Так считает большинство священнослужителей, опрошенных «Русской линией»…
Конституционный суд Российской Федерации может вернуться к обсуждению вопроса о смертной казни в будущем году, теоретически это станет возможным после введения Суда присяжных в Чеченской республике с января 2010 года. Об этом заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Чечня является последним субъектом Российской Федерации, где пока не введен институт присяжных. Напомним, что ранее Конституционный суд принял мораторий на смертную казнь до тех пор, пока во всех регионах не появятся суды присяжных.
В связи с этим заявлением Валерия Зорькина «Русская линия» обратилась к священнослужителям Русской Православной Церкви с вопросом, следует ли снять мораторий на смертную казнь.
По мнению настоятеля Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрита Сергия (Булатникова), смертную казнь следует применять «в определенных случаях, так как есть такие люди, которым просто не надо жить». «К сожалению, всегда были такие люди и в древние и в царские благословенные времена. Они просто себя изжили, как личности. Такое наказание даже соответствует Слову Божиему. Так надо наказывать всяких истязателей детей, маньяков, которые уже никогда не исправятся. Чтобы усечь такое зло, видимо, должно быть жестокое правосудие, тем более у нас. Когда анализируешь работу нашей судебной системы, замечаешь, что часто люди настолько распущены, что они уже ничего не боятся. Сейчас, видимо, подобная мера наказания в силу необходимости должна быть введена. Тем более что большинство людей сейчас склоняются к тому, что необходимо некое устрашение, чтобы прекратить такие безобразия», — считает архимандрит Сергий.
Со своей стороны, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий (Лавриненко) отметил всю сложность разрешения этого вопроса для церковного человека. «С одной стороны, есть осознание того, что жизнь дана Богом, и никто не может её отобрать, но, с другой, когда смотришь на всякого рода зверства то, по-человечески склоняешься к тому, что в отношении отдельных людей, может, и надо было бы применять смертную казнь. Вообще вопрос о смертной казни очень сложен, при его рассмотрении надо выделять два аспекта: морально-нравственный и религиозный, потому что речь идет о жизни человека». Поэтому, предложил отец Назарий, «для тех людей, которые совершили страшные тяжкие преступления, надо бы ввести каторгу». «Потому что с одной стороны, для людей, которые в неизвестности ждут свою участь, — это может быть ещё большее мучение, чем смертная казнь, а с другой — такая мера позволяет реабилитировать невиновного человека, пострадавшего в результате судебной ошибки. Каторга дала бы время преступнику на исправление, и кроме того, каторжане смогли бы зарабатывать деньги на свое содержание, и потерпевшим не пришлось бы платить за их содержание в тюрьмах за счет своих налогов», — заявил архимандрит Назарий.
Настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, ректор некоммерческого Института русской культуры, протоиерей Николай Головкин, в свою очередь, заявил, что настороженно относится к снятию моратория на смертную казнь. «Надо взвешенно подходить к этому вопросу. Смертную казнь можно применять во время военных действий, например, в отношении военнопленных-извергов либо в отношении, как это было в Чеченской войне, главарей бандформирований. Они заслуживают наказания через смертную казнь. Садисты, изверги, насильники также могут наказываться посредством смертной казни. Но, в отношении экономических преступлений смертная казнь не должна применяться. Смертная казнь необходима, прежде всего, для устрашения», — считает отец Николай.
Сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев признался, что «без восторга» относится к смертной казни, но считает, что она имеет право на существование, «так как есть случаи, где она уместна». «Смертную казнь можно применять в случаях торговли людьми, наркоторговли, серийных убийств, то есть как наказание за преступления, не имеющие срока давности», — сказал он.
Напротив, доктор экономических наук, профессор, ректор Уральского института бизнеса им. И.А.Ильина иерей Александр Миняйло отрицательно относится к смертной казни. «Потому что жизнь дана Богом и только Бог может отнимать жизнь. Кроме того, я убежден, что пожизненное заключение хуже смертной казни», — сказал священник.
Со своей стороны, известный петербургский священник, руководитель епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение», кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз напомнил времена Святого Равноапостольного князя Владимира, «когда он принял Христианство и, возлюбив заповеди Господни, отменил смертную казнь». «И тогда Земля Русская наполнилась убийцами, насильниками, разбойниками. Духовенство и народ, устав смотреть на возросшие зверства и бесчинства, стали просить обратно ее ввести. Потому что они поняли, что смертоубийцу, то есть человека, погрязшего в грехах, посягающего на жизнь другого человека, способного на различные извращённые изнасилования, может остановить от совершения преступления только одно — страх смерти. Того, у кого потеряны все нравственные и моральные критерии, кто уже стал селением бесов, единственное, что может остановить и напугать — потеря жизни. Говоря о смертной казни, мы должны вспоминать этот исторический прецедент. Мы знаем, что в Царской России смертная казнь существовала как наказание за страшные преступления: за убийства, за изнасилование и издевательства», — напомнил отец Алексий.
«Я думаю, что в наше время смертная казнь актуальна. Ведь с тех пор как она была отменена, убийцы и маньяки стали чувствовать себя безнаказанно и поэтому легко стали совершать преступления. Поэтому введение казни было бы правильным, но необходимо, чтобы каждый случай был рассмотрен не только судом, но и специальной комиссией, которая бы исключила случаи судебных ошибок. Так как мы помним, что в случае с маньяком Чикатило были приговорены люди абсолютно невиновные, потому что правоохранительным органам нужно было срочно отчитаться в том, что преступление раскрыто. Поэтому при вынесении решения о применении смертной казни необходимо участие специальной комиссии, которая бы проверяла правильность судебного приговора. Вот при таких условиях возвращение смертной казни в наше время было бы нужным, оно спасло бы многие жизни», — выразил уверенность иерей Алексий Мороз. Русская линия