Протоиерей Евгений Соколов: «Нельзя уподобляться всем тем, кого воцерковляешь»
Руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии рассказал о неправильных методах миссионерства…
На прошлой неделе, 1 октября, с сотрудниками миссионерского отдела Московской Духовной академии встретились Александр Мещанский и Элеонора Яушева, в течение 10 лет ведущие беседы с детьми, воспитателями детских садов и учителями школ. Они поделились своим опытом сеяния слова Божия, сообщает сайт МДА. В 1-й части семинара — «Трудности общения миссионера-мирянина со взрослыми неверующими слушателями» — Э. Якушевой была рассмотрена методика проведения бесед в неподготовленной аудитории, разработанная на личном опыте. Во 2-й части семинара А. Мещанский поделился своим опытом работы с детьми. В конце встречи руководитель миссионерского отдела игумен Пантелеимон (Бердников) поблагодарил выступавших и выразил надежду на продолжение встреч.
Мы попросили руководителя миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерея Евгения Соколова рассказать о своем опыте миссионерской работы среди атеистов, агностиков и невоцерковленных людей.
«Я этой работой занимаюсь постоянно. В своих многочисленных поездках по нашей безграничной области, территория которой в два раза больше территории Франции, я посещаю школы, ПТУ, интернаты, дома престарелых, воинские части и т. д. Там я встречаюсь с людьми, если и крещеными, то совершенно невоцерковленными. Их можно смело называть агностиками, поскольку, будучи когда-то крещеными, они порог храма так никогда и не переступили. Порой бывает, что за месяц я осуществляю более десяти таких встреч. И когда я встречаюсь с людьми, прежде всего, я показываю им плоды Православия и его красоту», — рассказал отец Евгений.
«Сегодня зачастую люди не знают историю. Историю государства они никак не связывают с историей Церкви и с историей духовности нашего государства. Мы редко говорим людям о том, что падение Римской империи, завоевавшей весь мир, произошло после того, как Рим стал исповедовать духовно тупиковую идею „хлеба и зрелищ“. Таков был лозунг Древнего Рима. Поэтому когда говорят, что национальной идеей России может быть создание конкурентоспособной экономики, я всегда отмечаю, что у римлян экономика была, пусть и построенная на рабском труде, тогда как у варваров вообще не было никакой экономики, но это не помешало им победить и разбить Рим. Им это удалось именно потому, что у римлян не было духовной идеи, не было единения нации. Я часто говорю людям о значении для нации национальной идеи. В Советском Союзе национальная идея вела к духовному тупику, к печальным плодам, к Вавилонской башне, к разбитому корыту. Поэтому когда я беседую с агностиками, я им обязательно показываю плоды Православия. Я рассказываю им о том, как Православная Русь в течение многих столетий расширялась и какой она стала могучей к концу XIX века», — подчеркивает известный миссионер.
«Разговаривать с агностиками, атеистами и просто неверующими людьми можно чисто научным языком. Я показываю им, что наука — это тоже вера, что все базовые научные истины покоятся на аксиомах, а аксиома — это знание, которое принимается без доказательств, это знание, основанное на вере. Я доказываю этим людям неосновательность мнения, что вера — это только религиозное понятие. Любая наука — это тоже вера. При разговоре с агностиками и даже с людьми иной веры очень важно затрагивать научный аспект», — считает руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии.
«Когда мы сравниваем достижения православных писателей, деятелей искусства с достижениями протестантских деятелей, то такое сравнение всегда в пользу Православия. Это можно легко показать, если знаешь музыку, литературу и шедевры нашей классики. Это тоже убеждает людей в истинности Православия. Поэтому работать с ними обязательно нужно. Мы можем показать, как в советское время простые неграмотные верующие люди сумели сохранить веру из любви к ней. Это тоже сильный аргумент. Русские люди так любили веру православную, что, несмотря на гонения, насмешки, глумление и т. д., они выиграли этот спор у безбожной власти, которая была многократно сильнее их, которая была абсолютной во всех областях жизни, но все-таки эта власть проиграла верующим. Это разве не пример торжества Православия?» — вопрошает протоиерей Евгений Соколов.
«Некоторые наши миссионеры, общаясь с байкерами, рокерами и им подобными, уподобляются им при попытке их воцерковить. Нельзя уподобляться всем тем, кого воцерковляешь. Я часто посещаю тюрьмы, но я никогда не уподобляюсь преступникам и никогда не говорю с ними на тюремном сленге. Я говорю с ними не на их сленге, а на простом языке только для того, чтобы они возрастали. Конечно, я должен знать тюремную субкультуру, чтобы быть понятым ими, но я никогда не скажу им, что их культура хорошая, что им надо немного измениться, чтобы стать православными. Этого я им не говорю потому, что между Православием и любой субкультурой пролегает пропасть. Наша задача заключается в том, чтобы показать эту пропасть, показать лживость и тупиковость их веры. Я готов пойти в любую падшую аудиторию, но при одном условии — я пойду к рокерам не тогда, когда у них идет концерт, а когда они готовы будут со мной спорить, беседовать. Но я никогда не скажу, что рок — это хорошо. Чтобы понять, каковы плоды рок-музыки, достаточно увидеть, во что превращаются площади после рок-концертов. Это плоды грязи и непотребства. Ведь произведение искусства и любое художественное направление мы должны оценивать по их плодам. Если эти плоды отрицательные, то надо показывать их людям, которые этим занимаются. В спорах, в сравнениях нужно показывать порочность, тупиковость их идей, но нельзя опускаться до их уровня. Мы спускаемся к таким людям, чтобы призвать их к преображению, а не для того, чтобы сказать им, что у них и так все хорошо, только им нужно всего лишь немножечко измениться. Нет, изменение должно быть принципиальным и кардинальным. Я категорически не согласен с отцом Андреем Кураевым, который утверждает, что у них и так все хорошо», — заявил руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии.
«Миссионер, уподобляясь тому, кого он воцерковляет, уничижает Православие, умаляет его значение и роль. Я, например, никогда не веду диспут с протестантами на территории России. Много для них чести. Я готов поехать в любую протестантскую страну и доказать там, что Православие — это правильная вера. Но в России я не буду унижать Православие. Я никогда не буду обсуждать с протестантами, чем хороша их культура, потому что она изначально порочна, и я буду им об этом говорить. Когда я как православный буду им говорить, что у нас есть нечто общее или равное, то я буду унижать Православие. Это просто недопустимо. Между нами существует пропасть. И надо показывать эту пропасть, призывать к ее преодолению, помогать преодолевать эту пропасть», — считает отец Евгений.
«Что касается байкеров, то я никогда им не скажу, что нет ничего страшного в том, если они станут ходить в храм, продолжая оставаться байкерами. Байкер — язычник, для которого мотоцикл — святыня. Как же он может идти в храм, оставаясь байкером? Это недопустимо, так как это уничижение Православия. Тем не менее, еще раз хочу повторить, что надо идти в любую падшую аудиторию, даже в дом разврата, но не когда там оргия, а когда они готовы услышать, какие страшные последствия ждут людей, которые ведут блудную жизнь. Священник должен призывать людей отречься от их языческих или оккультных взглядов. Православие должно помогать таким людям выбраться из их привычной среды, но, ни в коем случае не говорить им, что нет ничего страшного в том, как они ведут свою жизнь», — заключил протоиерей Евгений Соколов. Русская линия
Протоиерей Евгений Соколов: «Нельзя уподобляться всем тем, кого воцерковляешь» Руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии рассказал о неправильных методах миссионерства...