«Масленица идет, блин да мед несет»
Сегодня начинается последняя перед Великим постом Масленая или Сырная седмица
Во время масленицы в храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.
Во время Масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу, яйца и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу. Масленица — это время, когда по традиции люди ходят в гости, вместе трапезничают, но не стоит забывать, что это неделя, подготавливает человека к Великому посту.
Существуют даже свои традиции для каждого дня недели Масленицы. В первый день начинали печь блины. Первый блин на Руси всегда отдавали нищим — на помин души всех усопших сродников. На блины приглашали всю родню. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами. Пир горой шел в каждом доме.
Масленичный вторник называли «заигрыши». В среду, которую величали «лакомки», собирала гостей теща. Главным гостем был зять, которого теща потчевала блинами и пирогами. Четверг называли «широким». В этот день к ломящимся от масленичных яств столам прибавлялись самые разные потехи: кулачные бои, катания на санках и шумные пирушки.
В пятницу наступал черед зятьям угощать тещ блинами — этот день так и называли «тещины вечерки». А в субботу приглашала к себе родных молодая невестка — на «золовкины посиделки». Невестка одаривала золовок подарками.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Эта давняя традиция родилась в монастырях Палестины, где монахи весь Великий пост проводили в пустыне в полном одиночестве и возвращались в свои обители только на Пасху. Они хорошо понимали, что за долгое время уединения может произойти всякое, и прежде чем удалиться, не желая уносить с собой ни вину перед близкими, ни чувство обиды, собирались вместе и просили друг у друга прощения.
Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю). Такое колебание даты праздника связано с изменением дня Пасхи, поскольку начало Масленицы отмечается за восемь недель до нее. Завершает масличную неделю Прощеное воскресенье.
Русская линия
Сегодня Патриарху Алексию II исполнилось бы 80 лет
Русская Православная Церковь вспоминает своего Предстоятеля
Спустя два дня, в день тезоименитства Патриарха Алексия, Патриарх Кирилл откроет в музее Храма Христа Спасителя выставку, посвященную памяти своего предшественника, на которой впервые будет представлен дневник почившего Предстоятеля Русской Церкви. Последнюю запись в своем дневнике Патриарх Алексий сделал 4 декабря, за день до кончины. На выставке также будут представлены личные вещи Предстоятеля и его фотографии.
Как напоминают «Вести», в декабре минувшего года Священный Синод решил провести в России дни памяти Патриарха Алексия. Они открылись в минувшую среду в Московской консерватории, где был исполнен «Реквием» Моцарта. Еще один концерт памяти Предстоятеля прошел 20 февраля в Концертном зале им. Чайковского. 23 февраля в Большом зале Московской консерватории состоится благотворительный концерт «Музыка. Вера. Милосердие», во время которого Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского под управлением Владимира Федосеева исполнит 8-ю симфонию Бетховена и 5-ю симфонию Чайковского — сообщает KM.ru. На концерт приглашен Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, члены Священного Синода. Все денежные сборы от концерта будут переданы на поддержку социальных проектов Православной службы «Милосердие», которые благословил Патриарх Алексий II.
Вечер памяти Патриарха Алексия II пройдет сегодня и в Санкт-Петербурге. Программу «Память сердца» откроет презентация книги «Петербуржцы, удостоенные наград Русской Православной Церкви». К юбилейной дате ее издал фонд «Петербургское наследие и перспектива». Вечер продолжит концерт из любимых произведений почившего Предстоятеля. К 80-летию со дня рождения Алексия II в Санкт-Петербургской епархии выпущена книга-альбом «Святейший Патриарх Алексий Второй. Студенческие годы в Ленинградских духовных школах». Ее общественное представление состоится в Александро-Невской лавре, сообщает ИТАР-ТАСС.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II скончался утром 5 декабря 2008 года. В соответствии с его завещанием Предстоятель был погребен в Благовещенском приделе Елоховского собора недалеко от раки с мощами своего небесного покровителя — Святителя Алексия. Именно в этом храме в июне 1990 года проходила интронизация Патриарха Алексия II.
Русская линия
«Блины покушать, да чаю попить — это всегда хорошо»
Вместе с тем, православные священнослужители призвали не забывать, что главное на масленичной неделе — подготовка к Великому посту
«Церковный устав говорит нам о некоторых богослужебных особенностях этой недели. Эти особенности не имеют праздничного характера, они, наоборот, примыкают к Великопостному богослужению», — сказал священник.
По мнению же священника Димитрия Карпенко, клирика Преображенского кафедрального собора г. Белгорода, преподавателя Белгородской семинарии, «смысл масленичной недели, как и всех предыдущих подготовительных недель не в том, чтобы „повеселиться вволю“, а в том, чтобы понять необходимость меняться и трудиться над самим собой». «И в этом смысле Сырная седмица особенно указывает нам на близость Великого Поста, когда в среду и пятницу уже не совершается Божественная Литургия, а накануне вечером читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, которая сопровождает нас весь пост», — сказал священник.
«Подготовительные недели перед Великим Постом важны для каждого православного христианина как в богослужебном плане, так и в личном духовном. От воскресенья к воскресенью мы настраиваем свой внутренний духовный мир на необходимость особого духовного подвига, который каждый из нас в меру своих сил должен явить в дни Великого Поста», — напомнил отец Димитрий.
При этом пастырь напомнил, что «радоваться и веселиться в сердце своем нужно всегда, но это вовсе не та радость, которая так бурно порой выплескивается на нас в эти предпостные дни». «Поэтому я бы сказал так — все что дает возможность понять необходимость Церкви и необходимость особой работы над собой — во благо, а все то, что отвращает от этого — во вред. Ну, а блины покушать, да чаю попить и с людьми поговорить — это всегда хорошо, только при этом нужно не забывать о главном», — заключил отец Димитрий.
В свою очередь православный миссионер иеродиакон Иоанн Корниенко заметил, что «очень хорошо, что люди общаются на Масленицу». «Ведь трапеза, вкушение еды объединяет людей: можно поделиться своим опытом, вместе подготовиться к Великому посту. К любому испытанию, любому празднику нужно подходить именно совместными усилиями. То, что в русском народе это общение приняло вид застолья с блинами — полезно и хорошо», — считает отец Иоанн.
«Другое дело, что во всем нужно знать меру. Не нужно забывать, что духовно-психологический смысл этого праздника — подготовка к Великому посту. Он должен быть главным, а еда — на втором месте. Важно, чтобы мы ассоциировали Великий пост с воздержанием духа и накоплением сил, чтобы возрадоваться в Пасху», — заключил он.
Русская линия
Священник Андрей Галухин: «Праздник этот нецерковный»
Настоятель домового храма Архангела Михаила Военной академии Генштаба России о Дне защитника Отечества
«В Русской Православной Церкви есть Дни воинской славы — это те памятные даты, которые связаны воедино с нашими великими воинскими победами и в то же время с празднованием каких-либо икон Божией Матери или определенных святых. Например, день памяти Куликовской битвы связан с Рождеством Богородицы, освобождение Москвы от поляков — с Казанской иконой Божией Матери. Вот это дни нашей воинской славы, которые мы повсеместно празднуем. С Александром Невским связано Ледовое побоище, поэтому в этот памятную дату (18 апреля) тоже установлен День воинской славы. Вот такие праздники, посвященные нашим воинам, были на Руси до революции», — напомнил священник.
«А потом советской власти надо было вводить свои праздники, отдаляться от тех, которые раньше были, это же идеология, — продолжает отец Андрей. — Ведь объявили же, что Бога нет, вот и праздники новые придумали. И придумали 23 февраля, хотя никакого особого события там не произошло». Отметив, что в этот день произошло столкновение красногвардейцев с немцами (напомним, что ранее праздник назывался так «День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии»), священник заметил: «На самом деле они (красноармейцы. — РЛ) проиграли сражение, бегством спаслись, а день этот был возведен в статус праздничного дня рождения Красной Армии. Так что праздник этот нецерковный. Но мы же не можем взять и объявить, что Церковь отказывается принимать участие в мероприятиях по поводу этого праздника. Ведь Церковь в земном понимании — это люди, поэтому мы — с народом, поэтому Патриарх возглавляет праздник, возлагая венок вместе со всем духовенством к могиле Неизвестного солдата. У праздника 9 Мая, конечно, совсем другой статус, это действительно всенародный праздник, никто даже никаких споров не ведет, их нет. День Победы. Победы нашего народа над фашистами».
Отвечая на вопрос о том, как возродить уважение россиян к воинскому долгу, к армейской службе, к статусу военнослужащего, отец Андрей сказал: «Поменьше по телевизору показывать негатива про армию, поменьше разговоров вести о дедовщине». «Наслушавшаяся о дедовщине молодежь, растущая на негативе, накапливает его в себе, и рано или поздно может произойти всплеск этих негативных эмоций, что и случается. И так, что даже не заметишь, как сам будешь участвовать в этом. На самом деле дедовщина есть во всех других сферах нашей жизни. Почему мы забываем, что-то же самое творится у нас в институтах или в детских лагерях отдыха, спортивных лагерях? Все то же самое. Старший всегда заставляет младшего что-нибудь делать. Но это же дедовщиной не назовешь. Раньше, при Жукове, было такое понятие, как наставничество. Старший всегда брал себе одного-двух молодых солдат и воспитывал их последние полгода. Он для них был первым и основным командиром, командовал ими, учил их всему, передавал все, чему научился сам за два с половиной года. Естественно, иногда приходилось на них жестко давить, хотя раньше труда никто не боялся, все трудились, это сейчас изнеженные, им бы только деньги получать, не трудясь. Из-за этого возникает много проблем в нашей регулярной армии. Вот хотят ввести профессиональную армию. Человек способен свою жизнь отдать только ради идеи, ради долга, наемник за деньги отдавать свою жизнь будет неспособен. Он будет служить до тех пор, пока лично его жизни не угрожает опасность, а там ему и никакие деньги не нужны будут, тем более что денежный эквивалент за жизнь — мизерный».
По словам священника, СМИ должны говорить о «наших победах, о людях долга». «Когда я учился, то постоянно говорили о пионерах-героях, комсомольцах-героях, постоянно демонстрировались примеры на телевидении, в журналах, сочинения об этом писали, в школах изучали на уроках истории, литературы. Всегда перед глазами был подвиг самопожертвования ради матери, сестер, братьев, во имя близких, патриотическое воспитание вообще было поставлено в стране во главу угла. И сейчас это нужно возрождать. Нужно возрождать и формировать патриотическое воспитание, возрождать пример жертвенной любви и жертвенной службы Отечеству. Это должно прививаться с раннего младенческого возраста и на примерах наших святых, полководца Александра Невского, генералиссимуса Александра Суворова, генерала-фельдмаршала Михаила Кутузова, всех наших великих деятелей истории, в том числе и истории войн», — заключил священник Андрей Галухин.
Русская линия
Иерей Сергий Звонарев: Утрата народных традиций — это не всегда плохо
Православный священник рассказал о языческом и христианском отношении к Масленице
Священник также напомнил, что в языческих представлениях наших предков Масленица была праздником проводов зимы и встречи весны. «В языческом мире славян этот праздник особенно ярко отмечался в народной среде: проводились широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело „масленицы“, совершались обряды, имеющие прямое отношение к язычеству. После христианизации Руси с X века Церковь непрестанно боролась с этими проявлениями. С тех пор прошли века, но народные представления о Масленице сохранили некоторые элементы дохристианских верований. Во многих местах по-прежнему на Масленицу жгут соломенное чучело. Хотя участники этого действа и не относятся к нему как к языческому обряду, я хотел бы предостеречь православных людей от участия в подобном „веселье“», — сказал он.
Отвечая на вопрос, допустимо ли православному человеку принимать участие в масленичных гуляниях, священник сказал: «Никто не говорит, что надо вообще не посещать эти гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Другое дело, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека. Мы же знаем, каким бывает развлечение, выходящее за всякие рамки: употребляется большое количество алкоголя, что влечет к неблаговидным, а часто и безнравственным поступкам, греху».
Отметив, что сегодняшнее празднование Масленицы заметно отличается от дореволюционного, пастырь выразил мнение, что потери элементов народной традиционности имеет как отрицательные, так и положительные стороны. «Ведь народная культура и духовность — это не одно и то же. Церковь всячески противостоит потере или ослаблению традиционной духовности, но если в прошлое уходят языческие пережитки — совсем другое дело», — сказал отец Сергий.
На вопрос издания, что в современном праздновании Масленицы напоминает о язычестве, священник сказал: «Отношение к блину в языческие времена было, безусловно, отражением языческого мировоззрения. Блин даже внешне, своим золотистым цветом и формой напоминал солнце, поэтому на праздник встречи солнца, на Масленицу, и пекли блины. Другое дело в христианский период — этот обычай тщательно воцерковлялся, можно сказать, „переваривался“ Церковью с тем, чтобы придать ему новый христианский импульс. Со временем употребление блинов, пирогов и всего того, что связано с угощением на Масленицу, потеряло языческую подоплеку. Сегодня мы уже не можем сказать, что православному христианину недопустимо кушать блины только потому, что первоначально такого рода угощения были языческими».
Языческой традицией назвал священник и обычай прыгать через костер, поскольку в представлении наших далеких предков это действие имело ритуальный характер и подразумевало очищение огнем. «Но мы прекрасно знаем, что покаяние возможно только в Боге, что только Бог может прощать грехи. Поэтому Церковь настаивает на необходимости прибегать к Таинству покаяния», — пояснил отец Сергий. Впрочем, продолжил священник, «сегодня эта традиция встречается далеко не повсеместно и сохраняется лишь в качестве какой-то народной забавы, демонстрации удали, лихости молодецкой».
Что же касается сжигания соломенного чучела, то, заметил пастырь, «это наиболее сохранившаяся традиция, но сегодня она не опасна для Церкви, потому что для наших современников она также потеряла свою привязку к язычеству». Но вместе с тем он напомнил, что «Церковь просит православных людей не участвовать в сжигании чучела Масленицы, чтобы не поддерживать дальнейшего развития этого языческого по своему глубинному содержанию обряда». «Впрочем, и среди тех, кто присутствует при этом действии, никто не считает, что он участвует в языческом ритуале. Это дань традиции, прошлому, которая сегодня не имеет отношения к религии и к духовности. Русь пережила это много столетий назад», — добавил священник.
Предложил отец Сергий основать и новую традицию и посвятить Масленицу помощи неимущим. «Вспомним пример святого князя Владимира, прозванного в народе „Красным солнышком“. Он специально посылал по Киеву повозки со снедью и угощениями для раздачи их бедным людям. Почему бы сегодня властям, прежде всего муниципальным, не устроить на протяжении всей Масляной недели выпечку блинов для раздачи их в первую очередь там, где люди элементарно нуждаются в пище — на вокзалах, у теплопунктов, у переходов метро. Там, где всегда много лиц без определенного места жительства, бродяг. Нравственный эффект и общественный резонанс от такого рода помощи был бы намного выше, чем от всех усилий по организации широкой Масленицы и гуляний. Участники этих гуляний и так способны купить себе не только блины, но и более серьезные вещи. А вот помочь нуждающимся. Передвижная блинопекарня не является чем-то безумно дорогим, она не требует громадных капитальных вложений. А если бы такую блинопекарню привезли в детский дом и угостили бы детей блинами с вкусной начинкой, какой бы след в душах ребят оставило это угощение и внимание!» — сказал он.
Русская линия
Смертная казнь необходима
Так считает большинство священнослужителей, опрошенных «Русской линией»
В связи с этим заявлением Валерия Зорькина «Русская линия» обратилась к священнослужителям Русской Православной Церкви с вопросом, следует ли снять мораторий на смертную казнь.
По мнению настоятеля Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрита Сергия (Булатникова), смертную казнь следует применять «в определенных случаях, так как есть такие люди, которым просто не надо жить». «К сожалению, всегда были такие люди и в древние и в царские благословенные времена. Они просто себя изжили, как личности. Такое наказание даже соответствует Слову Божиему. Так надо наказывать всяких истязателей детей, маньяков, которые уже никогда не исправятся. Чтобы усечь такое зло, видимо, должно быть жестокое правосудие, тем более у нас. Когда анализируешь работу нашей судебной системы, замечаешь, что часто люди настолько распущены, что они уже ничего не боятся. Сейчас, видимо, подобная мера наказания в силу необходимости должна быть введена. Тем более что большинство людей сейчас склоняются к тому, что необходимо некое устрашение, чтобы прекратить такие безобразия», — считает архимандрит Сергий.
Со своей стороны, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий (Лавриненко) отметил всю сложность разрешения этого вопроса для церковного человека. «С одной стороны, есть осознание того, что жизнь дана Богом, и никто не может её отобрать, но, с другой, когда смотришь на всякого рода зверства то, по-человечески склоняешься к тому, что в отношении отдельных людей, может, и надо было бы применять смертную казнь. Вообще вопрос о смертной казни очень сложен, при его рассмотрении надо выделять два аспекта: морально-нравственный и религиозный, потому что речь идет о жизни человека». Поэтому, предложил отец Назарий, «для тех людей, которые совершили страшные тяжкие преступления, надо бы ввести каторгу». «Потому что с одной стороны, для людей, которые в неизвестности ждут свою участь, — это может быть ещё большее мучение, чем смертная казнь, а с другой — такая мера позволяет реабилитировать невиновного человека, пострадавшего в результате судебной ошибки. Каторга дала бы время преступнику на исправление, и кроме того, каторжане смогли бы зарабатывать деньги на свое содержание, и потерпевшим не пришлось бы платить за их содержание в тюрьмах за счет своих налогов», — заявил архимандрит Назарий.
Настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, ректор некоммерческого Института русской культуры, протоиерей Николай Головкин, в свою очередь, заявил, что настороженно относится к снятию моратория на смертную казнь. «Надо взвешенно подходить к этому вопросу. Смертную казнь можно применять во время военных действий, например, в отношении военнопленных-извергов либо в отношении, как это было в Чеченской войне, главарей бандформирований. Они заслуживают наказания через смертную казнь. Садисты, изверги, насильники также могут наказываться посредством смертной казни. Но, в отношении экономических преступлений смертная казнь не должна применяться. Смертная казнь необходима, прежде всего, для устрашения», — считает отец Николай.
Сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев признался, что «без восторга» относится к смертной казни, но считает, что она имеет право на существование, «так как есть случаи, где она уместна». «Смертную казнь можно применять в случаях торговли людьми, наркоторговли, серийных убийств, то есть как наказание за преступления, не имеющие срока давности», — сказал он.
Напротив, доктор экономических наук, профессор, ректор Уральского института бизнеса им. И.А.Ильина иерей Александр Миняйло отрицательно относится к смертной казни. «Потому что жизнь дана Богом и только Бог может отнимать жизнь. Кроме того, я убежден, что пожизненное заключение хуже смертной казни», — сказал священник.
Со своей стороны, известный петербургский священник, руководитель епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение», кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз напомнил времена Святого Равноапостольного князя Владимира, «когда он принял Христианство и, возлюбив заповеди Господни, отменил смертную казнь». «И тогда Земля Русская наполнилась убийцами, насильниками, разбойниками. Духовенство и народ, устав смотреть на возросшие зверства и бесчинства, стали просить обратно ее ввести. Потому что они поняли, что смертоубийцу, то есть человека, погрязшего в грехах, посягающего на жизнь другого человека, способного на различные извращённые изнасилования, может остановить от совершения преступления только одно — страх смерти. Того, у кого потеряны все нравственные и моральные критерии, кто уже стал селением бесов, единственное, что может остановить и напугать — потеря жизни. Говоря о смертной казни, мы должны вспоминать этот исторический прецедент. Мы знаем, что в Царской России смертная казнь существовала как наказание за страшные преступления: за убийства, за изнасилование и издевательства», — напомнил отец Алексий.
«Я думаю, что в наше время смертная казнь актуальна. Ведь с тех пор как она была отменена, убийцы и маньяки стали чувствовать себя безнаказанно и поэтому легко стали совершать преступления. Поэтому введение казни было бы правильным, но необходимо, чтобы каждый случай был рассмотрен не только судом, но и специальной комиссией, которая бы исключила случаи судебных ошибок. Так как мы помним, что в случае с маньяком Чикатило были приговорены люди абсолютно невиновные, потому что правоохранительным органам нужно было срочно отчитаться в том, что преступление раскрыто. Поэтому при вынесении решения о применении смертной казни необходимо участие специальной комиссии, которая бы проверяла правильность судебного приговора. Вот при таких условиях возвращение смертной казни в наше время было бы нужным, оно спасло бы многие жизни», — выразил уверенность иерей Алексий Мороз.
Русская линия
Владимир Крупин: «Масленица — это дело очень хорошее»
Известный русский писатель подчеркнул, что масленичная неделя — «это удивительное время ожидания Прощеного воскресения и Великого поста»
Вместе с тем Владимир Крупин призвал также не забывать и других заветов наших предков: «Ведь как наши предки говорили? „Широка ты Масленица, да не затопи Великий пост“, или „Кому Масленица да сплошная, а нам Вербная да Страстная“. То есть Масленица это еще всегда и ощущение приближающегося Великого поста, которое должно нас сопровождать всю неделю. Празднуя Масленицу, мы не должны заиграться, закушаться. Ведь как гласит другая народная мудрость, „брюхо добра не помнит“. Сколько и каких блинов не съешь, все равно придет „Великий пост — подожмет грехам хвост“. У Владимира Даля даже есть указание на то, что когда кто-то посреди Великого поста потреблял скоромную пищу, про него говорили: „Ты что, латинскую масленицу справляешь?“ Так что ощущение приготовления к посту не должно нас оставлять».
Однако, выразил сожаление писатель, «наши СМИ видят в Масленице только одну развлекательную сторону и популяризируют совершенно дикие языческие представления об этом празднике, как например сжигание чучела в виде человека».
Между тем, обратил внимание Владимир Крупин, на масленичной неделе будет много замечательных для православного человека дней — день иконы Божией Матери Огневидная, День тезоименитства Патриарха Алексия, день Иверской иконы Божией Матери. «Неделя-то эта очень хорошая, а в этом году, так особенно. А отношение у православных к Масленице может быть только одно — это последняя неделя перед Великим постом, неделя ожидания сумрака церкви, горящих свечей, негромкого голоса священника, читающего покаянный канон Андрея Критского и многократное повторение слов „помилуй нас, Боже, помилуй нас..“. Масленичная неделя — это удивительное время ожидания Прощеного воскресения и Великого поста. Ведь в последний ее день, когда чувство вины за нанесенные друг другу обиды нас особенно подпирает, мы просим прощения у ближних и у Господа, испытывая великое облегчение, позволяющее с чистой душой вступить в Великий пост», — заключил Владимир Крупин.
Русская линия
Александр Рудаков: Совет по нравственности должен стать частью нашей жизни
Координатор инициативы «Декалог — XXI» призывает к объединению всех традиционных религий России в борьбе за оздоровление телевидения
Вместе с тем, А. Рудаков обратил внимание на то, «чтобы полномочия подобного совета и его действия строились строго на правовой основе, опирались на положения правовых актов, на базе которых, можно было бы четко разделить какая информация, какого плана передачи могут появляться на телевидении, а какие нет». «Если не будет четкой правовой основы, то важная инициатива может стать достаточно кратковременным эпизодом. Ведь достаточно будет одного конфликтного случая, какой-то спорной ситуации и такой Совет, если он будет организован, могут серьезно ограничить в правах или даже прикрыть. Поэтому тут необходимы совместные усилия и гражданского общества и законодателей. Только тогда, когда полномочия Совета будут четко проработаны и определены юридически, можно рассчитывать на то, что это будет долгосрочный и перспективный проект, созданный не на месяц, не на год, а навсегда. Мы же должны сделать все, чтобы этот Совет стал частью нашей жизни», — сказал координатор инициативы «Декалог — XXI».
Кроме того, отметил он, «очень важно говорить не только о тех моментах в деятельности телеканалов, которые разрушают психику подрастающего поколения транслированием откровенной непристойности (это очень важный, во многом даже ключевой момент), но и о комплексе других моментов. Ведь нарушение этических норм происходит не только тогда, когда показывают нечто непристойное, но и тогда, когда события освещаются заведомо ложно, тенденциозно, когда нарушается не только заповедь „Не прелюбодействуй“, но и заповедь „Не лжесвидетельствуй“. Особенно опасно это тогда, когда речь идет о распространении негативной информации о Православии и других традиционных для России религиозных конфессиях, чем ставится под угрозу духовная безопасность страны».
«Было бы очень хорошо и крайне своевременно объединение всех традиционных религий России в деле борьбы за нравственность на телевидении. Я думаю, что это должно стать обсуждаемым вопросом в самое ближайшее время. А инициатива „Декалог — XXI“ может стать площадкой для дальнейших дискуссий по выработке некоего консолидированного мнения в этом вопросе», — заключил Александр Рудаков.
Русская линия
Дмитрий Медведев: Требованием времени является создание нового облика Вооружённых сил
Президент России поздравил военнослужащих с Днем защитника Отечества
Президент отметил, что «наш главный, наш святой долг заботиться о ветеранах войны и труда, подающих достойный пример новому, молодому поколению граждан нашей страны, и конечно, беречь и защищать память о Великой Отечественной войне, противостоять любым попыткам её искажения, отстаивать правду о решающем вкладе нашей страны в разгром фашизма и победоносное окончание Второй мировой войны».
Сказав о том, что наша страна никогда не имела агрессивных замыслов и целей, тем не менее, для гарантии её безопасности необходимо укреплять обороноспособность и боеготовность армии и флота. «Мы сегодня живём в очень непростом мире. И драматические события в Южной Осетии отчётливо показали, как уже в наши дни, в, казалось бы, спокойное, современное время из локального конфликта может вспыхнуть пожар настоящей войны. Мы остановили агрессора, защитили жизни людей и предотвратили гуманитарную катастрофу. Но мы хорошо понимаем: для предупреждения подобных событий в будущем нужны совместные усилия, решительные усилия всего мирового сообщества, усилия по выработке новых, действительно надёжных подходов к обеспечению международной безопасности».
Президент подчеркнул, требованием времени является «создание нового облика Вооружённых сил». «Армия и флот должны соответствовать требованиям современных угроз, быть компактными, мобильными, технически оснащёнными. И, несмотря на все трудности текущего времени, мы для этого сделаем абсолютно всё необходимое — и в организационном плане, и в финансовом. Мы будем и дальше уделять самое пристальное внимание вопросам военного образования и технической подготовки. Равно как и социальным гарантиям тех, кто служит в Вооружённых силах. Вопросы социальной сферы являются важнейшим направлением идущих в армии преобразований», — сказал он.
Дмитрий Медведев в заключение подчеркнул, что военная служба в нашей стране «всегда была делом особой государственной важности, делом высокого нравственного значения». Она требует «глубоких знаний, и блестящей подготовки, и большой силы духа, требует мужества и отваги», подчеркнул он.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в День защитников Отечества, мы вспоминаем русского патриота Г. Н.Луженовского
С нападением Японии на Россию Луженовский стал одним из организаторов сбора пожертвований в Тамбовской губернии на восстановление Русского флота. В это же время он проявил себя как убежденный монархист. Луженовский был одним из инициаторов создания Тамбовского Союза Русских Людей. Энергичного борца за русские интересы заметил тамбовский губернатор Владимир Федорович фон-дер Лауниц, в 1905 г. предложивший Луженовскому должность советника губернского правления. В этой должности ему удалось в кратчайшие сроки пресечь вспыхнувшие в губернии аграрные беспорядки, за подавление которых, а также «за организацию черной сотни в Тамбове», эсеры приговорили монархиста-черносотенца к смерти. 16 января 1906 г. эсерка М.А.Спиридонова, охотившаяся за Луженовским неделю, переодевшись гимназисткой, расстреляла губернского советника, всадив в него пять пуль.
После тяжелых мучений, которые продолжались более трех недель, Луженовский скончался, оставив сиротами трех своих малолетних детей. На памятнике, установленном на месте погребения Луженовского была высечена надпись: «Гавриил Николаевич Луженовский. Родился 12 февр. 1871, скончался 10 февр. 1906, отдав жизнь за Веру, Царя и Отечество. Раненный революционерами пятью разрывными и отравленными пулями, безропотно отстрадав 25 дней, тихо скончался, простив убийцу».
День защитников Отечества имеет сложную историю. Он установлен в память якобы бывшей победы отрядов красноармейцев над немецкими частями под Псковом и Нарвою. Впрочем, есть основания сомневаться, что 23 февраля 1918 г. было какое-то сражение. Известно, что 23 февраля в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом «защиты социалистического Отечества от кайзеровских войск». С 1922 г. чествование Красной Армии и Флота приобрело характер большого государственного праздника, который стал отмечаться ежегодно. С 1946 г. праздник стал называться День Советской Армии и Военно-Морского флота. В 1995 г. Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором этот день назван так: «23 февраля — День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) — День защитника Отечества». В 2003 г. Госдума отклонила предложение перенести дату празднования Дня защитника Отечества с 23 февраля на 8 сентября — день Бородинского сражения — «за» проголосовали всего 3 депутата.
Несмотря на сложную историю этого праздника 23 февраля стал традиционным профессиональным днем военных и праздником всех мужчин, которые должны быть сильными, мужественными, способными защитить свою семью и Родину. С особым чувством отмечают этот праздник воины, сражающиеся за Отечество на Чеченской войне и в «горячих точках». Поэтому, праздник Защитника Отечества уже оторвался от пуповины своей сложной истории и живет самостоятельной жизнью. Тем более, что за то время, пока в нашей стране отмечается 23 февраля, с этим днем связано немало славных, героических событий, достойных памяти народа.
Русская линия
Владыка Михаил: «Масленицу мы встречаем по-доброму, по-домашнему»
Епископ Женевский и Западно-Европейский рассказал о том, как встречает Сырную седмицу Русское Зарубежье
«Встреча Масленицы у нас проходит радостно, но при этом тихо и мирно. Конечно, мчащихся троек с бубенцами у нас нет, да и чучела нам здесь сжигать негде. Но зато, приходя вечером после работы домой, православные люди устраивают застолья, на которые приглашают своих друзей, близких, чтобы угостить их блинами с водочкой и селедочкой, с растопленным маслом, со сливками, со сметаной, с огурцами и икрой. Мы стараемся соблюдать русские традиции, блины готовим по старинным русским рецептам, и наши хозяйки соревнуются, у кого блины получатся вкуснее. Вот так вот по-доброму, по-домашнему, мы тихо и мирно без ненужного шума празднуем эту неделю», — рассказал владыка Михаил.
Напомним, что сегодня начинается Масленица, которая продлится до ближайшего воскресенья. Масленица — это просторечное название Сырной седмицы — последней недели перед Великим постом. Во время Масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу, яйца и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу. Масленица — это время, когда по традиции люди ходят в гости, вместе трапезничают, но не стоит забывать, что это неделя, подготавливает человека к Великому посту.
Русская линия
В день 80-летия Святейшего Патриарха Алексия в Москве молитвенно почтили память почившего Предстоятеля
Архиепископу Арсению сослужили настоятель собора протопресвитер Матфей Стаднюк, секретарь Епархиального совета города Москвы протоиерей Владимир Диваков, представители московского духовенства. За богослужением так же молились епископ Гатчинский Амвросий и епископ Бронницкий Феофилакт. В храме также присутствовали сотрудники и помощники Святейшего, трудившиеся рядом с ним на протяжении многих лет и двоюродная сестра Патриарха Алексия Елена Камзол. По окончании Литургии владыка Арсений совершил панихиду перед гробницей Святейшего Патриарха Алексия.
«В сегодняшний день мы вспоминаем памятную дату, которая должна была радостно отмечаться. Но Господь судил иначе и потому мы собрались у дорогой нам гробницы, под которой сокрыто тело Великого Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси», — сказал архиепископ Арсений перед началом панихиды.
«И сегодня, когда мы будет совершать заупокойное пение перед гробницей Святейшего, я попросил бы каждого бы из вас, чтобы в силу возможностей молитвой и воздыханием вы почтили того, кто в период образования, становления и утверждения России сделал все возможное для сохранения общественного мира и единства Церкви», — сказал владыка.
25 февраля, в день тезоименитства пятнадцатого Предстоятеля Русской Православной Церкви, в Богоявленском кафедральном соборе, где почивают мощи его небесного покровителя митрополита Московского Алексия, Божественную литургию совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении епископата Русской Православной Церкви.
Русская линия
Совет Союза Православных Братств: «Обвинения К. Фролова в адрес игумена Кирилла (Сахарова) — полный бред в хамском стиле»
Заявление Совета СПБ появилось в связи с хамским комментарием «специалиста по выговорам священнослужителям», который в своем ЖЖ в связи с заявлением Совета СПБ «отбрил» на сей раз настоятеля храма Николы на Берсеневке, сопредседателя Союза Православных Братств игумена Кирилла (Сахарова). Ранее, напомним, маргинальный публицист устроил публичную выволочку архиепископу Львовскому Августину (Маркевичу).
«Остановит ли кто-нибудь распоясавшегося интернет-хулигана, раздающего тумаки „в сети“ направо и налево и не думающего о последствиях своего наглого поведения», задают справедливый вопрос члены Совета СПБ.
Русская линия
Состоялся вечер памяти Владимира Крючкина
Выступавшие — родственники, друзья, коллеги, прихожане — рассказали о жизненном пути Владимира Васильевича, о его творческих работах в кино и художественной фотографии. Были продемонстрированы фото и видеоматериалы, в том числе с выставок «Камни вопиют» («Россия-Косово: Камни вопиют»), «Территория радости».
В.В.Крючкин принимал активное участие в организации приходской жизни, руководил приходской фотостудией, по его инициативе совершались паломнические поездки.
Были прочитаны отрывок из его рассказа и стихи. Также было рассказано о его роли в инициативной группе, боровшейся против строительства РАХИ, — он был координатором, организатором пикетов, митингов, других акций протеста.
Выступавшие отмечали его широту и доброту, его неравнодушие, готовность пожертвовать своим ради других. Владимир Васильевич прилагал много усилий к активизации приходской жизни, говорил о необходимости использовать помещения при храмах для проведения встреч прихожан, для миссионерской работы.
Было объявлено о сборе пожертвований на памятник на могиле Владимира Васильевича (он похоронен на Перепеченском кладбище). Вечер завершился литией.
Русская линия
Вадим Колесниченко обратился к Генеральному прокурору Украины с требованием прекратить захват православных храмов раскольниками
Захват храма возглавлялся священником т.н. «киевского патриархата». При этом, по сообщениям СМИ, налетчики были вооружены, проломили стену храма и нанесли ему материальный урон. Прибывшая на место милиция задержала более 30 участников акции. Националисты заявили, что не занимают храм Московского Патриархата, а возвращают «свой», сообщает Вадим Колесниченко.
«Захват храмов и преследование священников набрали угрожающих масштабов в последнее время в Украине . Безнаказанность бандитов посягающих на христианские святыни, недавние преследования епископа Сумского и Ахтырского Евлогия, насильственное отнятие православных церквей в Хоружевке, Липовой Долине, Юнаковке, Ромнах, Гудымах Сумской области и нынешние события вокруг храма Николая Чудотворца продолжают русофобский курс украинских властей, направленный на вытеснение канонической православной церкви, этноцид русско-культурных граждан Украины, искажение исторической правды о голоде, об Великой Отечественной Войне, о других событиях совместной восточнославянской истории», — считает Вадим Колесниченко.
В связи с этим, В. Колесниченко, являющийся сопредседателем межфракционного депутатского объединения в поддержку Канонической Православной Церкви, требует от Генеральной прокуратуры Украины неотложно наказать бандитов, посягнувших на христианский храм в соответствии со статьями 161, 178−181 и учетом ст. 67 (усугубляющие обстоятельства) Уголовного кодекса Украины, предусматривающих ответственность в виде лишения свободы до 5 лет. О принятых прокуратурой мерах Вадим Колесниченко просит уведомить его и общественность в 10-дневный срок.
Русская линия
Шалва Нателашвили: Президента Грузии выбирают в Вашингтоне
«Я говорю не о личности, что какая-то личность плохая, а говорю о событиях, которые могут погубить Грузию. Та личность, которая будет посажена из-за границы — не имеет значения из Вашингтона или из России, или в результате соглашения между ними, будет не нашим слугой, не защитником наших интересов, как бы нас не любила эта личность, а будет учитывать интересы своих партнеров», — заявил Нателашвили в воскресном ток-шоу на Первом канале Общественного вещания Грузии «Политическая неделя».
По его словам, в данный момент Аласания является главной фигурой этого плана, но и бывшая глава Парламента Нино Бурджанадзе рассматривается в качестве «резервного варианта», так же как и кандидатура бывшего премьер-министра Зураба Ногаидели. «Я намереваюсь в ближайшее время отправиться с визитом в США, где попытаюсь убедить наших американских друзей, чтобы дали Грузии возможность самой избрать свою власть», — заявил Нателашвили.
Русская линия
Католикос-Патриарх Илия II вернулся в Грузию
Илия Второй обратился к населению Грузии и призвал к молитвам. «Нас спасет Господь, и он уже помог нам и с миром вернул нас домой», — сказал он. Патриарха в аэропорту встречали члены Священного Синода Грузинской Церкви, духовные лица и паства. Патриарх отбыл в Германию 4 февраля, где ему было проведено медицинское обследование. Несколько дней Патриарх Илия пробыл в реабилитационной клинике Кушмана. В настоящее время состояние здоровья Илии II стабильное.
Русская линия
Жителей Страсбурга познакомили с основами Православия
В свою очередь настоятель франкоязычного православного прихода Русской Церкви в Страсбурге священник Даниил Эскляйн напомнил об основных вехах истории Православной Церкви и ее догматического учения. Прихожанин храма Всех Святых профессор Алан Кормон выступил с докладом о месте и значении православия в современной Европе. Участники семинара познакомились также с традициями устройства православного храма и значением иконостаса. В ходе встречи выступил хор храма под управлением регента Марины Политовой.
Русская линия
Ассамблея католических епископов осудила еврейское телевидение
Власти, своевременно оповещенные Папским нунцием, отреагировали незамедлительно и гарантировали, что с их стороны будут приняты меры по прекращению данных передач, а виновник принесет публичные извинения.
Русская линия
Бенедикт XVI: Стремление к физической красоте — угроза для человечества
Понтифик заявил на конференции по вопросам генетики в Ватикане, что научные достижения в данной области могут представлять угрозу для человечества.
«В последнее время существует тенденция стремления к физическому совершенству и красоте в ущерб другим аспектам существования. Это наносит ущерб уважению к человеку как личности, несмотря на вклад в развитие науки и борьбу с генетическими заболеваниями», — подчеркнул Бенедикт XVI. «Необходимо помнить, что любая дискриминация отдельных людей, групп населения или этносов на основании реальных и предполагаемых генетический различий, является угрозой человечеству», — подчеркнул Папа, напомнив, что в нацистской Германии использовали евгенику для распространения ненависти по отношению к отдельным группам населения.
Русская линия
Албания готова разместить у себя элементы ПРО США
Премьер-министр прокомментировал статью в американской газете «International Herald Tribune», в которой утверждается, что США могут избрать Албанию в качестве альтернативного варианта размещения третьего позиционного ПРО США в случае отказа Польши и Чехии принять его на своей территории. «Пока конкретное предложение от США по этому вопросу не поступало. Если американские власти обратятся к нам с такой просьбой, Албания как страна-член НАТО и стратегический партнер США даст на это согласие», — заявил Бериша.
Русская линия
Михаил Леонтьев: «Обаму ждет очень тяжелая судьба»
«Господин Обама сказал, я цитирую почти точно: „Как политик, который мало проявлял себя в каких-либо действиях, я для многих являюсь экраном, на который они проецируют свои надежды и пожелания. И с этой точки зрения я разочарую многих, если не всех“. Я считаю, что это очень адекватный комментарий, один из немногих адекватных текстов, который Обама из себя выжал».
«Все остальное носит характер демагогии и риторики, а также повторения тех популистских действий, которые делали бы все и любой американский политик на месте Обамы. Обаму ждет очень тяжелая судьба. Самое лучшее для его имиджа, что может с ним произойти — это если его застрелят. Все остальное гораздо хуже», — заключил М.Леонтьев.
Русская линия
5 человек погибли в межрелигиозных столкновениях на севере Нигерии
Известно, что между мусульманами и христианами произошли распри по поводу мест для проведения богослужений. В субботу толпа мусульман напала на группу христиан и сожгла их церкви в отместку за сожжение мусульманских мечетей минувшей ночью в городе Баучи. «Я видел пять мертвых тел на улице этим утром, одно из них было обгоревшим», — сообщил агентству местный житель Муазу Харвада (Muazu Hardawa).
По его словам, противоборство между религиозными общинами началось 13 февраля, когда члены общины пятидесятников открыто выступили против мусульман и забаррикадировали им дорогу у мечети.
Крупные столкновения между враждующими этническими и религиозными группами произошли в нигерийском городе Джос в конце ноября прошлого года, тогда погиб 381 человек. По городу прокатилась волна погромов, сожжены примерно 100 домов, а также церкви и мечети.
Русская линия
МИД Ирана: Теракт в Египте отвечает интересам Израиля
Представитель иранского МИД выразил соболезнования родственникам и близким погибших и пострадавших в результате взрыва в Каире.
22 февраля в популярном среди туристов районе Эль-Хусейн произошел теракт. По свидетельству очевидцев, взрыв прогремел после того, как неизвестный выбросил какой-то предмет из соседней с местом происшествия гостиницы. В результате ЧП погибла 17-летняя туристка из Франции, еще 20 человек получили ранения, среди них — французы, немцы и египтяне. Россиян среди погибших и пострадавших нет.
Русская линия
Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт осудил телепередачу, кощунственно изобразившую сюжеты из Евангелия
По словам Ольмерта, прокомментировавшего программу в ходе заседания кабинета министров, подобные реплики в адрес Христианства заслуживают осуждения. «Если бы такие комментарии были сделаны в другой стране об иудаизме, это вызвало бы волну возмущения», — сказал премьер Израиля.
По его словам, отношения Израиля с Ватиканом и христианским миром в целом остаются «прекрасными».
В Ватикане на передачу уже отреагировали заявлением, где сатиру в адрес Христианства назвали «вульгарным и оскорбительным проявлением нетерпимости». «Недопустимо, чтобы подобное происходило в Израиле, где находятся некоторые из святынь Христианства», — отмечается в документе. Показанная в эфире израильского телевидения программа может еще больше осложнить отношения Израиля и Ватикана. Последним негативным эпизодом в них было то, что в январе Папа Римский Бенедикт XVI пересмотрел решение об отлучении от Церкви отрицавшего холокост епископа Уильямсона . Предполагается, что визит понтифика в Израиль состоится в мае.
Русская линия
Актер Константин Хабенский строит православный храм в память об умершей супруге
Храм планируется воздвигнуть в Лос-Анджелесе, где скончалась его жена. Сам К. Хабенский пока не может финансово осилить проект и активно занят поиском инвесторов, которые помогут ему завершить начатое. В том, что ему это удастся, сомневаться не приходится: Константин сделал постройку церкви делом своей жизни.
Хабенский, который в последнее время стал особенно близок к Богу, не сразу решился строить храм именно в Америке. Когда возникла такая мысль, 35-летний Константин рассматривал два варианта: почтить таким образом память любимой женщины на родине или там, где она провела последний год своей жизни. Выбор был сделан в пользу Лос-Анджелеса — там уже долгое время живет мама умершей жены, Галина Викторовна. Кстати, именно ее знакомые помогли организовать разрешение властей на постройку православного храма в Калифорнии. Теперь, если инвестор будет найден в ближайший месяц, церковь будет достроена к середине осени. Чуть больше месяца назад Хабенский выполнил последний обет, данный любимой супруге незадолго до ее смерти — он отнес вещи Анастасии, которые остались в их московской квартире на Госпитальном валу, в храм Живоначальной Троицы в Хорошеве. Именно там служит иерей Виталий Беспалко, с которым Хабенский познакомился на съемках фильма «Адмиралъ». Остальные клирики храма тоже поддерживают начинание Константина.
Русская линия