмутараканское княжество, созданное, как заявил православный старообрядческий публицист Андрей Езеров, ссылаясь на Георгия Вернадского, по разным оценкам в VII—VIII вв.еке. По словам Езерова «Тмутараканское царство, созданное славянами, аланами и варягами ещё до киевского периода, т. е. до крещения Руси представляло собой христианское государственное образование». Докладчик привёл многочисленные источники, а так же сослался на работы российских и зарубежных историков.
Как заявил священник аланской епархии из Южной Осетии отец Георгий: «в нынешней сложной ситуации геополитика Осетии строится на обращении к своим корням, чтобы определить правильное направление развития, чтобы выжить». Сделав краткий исторический экскурс развития аланского этноса от Ноя до нынешних времён, отец Георгий чуть подробнее остановился на описании быта осетин, в котором, по его утверждению во многом сохранилась осетинская традиция в период гонений. «Всё было вычищено, вплоть до источников и документов в XIV веке после Тамерлана» — посетовал отец Георгий. По словам священника, бывшего в своё время первым министром иностранных дел Южной Осетии, еще в период первой войны начала 90-х, «осетинское застолье есть продолжение литургического богослужения». В завершении своего выступления отец Георгий назвал аланов и их потомков — осетин — «спецназом византийского Православия на Кавказе», напомнив о том, что именно аланы всегда играли ведущую роль в мировой геополитике, принимая первый удар извне, представляя «форпост большой империи на Кавказе. Осетинский народ — это народ за Христа — на 99% был уничтожен — и вновь восстановлен по крупицам», — подытожил отец Георгий.
Руководитель Центра консервативных исследований Александр Дугин в своём выступлении обосновал историческую преемственность от скифских народов, через историю сарматов и аланов — к современным осетинам, назвав осетинскую культуру «ключом к культуре древних ариев». А нартовский эпос, по утверждению Дугина, имеет полный аналог в русских былинах и старинах". Заместитель директора Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин коснулся современной геополитической ситуации на Южном Кавказе, назвав Южную Осетию «передовым отрядом империи, закрепившемся на южно-кавказском плацдарме для осуществления дальнейшей геополитической экспансии на юг». По словам эксперта, «осетины помогли сдержать натиск нашего геополитического американского врага в августе 2008 года, став передовым отрядом в великой войне континентов, но теперь пришло время развить этот успех в геополитическое контрнаступление». Как считает Коровин, до тех пор, пока Грузия утверждает, что она унитарное национальное государство, от неё будут продолжать откалываться территории, населённые многочисленными этносами, которые не приемлют грузинскую унификацию и нивелировку. «В этих условиях Осетия должна стать точкой притяжения для откалывающихся от Грузии этносов, демонстрируя уважение к традиции, сохранение этнического и культурного многообразия, уважительно отношение к древним корням народов, постепенно интегрируя их в общее большой пространство. В этом и будет реализовываться геополитическая миссия осетин в условиях ведения сетевых войн и доминирования социальных моделей экспансии — в мирном традиционалистском притяжении грузинских традиционных этносов», — подытожил эксперт.
Мероприятие завершилось принятием решения о продолжении научных разработок в данной тематике, а так же издании научного сборника на основе материалов прошедшего круглого стола. Русская линия