Сергей Комков: «Надо прекратить реформы в системе образования, пока мы не превратили Россию в страну дебилов»
Президент Всероссийского фонда образования поддержал предложение зампреда комитета Госдумы по образованию заморозить на период кризиса введение ЕГЭ…
«Аргументацию Виктора Шудегова я полностью разделяю. Более того, в большей части своей аргументации он приводит факты, которые я неоднократно уже приводил. Собственно, я и поделился в свое время с ним этими соображениями. Сегодня не только в связи с кризисом, но и вообще нужно прекратить все эти реформы в системе образования, пока мы полностью не превратили Россию в страну дебилов. Фактически идет уничтожение русской классической фундаментальной системы образования и перевода ее на прикладную американскую. В США эта система привела практически к полной дебилизации нации, и сегодня американцы имеют свои достижения только благодаря накопленным капиталам и привлечению иностранных умов», — заявил в интервью «Русской линии» президент Всероссийского фонда образования, профессор Сергей Комков, комментируя предложение заместителя председателя комитета Госдумы по образованию Виктора Шудегова заморозить на период экономического кризиса введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Как сообщает Вести.Ru, в комитете Государственной Думы по образованию предлагают на период экономического кризиса заморозить введение ЕГЭ. «Необходимо приостановить до окончания экономического кризиса действие всех нормативно-правовых актов, в том числе ведомственных документов относительно введения ЕГЭ», — заявил на заседании в общественной палате заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов.
По его мнению, ЕГЭ, который до сих пор остается предметом споров, не может сдать каждый четвертый выпускник, исходя из результатов экзаменов прошлого года (тогда на двойки ЕГЭ по математике сдали 23,5% выпускников школ, а по литературе — 25%). Таким образом, считает Шудегов, если из школы в этом году выпустится около миллиона человек (по аналогии с прошлым годом), то каждый четвертый из них, не сдав ЕГЭ, пополнит ряды безработных. «250 тысяч окажутся на улице только по тому, что мы ввели дополнительные препоны», — считает депутат.
Кроме того, он считает необходимым исключить из законодательства положение о минимальном количестве баллов по ЕГЭ, которое, по его мнению, неконституционно. Согласно этому положению, выпускник, сдавший два обязательных экзамена, но не сдавший необязательные, все равно получает аттестат об окончании школы, но при этом не может поступать в вуз с такими результатами. «С одной стороны, мы выдаем аттестат зрелости, а с другой — говорим: ты поступать никуда не можешь. Абсурднее ничего придумать было нельзя. Наша фракция „Справедливая Россия“ голосовала против (этого положения) по моей просьбе. Сейчас мы обращаемся в Конституционный суд», — сказал Шудегов.
Ряды безработных, по его мнению, могут пополнить также те студенты, которые учатся по системе бакалавриата, поскольку они учатся не пять, а четыре года и завершат обучение в вузе на год раньше, чем те, кто учится на специалиста. «По оценкам экспертов, за счет сложившейся ситуации в системе образования России в 2009 году на улице может оказаться до 2 миллионов молодых людей. Эта масса молодежи станет запалом для социального взрыва и условием перехода экономического кризиса в кризис политический, так как эта часть населения с точки зрения трудоустройства наиболее неблагополучна, а правовых механизмов для обеспечения их рабочими местами до сих пор нет», — отметил депутат. Кроме того, он считает, что необходимо приостановить планы Минобрнауки по сокращению числа вузов в стране (поскольку многие из них не дают качественного образования). «Необходимо приостановить до окончания экономического кризиса действие тех нормативно-правовых актов, которые могут привести к сокращению числа вузов, техникумов, филиалов и представительств», — сказал он.
По мнению заместителя председателя комитета, сегодня необходимо полностью пересмотреть бюджетное финансирование системы образования. «В целях корректировки стратегии государства в сфере образования представляется целесообразным в сжатые сроки разработать и принять федеральный закон о государственной поддержке российского образования. В предлагаемом законе необходимо установить конкретные механизмы, направленные на обеспечение приоритета развития российского образования в условиях финансового кризиса», — отметил Шудегов. По его словам, в частности, было бы целесообразным ввести положение, предусматривающее финансовую поддержку системы образования наравне с финансовой поддержкой банковского сектора и некоторых отраслей промышленности.
Как заявил в свою очередь С. Комков, «что касается самого ЕГЭ, то уже давно всеми экспертами доказано, что он вообще не может выполнять ни функцию итоговой аттестации, ни функцию вступительных экзаменов, ни тем более совмещать эти функции». «Это совершенно принципиально разные позиции. Как минимум порядка 120 тысяч выпускников может остаться без аттестатов вообще, так как они сдадут русский язык и математику на двойки. Это будет национальная трагедия. Данные, которые поступают в последние дни, еще больше настораживает. Сейчас по регионам идет так называемый пробный ЕГЭ, то есть его репетиция. До 80 процентов выпускников не сдают этого экзамена. Это означает, что мы можем получить не 100−120 тысяч человек, а вообще до половины всех выпускников без аттестатов», — продолжил эксперт.
«Во-первых, это сразу приведет к тому, что рухнет набор в ВУЗы. Ректора уже сейчас весьма этим озабочены. Они не доберут студентов на бюджетные места, затем эти места сократят, и последует значительное сокращение бюджетного финансирования. Учиться же на платных отделениях будет некому, ибо в условиях кризиса платежеспособность людей резко падает. ВУЗы останутся без студентов. Огромная масса молодежи будет выброшена на улицу. Таким образом, мы создаем армию молодежного социального протеста. Подобного рода события во Франции в 1968 г. привели фактически к отставке практически всего правительства генерала де Голля. Во Франции совершенно также ввели систему единого тестового экзамена в 1967 г. и получили взрыв молодежного возмущения», — добавил эксперт.
«Поэтому Виктор Шудегов сделал совершенно правильное заявление. Мы понимаем, что ни само Правительство, ни Минобразования не пойдут на пресечение этой практики. Во-первых, потому что бюджетные деньги все это время съедали, а на этот эксперимент потрачено более одного миллиарда долларов, и кому-то надо нести за это ответственность. Во-вторых, следовало бы признать все Министерство образования и связанные с ними структуры профнепригодными, отправить всех в отставку и поставить новые кадры. В-третьих, в таком случае является профнепригодным и само правительство. Поэтому власть не пойдет на этот шаг. Сейчас мы пытаемся действовать через Верховный суд. У нас есть одна серьезная зацепка. Дело в том, что тесты ЕГЭ должны разрабатываться на основе единого государственного образовательного стандарта, а его сейчас просто не существует. 26 февраля Владимир Путин подписал указ только о „порядке разработки“ этих стандартов, констатируя, таким образов, их отсутствие. В преамбуле этого постановления отменены все предыдущие постановления Правительства, касавшиеся попыток разработать эти стандарты. То есть какой-то правовой базы для отработки теперь вообще не существует. Сейчас эти тесты разрабатываются, грубо говоря, „от балды“. Кто что придумал — то и пытается сюда „впарить“. Отсюда эти проколы, о которых говорил Дмитрий Медведев на встрече с ветеранами войны, когда вдруг оказалось, что коренным переломом в ходе Второй мировой войны явился расстрел всех немецких пленных», — отметил С.Комков.
«Сегодня есть только один выход из ситуации — отмена через Верховный суд порядка проведения ЕГЭ в этом конкретном году. Сейчас группа, в которую входят Владимир Шудегов, Оксана Дмитриева, Олег Смолин, Иван Мельников и другие депутаты, пытаются собрать подписи 90 депутатов Госдумы с тем, чтобы от их имени внести запрос в Конституционный суд и признать ЕГЭ сам по себе противоречащим Основному закону. Тогда он может быть вообще отменен», — подчеркнул Сергей Комков. Русская линия
Сергей Комков: «Надо прекратить реформы в системе образования, пока мы не превратили Россию в страну дебилов» Президент Всероссийского фонда образования поддержал предложение зампреда комитета Госдумы по образованию заморозить на период кризиса введение ЕГЭ...