«Что же, нам сидеть и ждать, пока по башке дадут?»
Эксперты прокомментировали президентские поправки к закону «Об обороне»…
«Я сторонник того, чтобы ограничивать деятельность наших Вооруженных сил за рубежом, ограничивать именно присутствие воинских контингентов. Ведь есть и другие формы участия России в международных проектах военного сотрудничества, и это направление можно было бы развивать. Скажем, подготовка иностранных военных специалистов, присутствие нашего советнического аппарата, технического персонала», — сказал в интервью изданию Gzt.ru президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов, комментируя президентские поправки к проекту Федерального закона «Об обороне», предполагающие, в частности, использование Вооруженных сил России за рубежом.
«Я за то, чтобы наша военная наука стала центром формирования новой стратегии мира и предотвращения военных конфликтов. Присутствие военного контингента должно быть только в самых крайних случаях. Вот, например, мы помогаем американцам укрепиться в Афганистане. Но мы должны просчитать последствия. Они там укрепятся, мы им поможем, а в конечном счете все это выльется против нас. С другой стороны, год назад было принято абсолютно правильное решение — наше присутствие на Кавказе просто необходимо», — отметил генерал Ивашов.
«Я поддерживаю инициативу Президента. Раз уж мы строим правовое государство, то в законодательстве эти вопросы должны быть прописаны, чтобы не получалось так, когда келейным решением узкой группы людей из Политбюро вводили войска в Афганистан», — сказал в свою очередь заместитель председателя партии «Народный союз», полковник в отставке Виктор Алкснис.
«Российским Вооруженным силам за рубежом искать нечего, но у нас есть свои интересы. И если за рубежом возникает угроза жизни российским гражданам (как, например, нашим миротворцам в Южной Осетии в прошлом году или в иных случаях), то необходимо будет применять Вооруженные силы на основании соответствующего закона. И еще эту поправку можно считать сигналом нашему заклятому соседу Саакашвили. Ведь до сих пор звучат его заявления, что Россия ответит за события годичной давности», — добавил Алкснис.
«В принципе наш Совет Федерации должен давать согласие на использование Вооруженных сил за рубежом. Но в прошлом году во время кавказского кризиса войска были использованы без всякого согласия. Тогда забыли не только о Совете Федерации, но и о Конституции», — заметил член-корреспондент РАН, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Алексей Арбатов. «Видимо, такие вопросы хотят решать еще быстрее и хотят быть к этому максимально готовыми. По сути, речь идет о боевых действиях, ведь это даже не спецназ. Вооруженные силы — это танки, пушки, самолеты, корабли и так далее», — добавил он.
«Под этим есть и политическая подоплека, — считает эксперт. — Российские Вооруженные силы в ходе реформы в огромной степени переориентируются на проведение локальных боевых операций на территории бывшего СССР в ситуациях, сходных с той, что была в прошлом году. С одной стороны, это хорошо: пора прекратить готовиться к глобальной войне. Ее не будет, она невозможна, и если она случится, то все погибнут, потому что будет применено ядерное оружие. То есть наши Вооруженные силы надо переориентировать на реальные задачи. Но, с другой стороны, применение Вооруженных сил в локальных конфликтах должно соответствовать и международному праву, и нашему внутреннему праву, а также здравому смыслу. Если на пространстве бывшего СССР мы станем применять Вооруженные силы, то окажемся в том самом санитарном кордоне и враждебном окружении, которого всемерно пытаемся избежать, противодействуя расширению НАТО. Мы можем накликать то же самое, с чем пытаемся бороться», — выразил опасение Арбатов.
А как считает генерал-полковник Георгий Шпак, помощник руководителя администрации Президента, командующий Воздушно-десантными войсками России в 1996—2003 годах, «нам надо брать пример и с ближайшего, и с далекого окружения». «США считают зоной своих интересов территории, которые находятся далеко за пределами собственной страны. Тем самым они поддерживают престиж и обороноспособность. Так что мы делаем сейчас очень умный шаг: мы с этим определяемся законодательно. Неужели России нужно замкнуться в самой себе? А если где-то назревают угрозы, что же, нам сидеть и ждать, пока по башке дадут? Есть и превентивные удары, и опережение противника, и принуждение противника к миру, то есть много понятий, которые на основании международного права позволяют защитить свое государство и повысить его обороноспособность», — отметил генерал. Русская линия