Протоиерей Олег Стеняев: «Мне трудно рассматривать позицию Зюганова вне исторического контекста»
Известный пастырь прокомментировал позицию лидера КПРФ, выказанную в ходе визита в Псково-Печерский монастырь…
«Думаю, что в данном случае важно, может быть, отделить Зюганова от его партии и воспринять эту экскурсию по монастырю как общение раба Божия Геннадия с наместником монастыря. Но дело заключается в том, что г-н Зюганов заложник своих иллюзий», — сказал в интервью «Русской линии» известный московский пастырь, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерей Олег Стеняев, комментируя недавний визит лидера КПРФ в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
Как сообщает партийный сайт, в рамках рабочей поездки председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова в Псковскую область, состоялся визит лидера российских коммунистов в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — «один из духовных центров, который вот уже пятьсот тридцать лет является форпостом России на Северо-Западе». «Ежегодно сюда прибывают сотни тысяч паломников, чтобы поклониться русским национальным святыням», — отмечает сайт КПРФ.
«У монастырских врат руководителя фракции КПРФ в Госдуме и группу депутатов-коммунистов встречал настоятель монастыря архимандрит Тихон (Секретарёв). Настоятель ознакомил депутатов фракции КПРФ с историей монастыря, святынями, функционированием монастырского хозяйства. Г. Зюганов в сопровождении настоятеля и монахов побывал в пещерах, где открыто, без погребения в земле, похоронены как святые старцы, монахи, так и миряне, в том числе известные деятели своих эпох, защитники Отечества, предки А.С.Пушкина и М.И.Кутузова. Депутаты фракции КПРФ почтили память известного старца — архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Настоятель показал депутатам свидетельства чудесных явлений, «которые в советское время были подтверждены заключениями экспертами Министерства здравоохранения», — отмечает сайт КПРФ.
В ходе посещения монастыря Г. Зюганов беседовал как с насельниками, так и многочисленными паломниками. Кроме того, состоялся обмен мнениями по вопросам, «которые требуют активного взаимодействия КПРФ и православной общественности». Зюганов информировал о работе представителей КПРФ в рамках структур Всемирного Русского Народного Собора, деятельность которого патронирует Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Архимандрит Тихон в свою очередь обратил внимание на то, что у православных одним из смертных грехов признается лишение работодателем средств к существованию, заработка наемного работника. «КПРФ и Русская Православная Церковь солидарно действуют в защите прав граждан на справедливую оплату труда», — подчеркнул в ответном слове Зюганов.
В завершении лидер КПРФ оставил запись в книге почетных посетителей монастыря: «Низкий поклон удивительному Святому месту на Святой Руси. Духовное окормление наших соотечественников, которое непрерывно более 500 лет ведет этот монастырь — величайший подвиг служителей Православной Веры. Без Веры, Правды, Добра невозможно возродить нашу Державу. Без Духовного Возрождения невозможны новые Победы и будущие успехи».
«Дело в том, что Ленин по-разному писал о религии, например, у него есть работа, в которой он говорил, что в принципе, член партии может быть религиозным человеком, — отметил, рассуждая о том, не противоречит ли партийная принадлежность Зюганова декларируемым им православным взглядам. — Эта работа относится где-то к 1915 году. В своё время «Искра» выпускала листки для религиозных меньшинств в России, для старообрядцев, для сектантов. Но в действительности заигрывание с религией — это лишь тактический ход Ленина, формировавшего партию. Но всякий раз, когда они добивались какого-то успеха и приходили к власти, они отметали любых попутчиков. Когда революция произошла, то на фоне борьбы с Русской Православной Церковью мощная поддержка была оказана сектантству. Открывались сектантские колхозы, были хлыстовские колхозы, адвентистские коммуны, баптистские артели. Власть где-то до 1937 года заигрывала с сектантским элементом, чтобы использовать его в борьбе с Православием. Ведь коммунисты всегда ищут попутчиков. В своё время и Махно был фигурой, которую они использовали, а потом и с ним расправились. Но все это выдает беспринципность коммунистов».
Вместе с тем, заметил отец Олег, «я не имею в виду господина Зюганова, у него, как у личности, наделенной бессмертной душой, могут быть свои личные мотивы». «Но в целом коммунистическая партия и вся её история показывает, что коммунисты лишь используют религиозный элемент в своих целях», — добавил он.
«С другой стороны, — обратил внимание пастырь, — не надо забывать и того, что когда коммунисты пришли к власти в стране, то им пришлось решать вопросы, которые не входят в сферу религиозной деятельности — обеспечивать продовольствием города, чинить канализацию, дома строить и т. д. А так как революционная интеллигенция была способна лишь разрушать, она оказалась не у дел, и Сталин просто убрал этих людей. Естественным путем к власти стали приходить люди, которые могли что-то делать. На каком-то этапе они были уже государственными людьми, но т.к. предпосылка их политэкономии была изначально ложной, то при всех своих добрых намерениях они оставались в большевистском тупике и так и не смогли из него выйти, поэтому система и рухнула».
С религией же, считает отец Олег, коммунисты заигрывали всегда: «Они поддерживали обновленчество, на чем выстраивали церковную политику молодого советского государства, так как обновленцы имели своих кураторов в ЧК и НКВД. Поэтому и сейчас вполне может быть традиционное для коммунистов заигрывание с Церковью. Надо сказать, что сегодня наиболее консервативная часть общества, в хорошем смысле этого слова, состоит из религиозных людей. Коммунисты понимают, что в среде либерализации они не найдут понимания».
Но вместе с тем, считает священник, «не надо забывать того, что такой основоположник марксизма-ленинизма как Энгельс написал работу по истории первоначального Христианства, где увидел истоки коммунистической идеи, так как ранние христиане ничего не присваивали и разделяли собственность каждому по потребностям. Все крупные социальные потрясения в Западной Европе — крестьянская война в Германии, Гуситские войны — проходили под лозунгом христианской коммуны, христианской социалистической идеи. Поэтому наши коммунисты также могут опираться на эту платформу».
«Если говорить о патриотическом лексиконе, то большевики его практически не использовали, но когда началась Великая Отечественная война, они совершенно неожиданно заговорили с народом на языке церковного амвона, — продолжил отец Олег. — Достаточно вспомнить известное обращение Сталина «братья и сестры», возврат чинов старой армии, погоны. Любая структура, какой бы она ни была, если она хочет сохраниться в этнокультурном пространстве, должна говорить с людьми на их языке».
«Но если в коммунистах просыпается правильное представление о жизни, то, и слава Богу! Не скажу флаг, но хоругвь Геннадию Зюганову в руку, чтобы шел впереди процессии, когда будут хоронить Ульянова-Ленина. Таким поступком коммунисты показали бы отношение к своему вождю как к крещеному человеку, ведь Ленин не был отлучен от Церкви, а значит, у нас нет формальных оснований отказать ему в христианском погребении. Тем более что он завещал, чтобы его похоронили вместе с матерью на Волковом кладбище в Петербурге. Но вместо того, чтобы по-христиански похоронить Ленина, большевики по примеру древних египтян мумифицировали тело своего вождя, и прямо как зомби придумали мантру-зубрилку «Ленин жил, Ленин жив. Ленин будет жить». Но это не случайно. Большевизм использовал религиозные мотивы, являлся некоей религией «с черного хода». Зная, что христиане на большие праздники проводят Крестные ходы, они стали устраивать свои демонстрации. Имея представление, что в христианском мире есть культ Святой Троицы, они создали свою трилогию: Маркс-Энгельс-Ленин. Идея с набальзамированным Лениным — это создание подобия мощей. Да и их вера в светлое будущее — это тоже ведь своеобразное «религиозное» чувство», — заметил отец Олег.
И в этом нет ничего удивительного, считает священник. «Многие коммунистические лидеры окончили приходские воскресные школы, получали религиозное образование и в высших учебных заведениях, (Сталин и вовсе учился в семинарии) и потом использовали религиозные элементы в своих целях. Видные коммунистические деятели, такие как Луначарский, Бонч-Бруевич, Горький даже пытались создать религию человекобожия, за что подверглись критике со стороны Ленина и Сталина. Наиболее дальновидные коммунисты понимали, что природа не терпит вакуума, а религиозное чувство изначально присуще человеку, как и любое другое человеческое чувство. Поэтому мне трудно рассматривать позицию господина Зюганова в отношении Церкви вне исторического контекста», — заключил протоиерей Олег Стеняев. Русская линия
Протоиерей Олег Стеняев: «Мне трудно рассматривать позицию Зюганова вне исторического контекста» Известный пастырь прокомментировал позицию лидера КПРФ, выказанную в ходе визита в Псково-Печерский монастырь...