Мнение Церкви не может быть безразлично государству
Известные православные священнослужители поддерживают намерение властей подключить Церковь к законодательной работе…
В «Единой России» намерены подключить Русскую Православную Церковь к законодательной работе. «Мы договорились о том, что будем представлять Патриархии план законопроектной работы Госдумы, и по всем вопросам, вызывающим хотя бы малейшие сомнения, проводить предварительные консультации, чтобы избежать взаимного недопонимания», — заявил замсекретаря президиума Генсовета «Единой России», глава комитета Госдумы России по труду и социальной политике Андрей Исаев, говоря об итогах встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, прошедшей 8 июля, сообщает Regions.Ru.
Это заявление бурно обсуждается в блогосфере: атеистически настроенные граждане поспешили увидеть в этом решении очередное проявление «ползучей клерикализации общества». «Как, по-вашему, законны ли эти нововведения? Что бы вы ответили их критикам?» — с такими вопросами корреспондент портала Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Священник Димитрий Лин, сотрудник отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации, исполнительный директор Рождественских образовательных чтений, отметил, что законодатели вольны консультироваться с кем угодно, в том числе и с Церковью. «Бог дал людям заповеди, чтобы люди жили согласно Его велениям. Но уже который век люди пытаются об этом забыть. Секуляризация была особенно активна в последние сто лет. То, что происходит сегодня, — это не клерикализация, а просто возвращение общества к Богу. Люди — по крайней мере, некоторые, — хотят как-то связать свои земные заботы, в том числе и государственные, с тем, о чем говорит Господь, что он заповедал нам. Поэтому я вот в этом начинании не вижу никакой клерикализации», — сказал священник.
«Клерикализация — это когда некоторые представители Церкви встают между обществом и Богом, когда они перестают быть связующим нитью звеном между Богом и человеком, не дают людям идти к Богу. Такое в истории Церкви тоже бывало. А если люди сами тянутся к Церкви и Богу, то это просто духовное оздоровление того общества, которое в значительной части своей отступило от Бога — и в XIX веке, и в веке ХХ», — считает отец Димитрий.
«Насколько я понимаю, речь идет о согласовании конкретных законопроектов, а не о законодательном закреплении за Церковью каких-либо прав. Это не новые правила — это добрая воля конкретных политиков, проявлять которую никакой закон не запрещает. Если бы такая процедура была закреплена законодательно, действительно пострадала бы одна очень важная, в том числе и христианская, добродетель, которая называется свободой. Это пошло бы только во вред Церкви. Ее стали бы отождествлять с государством, а все огрехи государственной политики, которые всегда случаются, тем проецировались бы и на Церковь», — добавил он.
Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что Церковь может и должна выступать экспертом по некоторым вопросам. «Насколько я понимаю, Церковь выступает лишь в качестве эксперта. Это сообразно и с законом, и со здравым смыслом. Я не думаю, что церковных экспертов будут привлекать для обсуждения экономических вопросов или взаимоотношений с США. Но есть круг вопросов, в которых Церковь действительно компетентна, имеет влияние на общество и имеет опыт общественной работы. По этим отдельным вопросам вполне разумно обратиться к Церкви, узнать ее мнение», — сказал он.
«Долгое время Церковь была вне орбиты социальной и политической жизни. Мы были как индейцы в резервации. Сейчас же Русская Церковь пользуется заслуженным уважением, и не считаться с нею просто невозможно. Большинство жителей нашей страны считают себя православными. Насколько они воцерковлены, насколько они соответствуют этому самоназванию, — другой вопрос, но если люди так себя называют — следовательно, Православная Церковь как общественный институт для них значима. Ну так почему бы, действительно, не обратиться за советом к уважаемому общественному институту?» — добавил игумен.
«Священники, согласно канонам Церкви, не могут избираться ни в какие законодательные собрания, мы не заседаем в Думе. Но священнослужители всех традиционных конфессий представлены в качестве советников, экспертов Президента или других важных государственных инстанций. Так было всегда и во многих странах. Духовенство защищает не узкокорпоративные интересы, но печется, по большому счету, о благе общества. Ведь православный обязан заботиться о ближнем, а ближний для него — и православный, и магометанин, и буддист. А если спросят, например, моего мнения по вопросу, в котором я некомпетентен, я просто не буду отвечать, потому как «беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», — сказал отец Сергий.
«Когда мнение прозвучало, то оно может быть отвергнуто, а может лечь в основу мировоззрения. Но в то же время, если спрашивают, значит, это мнение интересно или, во всяком случае, небезразлично. Поднимать из-за этого панику могут лишь ретрограды — люди, еще живущие в советском обществе», — подчеркнул он.
«Я как раз всегда настаиваю, что Церковь должна быть отделена от государства. Но это не значит, что она должна молчать и прятаться в подполье. Если Церковь — это миллионы наших граждан, ее мнение не может быть безразлично государству. Критикам следует помнить, что православные вообще и духовенство в частности — тоже граждане», — заключил игумен Сергий (Рыбко).
Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», отметил, что законодатели могут и обязаны консультироваться со всеми заинтересованными сторонами. «Церкви есть дело до всего, что происходит в стране, и законодательные органы не только могут, но и обязаны консультироваться и выяснять какие-то тонкие, серьезные вопросы с традиционными религиозными конфессиями, в том числе с Русской Православной Церковью», — сказал он.
«Когда врач щупает пациента, то про те места, где на надавливание пациент реагирует криком и визгом, врач говорит пациенту, что здесь-то как раз у него и есть проблемы. То есть здесь у вас селезенка или поджелудочная железа, она-то, собственно, и страдает. Так же и крики по этому и подобным поводам свидетельствуют о болезни, — о ненависти ко Христу. Ведь по большей части негодование это бессмысленное, бессодержательное и беспочвенное, беззаконное, не базирующееся ни на чем — типичная фобия. Христофобия», — добавил иеромонах Макарий (Маркиш). Русская линия
Мнение Церкви не может быть безразлично государству Известные православные священнослужители поддерживают намерение властей подключить Церковь к законодательной работе...