Евгений Никифоров: Это не искусство, это — арт-стёб
Председатель Братства «Радонеж» высказал своё отношение к выставке «Двоесловие/Диалог»…
«Во-первых, меня коробит само наименование — актуальное искусство — применительно к тому явлению, которое мы видим на выставке „Двоесловие“, потому что всё, что человечеством за всё своё существование называлось искусством, к этому виду деятельности не имеет никакого отношения. Это другой вид деятельности, безусловно, творческий, но ему всё-таки надо придумать другое название. Ведь эти „творцы“ не имеют большей частью элементарного художественного образования, то есть не умеют просто рисовать. Это что-то близкое к капустнику, карикатуре, КВН; это, в лучших образцах, продукт юношеского остроумия, продукт юношеской смешливости, в конечном счете», — заявил в эфире радио «Радонеж» председатель Братства «Радонеж» Евгений Никифоров, давший нелицеприятную оценку выставке «Двоесловие/Диалог», которая прошла в притворе храма мч. Татианы при МГУ. Текст передачи был опубликован на днях на сайте радиостанции.
«Поэтому, — отметил Е. Никифоров, — оценивать это явление критериями, прилагаемыми к высокому искусству, то есть к собственно искусству, по существу искусству, конечно же, не возможно. Это ошибка многих, кто подходит к этому явлению с традиционным набором оценок». «В данном случае слово „искусство“ вряд ли применимо, здесь нужно выдумывать новые слова, как было в 19 веке Карамзиным введены слова „предприниматель“, „промышленность“, как человечество придумало новые слова для обозначения явлений компьютерной эры, такие как „файлы“, „браузеры“, „юзеры“ и так далее, которые вообще не укоренены ни в каком языке. Это совершенно новое явление в современной культуре. Это, нужно признать, творческий акт, но что это за творческий акт, с этим нужно разобраться», — отметил председатель Братства «Радонеж».
По мнению общественного деятеля, «этому явлению есть аналоги». «Скажем, в музыкальной культуре — это реп. А в основе репа, и рейперы точно это сами осознают — прикол и стёб. Они „стебаются“ надо всем. Арт-стеб. Пусть грубовато, но точно. Именно арт-стёбом и являются все эти творческие выходки, — заявил Евгений Никифоров. — И единственным оправданием, как репу, так и вот этому арт-стёбу, может служить одно — повышенное, опять-таки юношеское, чувство правды или наоборот чувство неправды, социальной нечестности, лжи, лицемерия, несправедливости. Все эти явления социально и возрастно очень остро окрашены. И когда мы это не учитываем, то пуляем мимо, наши увещевания не попадают в цель».
«Вот, например, один из объектов выставки „Осторожно религия“ — оклад из-под иконы Божьей Матери, в котором вместо лика Божьей Матери была чёрная икра, — продолжил Е.Никифоров. — Ну, совершенно понятно, что субъективной целью „творца“ было не издевательство над Божьей Матерью, не кощунство, а желание обличить церковь в отходе от своей миссии, показать, что церковь зажирела, что церковь потеряла свою „солоность“, что она потеряла свою духовную актуальность — вот в чём было это послание. А мы завопили: кощунство! Да, с церковной точки зрения — это, безусловно, кощунство. Но это же совершенно внешние люди. Они о духовности, о церкви ничего не знают, и если мы подали им повод так о нас думать: что, мол, толстые попы жируют, что вместо ожидаемой от нас высокой духовной жизни, мы погрязли в делах плоти, то в этом и наша вина».
«Это знаете, мне напоминает, как некоторые наши благочестивые батюшки и матушки борются с подростковым матом: это кощунство, ты оскорбляещь Божию Матерь!, — пояснил председатель Братства „Радонеж“. — А этот прыщавый подросток стоит, выпучив глаза, и ничего не понимает, потому что ни про Божию Матери, ни про Бога, ни про Церковь ничего не знает. У него бурлят гормоны, юношеская сексуальность прыщет из ушей, для него это почти что сексуальный акт, а ему про кощунство. Поэтому, я думаю, нужно оценивать эти явления более трезво, понимать где они уместны, где не уместны. Это- первое».
«Во-вторых, это явление не достойно быть в храме, на мой взгляд. Храм это то, что связано с очень серьезным отношением к жизни. Вообще религиозная жизнь — это всегда очень серьезно и очень ответственно. Здесь же нам предлагают шуточный балаган, арт-стёб, который может быть на любой другой площадке, но не в храме», — заключил Евгений Никифоров. Русская линия