Владимир Семенко: «Махнач был образцовым христианином и настоящим русским патриотом»
Известный православный публицист о Владимире Леонидовиче Махначе…
«Вспоминая безвременно ушедшего от нас Владимира Леонидовича Махнача, конечно, необходимо сказать, что таких людей остается все меньше. Таких людей практически совсем не осталось. Владимир Леонидович Махнач был образцовым христианином и настоящим русским патриотом. Россия была и до конца его жизни оставалась главной любовью Махнача», — вспоминает скончавшегося 6 мая известного историка и православного публициста Владимира Леонидовича Махнача член центрального совета Союза православных граждан, постоянный автор «Русской линии» Владимир Семенко.
«Его отличала по-детски наивная вера в то, что не существует никаких принципиальных препятствий для того, чтобы воплотить в жизнь наши идеалы, наши представления о том, какой должна быть жизнь в России. Он верил, что для этого недостает только нашей христианской и политической воли. Это действительно его отличительная черта, которую редко в ком-нибудь можно встретить. Он верил в то, что в современной России при наличии соответствующих усилий со стороны всего народа можно воплотить нормы жизни, характерные для Древней средневековой Руси, которую он хорошо знал и которую сильно любил. Еще одной отличительной особенностью Махнача как человека, ученого и политика, безусловно, является то, что он всегда говорил правду. Он говорил правду в лицо нам, своим друзьям, когда, по его мнению, мы делали что-то не так. Каждый из нас имеет такой опыт общения с Махначом, но на него невозможно было обижаться. Он также говорил правду в лицо властям предержащим, и при этом, не обладая никакими возможностями, связанными с каким-то прикрытием или покровительством властей предержащих, он так себя поставил, что ему это сходило с рук, власть это терпела. Хотя мы знаем из его биографии, что у него были в советское время проблемы с КГБ и в постсоветское время тоже возникали проблемы с властью», — вспоминает Владимир Семенко.
«Уже достаточно сказано о значении Махнача как ученого и культуролога, поэтому хотелось бы сказать пару слов о его идеях, которые он нам завещал. Их мы должны помнить и быть готовыми к тому, чтобы воплотить их в жизнь. Так сложилось, что я присутствовал при записи последнего интервью Владимира Леонидовича, которое потом было превращено в статью „Канонический, но не Поместный“, посвященную недавнему Поместному Собору Русской Православной Церкви. Махнач практически единственный, кто осмелился сказать, что прошедший Собор каноничен, что он признает его результаты, а его единственным результатом стали выборы Святейшего Патриарха, но по факту это был не Поместный, а Архиерейский Собор с приглашением ряда священников и мирян. Махнач все время говорил о необходимости возвращения к нормам древней неразделенной Церкви. Он, в частности, говорил о том, что необходимо вернуться к тем установлениям, которые были приняты на Поместном Соборе 1917−1918 годов. Конечно, это совсем не означает, что мы должны соглашаться со всем, что он по этому поводу излагал, но и замалчивать этой позиции Владимира Леонидовича тоже нельзя», — подчеркнул публицист.
«Основным пафосом многих выступлений Махнача на церковно-общественные и церковно-политические темы была мысль о том, что в Церкви по самой ее природе невозможна бюрократия. Махнач говорил, что христианин принадлежит к Церкви, пока сохраняет со своим епископом единение любви, не повиновения, не субординации, а именно любви. Отсюда нетрудно видеть, что власть епископа предельно далека от бюрократической. Церковь вообще отторгает бюрократизацию, ибо любовь не формальна. Это буквально цитата из его работы „Снова о параметрах христианской политики: вчера и сегодня“. Мысль о том, что бюрократия, светская и церковная, не является властью, а является орудием для того, чтобы реализовывать соборную волю Церкви, а что касается светской бюрократии, то она предназначена для того, чтобы воплощать в жизнь волю народа, проходит красной нитью через все его публикации. Махнач говорил о тех проблемах церковной жизни, которые стоят перед нами и которые не решены, в том числе, и на последнем Соборе. Он все время отстаивал права Церкви в светском обществе. Он говорил о необходимости возвращения церковного имущества, о необходимости возвращения Церкви в систему образования», — отмечает православный публицист.
«Союз православных граждан, одним из отцов основателей которого является Владимир Леонидович Махнач, изначально и создавался для того, чтобы отстаивать интересы Церкви и чтобы воплощать в жизнь те нормы церковного устройства, которые были характерны для древней Церкви и в значительной степени для Церкви в дореволюционное время, и которые сейчас далеко не везде и не всегда воплощаются. Махнач остро критиковал те решения церковной и светской бюрократии, с которыми он был не согласен. В частности, как историк архитектуры он достаточно жестко критиковал тот вариант Храма Христа Спасителя, который в итоге был реализован. Он постоянно подчеркивал недостаточное участие православной общественности в принятии важнейших решений. Махнач указывал, на мой взгляд, вполне справедливо, и с этим согласятся все церковные люди, на тот разрыв, который, к сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин образовался между архиереями и простыми людьми в Церкви. Он говорил о необходимости возродить реальный церковный суд, говорил о необходимости вернуться к церковной регистрации крещений и церковных браков, потому что сейчас нет гонений, и никакой угрозы для нас в этом нет. Он говорил о необходимости возродить соборность, начиная от приходского уровня. Махнач напоминал, что, согласно Уставу РПЦ, приходское собрание выбирает приходской совет, и он хотел увидеть такой приход, где собирается приходское собрание. Он говорил о том, что необходимы собрания духовенства и мирян на уровне благочиний и на уровне епархий. Махнач говорил о том, что епархии слишком большие и их слишком мало, и что, когда епархии слишком большие, между архиереем и простым народом вклинивается церковная бюрократия. Постоянное обличение бюрократии — это мысль, которая красной нитью проходит через все его публикации и составляет главный пафос его последних работ», — подчеркивает В.Семенко.
«В заключении нужно сказать, что недостаточно просто хранить память о Махначе, просто вспоминать его как выдающегося историка, культуролога, политика и политолога, а необходимо обеспечить преемственность, надо сделать так, чтобы его идеи стали для нас не просто отвлеченным знанием, но и руководством к действию. Самое главное, что завещал нам Владимир Леонидович, — это не бояться говорить правду, при этом возрождение норм церковной жизни начинать с себя и верить в то, что наши идеалы осуществимы. Поскольку Владимир Леонидович был таким неисправимым оптимистом, поэтому закончить слово о нем на пессимистической ноте просто невозможно. Я повторю то, что он всегда говорил, прощаясь со своими близкими или надписывая свою очередную книгу: мы обязательно победим», — заключил Владимир Семенко. Русская линия
Владимир Семенко: «Махнач был образцовым христианином и настоящим русским патриотом» Известный православный публицист о Владимире Леонидовиче Махначе...