О. Павел Великанов: «Мы увидели прецедент сотрудничества в сфере современного искусства»
Главный редактор портала Богослов.Ru считает, что от выставки «Двоесловие/диалог» выиграла и Церковь, и художники…
«Выставка „Двоесловие/диалог“, проходящая на территории храма св. мч. Татианы при Московском университете, уже вызвала множество споров. Однако, как это обычно случается в пылу полемики, от нас ускользает более существенная часть вопроса о роли Церкви в культурном пространстве. Мы увидели прецедент сотрудничества в сфере современного искусства, который требует осмысления и развития», — считает член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов, статья которого с оценкой прошедшего в храме мч. Татианы была опубликована на страницах портала Богослов.Ru.
«Выставку в Татьянинском храме можно рассматривать в качестве самодостаточного явления, как это делает большинство комментаторов. Но в этом случае дискуссия, как правило, сводится вопросу о допустимости или недопустимости подобной экспозиции на пороге православного храма, — продолжил священник. — Однако помещение события в более широкий контекст сразу позволяет увидеть в нём одно из характерных проявлений современной церковной политики в области культуры».
По мнению отца Павла, появление на открытии выставки руководителя Патриаршего совета архимандрита Тихона (Шевкунова) «стало закономерным». «Церковному руководству необходимо было присмотреться к собеседникам поближе, и инициатива Татьянинского храма подошла для этого как нельзя лучше», — считает главный редактор портала Богослов.Ru, подчеркнувший, что «от сотрудничества в рамках „Двоесловия/диалога“ выиграли обе стороны».
«Выставка стала не столько культурным, сколько медиа событием. Участвовавшие в проекте художники смогли публично отгородиться от скандальной акции „Осторожно, религия!“ и показали, что они не враги верующих, — высказал своё мнение отец Павел. — Со своей стороны Церковь после разгрома уже упомянутой выставки „Осторожно, религия!“ попыталась избавиться от клейма „мракобесов-душителей современного искусства“, навешенных ей светской прессой».
«Споры о выставке оказались в каком-то смысле делом внутрицерковным, а светские издания (например, „Ведомости“, „Независимая“, „Коммерсант“, „Русский Newsweek“ и другие) в целом благожелательно отозвались о показе, — отметил священник. — Группа же художников, участвовавших в мероприятии, оказалась в центре внимания СМИ, с одной стороны, за счёт уникальности события, с другой — постоянно подогреваемого интереса к выставке внутрицерковной дискуссией. На сегодняшний день — это довольно существенный бонус, по крайней мере, значительно превосходящий содержательную часть выставки».
При этом отец Павел признал, что «художественная ценность и широкая огласка оказались не сопоставимы». «И в этом смысле современным художникам Церковью были даны серьезные дивиденды, которые ещё придется отрабатывать, — подчеркнул руководитель портала Богослов.Ru. — Несмотря на явный медиа успех выставка „Двоесловие/диалог“ так и осталась единичным актом сотрудничества, которое ещё предстоит развить. Для полноценного диалога одного мероприятия явно недостаточно».
«Диалог потребует в первую очередь профессионального подхода, — считает отец Павел. — Систематичность диалога позволит также значительно расширить спектр участников, а также задуматься о поддержке молодых. Кроме того, она поможет церковному обществу в какой-то мере привыкнуть к современному искусству и научиться трезво (без лишних эмоций) отделять кощунство от явления, которое о. Тихон (Шевкунов) назвал «вполне простительным неразумием новоначальных, которые пытаются выразить свои размышления о Боге и Церкви». Русская линия
О. Павел Великанов: «Мы увидели прецедент сотрудничества в сфере современного искусства» Главный редактор портала Богослов.Ru считает, что от выставки «Двоесловие/диалог» выиграла и Церковь, и художники...