Иерей Сергий Звонарев: Утрата народных традиций — это не всегда плохо
Православный священник рассказал о языческом и христианском отношении к Масленице…
«Сырная седмица, иначе именуемая Масленицей — часть годового круга богослужения, связанная с Великим постом», — отметил в интервью сайту «Православие и мир» сотрудник Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС МП священник Сергий Звонарев. «Поскольку эта неделя — подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха», — добавил отец Сергий.
Священник также напомнил, что в языческих представлениях наших предков Масленица была праздником проводов зимы и встречи весны. «В языческом мире славян этот праздник особенно ярко отмечался в народной среде: проводились широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело „масленицы“, совершались обряды, имеющие прямое отношение к язычеству. После христианизации Руси с X века Церковь непрестанно боролась с этими проявлениями. С тех пор прошли века, но народные представления о Масленице сохранили некоторые элементы дохристианских верований. Во многих местах по-прежнему на Масленицу жгут соломенное чучело. Хотя участники этого действа и не относятся к нему как к языческому обряду, я хотел бы предостеречь православных людей от участия в подобном „веселье“», — сказал он.
Отвечая на вопрос, допустимо ли православному человеку принимать участие в масленичных гуляниях, священник сказал: «Никто не говорит, что надо вообще не посещать эти гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Другое дело, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека. Мы же знаем, каким бывает развлечение, выходящее за всякие рамки: употребляется большое количество алкоголя, что влечет к неблаговидным, а часто и безнравственным поступкам, греху».
Отметив, что сегодняшнее празднование Масленицы заметно отличается от дореволюционного, пастырь выразил мнение, что потери элементов народной традиционности имеет как отрицательные, так и положительные стороны. «Ведь народная культура и духовность — это не одно и то же. Церковь всячески противостоит потере или ослаблению традиционной духовности, но если в прошлое уходят языческие пережитки — совсем другое дело», — сказал отец Сергий.
На вопрос издания, что в современном праздновании Масленицы напоминает о язычестве, священник сказал: «Отношение к блину в языческие времена было, безусловно, отражением языческого мировоззрения. Блин даже внешне, своим золотистым цветом и формой напоминал солнце, поэтому на праздник встречи солнца, на Масленицу, и пекли блины. Другое дело в христианский период — этот обычай тщательно воцерковлялся, можно сказать, „переваривался“ Церковью с тем, чтобы придать ему новый христианский импульс. Со временем употребление блинов, пирогов и всего того, что связано с угощением на Масленицу, потеряло языческую подоплеку. Сегодня мы уже не можем сказать, что православному христианину недопустимо кушать блины только потому, что первоначально такого рода угощения были языческими».
Языческой традицией назвал священник и обычай прыгать через костер, поскольку в представлении наших далеких предков это действие имело ритуальный характер и подразумевало очищение огнем. «Но мы прекрасно знаем, что покаяние возможно только в Боге, что только Бог может прощать грехи. Поэтому Церковь настаивает на необходимости прибегать к Таинству покаяния», — пояснил отец Сергий. Впрочем, продолжил священник, «сегодня эта традиция встречается далеко не повсеместно и сохраняется лишь в качестве какой-то народной забавы, демонстрации удали, лихости молодецкой».
Что же касается сжигания соломенного чучела, то, заметил пастырь, «это наиболее сохранившаяся традиция, но сегодня она не опасна для Церкви, потому что для наших современников она также потеряла свою привязку к язычеству». Но вместе с тем он напомнил, что «Церковь просит православных людей не участвовать в сжигании чучела Масленицы, чтобы не поддерживать дальнейшего развития этого языческого по своему глубинному содержанию обряда». «Впрочем, и среди тех, кто присутствует при этом действии, никто не считает, что он участвует в языческом ритуале. Это дань традиции, прошлому, которая сегодня не имеет отношения к религии и к духовности. Русь пережила это много столетий назад», — добавил священник.
Предложил отец Сергий основать и новую традицию и посвятить Масленицу помощи неимущим. «Вспомним пример святого князя Владимира, прозванного в народе „Красным солнышком“. Он специально посылал по Киеву повозки со снедью и угощениями для раздачи их бедным людям. Почему бы сегодня властям, прежде всего муниципальным, не устроить на протяжении всей Масляной недели выпечку блинов для раздачи их в первую очередь там, где люди элементарно нуждаются в пище — на вокзалах, у теплопунктов, у переходов метро. Там, где всегда много лиц без определенного места жительства, бродяг. Нравственный эффект и общественный резонанс от такого рода помощи был бы намного выше, чем от всех усилий по организации широкой Масленицы и гуляний. Участники этих гуляний и так способны купить себе не только блины, но и более серьезные вещи. А вот помочь нуждающимся. Передвижная блинопекарня не является чем-то безумно дорогим, она не требует громадных капитальных вложений. А если бы такую блинопекарню привезли в детский дом и угостили бы детей блинами с вкусной начинкой, какой бы след в душах ребят оставило это угощение и внимание!» — сказал он. Русская линия
Иерей Сергий Звонарев: Утрата народных традиций — это не всегда плохо Православный священник рассказал о языческом и христианском отношении к Масленице...