Православные священнослужители о российском кинематографе…
27 августа, в День российского кино, председатель Государственной Думы Борис Грызлов заявил, что считает кинематограф элементом стратегической безопасности страны, сообщает Regions.Ru. В конце июня в Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых говорилось о проблемах российского кинематографа. Выступая на слушаниях, зампред Госдумы Светлана Журова назвала одной из основных задач кино его воспитательную роль, особенно, влияние на детей и молодежь. О важном психологическом значении детских спектаклей и кинофильмов говорил в апреле на заседании круглого стола на тему «О мерах государственной поддержки театров и кино для детей и юношества» и спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
Вместе с тем пока рано говорить об улучшении ситуации, хотя политики и общественные деятели уже не раз высказывали мысли о необходимости урегулирования создавшихся вокруг кинематографа и телевидения проблем социального плана. Например, в Совете Федерации второй год обсуждается проект федерального закона «Об Общественном совете Российской Федерации по телевидению», который позволит проводить общественную экспертизу деятельности телевещания с учетом интересов населения. Отмечалось также, что после подписанной почти три года назад руководителями телеканалов «Хартии телевещателей против насилия и жестокости» объем телепрограмм с жестокими сценами лишь увеличился.
Отметим, что значительная часть продукции Голливуда — вполне откровенные агитки (яркий пример — «Спасти рядового Райана»). В советское время также были всенародно любимые фильмы, которые исподволь или прямо несли нужную государству идеологию (можно вспомнить, например, «Офицеров» или «Неуловимых мстителей»).
«Как Вы оцениваете нынешнее состояние и перспективы развития национального кинематографа в России? Какие задачи он реально способен решить? Есть ли среди современных российских фильмов такие, которые достойны войти в сокровищницу мировой культуры?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, напомнил хрестоматийную фразу Ленина — «из всех искусств для нас важнейшим является кино». «Действительно, кино — искусство, которое очень сильно влияет на сознание масс, играет важнейшую воспитательную роль и очень сильно воздействует на формирование сознания у молодежи», — сказал он.
«Правда, сейчас роль кино по сравнению с временами нашей молодости стала несколько меньше, — в частности, из-за конкуренции с интернетом. Но все равно оно продолжает воздействовать как на молодежь, так и на взрослых людей. Мы видим, как старшее поколение смотрит сериалы, да и среднее к ним также неравнодушно. Таким образом, можно говорить и о влиянии кино на формирование общества», — добавил он.
«Было бы странно, если бы государство находилось в кризисе, а кинематограф процветал, так что состояние российского кино сейчас довольно плачевно. Проблем много и в самом Союзе кинематографистов: о тамошних скандалах слышали многие. Насколько я понимаю, трудно сейчас и с финансированием, потому что на это в принципе нужны большие средства и поддержка государства. Конечно, бюджет не всегда связан с качеством: в кино есть шедевры, стоившие своим создателям совсем немного, — но на их появление нельзя рассчитывать», — считает отец игумен.
«Я монах, кино смотрю редко и за эксперта никак не сойду. Но нельзя не заметить, что очень значительная часть российских фильмов просто плохо сделана», — заключил он.
Отец Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодёжной организации «Молодая Русь», не видит среди российских фильмов достойных войти в сокровищницу мирового кинематографа. «Положительные сдвиги, конечно, есть, но этого, действительно, недостаточно», — сказал он.
«Кинематограф по-прежнему является очень мощным средством воспитания, хочет он этого или нет, вне всяких сомнений. Понятно и то, что государство должно уделять этому самое пристальное внимание. Государство, которое претендует на суверенитет, должно иметь суверенную культуру, а кинематограф с точки зрения массовой культуры является наиболее важным. В настоящее время, кроме Голливуда, есть индийское кино, есть японское аниме, возможно, еще какие-то национальные школы. Было, разумеется, и советское кино. Но российское кино как суверенный феномен пока не существует», — отметил священник.
«Другое дело, что это очень сложный процесс, и от того, что государство просто даст денег, сразу ничего не изменится. Но это должен быть осторожно регулируемый процесс — поощрение того, что имеет смысл поощрять и так далее. Как минимум у государства нет права пускать все на самотек, — хотя бы потому, что другие на самотек ничего не пускают. По голливудским картинам можно судить о будущем политики Соединенных Штатов. Они заранее готовят общественное мнение к тому, что произойдет, они помогают общественному мнению правильно реагировать на то, что уже произошло, в доступных архетипических категориях и символах, помогают разъяснить цели государства и прочее — у нас сегодня этого просто нет. Те попытки, которые есть, совершаются пока что на очень низком уровне», — заключил отец Максим. Русская линия