Александр Рудаков: Производители сигарет нарушают заповедь «Не укради»
Координатор инициативы «Декалог — XXI» размышляет над причинами и последствиями подросткового курения…
«В России давно сложилась ситуация доступности для молодежи алкоголя, сигарет, различной информационной печатной продукции непристойного и безнравственного содержания и, особенно, в Интернете. В нашей стране на данный момент распространена и до недавнего времени активно внедрялась в наше сознание точка зрения, согласно которой якобы запретительными мерами ничего не решить. Вообще предполагалось, что не надо запрещать, не надо ставить какие-то административные барьеры против распространения того, что наносит вред духовному и физическому здоровью молодежи, а надо действовать как-то иначе. При этом вопрос: как иначе? — дальше не развивался. Ничего конкретного не предлагалось, просто говорилось, что запрещать — это плохо», — заявил в интервью «Русской линии» координатор инициативы «Декалог — XXI» Александр Рудаков, размышляя над причинами и последствиями подросткового курения.
45% несовершеннолетней молодежи Пскова бросили бы курить, если бы продавцы ларьков и павильонов, следуя нормам закона, не продавали им сигареты. Такие данные социологического опроса озвучил сегодня на круглом столе, посвященном проблемам подросткового курения, председатель комитета по делам молодежи Пскова Дмитрий Михайлов, сообщает портал «Псковская Лента Новостей». Опрос был проведен в школах, профессиональных лицеях и техникумах города. «Оказалось, что курят две трети псковской молодежи до 18 лет. Из них почти все покупают сигареты ежедневно — в основном, в ларьках, торговых павильонах и магазинах. В крупных торговых сетях не покупают, может быть потому, что там обеспечивается контроль. При этом отказов продавать сигареты со стороны продавцов несовершеннолетние псковичи практически не получали», — отметил Д.Михайлов.
На его взгляд, «в России созданы все условия, чтобы население могло курить: мест продажи сигарет полно, курить можно почти везде. Законом устанавливается ответственность за курение, но штрафы мизерные». Дмитрий Михайлов уверен, что в Пскове, как и в других российских городах, не хватает социальной рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни, и следует чаще проводить социальные акции среди молодежи, которые, в частности, будут направлены на профилактику курения. «Молодежь, как лакмусовая бумажка, впитывает в себя все, что находится в среде. Поэтому надо постараться, чтобы среда, в которой молодые люди находятся, была здоровой», — заключил председатель комитета по делам молодежи Пскова.
Со своей стороны, координатор инициативы «Декалог — XXI» Александр Рудаков заметил, что «нам постоянно говорят: мы живем в рыночной экономике, и, соответственно, люди, которые занимаются бизнесом, в том числе водочным, табачным и медийным должны получать прибыль. Мол, ограничивать их в этом как-то не по-рыночному». «Мы полагаем, что извлечение прибыли и вообще стремление наживаться на человеческих пороках, на распространении того, что наносит ущерб здоровью и нравственности, — это есть нарушение заповеди „Не укради“. По сути дела, извлекая прибыль из подобной коммерческой деятельности, предприниматели наносят ущерб обществу и реально обкрадывают его. Обкрадывают не только в духовном, но и в материальном, имеющем денежный эквивалент, смысле. Продавая табачные изделия детям и подросткам, мы лишаемся человеческого капитала, мы теряем наше будущее. Мы должны будем в самое ближайшее время из кармана налогоплательщиков выложить немалые средства на лечение будущих молодых мужчин от целого ряда опасных заболеваний, которые неизбежно разовьются у значительной части населения. Вопрос надо рассматривать именно в этой плоскости. Не надо бояться ставить барьеры тому, что наносит ущерб обществу. Нужно очень серьезно ставить вопрос об этике предпринимательства, потому что получать прибыль и наживаться на этом — греховно и преступно», — выразил уверенность общественный деятель.
«Как реально ограничить доступ школьников к курению? Очевидно, что общество и государство не будут против этого возражать. Но надо понимать, что неизбежно будет сопротивление тех, кто получает от этого прибыль. Соответственно вся мощь информационного, пропагандистского, воспитательного, идеологического воздействия должна быть направлена на них, чтобы убедить их, по крайней мере, умерить свою активность на этом направлении. Главная проблема, с которой сталкиваются законодатели, — лоббирование интересов бизнеса. Например, депутаты из „Единой России“ разрабатывают закон, по которому компании-производители алкоголя должны отчислять некую часть доходов на лечение больных в наркологических диспансерах. Казалось бы, что это справедливо, действительно, предприниматели должны нести ответственность за тот ущерб, который их деятельность наносит обществу. Но тут мы сталкиваемся с ожесточенным сопротивлением, с лоббистскими усилиями противников подобных инициатив, которые говорят о том, что такие меры разорят и сделают нерентабельным алкогольный бизнес. Важно, чтобы эта полемика велась не только на экономическом, но и на нравственно-этическом уровне. Тогда возможно получится что-то изменить в этой ситуации», — заключил Александр Рудаков. Русская линия