Русская линия
Сводка новостей от 29 декабря 2001

УЧРЕЖДЕНА НОВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ

Общественная организация «Православный Санкт-Петербург» объявляет об учреждении ежегодной Премии имени Сергия Нилуса.
Премия учреждается для поощрения наиболее цельных и общественно-значимых литературных трудов современных писателей, поэтов, публицистов и общественных деятелей, посвященных духовной жизни русского народа, его прошлому, настоящему и будущему. Учреждая премию имени Сергея Нилуса петербургский меценат продолжает добрую дореволюционную традицию присуждения именных премий для поощрения русских писателей и ученых, их исторических исследований и литературных работ. Прекрасным примером такого возрождения явилось возобновление несколько лет назад, по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, одной из наиболее престижных до революции Макарьевской премии. Нет сомнений, что новая премия послужит благородному делу возрождения духовности в России и станет престижной наградой для православных авторов.
Жизнь и творчество выдающегося русского духовного писателя Сергея Александровича Нилуса, имя которого послужило для основания премии, является ярким примером беззаветного служения Православию и России в смутные времена начала ХХ века. Рядом своих исторических, назидательных и поистине пророческих книг Сергей Нилус сумел составить необычайно яркую и, в тоже время реальную картину духовной жизни России своего времени. Господь наделили раба Своего Сергия не только недюжинным литературным талантом, но и особой духовной чуткостью, прозорливостью в истолковании грозных знамений начала ХХ века. Не случайно именно ему суждено было первым опубликовать записи бесед преподобного Серафима Саровского с Николаем Александровичем Мотовиловым, этой? благой вести? о грядущем страшном и великом будущем России. Немалая заслуга Нилуса в подготовке прославления великого Саровского чудотворца.
Другой великий русский святой праведный Иоанн Кроншдадский благословил писателя на долгие труды на ниве православного просвещения, которые проходили под благодатным духовным покровительством Оптинских старцев. Преподобный Варсонофий Оптинский ряд лет окормлял супругов Нилусов, был щитом и покровом трудов писателя до самой своей кончины в 1913 году. По благословению этих двух подвижников духа Сергей Александрович впервые опубликовал знаменитые? Протоколы сионских мудрецов?, в которых раскрывается сатанинский план захвата власти и подготовки воцарения антихриста в христианской Европе. Немалым мужеством надо было обладать, чтобы решится на такую публикацию, но? Блаженны алчущие и жаждущие правды? (Мф.5.6) сказал Господь, и сохранил чету Нилусов в огне гражданской войны и красного террора, когда за одно только хранение? Протоколов? можно было попасть под кровавый нож ЧК. Сергей Нилус, хотя и не без скорбей, мирно пережил десять лет советской власти и скончался в России в 1928 году.
Прикоснувшись к неисчерпаемым духовным сокровищам Православия, Сергей Александрович щедрою рукой делился ими со своими читателями, в числе которых были и венценосные особы, и простые верующие. ?На берегу Божьей реки?, ?Святыня под спудом?, другие произведения писателя вводят нас в чудный мир русского православия, знакомя с удивительными примерами подвижничества, являются не только утешением, но зачастую и добрым советчиком. Для современных духовных писателей книги Сергея Нилуса являются безусловным творческим ориентиром, и учреждение премии его имени должно стать хорошим стимулом их трудов.
Первое присуждение Премии имени Сергия Нилуса за 2001 год состоится в 15 часов 13 января 2002 года в помещении Института текстильной промышленности в Санкт-Петербурге. Торжественный акт присуждения завершится праздничным новогодним концертом.
Русская линия


«ПРАВОСЛАВНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

Положение о Премии имени Нилуса.

Премия присуждается авторам книг, статей, стихов и прозы, посвященных духовной жизни русского народа, его прошлому, настоящему и будущему, в которых на высоком художественном уровне утверждаются православные идеалы.
Ежегодно присуждаются первая, вторая и третья премии. Денежное выражение каждой премии устанавливается учредителем — Общественной организацией «Православный Санкт-Петербург» ежегодно. Лауреаты определяются на заседании специального комитета по Премиям Сергея Нилуса, в который помимо учредителя входят сотрудники Общества «Православный Санкт-Петербург». Ответственный секретарь комитета главный редактор альманаха? Православный летописец Санкт-Петербурга? Людмила Александровна Илюнина. Предложения о премировании за очередной год принимаются комитетом по премиям до 1 декабря текущего года от всех заинтересованных лиц и организаций.
Вручение Премий происходит ежегодно 13 января н.ст. в Санкт-Петербурге в торжественной обстановке.
Кроме трех премий учреждаются особые медали с портретным изображением С.А.Нилуса для награждения достойных участников конкурса, не ставших лауреатами премии.


НИЛУС Сергей Александрович (28.8.1862−1/14.1.1929), русский мыслитель, духовный писатель и общественный деятель. Один из выдающихся поборников идеалов Святой Руси.
По воспоминаниям современника, ?это была сильная личность, человек блестящий, талантливый музыкант, художник и писатель. Говорил он необыкновенно интересно, взгляды его были глубоки и оригинальны. Его чисто русская душа — нараспашку, с сердцем восторженным, искренно открытым, была готова любить всякого. Идеализировал он кого только мог, при этом попадался, разочаровывался, но был неисправим. При почти постоянном безденежье он умудрялся проявлять самую широкую щедрость. Вера его была непоколебима?. Сергей Александрович был высокого роста, очень представительный, с большой окладистой бородой и сильной проседью, с выразительными карими глазами. Дома он носил русскую рубашку и высокие сапоги и, несмотря на скромную эту крестьянскую одежду, походил типом на русского боярина.
Родился Ннлус в небогатой помещичьей семье, проживающей в хлебосольной православной Москве с сорока сороками ее церквей, с их величавым колокольным звоном. Детство, отрочество, юность будущего писателя проходили в нарастающем отчуждении общества от церкви, когда обязательное говение на Страстной седмице многими уже воспринималось как некая повинность. Доброта матери, няни, непрерывно творивших благое ближнему со скромностью, свойственной только христианам, уклад родового имения Золотарево (Мценскнй у., Орловская губ.) не дали погаснуть в душе неясно сознаваемой любви к Богу.
По окончании гимназии и университета С.А. Нилус несет службу чиновника в различных местах Империи, по выходе в отставку хозяйствует в деревне. Как-то после исповеди в сельском храме у него зародилось стремление испытать себя в духовном творчестве, которое окрепло в Троице-Сергиевой лавре, у нетленных мощей преподобного Сергия Радонежского.
Окончательное обращение православного в Православие совершилось, когда, мучимый болезнью, он приехал в Кронштадт к святому отцу Иоанну. Здесь, припав к ногам желанного утешителя, Нилус говорил ему о своих скорбях, открывал ему всю свою грешную душу и приносил покаяние во всем, что тяжелым камнем лежало на сердце. ?Это было за всю мою жизнь первое истинное покаяние: впервые я всем существом своим постиг значение духовника как свидетеля этого великого Таинства, свидетеля, сокрушающего благодатью Божней в корне зло греха и гордости человеческого самолюбия. Раскрывать язвы души перед одним Всевидящим и Невидимым Богом не так трудно для человеческой гордости: горделивое сознание не унижает в тайной исповеди перед Всемогущим того, что человеческое ничтожество называет своим? достоинством?. Трудно обнаружить себя перед Богом при свидетеле, и преодолеть эту трудность, отказаться от своей гордости — это не есть вся суть, вся таинственная, врачующая с помощью Божественной благодати сила исповеди. Впервые я воспринял всей своей душой сладость этого покаяния, впервые всем сердцем почувствовал, что Бог, именно Сам Бог, устами пастыря, Им облагодетельствованного, ниспослал мне свое прощение, когда о. Иоанн сказал мне: ?У Бога милости много — Бог простит?. Какая это была несказанная радость, каким священным трепетом исполнилась душа моя при этих любвеобильных, всепрощающих словах! Не умом я понял совершившееся, а принял его всем существом своим, всем своим таинственным духовным обновлением. Та вера, которая так упорно не давалась моей душе, несмотря на видимое мое обращение у мощей преподобного Сергия, только после моей сердечной исповеди у о. Иоанна занялась во мне ярким пламенем. Я сознал себя и верующим, и православным?.
Так, в зрелом возрасте он выбрал стезю духовного писательства. В 1903 в свет выходит первая книга Нилуса? Великое в малом?, выдержавшая пять изданий. ?О, благословенная моя Оптина?! Ей, ?Калужскому Сарову?, из шести томов своих сочинений Нилус посвятил четыре. Здесь, на берегу тихой омутистой Жиздры, вместе с женой Еленой Александровной Озеровой (1855−1932), близким по духу человеком, провел он пять лет. В Оптиной, как рыбарь, сидящий на берегу Божьей реки, Нилус улавливал своим неводом дары благодати Духа Святого. Разбирая богатейший оптииский архив, писатель бережно извлекает из него свидетельства прозорливцев, богомысленных странников и учительных старцев. Эти материалы составили два тома — ?На берегу Божьей реки? и книги? Сила Божия и немощь человеческая? и? Святыня под спудом?.
В 1905 во 2-ом издании своей книги? Великое с малом? Нилус осуществляет публикацию Сионских протоколов — тайного иудейско-масонского документа — программы борьбы против христианской цивилизации. Публикация этого документа вызвала широкий резонанс в России и мире, открывая многим глаза на настоящую подоплеку исторических событии к. XIX—XX вв. На публикацию Сионских протоколов Нилус получил благословение св. Иоанна Кронштадтского, оптинского старца Варсонофия, священномученика митрополита Владимира Киевского, архиепископа Никона Рождественского.
После отъезда из Оптиной в мае 1912 Нилусы живут на Валдае, где усердием патриарха Никона был воздвигнут Иверский Богородичный монастырь. Обитель славилась подвижниками и тайнозрителями. Здесь С.А. Нилус продолжает разрабатывать основную тему своего творчества — апокалиптические события грядущего времени. ?О том, чему не желают верить и что так близко?, — таким эпиграфом он предварил самую провидческую свою книгу? Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле? (?Близ есть, при дверех?), увидевшую свет в 1911 и выдержавшую четыре издания. Последнее, предпринятое в январе 1917, было по приказанию Временного правительства почти полностью уничтожено.
Революция застала Нилуса в Малороссии, подвергнув его жесточайшим испытаниям. Было все: гонения, преследования, обыски, и что ни год, то строже. За чтение его книг расстреливали, но Нилус, укрепясь молитвою, не впадал в уныние, а хранимый Самим Господом, продолжал писать о проявлении Волн Божией — о чудотворениях, о спасительной силе покаяния, о Церкви как водительнице совести. Эти материалы легли в основу второй части книги? На берегу Божьей реки?.
Кончина писателя последовала в канун блаженной памяти преподобного Серафима Саровского, которого Сергей Александрович так чтил и для всенародного почитания которого так много сделал. Погребен С.А. Нилус был возле храма в селе Крутец (в семье настоятеля этого храма прожил он последние годы своей земной жизни) Александровой Слободы, вотчины Грозного. Ныне верными почитателями памяти С.А. Нилуса установлен осьмиконечный крест на могиле этого выдающегося русского духовного писателя.
До наших дней уцелели пророческие письмена Нилуса, и ныне они будят людей от духовного сна, оставаясь горящими светильниками глубокого живого евангельского духа, указующими путь жизни по вере для великого русского народа.
А. Стрижев. Святая Русь. Энциклопедический словарь Русской цивилизации.

  • Читать в Телеграм
  • Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter, если заметили опечатку

В МОСКВЕ ПРОШЛО МОЛИТВЕННОЕ СТОЯНИЕ ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНН

УЧРЕЖДЕНА НОВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА

ПРИНОШЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ НЕ ДОЛЖНЫ ОБЛАГАТЬСЯ НАЛОГОМ

ГРАЖДАНЕ РОССИИ МОГУТ НЕ УКАЗЫВАТЬ ИНН В ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТАХ

ЗАСЕДАНИЕ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО СОВЕТА РОССИИ

ВПЕРВЫЕ В ЕВРЕЙСКОЙ АО СИНАГОГУ ПОСТРОЯТ НА СРЕДСТВА ГОСУДАРСТВА

ОТКРЫЛСЯ КАТОЛИЧЕСКИЙ ХРАМ

АРХИЕПИСКОП КОНДРУСЕВИЧ ПОЗДРАВИЛ РОССИЙСКИХ КАТОЛИКОВ С РОЖДЕСТВОМ

НА ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ ТВ ВЫШЛА ИСЛАМСКАЯ ПЕРЕДАЧА

ДРЕВНИЙ СПИСОК КОРАНА

ДУХОВНЫЕ ЛИДЕРЫ МУСУЛЬМАН РОССИИ НЕ ОДОБРЯЮТ ПРИГЛАШЕНИЕ ПАПЫ РИМСКОГО В КАЗАНЬ

ЕПИСКОП ЕВТИХИЙ ПРОВЕЛ СОБРАНИЕ ДУХОВЕНСТВА ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЕМУ ЕПАРХИЙ РПЦЗ

В ЗАЩИТУ ДОБРОГО ИМЕНИ МИТРОПОЛИТА ВИТАЛИЯ
Обращение епископа Ишимского и Сибирского Евтихия...

ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ШИШКОВ ОФИЦИАЛЬНО ПРИСОЕДИНИЛСЯ К РПАЦ

ПОЧИЛ О ГОСПОДЕ СХИАРХИМАНДРИТ СТЕФАН КАРУЛЬСКИЙ

ЯСИР АРАФАТ НАПРАВИЛ ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХУ АЛЕКСИЮ II

АРХИЕПИСКОП ЧЕРКАССКИЙ И КАНЕВСКИЙ СОФРОНИЙ ИЗБРАН ПОЧЕТНЫМ ЧЛЕНОМ СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ УКРАИНЫ

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ УКРАИНЫ ОБЕСПОКОЕНА ПРОЗЕЛИТИЗМОМ ЧУЖДЫХ РЕЛИГИЙ

ЧУДЕСНО СПАСЕНЫ ДВЕ ОСОБО ЧТИМЫЕ ПРИХОЖАНАМИ ИКОНЫ

УКРАИНА ГОТОВИТСЯ К ПРОСЛАВЛЕНИЮ НОВОМУЧЕНИКОВ

АРХИЕРЕИ В ВЫБОРАХ УЧАСТВОВАТЬ НЕ БУДУТ

СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

КУЧМА ПОЗДРАВИЛ С РОЖДЕСТВОМ УКРАИНЦЕВ-ГРИГОРИАНЦЕВ

В ЭСТОНИИ ПРИНЯТ НОВЫЙ ЗАКОН «О ЦЕРКВЯХ И ПРИХОДАХ»

ЗАКОНОДАТЕЛИ В РАСТЕРЯННОСТИ

АРХИЕПИСКОП ЧЕРКАССКИЙ И КАНЕВСКИЙ СОФРОНИЙ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ТОРЖЕСТВАХ ПО СЛУЧАЮ 1700-ЛЕТИЯ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

КАТОЛИЦИЗМ В БЕЛОРУССИИ

В КИЕВЕ ВЫШЛА В СВЕТ КНИГА ФИЛОСОФА-МУСУЛЬМАНИНА АЛИ ВЯЧЕСЛАВА ПОЛОСИНА

К КРЫМСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦЗ ПРИСОЕДИНИЛСЯ ПРИХОД МП В ЖИТОМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГРУЗИНСКИЕ РАСКОЛЬНИКИ СХВАТИЛИСЬ С ИЕГОВИСТАМИ

НА УКРАИНЕ ПОЯВИЛИСЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ДВИЖЕНИЯ «ФАЛУНЬГУНЬ»

ЭСКАЛАЦИЯ НАСИЛИЯ НА БАЛКАНАХ

ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ V СОБОРА БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТОРЖЕСТВА В ВИФЛЕЕМЕ

ЯСИР АРАФАТ ПРОСИТ СОДЕЙСТВИЯ ПАПЫ РИМСКОГО

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МЕССА ПОД ПРИКРЫТИЕМ ПВО

«ГОРОДУ И МИРУ»

ОБНОВЛЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЧЕСКОЙ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВЕЙ ГЕРМАНИИ

В США РАСТЕТ ИНТЕРЕС К РЕЛИГИОЗНОМУ ИНТЕРНЕТУ

КАНАДСКИЙ ПАСТОР: БОГ НЕ ПРОТИВ ПОРКИ ДЕТЕЙ

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ КОРОЛЕВЫ

ИРАН И САУДОВСКАЯ АРАВИЯ РАЗРАБАТЫВАЮТ ПЛАН ЕДИНЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА

СУД ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ИСЛАМА

ИСЛАМ С ЕВРОПЕЙСКИМИ ТРАДИЦИЯМИ

СТРОИТЕЛЬСТВО МЕЧЕТИ В НАЗАРЕТЕ

В ИЗРАИЛЬСКОЙ ШКОЛЕ СОСТОЯЛОСЬ ПУБЛИЧНОЕ СОЖЖЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ОБВИНИТЕЛИ ТРЕБУЮТ ВЫНЕСТИ СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР ОДНОМУ ИЗ ЛИДЕРОВ «АУМ СИНРИКЕ»

ЭКУМЕНИСТЫ ОСУДИЛИ ЭКСТРЕМИЗМ

МАСШТАБНЫЙ ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ ФОРУМ


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика