Русская линия
Сводка новостей от 20 июня 2011

Протоиерей Алексий Новичков: «ЕГЭ отбросил все принципы традиционной русской школы»
Священнослужители РПЦ подвергли новую систему школьных экзаменов уничтожающей критике…

Сдача ЕГЭ в этом году ожидаемо началась со скандалов. 14 июня победитель конкурса «Учитель года России — 2007» Дмитрий Гущин сообщил, что в соцсети «ВКонтакте» были выложены реальные задания экзамена по математике, а ответы за оговоренную плату рассылались школьникам на мобильные. На следующий день правоохранители сообщили о задержании студентов, которые сдавали ЕГЭ по математике вместо школьников в московском центре образования № 264.

Главный редактор официального сайта «Единой России» Михаил Бударагин назвал скандал со списыванием ЕГЭ по математике «катастрофой воистину национального масштаба». «Если списать может каждый, а вся система образования — это натаскивание на экзамен, который заведомо выложат в Сеть, то все обучение окончательно превращается в профанацию», — пишет он.

Между тем все слышнее становятся голоса тех, кто советует не воспринимать ситуацию с ЕГЭ столь эмоционально. Так глава думского комитета по образованию Григорий Балыхин со ссылкой на свои данные утверждает, что количество нарушений снижается и становится совсем незначительным. Он советует не паниковать, а следить за соблюдением законности. «Обеспечить, чтобы учащийся не проносил в пункт приема ЕГЭ мобильный телефон, — разве для этого много чего надо?» — спрашивает депутат.

Схожее мнение высказывает самарский политолог Андрей Перла. Он убежден, что ЕГЭ — это «самое лучшее, что можно было сделать с российским образованием». ЕГЭ, по его словам, означает не только стандартизацию и переход к объективным критериям оценки знаний, но и дает реальную возможность для снижения уровня коррупции. По мнению Перлы, ЕГЭ не увеличивает количество пороков системы образования, а делает их заметными. «Это вылезла на поверхность болезнь нашей системы образования, которая процедурой сдачи экзаменов не лечится», — утверждает политолог.

Суть этой концепцию хорошо изложил один из комментаторов в блоге Перлы: «Российскому образованию дали отличный „градусник“. Раньше измерение температуры происходило прикладыванием ладошки ко лбу. Градусник же показывает ту температуру, которая есть. А лечить болячки образования нужно иными методами, нежели проклятьями в адрес ненавистного градусника». Между тем концепция «градусника» не учитывает, что реальные измерения приходится проводить в слишком разных условиях. Регионы с традиционно более высоким уровнем коррупции с введением ЕГЭ получили серьезные конкурентные преимущества. О ситуации с «липовыми» отличниками из кавказских республик писали многие. Характерный факт привела недавно телеведущая, член Общественной палаты Тина Канделаки: по ее словам, в этом году начиная с марта в Краснодарском крае многие родители активно переводили своих детей в школы Адыгеи.

«Как вы считаете, ЕГЭ ухудшает ситуацию с образованием или просто делает более заметными уже существующие нарушения? Какую систему сдачи экзаменов вы считаете оптимальной для России и почему?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим КозловПротоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, вспомнил, что и в первой половине 1980-х, когда он сам учился в МГУ, среди студентов юрфака, т. е. среди будущих судей, прокуроров, следователей и адвокатов, процент представителей кавказских регионов был фантастически высок. «Что же говорить про другие вузы!» — воскликнул он. — «Есть популярные специальности, на которые правдами и неправдами прорываются представители определенных социальных и национальных категорий граждан».
«ЕГЭ тогда, на мой взгляд, принесет отчетливые результаты, когда возможность контроля, принятия решений и вынесения самых решительных санкций будет усвоена оперативному и единственно полномочному федеральному центру. Пока контроль будет отдаваться регионам, коррупция будет только увеличиваться. Ну кто же на Кавказе, например, посмеет обидеть сына начальника любого уровня?» — сказал о. Максим. «Можно воспользоваться и зарубежным опытом. Так, во многих европейских университетах при приеме на первый курс вносится определенная значительная сумма, но при этом сам прием очень свободный. Но уже с первого курса производится очень жесткий отсев студентов, не соответствующих уровню вуза. Я думаю, что и в наших вузах на первом курсе можно проводить соответствующие проверки знаний и способностей студентов. И очень скоро будет понятно, насколько блестяще наши кавказские юноши и девушки владеют русским языком», — заключил он.

Протоиерей Борис ДаниленкоДиректор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко полагает, что по поводу ЕГЭ уже сказано все — и хорошее, и плохое. «Существует научное, научно-педагогическое сообщество, которое заинтересовано, чтобы студенты, приходящие в вузы, были подготовлены. Но для этого нужна максимально объективная оценка знаний. Выпускник школы должен продемонстрировать знания всесторонние, по всем предметам. Он не должен нажимать кнопки, ставить галочки, выбирая правильный вариант ответа. Он должен посредством связной речи, как устной, так и письменной, излагать свои мысли — будь то теорема, литературный или исторический сюжет», — уверен о. Борис. «А то, что предлагается сейчас, нужно лишь для того, чтобы очень низкий уровень общеобразовательной школы возвести в норму. ЕГЭ, по сути, является попыткой оправдать бездеятельность тех, от кого зависит судьба общеобразовательной школы. И все эти скандалы ставят диагноз тому, чем занималось министерство образования и науки, по крайней мере, последние пять лет. Попытка завершить очень важный этап развития человека каким-то магическим проставлением галочек может привести только к скандалу. Весь учебный процесс тогда утрачивает смысл. Нужно срочно менять министра и избавляться от всех этих бездельников-бюрократов от науки и образования. Все вроде бы с этим согласны, но ничего не меняется», — с заключил священнослужитель.

Протоиерей Алексий НовичковДиректор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что ЕГЭ отбросил все принципы традиционной русской школы и перевернул фундаментальные цели и задачи всего образовательного процесса. «Внедрение ЕГЭ в нашу систему образования изначально было ошибочным. И наши реформаторы никогда не смогут убедить общество, что предлагаемая ими система оценки знаний справедлива. ЕГЭ нацеливает школу не на получение знаний, а на натаскивание ученика, как собаки Павлова, на правильные ответы», — сказал он. «В детстве нас пугали бабой Ягой, а теперь даже в самом министерстве образования говорят: „Пришла ЕГА и всем — беда“. Если у какой-либо политической силы возникнет желание направить российское образование в созидательное русло, то, по всей вероятности, она ничего другого не придумает, как вернуться к традиционным формам анализа знаний учащихся, вернуться к тому образованию, в центре которого были даже не знания как таковые, а личность ученика, личность человека», — заключил о. Алексий.

Протоиерей Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, считает, что у вузов должно быть право выбора, с каким свидетельством об образовании принимать абитуриентов. «Кого-то, может быть, устроит упрощенная и поверхностная оценка ЕГЭ. Но солидные вузы должны иметь право требовать от своих абитуриентов, чтобы их уровень знаний соответствовал базовому уровню среднего образования, необходимому для получения высшего образования», — сказал он. «Но с какими знаниями человек окончит школу, зависит не только от него самого, но и от учителей. Я считаю, что получение полноценного классического среднего образования должно быть гарантировано государством и подтверждаться соответствующим документом-аттестатом, выданном на основании традиционных письменных и устных экзаменов. Те выпускники, для которых эта планка слишком высока, могут ограничиться сдачей ЕГЭ. Но монополии ЕГЭ быть не должно ни в среднем, ни в высшем образовании. Та плачевная ситуация в системе образования, которую мы сейчас наблюдаем, вызвана, по-моему, именно этой ничем не оправданной монополией», — заключил он.

Иеромонах Тихон (Зимин)Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает ЕГЭ неподходящей формой оценки знаний. «Возможно, для каких-то предметов можно применять и тестирование. Но такие базовые предметы, как русский язык, литература, математика должны все-таки сдаваться традиционным способом. Отсутствие устных экзаменов по базовым системообразующим предметам не позволяет выяснить умение мыслить и действительный уровень подготовки. Обучение как натаскивание — это неправильно, это упадок. Человек должен развиваться гармонично. Он должен учиться правильно говорить и излагать свои мысли. Именно эти качества и раскрываются на устном экзамене. Это более объективная форма оценки знаний, чем тестирование с галочками», — уверен о. Тихон. «Устный экзамен обязательно должен остаться как важнейший элемент государственной аттестации. Нужно доверять педагогам, работающим с детьми. Принятие бездушной, максимально формализованной системы тестирования — акт недоверия, подрывающий авторитет учителя, всю свою жизнь посвятившего детям. К тому же система ЕГЭ совсем не снимает проблему коррупции, но обостряет ее», — заключил он.

иеродиакон Лаврентий (Полешкевич)Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), зав. Сектора православного образования Отдела религиозного образования и катехизации МП, считает сам проект ЕГЭ неудачным. «Он не предполагает оценку воспитательного процесса, который должен присутствовать в школе, обесценивает значение духовно-нравственного воспитания и сам смысл длительного образовательного процесса в школе. Отрывочные знания по тем или иным предметам, которые включены в перечень вопросов, не определяют, по сути, полноту тех знаний, которыми обладает учащийся. ЕГЭ ориентирован на эрудицию, на быстроту мышления, но не учитывает психотип молодого человека. Я думаю, что многие российские педагоги и даже гениальные ученые, если бы им предложили сдать ЕГЭ, провалили бы его. На мой взгляд, ЕГЭ не стабилизирует систему образования, а, скорее, ее расшатывает. Да, этот проект должен быть стать заслоном для коррупции. Но как показывает практика, он эти чаяния и надежды не оправдал», — отметил он. «Что будет дальше, покажет время. Однако те плоды, которые мы уже видим, красноречиво свидетельствуют, что эту систему нужно менять. Нужно сделать оценку интеллектуального уровня учащегося не однобокой, а разносторонней. Так, чтобы учитывать творческие возможности учащегося, ряд вузов не ограничивается ЕГЭ и устраивает дополнительные вступительные испытания. И, по-моему, это правильно, поскольку ЕГЭ не может адекватно оценить знания учащегося», — заключил иеродиакон.
Русская линия

Апостолов первопрестольницы…
Сегодня начинается Петров пост...

Протоиерей Алексий Новичков: «ЕГЭ отбросил все принципы традиционной русской школы»
Священнослужители РПЦ подвергли новую систему школьных экзаменов уничтожающей критике...

Митрополит Иларион: «Если речь идет об общих делах, то совещаться необходимо всем вместе»
Глава ОВЦС МП считает неуместным намерение Константинопольского Патриарха Варфоломея собрать Предстоятелей пяти древних Церквей на отдельное совещание...

Александр Хлопонин: «Мы теряем село за селом, а потом не будем знать, как восстановить местные традиции»
Полпред Президента в СКФО призвал казаков активнее брать власть в свои руки и пообещал им за службу кавказские земли Минобороны...

Патриарх Кирилл: Без Православия якутский народ не устоит
Предстоятель РПЦ подчеркнул особую роль Церкви в «миссионерских регионах»...

Дмитрий Медведев: Моя конкуренция с Владимиром Путиным на Президентских выборах 2012 года исключена
По словам Президента, это может навредить «тем задачам и тем целям, которые мы реализовывали последние годы»...

Епископ Иринарх: 80% заключённых считают себя православными
Глава Синодального отдела считает, что одного духовного попечения о тюремных сидельцах теперь недостаточно...

Русская Церковь укрепляет отношения с казаками
В Пятигорске прошло заседание Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества...

В НАТО впервые признали ответственность за гибель мирных жителей Ливии
Каддафи считает, что альянс сознательно обстреливает дома, где проживает гражданское население...

Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти священномученика архиепископа Андроника (Никольского); также мы вспоминаем писателя и поэта, академика, князя С.А.Ширинского-Шихматова...

Молодежное движение «ОСА» вошло в движение «Народный Собор»

В Москве пройдёт празднование 20-летия возрождения Новоспасского ставропигиального монастыря

Делегация Русской Православной Церкви посетила Японию

У подводников атомохода «Святой Георгий Победоносец» появится походный храм

В Петербурге прошёл круглый стол, посвящённый преодолению последствий раскола 17 века

В Москве помянут генерала С. Маркова


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru