Русская линия
Сводка новостей от 17 ноября 2009

В Александро-Невской лавре прошел семинар «Кризис идентичности в период зрелости»

16 ноября в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках программы «Православная школа психологии и медицины» состоялся семинар «Кризис идентичности в период зрелости». Семинар провел руководитель данной программы психолог, доктор философии Владимир Анатольевич Цыганков, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
Зрелость — один из самых продолжительных периодов в жизни человека. Хронологические границы зрелости называются неоднозначно. Во многом они зависят от человека, от того, насколько успешно протекает его психическое и духовное развитие, становление как личности. Ведущий семинара психолог Владимир Анатольевич Цыганков условно определил период зрелости возрастными границами от 40 до 55−60 лет.
Основное новообразование этого периода — достижение личностной зрелости. Задача развития в зрелости — активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем через духовное и психологическое развитие.
Освоение внутреннего мира начинается в детстве и активно продолжается в подростковом возрасте, юности, молодости, но в зрелости оно должно стать преобладающим над освоением физического мира. Человек получает интенсивный доступ к своим духовным и психологическим силам и возможностям, они начинают компенсировать постепенное убывание физических сил и возможностей во второй половине зрелости. После 40 лет у человека возможны два варианта пути: либо психическое развитие будет угасать в соответствии с физической инволюцией, либо продолжать развиваться вслед за духовным развитием.
Современные исследователи показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается психологическое явление, которое можно назвать кризисом идентичности. Под кризисом идентичности понимается некая нетождественность человека к самому себе, его неспособность определить жизненные цели и перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место он занимает в определенной социальной группе и так далее.
Как отметил Владимир Анатольевич, кризис идентичности периода зрелости будет серьезным испытанием для тех людей, чья система ценностей не основана на Заповедях Божиих, кто «построил свой дом на песке» (Мф., 7, 26). Негативный исход кризиса идентичности — формализация религиозности или отход от веры и религиозной жизни.
На семинаре В.А.Цыганков обсудил возможные факторы, влияющие на разрешение кризиса идентичности. Он начал с факторов, затрудняющих его разрешение. Прежде всего, это проекция кризиса на свое окружение. В этом случае человек будет стремиться изменить именно окружение, а не самого себя. Действительно, многие люди в период зрелости начинают хаотично менять место работы, семью, иногда страну проживания.
Следующий фактор — страх изменений. Человек всеми силами старается сохранить стабильность. При этом он может заявлять о своих желаниях изменить ситуацию, но на самом деле какой бы болезненной она ни была, он его в чем-то устраивает. Неизвестность и необходимость предпринимать какие-либо действия пугают еще больше. Довольно редко человек признает наличие этого страха. Чаще говорит об «объективных причинах» невозможности изменений.
По словам В.А. Цыганкова, помочь человеку преодолеть жизненные задачи можно тогда, когда он сам намерен изменить свой образ жизни и образ мыслей, когда не сопротивляется переменам к лучшему. Об этом очень четко сказано у К. Хорни, когда она пишет, что психотерапевт может быть поражен тем, что, несмотря на большую проделанную работу, в пациенте ничего не меняется, хотя было достигнуто весьма значительное продвижение в осознании его переживаний. Человек активно сопротивляется изменениям, которые могли бы привести к большей ответственности за его жизнь, способствовали бы росту заинтересованности в себе.
Одним из факторов, способствующих разрешению кризиса идентичности, является способность поддерживать баланс между устремленностью в будущее и жизнью в настоящем. Еще в юности человеку необходимо учиться одновременно жить настоящим, опираться на богатство своего прошлого и, вместе с тем, устремляться в будущее. К несчастью, у многих людей и в зрелости сохраняется подростковая устремленность в будущее, то есть установка на то, что происходит еще не жизнь, а лишь подготовка к жизни.
Противоположный вариант — «застревание в прошлом», которому придается неоправданно большое значение, а реальное настоящее обесценивается. Пример: сорокалетние женщины, которые вдруг начинают вести себя как подростки (избыток косметики, броские украшения, яркая, молодежная одежда, бантики, жеманное поведение и т. п.). Психологи давно отмечают, что с годами сопротивляться прошлому все труднее, возникает соблазн уйти в него, искать ушедшую молодость в «золотом веке». К сожалению, это шаг к психологической смерти, шаг навстречу плену фантомного проявления жизни; чтобы избежать его, над собственным будущем надо работать.
В.А.Цыганков подчеркнул: важный фактор, облегчающий благополучное разрешение кризиса идентичности в зрелом возрасте — активное и ответственное переосмысление глубинного смысла жизни. Этот смысл нельзя изобрести, его нельзя навязать, можно лишь обрести. Это удивительный процесс освобождения личности в поиске Творца, устроения семейных взаимоотношений на духовной близости и связи супругов и детей, а не только на основе материальных забот и решения социальных задач. Причем и профессиональная самореализация должна осуществляется на основе Божиих Заповедей, духовно-нравственных норм, подчиняться главной заботе — спасению души.
Обретение живой веры в Бога — это та самая внутренняя энергия, которая может дать силы для разрешения жизненных задач, ощутить подлинную радость от самой жизни. Это один из самых важных факторов в преодолении кризиса периода зрелости. Безрелигиозные люди обращаются к вере и начинают свое воцерковление зачастую именно под влиянием кризиса идентичности в зрелом периоде жизни.
Религиозное развитие личности на этом этапе — это своеобразная религиозная мудрость, которая приводит к позитивным изменениям характера — к доброжелательности, снисходительности и любви к людям. Спокойное восприятие старения, правильная самооценка, сочетающаяся с верой и надеждой, помогают развитию переживаний полноты жизни и принятия целостности жизни, включая неизбежность страдания. Если религиозное развитие не достигает такого уровня, то испытание этого возраста делают религиозность «ритуальной», мировоззрение «катастрофическим», а по отношению к людям других взглядов может развиваться нетерпимость, доходящая до агрессивности.
Русская линия

Папа Римский собирает своих менеджеров
Василий Бидолах размышляет о целях саммита западных политических лидеров в Ватикане...

Дмитрий Медведев: Эта работа носит беспрецедентный характер
Состоялось очередное заседание Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря...

Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм Лунгина — это материалы для следствия или для медицинского освидетельствования
По мнению петербургского священника, картина «Царь» носит провокационный и антихристианский характер...

Архиепископ Иларион (Алфеев): Мы не считаем протестантские или англиканские общины церквами
По мнению председателя ОВЦС, протестантизм утратил традиционную христианскую нравственность...

Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем крупного церковного и общественного деятеля митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого)...

Государство должно поддерживать настоящее высокое искусство
Православные священнослужители о возможности поддержки государством новаторских направлений в искусстве...

Дмитрий Медведев: Попытки переписать историю грозят России территориальными и финансовыми проблемами
Президент России подчеркнул недопустимость пересмотра итогов Второй мировой войны...

Михаил Леонтьев: «Русины — непобежденный элемент русского мира»
Известный тележурналист о русинском вопросе...

Елена Бабич: Надо хорошо подумать, насколько нужны дополнительные намывные площади
Депутат Петербургского ЗакСа о предложении Владимира Путина расширить границы Санкт-Петербурга за счет прибрежной территории Финского залива...

Протоиерей Андрей Ткачев: Протестантизм переживает стадию энтропии
Известный священник об избрании председателем Совета Евангелической церкви Германии женщины-«епископа»...

Зоран Милошевич: «Он говорил о воспитании сербского народа»
Сербский ученый о кончине Патриарха Сербской Православной Церкви...

Как будет выбран новый Патриарх Сербской Православной Церкви?
Апостольский жребий при выборах Главы СПЦ ввел Патриарх Герман в 1967 году, но способ выборов менялся на Соборах 2000 и 2005 годов...

Святейший Патриарх Кирилл направил соболезнование в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сербского Павла

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий выразил соболезнования в связи с кончиной Сербского Патриарха Павла

В Александро-Невской лавре прошел семинар «Кризис идентичности в период зрелости»

Архиепископ Иларион (Алфеев) совершил визит в Китай

Православная молодежь Приморья проведет акцию против курения

В Петербурге пройдет презентация новой книги инока Всеволода (Филипьева)

В Петербурге открылся третий международный фестиваль христианского кино «Невский благовест»

В Москве пройдет Круглый стол, посвященный обсуждению Послания Президента России

Сергей Миронов: «Законопроект о времени, ранее внесенный мною в Государственную Думу, на днях был отклонен депутатами»

В России запретят водку дешевле 89 рублей

Ижевская и Удмуртская епархия планирует возродить общества трезвости

В МГУ пройдет заседание Центра консервативных исследований по теме «Церковь и государство в условиях новых вызовов»

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет выразил соболезнование в связи с кончиной Сербского Патриарха Павла

ЕС продлил мораторий на санкции против белорусских властей

Первоиерарх РПЦЗ выразил соболезнования в связи с кончиной Сербского Патриарха Павла


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru