Владимир Шохин: Христианство в Европе уже в гостях
Завсектором философии религии Института философии РАН опасается, что в скором времени Запад вернется к временам Римской империи…
«Ислам сейчас в Европе дома, а Христианство уже в гостях», — заявил в интервью порталу Богослов.ru доктор философских наук, профессор, заведующий сектором философии религии Института философии РАН Владимир Шохин. Развивая выводы своей статьи «Христианство как религия политкорректности в современной Европе», ученый заметил: «та информация, которую я получаю, например из Euronews, из бюллетеней ОВЦС, из интернета, свидетельствует о том, что-то, что я пишу, к сожалению, не преувеличение. Ну, например, совсем недавно в английской системе образования уволили одного чиновника. И знаете за что? За то, что он заикнулся, что, мол, не надо из школы до конца изгонять креационизм, так как, по крайней мере, десять процентов английских семей еще придерживаются этих религиозных убеждений. А в Америке их сорок процентов. Наверно, ситуация действительно такая, что Америка менее секуляризирована. Или одного шотландского пастыря уволили из ведущих радиопередач за то, что он осмелился покритиковать мусульманскую передачу — сказать, что мусульманский взгляд на Иисуса Христа как на одного из пророков нам не соответствует. Этого оказалось достаточным. Представить же себе, чтобы были какие-либо официальные нарекания по адресу той мусульманской передачи, я просто не в состоянии. Ислам сейчас в Европе дома, а Христианство уже в гостях, а „гости“ должны уважительно относиться к „хозяевам“».
Напомнив историю конфликта, вызванного заявлением епископа-лефевриста Ричарда Уильямсона о холокосте, В. Шохин рассказал о некоторых специфических особенностях этого события: «Израиль и Ангела Меркель поставили папе ультиматум, чтобы он совершил экскоммуникацию этого епископа, чтобы его отлучил. Сомнения в холокосте является уголовным преступлением в Израиле и Германии. Некая организация в связи с этим даже подготовила специальные заявления о выходе из католицизма, и шесть тысяч человек их подписали и ушли из Католической церкви. Из них, как мне совсем недавно сообщили из Германии, три тысячи ушло в протестантизм, а три тысячи — в ислам. И никто в Ватикане не сделал официального заявления „городу и миру“, что хотя тот епископ высказался неадекватно и что за него надо принести извинения, но никто не имеет права указывать святому престолу, каких епископов ему отлучать, а каких нет».
«Речь о том, что в современной ситуации Ватикан не имеет право говорить на равных с Израилем. Он имеет право только оправдываться. Ватикан не мог позволить себе сказать, что, конечно, отрицание холокоста — это очень тяжкая вещь, но, вообще-то, был холокост не только евреев, но и армян, и ассирийцев, и греков в Малой Азии, и других народов. Им не могло прийти в голову проблематизировать, почему до сих пор реально признается только этот холокост. Или, например, потребовать, чтобы Израиль дал им список тех членов Совета раввинов Израиля, которые позволяют себе оскорбительные высказывания по отношению к Христианству или которые читают еще талмудические молитвы о проклятии христиан, и предложить тоже исключить их из Совета раввинов. Меня это все более поддерживает в предположении, что совсем не за горами то время, когда представители других религий будут с помощью государственных органов непосредственно определять, кого можно рукополагать в христианские священники, а кого нет. Более того, я думаю, что в скором времени мы вернемся к временам Римской империи, и что принадлежность к Христианству будет препятствием для занимания определенных должностей. Потому что если Европа практически единогласно отказалась от упоминания Христианства не то что в качестве религии, а в качестве культурной традиции, то отсюда до преследования не так далеко. Дайте только срок», — полагает ученый.
«Я совершенно уверен, что процесс секуляризации на Западе, пусть он и односторонний (так как секуляризация там касается только Христианства, а не других религий, с ними там как раз все очень хорошо), для многих у нас может представляться заманчивым. Могут опять начаться разговоры о том, что мы отстаем от цивилизации, что в просвещенной Европе от религии отказываются, а мы возвращаемся во „тьму средневековья“. В журнале „Религиоведение“, который я не могу назвать полностью атеистичным, тем не менее, высказывается мнение, что исследование религий может быть научным только при полном абстрагировании от всяких теологических презумпций. Может быть, более актуальным для нас в ближайшее время будет возрождение различных форм язычества, но и у атеизма есть определенные претензии, особенно в связи с тем, что Православие все больше начинает походить на официальную идеологию. У нас ведь история довольно страшная, и эффект возвращения маятника вполне возможен», — заключил Владимир Шохин. Русская линия
Владимир Шохин: Христианство в Европе уже в гостях Завсектором философии религии Института философии РАН опасается, что в скором времени Запад вернется к временам Римской империи...