В Петербурге прошёл круглый стол, посвящённый преодолению последствий раскола 17 века
Круглый стол прошёл 17 июня в рамках Троицкой Православной выставки. Участниками круглого стола были игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви св. Николы на Берсеневке г. Москвы, В. Смирнов- автор книг «Падение Третьего Рима» и «Партесное пение — путь в прелесть», известный церковный публицист Д.Саввин. Вёл круглый стол заместитель руководителя Центра консервативных исследований, член общины св. Николы в Студенцах г. Москвы, М.Тюренков.
Перед началом круглого стола присутствующим (их было около 100 человек) был показан фильм о старообрядных приходах РПЦ МП.
Д. Саввин говорил об ущербной модели единоверия в дореволюционный период. Отношение к нему, в известной степени, было как в переходной ступени к полному слиянию с новообрядчеством. «Нельзя разделять внешнее и внутреннее. Искажая внешнее, мы и внутреннему вредим» — отметил он.
М. Тюренков обратил внимание на слабую просвещённость среди духовенства и мирян в этих вопросах и выразил уверенность, что также как клятвы на старые обряды, наложенные по «недоброму разумению» потом были сняты, так будут реабилитированы протопоп Аввакум и его сподвижники.
В. Смирнов рассказал об истории написания им книги «Падение Третьего Рима» и привёл ряд примеров испорченности современных богослужебных текстов, как результат реформы патриарха Никона.
Вот некоторые примеры:
глагол «не даждь» вместо «отжени» — после перечисления грехов в молитве прп. Ефрема Сирина,
«моря Чермную пучину» вместо «моря Чермного пучину»,
«крестообразныма рукама» (речь о пророке Моисее) вместо «крестообразно руками»,
«Водою попалил еси» вместо «Жертву и воду попалил еси» — в ирмосах «воздаяние грешников» вместо «воздаяние грешником» — в пс.90, воде «скачущей в жизнь вечную"вместо «приводящей в жизнь вечную"-в ектенье на Великом освящении воды,
«Свет в откровение языков» вместо «языком" — в тексте «Ныне отпущаеши» и др.
Всего по подсчётам В. Смирнова в тексте современной псалтыри более 120 ошибок и погрешностей, а в чине Крещения их около 60.
Обильно цитировал выступавший святых, прославленных в послераскольный период (еп.Феофана Затворника о «Мраке в книгах» и критику еп. Игнатия (Брянчанинова) партесного пения и западной живописи).
Особо выступавший остановился на вопросе о прп. Серафиме Саровском, на которого обычно ссылаются апологеты никоновой реформы.
По мнению В. Смирнова многие факты из его жития сфальсифицированы, что он молился по дониконовскому чину и крестился двуперстно. Братию Саровской пустыни при её возникновении составили старообрядцы-безпоповцы, получившие благословение, перейдя в официальную церковь, молиться по старым обрядам.
Игумен Кирилл (Сахаров) по просьбе собравшихся подробно рассказал о посещении патриархом его прихода в Великую Субботу и предложил принять итоговый документ круглого стола с призывами к Священноначалию выразить на соборном уровне сожаления по поводу гонений на ревнителей древнего благочестия, усилить контроль за тем, чтобы крещение совершалось через полное погружение, а иконопись и церковное пение соответствовали бы каноническим нормам.
Было предложено также начать процесс к постепенному возврату к старым богослужебным текстам.