«Народ, который не хочет кормить собственную армию, будет кормить чужую»
Православные священнослужители о пацифизме и предложении протестантского пастора отменить военные награды…
В Шотландии один из ведущих представителей Пресвитерианской церкви Ян Галлоуэй предлагает отменить военные награды, сообщает Regions.Ru. В своем обращении к шотландскому парламенту он назвал «ужасной» практику награждения участвующих в боевых действиях солдат. «Я придерживаюсь мнения, что война — это трагедия, и смерть на войне — это трагедия: как гибель воинов, так и гибель бесчисленного числа мирных жителей любой национальности», — сказал Я.Галлоуэй.
«Как вы относитесь к позиции представителя шотландской церкви? Что бы вы ему ответили?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области протоиерей Алексий Новичков посоветовал пацифистам, называющим себя христианами, внимательнее читать Новый Завет. «Сам Христос, взяв в руки кнут, изгнал из храма нечестивцев, т. е. применил по отношению к ним насилие. И святой апостол Петр напоминает начальствующим, что они носят меч отнюдь не в качестве украшения», — сказал он.
«Да, порой необходимо применить силу и оружие, чтобы, например, оградить святыню от посягательства, и меньшим злом победить зло большее. Увы, в мире греха мы часто вынуждены выбирать не между плохим и хорошим, а между плохим и очень плохим. Но, в любом случае, свое истинное положение в этом мире человек должен определять своим личным отношением к Христу и евангельской истине, а не отношением к той или иной идеологии, включая пацифизм», — отметил священник.
«Я считаю, что опыт Церкви, выраженный в том числе и в житиях святых, и в святоотеческом наследии, обладает гораздо большим значением и авторитетом, нежели мнение отдельных протестантов и пацифистов», — заключил он.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина игумен Лука (Степанов) призвал пресвитерианского пастора проявить последовательность и отказаться от любых мер безопасности. «Мне кажется, что рассуждения пресвитерианского пастора далеки не только от христианства, но и от обычных правил приличия и благочестия», — заметил он.
«На мой взгляд, человек, полагающий, что воины творят только зло и за подвиги, осуществленные в защиту ближних, они не достойны награды, должен проявить принципиальность до конца: отказаться от замка на двери своего дома и страхования своего автомобиля, рассекретить номера своих счетов. Вот тогда он сможет по праву рассуждать о том, как плохо быть подозрительным к своим ближним и стремиться защитить себя тем или иным способом от их незаконных посягательств», — подытожил отец Лука.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак полагает, что пацифисты, призывая к миру, полностью игнорируют историческую действительность и реальные отношения между государствами. «Их позиция таит некий обман и двусмысленность. Ведь очевидно, что если какое-то государство, вняв их призывам, разоружится, то оно сразу же станет легкой добычей агрессора. И народ, который не хочет кормить собственную армию, по словам Наполеона, будет кормить чужую», — сказал он.
«Церковь благословляет воинов на защиту Отечества и сограждан. Защитники веры и Отечества, — например, Александр Невский и Дмитрий Донской, — почитаются как святые. Уважение к ратному подвигу выражается в воинских наградах, отмену которых можно было бы расценить как акт презрения к собственному народу», — заключил отец Андрей.
Клирик Спасо-Преображенского собора Белгорода священник Владимир Тимофеев напомнил, что воин который идет защищать свою страну и своих близких, тем проявляет свою любовь к ним. Высшая мера любви — жертвенность. «Об этом говорит Христос: „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя“ (Ин. 15: 13). Такие люди должны быть отмечены своим народом как герои, — да всегда так и было. Для этого и нужны воинские награды», — сказал он.
«Желать войны нельзя, потому что в любом случае война — это страдание и зло. Но если она уже пришла, то людям приходится защищаться. Любой человек несет в себе образ и подобие Божие и в том случае, когда можно, применив силу, спасти этот образ от поругания и бесчинства, приходится пресекать творящееся зло силой», — заявил отец Владимир.
Клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери священник Георгий Белодуров уверен, что для любого человека необходимо защищать свою Родину, свой дом, свою семью. «Увы, мы живем в неидеальном мире. Если мы можем убедить наших соседей сохранять мир, то, конечно, ни за что не прибегнем к оружию, но было бы глупостью разоружиться и надеяться на их благожелательность. Само наличие сильной армии служит хорошим аргументом, чтобы не развязывать войны, это подтверждено огромным историческим опытом», — напомнил он.
«Многие христианские святые были представителями военного сословия. Они в свое время прославились храбростью на поле боя, но когда пришло время пострадать за Христа, сложили оружие и не пытались применять силу против своих начальников-язычников. Одно дело — не прибегать к силе для защиты собственной жизни и имущества, но совсем другое — когда требуется защитить других людей, целый народ, страну и закон», — сказал он.
«Мы должны с уважением и вниманием относиться к тем, кто несет нелегкую, но, увы, необходимую в нашем мире воинскую службу. Будучи детьми Адама и живя в падшем мире, мы должны сохранить верность Богу и дать защиту тем, кому она необходима: стариков, детей, женщин. Поэтому Церковь благословляет людей, вступающих на стезю воинской службы», — сказал отец Георгий.
Секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Сергий Звонарёв напомнил, что ратный труд благословен, когда он жертвенен. «Православная Церковь относится к воинскому делу как к особому призванию, связанному с самоотдачей, аскезой, подвигом простого солдата. Ведь солдат — это человек, призванный защищать свою Родину, свою семью, своих родных и близких», — сказал священник.
«Церковь, благословляя солдат на ратную защиту, всегда обращает внимание на заповедь Божию, в которой сказано: „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих“ (Ин. 15: 13). Хочу напомнить, что к Иоанну Крестителю, проповедовавшему в пустыне, приходили воины, и он не осуждал их за род деятельности, но лишь призывал: „Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием“ (Лк. 3: 14)», — отметил священник.
«Конечно, никто не скажет, что война — это благо. Войны на земле происходят по причине нашей греховности и человеческих разделений. Но в мире, лежащем во зле, порой, военное сопротивление и сила оружия — единственный способ защитить добро и честь, родной очаг и веру своих предков. К тому же и военные противостояния бывают разными: оборонительными и наступательными. В первом случае речь идет о войне справедливой, когда мужчина становится под ружье, чтобы защитить Отечество от напавшего врага», — подытожил отец Сергий.
Иеродиакон Иоанн Корниенко считает, что проливающий кровь из корыстных побуждений, безусловно, не достоин награды. «Но человек, который защищает близкого и отдает по заповеди жизнь „за други своя“, безусловно, достоин награды и почестей как на земле, так и на небесах», — заметил он.
«Есть, правда, воины иного рода, которые, как стервятники, ищут кровопролитий, чтобы принять в них участие ради наживы. В этом случае я бы согласился с пресвитерианским священником: такие люди не достойны наград и почестей», — заключил отец Иоанн. Русская линия
«Народ, который не хочет кормить собственную армию, будет кормить чужую» Православные священнослужители о пацифизме и предложении протестантского пастора отменить военные награды...