Директор Эрмитажа не исключает возвращения Германии части витражей Мариенкирхе
Россия может вернуть Германии шесть витражей, хранящихся в ГМИИ им. А.С.Пушкина, если подтвердится, что они являются частью витражного комплекса из Мариенкирхе (собор Девы Марии) во Франкфурте-на-Одере. Об этом заявил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в интервью, которое публикует в понедельник газета «Коммерсант». "Весьма вероятно, что там (в ГМИИ — «ИФ») есть некоторые витражи из Мариенкирхе. Если витражи в ГМИИ действительно из Мариенкирхе, то тогда предстоит такая же процедура: предъявление претензий германским правительством, разбирательство на межведомственной комиссии, передача вопроса в Госдуму", — сказал директор Эрмитажа. Он напомнил, что часть витражей из Мариенкирхе, находившихся в Эрмитаже, уже возвращены ФРГ по закону, принятому Госдумой. «Я думаю, что витражи Мариенкирхе должны быть добавлены к тем, что уже перевезены в Германию, — подчеркнул он. — По-моему, вопрос с Мариенкирхе был решен правильно: есть вещи, которые Германии важнее, чем нам, а есть вещи, которые нам нужны — и мы их никогда не отдадим». М.Пиотровский прояснил позицию России в вопросе перемещенных культурных ценностей: «Мы конфисковали значительную часть германского культурного наследия с территории Пруссии и Саксонии в качестве компенсации за наше уничтоженное культурное наследие. И поэтому разговоры должны вестись как бы с нуля, а не с позиции „украли — отдайте“. По его словам, подобная реакция в значительной степени связана с тем, что российские музеи не демонстрировали перемещенные ценности. „У нас есть только один грех: то, что мы это не показывали. Это большой музейный грех, и его нужно исправлять, — подчеркнул М.Пиотровский. — Что касается остального, Россия никаких преступлений не совершила“. „Поэтому надо решать это спокойно, даже цинично — по системе торга и с обязательным участием Думы. Есть общая схема, которая обеспечивает соблюдение национального интереса России, а в каждом конкретном случае он может быть разным. Например, в случае с Мариенкирхе возврат был нормальным шагом: нам это было никогда не выставить, кроме того, создалась атмосфера, которая способствовала вложению немецких денег в реставрацию церкви Успения на Волотовом поле“, — сказал он. В случае балдинской коллекции (собрание западноевропейского рисунка, на возвращение которого давно претендует Германия — „ИФ“) наш интерес — получить часть рисунков, которые заполняют лакуны в собрании Эрмитажа, остальное — отдать в Бремен», — заявил М.Пиотровский. Интерфакс