В Историческом музее открылась выставка шедевров болгарской иконописи
Выставка «Шедевры иконописи XIII—XIX вв. из музеев и частных собраний Болгарии» открылась 2 сентября в Государственном историческом музее в рамках Года культуры Болгарии в России, сообщает «Благовест-инфо». В экспозицию вошли 56 икон XIV—XIX вв.еков и плащаница XV века из Бачковского монастыря. Многие произведения выставляются впервые. Они отобраны из коллекций Национального исторического и Церковного историко-археологического музеев, а также Национальной художественной галереи, Регионального исторического музея Варны и частного собрания Светлина Русева. Ключевое место в экспозиции принадлежит пяти двусторонним иконам, каждая из которых — более метра высотой. В их числе руководитель проекта доктор Ралица Русева особо отметила икону св. Георгия (XIII, XVI—XVII вв.), на оборотной стороне которой изображены его родители — святые Геронтий и Полихрония: «Целая семья святых на одной иконе!» Скорее всего, икону выполнили константинопольские мастера, а происходит она, по всей вероятности, из Георгиевской церкви древнего города Несебр — одного из самостоятельных художественных центров средневековой Болгарии. Изображения родителей св. Георгия редко встречаются в византийской живописи, а изображение всех троих на одной иконе и вовсе уникально. Другой впечатляющий образец византийского искусства — монументальный поясной образ «Христос Пантократор» XIII века — также происходит из Несебра. Этот памятник, как и образ св. Георгия с родителями, выставляется впервые после реставрации. Размещенная рядом с Пантократором древняя икона Богоматери Одигитрии (XIV в., Пловдив), напротив, пострадала от времени — лик Девы Марии стерт, зато черты лица благословляющего Младенца все так же выразительны, как семь веков назад. Параллельно с образцами высокой византийской традиции на выставке представлены примеры позднего «народного» направления: в их числе две так называемые Иерусалимии — холсты шириной в 1,5 — 2 метра, на которых темперой изображены множество сюжетов и образов, связанных с паломничеством ко Гробу Господню. Хождение в Святую Землю стало массовым явлением среди болгар в XIX веке и служило укреплением веры в период турецкого рабства. Иерусалимию вывешивали в жилищах как домашний иконостас и одновременно свидетельство о паломничестве. В центре Иерусалимии изображались Храм Гроба Господня и ритуал Великой Субботы, связанный с Благодатным огнем. Как отметил заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лившиц, «икона входила в строй жизни болгарского народа. В ней — и слезы, и надежда. В храме она как в доме, а в доме — как в храме». Выставка продлится до 2 ноября. Русская линия