Митрополит Александр: «Конфликт ультралиберальных и традиционных ценностей постепенно перерастает в открытое противостояние государств и народов»
Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в «Саммите перемен», который прошел в Стамбуле…
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр выступил на Саммите перемен, который 14−15 марта 2011 года прошел в Стамбуле при поддержке турецких властей, сообщает Патриархия.Ru. В заключительный день работы форума владыка Александр сделал доклад на сессии, посвященной рассмотрению темы «Пути к урегулированию конфликтов культурная коммуникация». Высокопреосвященнейший Владыка в частности сказал:
«Уважаемые участники саммита!
От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла позвольте поблагодарить организаторов Саммита лидеров перемен за приглашение выступить на этом форуме. Русская Православная Церковь, которую я представляю, насчитывает более 200 миллионов верующих и имеет свои общины во многих странах. Поэтому мне кажется очень важным, чтобы ее голос был услышан в этом почтенном собрании.
Мы живем в стремительно меняющемся мире. События на Ближнем Востоке и в Северной Африке еще раз ярко показали, что мы имеем дело с серьезным кризисом ценностей в современном обществе. Да, в мире все еще много социальной несправедливости, сохраняется высокий уровень насилия, наблюдается дефицит демократии, сокращаются природные ресурсы, и распространяются неизлечимые болезни. Но почему все это происходит в нарастающих масштабах? Не трудно заметить: параллельно ухудшению ситуации в различных общественных сферах идет нравственная деградация людей.
Конечно, нельзя утверждать, что только верующие люди могут быть нравственными личностями. Однако, как это ни странно, именно искусственное умаление роли религии в общественной жизни совпадает с нарастанием пропаганды аморального образа жизни. Кроме того, в обществе стремительно развивается культ безудержного потребления и ведется нещадная эксплуатация человеческих страстей. В итоге разрушаются фундаментальные ценности народов, устои семьи и общины, а через это искажается и сама человеческая личность. Конфликт ультралиберальных и традиционных ценностей постепенно перерастает в открытое противостояние государств и народов, ведет к общественной нестабильности.
Нередко вслед за американским политологом Самюэлем Хантингтоном повторяют тезис о столкновении цивилизаций. Некоторые сегодня стремятся представить неизбежным конфликт между христианами и мусульманами. Для примера приводят случаи исламофобии в западных странах и случаи насилия против христиан в исламских странах. В борьбе за мировое господство кто-то очень хочет столкнуть две мировые религии и при этом уйти от ответственности. Однако реальность такова, что сегодня у христиан и мусульман нет никаких серьезных претензий друг ко другу. Западные страны давно перестали быть христианскими, и их политика далеко не определяется с позиций христианской нравственности. И мусульмане, и христиане имеют дело с секулярно-либеральным мировоззрением, носители которого порой враждебно относятся к публичной роли любой религии и поддерживают нравственную либерализацию. Напротив, представителей двух религий сближает совпадающее отношение ко многим общественным явлениям. Удивительно, но факт: христиане и мусульмане совместно с представителями других традиционных религий мира очень часто занимают одни позиции по разным значимым вопросам жизни общества.
Я говорю об этом с уверенностью не на основании теоретических заключений. Мои слова подтверждаются жизнью. В России и Казахстане, в которых важную роль играют православное христианство и ислам, никогда не было религиозных войн. Общие ценности, глубинная тесная связь всегда были свойственны всем народам, населяющим евразийское пространство от Калининграда до Владивостока.
Православную Церковь Казахстана, которую я возглавляю, делает все возможное, чтобы укреплять межрелигиозный мир в этой республике. В современном Казахстане сложилась уникальная ситуация. У дружбы между русскими и казахами есть своя богатая история. Я должен отметить, что, по словам национального лидера Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, основой стабильности государства, двумя крылами птицы, имя которой Казахстан, являются ислам и православие. Вместе с представителями других традиционных религий и православные, и мусульмане вместе строят социально-политическую, экономическую и культурную жизнь страны.
Залогом успеха общественного строительства в Казахстане и России всегда был диалог между основными религиозными общинами. Мы никогда не стремились „смешать веры“. Однако, сохраняя целостность своих вероучений, религиозные лидеры наших стран всегда поддерживали общие ценности семьи, нравственного совершенствования человека, почтения к старшим, трудолюбия, любви к родине и другие. Немало политических и национальных конфликтов не превратились в религиозные именно благодаря тому, что духовные лидеры могли встречаться и сообща призывать к миру. Кроме того, политическая власть России и Казахстана всегда, кроме периода государственного безбожия, занимала мудрую позицию, создавая условия для жизни верующих в соответствии с их традициями.
Таким опытом межрелигиозного диалога Русская Православная Церковь готова делиться с международным сообществом. Мы уверены: современный мир нуждается не только в диалоге разных религий и культур, но прежде всего в диалоге между представителями секулярного и религиозного подходов к устроению общественной жизни. Сегодня представители Русской Церкви всячески поддерживают международные инициативы, направленные на гармонизацию свободы и нравственности. Московский Патриархат является активным участником съездов лидеров мировых и традиционных религий, которые проводит Казахстан. Наши представители регулярно выступают на форумах Альянса цивилизаций. Наша Церковь совместно с другими традиционными религиозными общинами мира выступила с инициативой создания группы высокого уровня в партнерстве с ЮНЕСКО. В ходе Всемирного саммита религиозных лидеров в Баку 26 апреля 2010 года на встрече Группы религиозных лидеров высокого уровня в партнерстве с ЮНЕСКО были приняты предложения по религиозному измерению работы Группы высокого уровня „Мир и диалог культур“.
В заключение своего выступления хотел бы пожелать, чтобы все мы, участники Саммита перемен, сделали с помощью Божией все от нас зависящее для изменения современного мира в духе укрепления взаимоуважения между народами».
После выступления владыка ответил на адресованные ему вопросы.
От Русской Православной Церкви в мероприятии также принимали участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей игумен Филипп (Рябых), заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Рощин, председатель Отдела внешних связей Митрополичьего округа в Казахстане иеромонах Серафим (Петровский) и А. Митрошин.
На заключительном заседании саммита выступил Президент Турецкой Республики Абдулла Гюль. Вечером от его имени для высоких гостей и участников форума был организован прием. Русская линия
Митрополит Александр: «Конфликт ультралиберальных и традиционных ценностей постепенно перерастает в открытое противостояние государств и народов» Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в «Саммите перемен», который прошел в Стамбуле...