Экипаж разбившегося в Перми Boeing потерял ориентировку
Причиной катастрофы самолета Boeing-737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», произошедшей 14 сентября 2008 г. в г. Перми, стала потеря пространственной ориентировки экипажем. Об этом сообщил председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Алексей Морозов, передает РБК.
«Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь командиром воздушного судна, осуществлявшим активное пилотирование самолета на заключительном этапе полета, что привело к перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей. Потеря пространственной ориентировки произошла при полете ночью в облаках с отключенными автопилотом и автоматом тяги», — сообщил А.Морозов.
При этом он отметил, что фактором, способствовавшим потере пространственной ориентировки и неспособности к ее восстановлению, явился недостаточный уровень профессиональной подготовки экипажа в части техники пилотирования воздушного судна, управления ресурсами и приобретения навыков по выводу из сложных пространственных положений самолета в прямой индикации авиагоризонтов, установленных на зарубежных и современных отечественных воздушных судах. «Данная индикация отличается от индикации, применяемой на типах воздушных судов, освоенных членами экипажа ранее (Ту-134 и Ан-2)», — отметил А.Морозов.
Кроме того, А. Морозов сообщил, что системные причины данного авиационного происшествия выявлены, в том числе по результатам проверок, проведенных Ространснадзором и Росавиацией после авиапроисшествия. Также выявлен недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing-737 в авиакомпании.
«Недостатки в технической эксплуатации самолета привели к выполнению в течение длительного времени полетов при наличии «вилки» (различная регулировка правого и левого двигателей, когда при одинаковом положении рычагов управления двигателями реализуется разная тяга и наоборот: при одинаковой тяге положение рычагов управления двигателями различно) в положении рычага управления двигателями (РУД) больше максимально допустимой руководством по технической эксплуатации самолета и невыполнению техническим персоналом предписываемых руководством по техэксплуатации действий по устранению этого дефекта. Наличие «вилки» в положении РУД увеличило рабочую нагрузку на экипаж в процессе выполнения захода на посадку.
По словам А. Морозова, техкомиссия МАК завершила работы по расследованию катастрофы самолета Boeing-737. В процессе расследования проведен полный комплекс работ по оценке летной и технической документации по эксплуатации самолета и подготовки экипажа, исследованию всех сохранившихся элементов самолета и двигателей, расшифровки и анализу данных бортовых и наземных средств объективного контроля.
Проведено математическое моделирование полета самолета и работы двигателей, с участием летчиков-испытателей и действующих линейных пилотов проведена независимая летная оценка.
Напомним, самолет Boeing-737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», следовавший рейсом N821 Москва — Пермь, потерпел крушение в 03:10 по московскому времени 14 сентября 2008 г. На борту самолета находились 88 человек, все они погибли. По факту крушения авиалайнера было возбуждено уголовное дело. Русская линия