О. Максим Козлов: Давайте отличать настоящих кощунников от людей, находившихся в творческом поиске
Настоятель храма св. мч. Татианы при МГУ заявил, что художники, участвовавшие в экспозиции в храме, не участвовали в выставке «Запретное искусство» в 2006-м году…
«Реакция, которую мы видели и слышали из разных источников, была в основном благожелательной и трезвой. Это касается и наших национальных средств массовой информации: вполне адекватные и корректные материалы прошли на телеканале „Культура“, в программе „Вести“, такие читаемые газеты, как „Ведомости“ и „Коммерсант“, откликнулись рецензиями на выставку», — заявил настоятель храма св. мч. Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов, в своей статье, опубликованной на сайте Православие.Ru в ответ на статью протоиерея Александра Шаргунова, в которой он высказал своё крайне негативное мнение по поводу проведения подобной выставки.
«Критика, которую мы читали, раздается в основном с двух сторон, — продолжил отец Максим. — Одну я предвидел, и художники тоже её предполагали: авторы, казалось бы относящиеся к тому же направлению искусства, не приняли их шага. Тут были и формулировки о «продавшихся попам» и «ушедших на поклон к московской патриархии», и о тех, «кому руку теперь нельзя подать».
«Некоторые находящиеся за пределами канонической территории нашей Церкви авторы под лозунгом борьбы с искажением Православия в Московском Патриархате использовали факт выставки как ещё одно свидетельство «апостасии», которой подвержена наша Церковь, в отличие от их «истинно» православных в квадрате сообществ. Но этим достаточно палец показать, чтобы они разразились бурей текстов», — заявил священник.
«Безусловно отличаю от этих критических высказываний статью уважаемого мною старшего собрата по московскому клиру протоиерея Александра Шаргунова, опубликованную на сайте «Православие.ру», ибо знаю горячее сердце отца Александра, его неравнодушие и ревность о чистоте церковных риз, — отметил он. — Впрочем, уверен, что по более внимательном ознакомлении с предметом дискуссии, уважаемый батюшка придёт к более спокойным выводам».
При этом отец Максим обратил внимание, что «на выставке представлено совсем не много работ», все они прошли соответствующий отбор, и в них он не увидел никакого кощунства. «Я готов выслушать аргументы по другому видению и прочтению, но и то видение, которое я изложил, должно быть услышано и понято», — заявил священник, разобрав в своей статье каждую работу отдельно. Более того, отец Максим добавил, что «ни одного из художников, представленных в нашей экспозиции, не было среди участников выставки «Запретное искусство» в 2006-м году, в отношении участников которой ныне идет судебный процесс».
«Некоторые из них — Андрей Филиппов, группа «Синий суп», Александр Сигутин — участвовали в выставке «Осторожно, религия!». Но давайте не будем всех мазать одной краской, — продолжил священник. — Куратор «Двоесловия» Гор Чахал ответственно свидетельствовал, что все художники, попавшие на ту выставку, в значительной мере были обмануты кураторами. Они не представляли в полной мере, что там увидят. Более того, в документе обвинительного заключения по той выставке Андрей Филиппов говорит, что его, как человека религиозного, смутили работы, представленные Тер-Оганяном. Но предпринять каких-то действий в отношении своих работ они не успели, потому что, слава Богу, были предприняты действия Вашими, отец Александр, алтарниками, которые положили кощунству предел, а потом, как и подобает православным христианам, мужественно довели дело до конца на судебном процессе».
«Давайте различим наших очевидных оппонентов, иные из которых прямо стоят на антицерковных и антихристианских позициях, от людей, находившихся в творческом поиске — отчасти заблуждавшихся, отчасти обманутых, которые своим последующим творческим развитием и своей решимостью (напомним, что их осуждает значительная часть коллег) принять участие в выставке под сводами храма, свидетельствуют о своем не только личном, но и творческом движении в сторону христианской культуры», — заявил отец Максим.
«Я не являюсь поклонником актуального искусства, — заявил настоятель храма св. мч. Татианы при МГУ. — Наверное, также как и для Вас, высшим родом искусства для меня является каноническая византийская и наша русская иконопись. Равно ценю и помню слова Антуана Сент-Экзюпери о том, что нам достаточно послушать народную песню XIII века и сегодняшнюю, чтобы понять, как низко мы пали. Вместе с Вами я разделяю идеал православной монархии как лучшего устройства, которое переживал человеческий род в исторические послебиблейские эпохи. Но давайте будем реалистами: ни в XIII век, ни в Византию, ни в Святую Русь нам в ближайшее время не вернуться. А реплики, повторы и слепки не являются продолжением того великого искусства, в лучшем случае — слабой копией, в худшем, и увы нередком, — профанацией».
«То, что сегодня называется реализмом, я не имею в виду всех художников, но тех, которые наиболее популярны, можно отнести к жанру псевдоакадемизма. И как у человека, интересующегося искусством, их работы вызывают у меня не меньшее эстетическое отталкивание, чем-то, которое у Вас вызывают работы, представленные на нашей выставке. Но мы же должны проявить к этому терпение и понимание», — подчеркнул священник. Русская линия
О. Максим Козлов: Давайте отличать настоящих кощунников от людей, находившихся в творческом поиске Настоятель храма св. мч. Татианы при МГУ заявил, что художники, участвовавшие в экспозиции в храме, не участвовали в выставке «Запретное искусство» в 2006-м году...