Диакон Владимир Василик: «Это мессианская самоуверенность среднего американца»
Доцент Санкт-Петербургской Духовной академии проанализировал данные исследований о характере религиозности жителей США…
«Обрисованная в данном опросе картина представляет ситуацию не нигилизма и не упадка религии, а чего-то другого и может даже худшего, чем просто атеизм», — заявил в интервью «Русской линии» доцент Санкт-Петербургской Духовной академии (СПбДА), кандидат филологических наук диакон Владимир Василик, комментируя данные недавних исследований, проведенных организацией «Барна груп», о характере религиозности жителей США. В ходе исследования были опрошены 1004 совершеннолетних жителя континентальных штатов. Опрос проводился в августе 2008 года. Статистическая погрешность не превышает 3,2%, передает Regions.ru.
Согласно исследованию, примерно половина американцев согласна с утверждениями: «В наши дни христианство утратило ключ к людским сердцам» и «Христианство — уже не вера, которую автоматически выбирают для себя американцы». Среди согласившихся — 64% всех протестантов-евангеликов и 60% всех испано-американцев. При этом 44% опрошенных не согласны с этими утверждениями, а 6% затруднились ответить. Согласившихся больше среди либералов и среди жителей Северо-Востока и Запада страны, несогласных — среди консерваторов и жителей Юга и Среднего Запада.
Кроме того, 73% американцев рассматривают религию, прежде всего, как источник объективных и надежных моральных суждений, и именно поэтому считают ее крайне важной. Больше всех в этом уверены протестанты движения «заново родившихся»: так ответили 91% членов этого движения. Среди других христианских деноминаций с этим утверждением согласны 67%, а из нехристиан — только 39%. Не согласились с этим тезисом 23% американцев. В том, что религия — основа их собственной нравственности, согласны большинство американцев вне зависимости от происхождения, политических убеждений и места жительства. Выше всего процент утверждающих так среди негров (84%) и у людей консервативных убеждений (84%), у людей умеренных взглядов — 70%, у либералов — 65%.
При этом почти три четверти американцев (71%) заявили, что сами выработали тот набор положений, на которых основана их вера, и что они не считают нужным разделять вероучение какой-либо деноминации, — в том числе и той, к которой себя относят. Только 26% придерживаются противоположного мнения. Более же всего склонны создавать собственные комбинации догматов молодые люди (до 25 лет): среди них так поступают 82%.
Социологи также установили, что среди американцев, называющих себя христианами, половина не верит в существование сатаны, треть полагает, что во время своей земной жизни Иисус Христос грешил, 40% считают, что они не обязаны делиться своей верой с другими, а 25% отрицают истинность Библейской истории.
Диакон Владимир Василик, анализируя данный опрос, обратил внимание на то, что «сама кухня опросов может быть для нас закрытой и весьма произвольной». «Если не описывается процедура опросов, то нам трудно понять, кого опрашивали, какие социальные группы, насколько эти группы репрезентативны. Например, если берется компания тинэйджеров, результаты будут одни, потому что, к сожалению, для молодежи временами свойственен негативизм по отношению к традиционным ценностям и некоторый наигранный атеизм, который с возрастом исчезает. С другой стороны, подобные опросы становятся известным оружием в информационной войне по принципу „поди — проверь“. Тем не менее, данные этого опроса во многом похожи на правду, речь в данном случае идет о параметрах самих вопросов, задаваемых респондентам», — отметил отец Владимир.
«Дело в том, что результаты опроса очень напоминают Я-философию, типичную для среднего американца: „я сам творец своего счастья, я сам формирую свои убеждения, и я сам устанавливаю и обустраиваю свои отношения с Богом“. На самом деле здесь нельзя недооценивать значение квазихристианского фактора потому, что-то, о чем свидетельствует опрос, это далеко не атеизм советского образца и советского пошиба. Это мессианская самоуверенность среднего американца: тдля него естественно, что раз он успешен, если он процветает, то „Бог за него“. Стоит напомнить такой документальный фильм как „Империя добра“, который как раз показывает, что истоки современного американского империализма не столь просты, как считали советские публицисты, это никакая-то пошлая борьба за рынки, ресурсы, а это непоколебимая убежденность в том, что именно Америка должна править миром, поскольку это богоизбранная страна, это „новый Израиль“. В этом смысле показательно, что секта иеговистов, наиболее могучая, процветает именно в США, и некоторая напряженность отношений между Америкой и Израилем не в последнюю очередь связана с конкуренцией этих двух мессианских центров, причем как со стороны квазихристианской, так и со стороны еврейской», — полагает православный ученый.
«В этой связи стоит также вспомнить совершенно справедливое мнение Макса Вебера о том, что протестантизм неотъемлемо связан с современным капитализмом, о том, что Бог, якобы, на стороне преуспевающих, процветающих и успешных, а гнев свой Господь, дескать, показывает на нищих, неуспешных и неудачниках. Максима „пусть неудачник плачет“ имеет фундаментальное религиозное обоснование. С другой стороны, коль скоро свободное предпринимательство и многообразие фирм и институций только приветствуется, то по аналогии приветствуется и многообразие религиозных институций, конфессий и деноминаций, и сект, — чем больше, тем лучше. Для мира свободной конкуренции, в частности, свободной духовной конкуренции идея единой Церкви в известном плане принципиально неприемлема. В этом плане Америка не может не быть поликонфессиональной страной и, напротив, Россия не может мыслиться как поликонфессиональная страна, поскольку мы существуем на принципиально иных основах, а именно, мы существуем на принципе единства государства, единства народа и единства Церкви. Сказанное, не подразумевает, конечно, что только Православная Церковь имеет право на существование, но то, что она должна быть доминирующей при наличии других христианских и нехристианских вероисповедований, которые, безусловно, должны пользоваться защитой закона», — сказал отец диакон. «Я считаю, что идти по пути американцев для нас просто гибельно, и то, что у нас муссируется утверждение о том, что мы многонациональная и многоконфессиональная страна, это навязывание американской модели, которая, в конечном счете, может привести к развалу Российской Федерации», — добавил он.
«Следует отметить, что в отличие от старой Европы Америка — страна весьма и весьма религиозная, религиозно активная, страна, которая продуцирует большое количество новых религиозных движений, новых сект. США — это страна, которая находится в настоящий момент на своеобразном религиозном подъеме, но надо понимать, что параметры этого религиозного подъема традиционным христианским представлениям по большому счету и по большей части не отвечают, то есть в известном смысле по отношению к Православной Церкви это антисистема, говоря языком Льва Николаевича Гумилева», — заключил диакон Владимир Василик. Русская линия
Диакон Владимир Василик: «Это мессианская самоуверенность среднего американца» Доцент Санкт-Петербургской Духовной академии проанализировал данные исследований о характере религиозности жителей США...