Минкульт Украины создал комиссию для «проверки мощей Киево-Печерской лавры»
Согласно указу, комиссия должна провести их «инвентаризацию» и «определить историческую и научную ценность»
5 марта 2025 года Министерство культуры создало комиссию для «проверки» и «инвентаризации» нетленных мощей преподобных Киево-Печерских в Дальних и Ближних пещерах монастыря. При этом официально сообщается, что сведения о работе и результатах работы этой комиссии будут засекречены, передаёт СПЖ.
Согласно приказу № 214 от 5 марта, в ведомстве поручили созданной комиссии до 30 мая осуществить проверку «наличия останков святых в гробницах Ближних и Дальних пещер Национального заповедника „Киево-Печерская лавра“, а также определить историческую и научную ценность останков святых».
В документе говорится, что в случае выявления в ходе работы комиссии «предметов, подпадающих под определение культурных ценностей в понимании Закона Украины „О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей“, составить соответствующие списки и приобщить их к справке».
Сведения о работе комиссии в министерстве решили назвать «информацией с ограниченным доступом».
Председателем комиссии назначен директор департамента защиты и сохранения культурного наследия Владимир Шорников. Контролировать работу комиссии будет непосредственно министр культуры Николай Точицкий.
Данный факт уже вызвал возмущение священноначалия и духовенства Украинской Православной Церкви.
Русская линия
Михаил Пиотровский поддержал инициативу по восстановлению собора Спас-на-Сенной
Директор Эрмитажа заявил в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, что данный вопрос носит важный и принципиальный характер для города
Вопрос о восстановлении снесённого в городе на Неве храма Спас-на-Сенной, который был взорван большевиками в 60-е годы, носит важный характер. Такое мнение 6 марта 2025 года высказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на панели Всемирного клуба петербуржцев, которая прошла в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, сообщает Фонтанка.Ru.
«Я так считаю, что храм на Сенной — это сюжет, который нужно поднимать. Восстановление его — действительно вещь важная», — сказал директор Эрмитажа, которого вряд ли можно заподозрить в особенной любви к Русской Православной Церкви и её начинаниям.
Главной сложностью в реализации проекта сейчас является слишком тесное соседство с петербургской подземкой. Павильон станции метро «Сенная площадь» частично расположен на исторической территории храма. Перенос эскалаторного тоннеля сейчас невозможен. Но проектировщики «Ленгипротранса» предлагают, например, существенно снизить объект и объединить с павильоном «Спасской».
В настоящее время храм Спас-на-Сенной числится в перечне утраченных архитектурных доминант, рекомендуемых к восстановлению городским законом об охранных зонах исторического Петербурга. Церковь взорвали в 1961 году.
В 2025 году градозащитники, деятели культуры и искусства обратились к губернатору города на Неве Александру Беглову с просьбой оказать содействие в восстановлении святыни. В Северной столице идёт активное обсуждение данного вопроса.
Русская линия
Митрополит Кифирский Серафим: Праздновать Пасху Христову вместе с католиками не допустимо
Иерарх Элладской Православной Церкви подверг критике намерение Фанара устроить экуменические торжества по случаю совпадения Пасхи по юлианскому и григорианскому календарям и в честь 1700-летия I Вселенского Собора
Иерарх Элладской Православной Церкви митрополит Кифирский и Антикифирский Серафим опубликовал окружное послание по случаю начала Великого поста, в котором подверг критике идею совместного с Римско-католической церковью празднования 1700-летия I Вселенского собора. Архиерей отметил, что РКЦ не принадлежит к Православной Церкви и, более того, исказила православное учение. В связи с этим, как считает митрополит Серафим, совместные мероприятия с римо-католиками могут привести к нарушению канонических правил Церкви. Текст послания опубликован на сайте «Orthodoxia News Agency», сообщает портал Raskolam.net.
«Общая молитва, контакты и совместные празднования с теми, кто не принадлежит к Церкви, — еретиками, инославными, а тем более с представителями иных религий — строго запрещены святыми канонами. Будет ли вся Святая Православная Церковь праздновать эту знаменательную годовщину в духе апостольского и святоотеческого Предания, с молитвами и песнопениями во славу Пресвятой Троицы? Или же под видом „любви“ будут насаждаться ложные учения и новшества, пытающиеся увести верных от спасительного пути?», — рассуждает митрополит Серафим.
Архипастырь отметил, что само по себе такое единение западных и восточных христиан не представляет угрозы лишь в том случае, когда оно будет избавлено от еретических заблуждений.
«Добро не есть добро, если оно не сделано хорошо», — говорит святой Иоанн Дамаскин. Единство и союз христиан — это хорошо, но оно не является неизбежным. Оно предполагает, как мы уже говорили, свободу от заблуждений, ересей и нововведений в вопросах православной веры и Предания", — добавил архиерей.
Ранее Предстоятель Кипрской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Георгий заявил о том, что не видит проблем в унификации даты празднования Пасхи с римо-католиками. Первоиерарх считает, что единая с католиками дата Воскресения Христова не противоречит канонам Церкви, а саму идею впервые озвучил именно папа Римский Франциск.
Всё это лишний раз подтверждает, что на Фанаре всерьёз готовились к возможному союзу с католиками уже в 2025 году. При этом голосов против этих приготовлений в Греции особенно и не было. Владыка Серафим стал одним из немногих греческих архиереев, кто возвысил свой голос против готовящихся экуменических торжеств. Однако, на фоне молчания православных архиереев, Господь, похоже, сам решил вмешаться в ситуацию и посетил папу Римского Франциска серьёзным заболеванием. Сможет ли он теперь выздороветь, чтобы принять участие в торжествах в Турции, остаётся под вопросом.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем начало Династии Романовых, а также чтим память выдающихся русских писателей Н.В.Гоголя, Н.С.Лескова и архитектора А.Н.Воронихина
В этот день 21 февраля 1613 г. (в тот год это было первое воскресенье Великого поста, неделя Торжества Православия) состоялось последнее торжественное заседание Земского Собора, на котором был избран на царствование первый Государь Династии Романовых Михаил Феодорович. Перед тем после жарких споров на заседании Собора 7 февраля одновременно было подано две грамоты от некоего дворянина из Галича и от донского атамана, где прирожденным государем назывался 16-летний Михаил Феодорович Романов. «Таким образом, и земщина и казачество, всегда между собой враждовавшие, произнесли одно имя, на котором сошлись все лучшие чувства Русских людей и которое должно было всех примирить», — пишет А.Д.Нечволодов в своих «Сказаниях о Русской Земле». Но чтобы новый царь стал избранником всей земли, было решено разослать по городам посланников Собора, которые должны были разузнать, как отнесется народ к этому выбору. После этого и состоялось последнее заседание Собора.
Вот как описывает это событие Нечволодов: «В воскресенье, в неделю Православия, „в большом Московском дворце в присутствии, внутри и вне, всего народа от всех городов России“ состоялось последнее торжественное заседание Собора. Были собраны мнения от каждого чина, и все они оказались одинаковы: все единогласно указывали, что царем должен быть Михаил Феодорович Романов. Вслед за тем Феодорит, архиепископ Рязанский, Авраамий Палицын, Иосиф, Новоспасский архимандрит, и боярин Василий Петрович Морозов вышли на Лобное место и обратились к собравшемуся здесь всенародному множеству с вопросом: „Михаила Феодоровича Романова в цари Московского государства хотите ли?“. Восторженные клики согласия послышались на это в ответ. „В той же день бысть радость велия на Москве, и поидоша в соборную апостольскую церковь Пречистыя Богородицы и пеша молебны з звоном и со слезами. И бяше радость велия, яко изо тьмы человецы выидоша на свет, — говорит летописец. — Он же благочестивый государь того и в мысле не имяше и не хотяше: бывшу бо ему в то время у себя в вотчине, тово и не ведяше, да Богу он годен бысть. И за очи помаза его Бог елеем святым и нарече ево царем“. Так кончилось на Руси Смутное время, вызванное пресечением царского рода из дома Иоанна Калиты».
21 февраля 1852 года в Москве отошел ко Господу великий русский писатель и православный мыслитель Н.В.Гоголь.
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1804 года в Малороссии в семье помещиков среднего достатка. Гоголь окончил Нежинскую гимназию высших наук, служил в Петербурге чиновником в Департаменте уделов. В этот период Гоголь завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В.А.Жуковским, П.А.Плетневым, А.С.Пушкиным. Своими повестями, вначале на темы из украинской жизни, а потом более глубокими произведениями петербургского периода, писатель быстро завоевал популярность.
Но не только литературными произведениями, включая такие бессмертные творения как «Ревизор», «Невский проспект», «Тарас Бульба», «Мертвые души» и др., прославился писатель. Гоголь оставил заметный след в русской философии и идеологии русского консерватизма. Особое значение в творчестве Гоголя имеют православно-публицистические произведения «Выбранные места из переписки с друзьями» и «Размышления о Божественной литургии».
В «Выбранных местах из переписки с друзьями» великий русский писатель отмечал: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что Вы русский. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви ведет Сам Бог. Но не полюбивши Россию, не полюбить нам братьев своих, а не полюбивши своих братьев, не возгореться нам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись Вам».
Не мало размышлял Гоголь и на религиозные темы: «Полный и всесторонний взгляд на жизнь остался в Восточной церкви — в ней простор не только душе и сердцу человека, но и разуму во всех его верховных силах», — считал писатель. «Верховная инстанция всего есть Церковь», «Церковь одна в силах разрешить все узлы, недоумения и вопросы наши». «Есть внутри земли нашей примиритель, который покуда не всеми виден, это — наша Церковь.
В ней правило и руль наступающему новому порядку вещей, — и чем больше вхожу в нее сердцем, умом и помышлением, тем больше изумляюсь чудной возможности примирения тех противоречий, которых не в силах теперь примирить Западная церковь.., которая только отталкивала человечество от Христа".
В этот же день, 21 февраля 1895 года в Петербурге скончался выдающийся русский писатель Н.С.Лесков.
Николай Семенович Лесков родился 4 февраля в Орловской губернии в семье следователя, выслужившего дворянство, был внуком священника. Внезапная смерть отца и «бедственное разорение» семьи вынудили Лескова переехать в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и начать служить — в начале в Киевской казенной палате, а затем в частной коммерческой компании. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов, жизни «в самых глухих захолустьях», что давало «обилие впечатлений и запас бытовых сведений», нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете «Современная медицина», в популярном петербургском журнале «Отечественные записки».
С переездом в Петербург в 1861 г. началась интенсивная работа Лескова в периодике. Он быстро стал заметным публицистом. Вскоре в печати появились и его первые беллетристические опыты — жанровые картинки, путевые заметки, нравоописательные очерки. Лесков выступал как последовательный противник революционных взглядов, что в полной мере проявилось в его антинигилистических романах: «Некуда», «На ножах», в которых автор где талантливо показал внутренний крах революционной мечты и нарисовал яркие портреты «мошенников от нигилизма».
Поворотным событием в судьбе Лескова стала хроника «Соборяне» (1872 г.), в которой Лесков дал обобщенный образ национального бытия и самостоятельную концепцию русской жизни. Широкий читательский успех также снискали рассказы «Запечатленный Ангел» (1872 г.), повесть «Очарованный странник» (1873 г.), «Левша» (1881 г.), «Тупейный художник», (1883 г.) и др.
Но излюбленной темой писателя была религиозная жизнь русского общества. Прежде всего, Лесков стал знаменит как знаток духовной и бытовой жизни русского народа. Ему удалось создать прекрасные образы русских праведников («у нас не переводились, да и не переведутся праведные»), а его романы и повести вошли в сокровищницу русской литературы.
21 февраля 1814 года скончался выдающийся русский архитектор, президент Академии художеств, один из основоположников русского ампира А.Н.Воронихин.
Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 года в Пермской губернии в семье крепостных. Будучи отпущенным на волю графом Строгановым, который принял самое деятельное участие в судьбе молодого человека, проявившего большие художественные способности, Воронихин путешествовал по России, Франции и Швейцарии, где изучал живопись, архитектуру, механику, математику, естественные науки.
С 1800 г. Воронихин преподавал в Академии художеств. Архитектору удалось создать новый простой и строгий тип общественного здания, в своем архитектурном образе выражающий мощь и величие Российской Империи. Таким зданием стал построенный Воронихиным Казанский собор в Петербурге, образовавший своей колоннадой на Невском проспекте площадь, ставшую центром притяжения для окружающих зданий. Не менее известно и здание Горного института, построенное по проекту архитектора. Воронихин также участвовал в строительстве дворцово-парковых ансамблей Петергофа и Павловска; неосуществленными остались его проекты Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя.
Сегодня же наша Церковь поминает мученическую кончину простой русской женщины Ольги Кошелевой.
Мученица Христова Ольга Семеновна Кошелева родилась 2 июля 1874 года в селе Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии в обычной крестьянской семье. Была замужем за рабочим кожевенной фабрики в Москве Андреем Кошелевым и жила вместе с мужем и детьми неподалеку от храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, прихожанкой которого была много лет
27 октября 1938 года святая была арестована по доносу секретного осведомителя, как активная церковница и заключена в Таганскую тюрьму. Следователь предъявил Ольге Семеновне обвинение в контрреволюционной деятельности, заключавшейся в её словах.
Из материалов допросов:
«Я говорила, что советская власть безвинно арестовывает духовенство, закрывает церкви без согласия на то верующих, и сейчас еще раз это говорю».
Были вызваны свидетели, в частности, председатель церковного совета Успенской церкви, но они подтвердили только, что Ольга Семеновна в присутствии прихожан говорила:
«Господи, что только делается на белом свете, всюду церкви закрываются без согласия верующих, а духовенство и верующих безвинно арестовывают и высылают в отдаленные места. Это не жизнь, а одно мучение».
Однако никто из свидетелей не обвинил Ольгу Семеновну в высказывании террористических настроений, а вызвать в качестве свидетеля осведомителя следователь на захотел. Прокурор счёл преступление доказанным только на основании агентурных донесений секретного осведомителя, имя которого НКВД не захотело раскрыть, и скрывает до сих пор.
Дело было направлено прокурором для внесудебного рассмотрения в Особое Совещание при НКВД, но Ольга Семеновна скончалась в московской Таганской тюрьме до рассмотрения дела в Особом Совещании 21.02/6.03 1939 года. Место погребения мученицы остаётся не известным. Имя страдалицы за Христа Ольги Кошелевой внесено в святцы Русской Православной Церкви определением Священного Синода 6 октября 2005 года по представлению Московской епархии.
Русская линия