Проблемы фундаментализма и секуляризма в Церкви и обществе обсуждали в Свято-Филаретовском институте
Проблемы фунадаментализма и секуляризма обсуждались на семинаре, который состоялся 14 марта в Свято-Филаретовском православно-христианском институте (СФИ). Собрание студентов, сотрудников и преподавателей вел ректор СФИ священник Георгий Кочетков, который отметил, что эта встреча не является «реакцией на что-то сиюминутное». Говоря о секуляризме и фундаментализме как о реальной опасности для современной церковной жизни, Георгий Кочетков пояснил, что семинар не случайно организован именно в начале Великого поста, поскольку это время «требует трезвенности во внутренней и внешней жизни», чему и способствует разработка подобных тем. Семинар открыла поэт, переводчик и этнолог Ольга Седакова докладом «О природе традиции». Она рассматривала традицию и механизмы ее передачи «в общекультурном смысле, по отношению к человеку как таковому». Современное сознание дает две диаметрально противоположные точки зрения на традицию: как «область неиндивидуальных решений» она может восприниматься как путеводная, открывающая «богатства» и пролагающая дорогу к свободе; с другой стороны, человек может ощущать традицию как нечто «репрессивное», ограничивающее индивидуальность. Возобладавшая в значительной части западного общества последняя точка зрения в пределе приводит к своей противоположности: человек «не может вынести» безграничную свободу, которая всегда связана с ответственностью, он «начинает тосковать» по традиции. Этим автор доклада объясняет западную «моду» на буддизм и ислам: в трактовке новых адептов последний привлекает своей «жесткой регламентацией», а буддизм — «полной ненормированностью». «Разрыв живой традиции», по словам Седаковой, приводит к таким видам «сиротства», как секуляризм и неотрадиционализм. Первый сосредоточен на том, «что бы еще разрешить», а второй — на запретах, но оба эти «сиротства» являются «побегом от ответственности». Тему продолжил заведующий кафедрой СФИ Давид Гзгзян. Он утверждал, что и о фундаментализме, и о секуляризме «надо говорить в одном ключе» — они проявляют себя в определенном моральном типе «с набором жестких идеологем, упирающихся в безответственность». По наблюдениям автора, для этого типа характерно «крайнее сужение этического пространства». И фундаменталисту, и секуляристу «все ясно»: первый живет в соответствии с предписаниями, второй отрицает все предписания, кроме одного — об отсутствии предписаний вообще. И для приверженцев секулярного сознания, и для носителей фундаменталистских идей крайне важен «источник предписаний»: как правило, это «некий лжехаризматик», который к тому же должен быть «эстетизирован и мифологизирован» — тогда он обретает авторитет. По словам Гзгзяна, проанализированный им тип равнодушен к таким нравственным категориям, как порядочность, достоинство и честь. Их роднит и «ненависть к истине», добавила О. Седакова. Преподаватель СФИ Александр Копировский показал, как секуляризм влияет на современное церковное искусство. Зачастую обмирщение может проявляться в формах, «традиционно подчеркивающих церковность». Тогда получается «игра в конструктор», который «может собрать и неверующий». В результате рождаются «мертвые вещи, в которых все правильно, но корни оборваны». Церковное искусство нельзя просто восстановить, его можно только «родить», считает докладчик. Семинар завершился докладом преподавателя СФИ Виктора Котта «Фундаментализм и секуляризм в контексте христианской миссии». Благовест-инфо / Newsru.com