Русская линия
<< Полная сводка новостей от 28 июля 2023 >>

Митрополит Бориспольский Антоний: Время показало, что все уступки властям в церковных вопросах не облегчили положение Церкви
Управляющий делами УПЦ выступил против созыва нового Собора УПЦ, на котором некоторые украинские архиереи хотели бы восстановить евхаристическое общение с Фанаром и разорвать с Москвой

Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний ответил на обращение к священноначалия Украинской Православной Церкви, авторы которого потребовали восстановить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом и теми Православными Церквами, которые признали украинских раскольников, и созвать новый Собор Украинской Православной Церкви, «где должен произойти окончательный разрыв с РПЦ», сообщает портал «Православная жизнь».

Владыка Антоний фактически признал, что решения Собора в Феофании не облегчили положение Церкви, а все новые требования идти на уступки властям — пример ложной заботы о благе Церкви.

«Время показало, что все уступки подобным требованиям, даже в рамках церковной икономии, даже с самыми лучшими побуждениями, не облегчают положение Церкви. Как раз наоборот — с каждым разом на Нее оказывается еще большее давление, а требования между тем становятся всё более радикальными. И теперь со всей очевидностью становится понятно, что цель тех, кто выдвигает подобные требования, отнюдь не спасение Церкви, а Её полное уничтожение», — заявил митрополит Антоний.

По его мнению, требование «вернуть молитвенное единство» с Константинопольским Патриархом и «со всеми Церквями, признавшими ПЦУ» — ключевой момент, демонстрирующий истинные цели «активистов».

«Важно напомнить, что наше расхождение с „ПЦУ“ находится, прежде всего, в канонической плоскости. В первую очередь возникает вопрос о законности хиротоний „духовенства“ этой организации, что не дает нам возможности никакого совместного молитвенного или евхаристического общения как с ней, так и с теми Церквами, кто, вопреки церковным правилам, задним числом решили признать якобы законными её „таинства“. И никакие диалоги с данной структурой не изменят сути: апостольское преемство ничем восполнить нельзя, кроме как покаянием и каноническим рукоположением. И если бы Украинская Православная Церковь начала такое общение, то фактически перестала бы существовать как каноническая Церковь», — подчеркнул митрополит Антоний.

По его словам, «это та черта, которую мы не можем перейти ни в каком случае, ведь за ней — духовная погибель».

«Как бы нас ни притесняли, как бы ни пугали тюрьмой и другими репрессиями, как бы ни грозили запретом деятельности, мы не имеем права толкать в раскол вверенных нам Богом людей», — заявил митрополит Антоний.

Архиерей выразил убеждение, что любые политические требования к Украинской Православной Церкви вторичны.

«Нас просто хотят уничтожить и каждый раз будут находить для этого всё новые и новые предлоги, на какие бы уступки мы ни пошли. И они не успокоятся, пока мы окончательно не растворимся в „ПЦУ“», — отметил митрополит Антоний.

Реагируя на требование немедленно созвать Собор Украинской Православной Церкви, архиерей подчеркнул, что в условиях беспрецедентного давления на Церковь, это было бы «не просто сомнительным предприятием».

«Его возможные решения не были бы приняты всей полнотой Православия, ведь это будет выглядеть как принуждение. А такие условия к церковному благу не приведут», — заявил митрополит Антоний.

Русская линия


Святейший Патриарх Кирилл: Сегодня между братскими народами России и Украины, вышедшими из единой купели крещения, посеяна рознь, преодолеть которую можно только любовью и милосердием
В День Крещения Руси Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил в Москве торжества в честь святого равноапостольного князя Владимира

Патриаршие символы28 июля 2023 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, по окончании Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Крестный ход c частицей мощей и иконой равноапостольного князя Владимира через Боровицкие ворота к памятнику Крестителю Руси на Боровицкой площади, сообщает Патриархия.Ru.

В Крестном ходе и молебне у памятника приняли участие архиереи и духовенство, сослужившие Его Святейшеству за Литургией, участники богослужения в Патриаршем Успенском соборе. Также участвовали председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям С. Гаврилов; руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы В. Сучков; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Легойда; председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М. Иванов.

У памятника, где собрались клирики московских храмов, жители и гости столицы, было совершено молебное пение равноапостольному князю Владимиру.

На сугубой ектении были вознесены прошения:

«Еще молимся о Богохранимей стране нашей Российстей, Президенте ея ныне тезоименитом Владимире Владимировиче, властех и победоносном воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш, Господи, о Твоих благодаяниих, яже излиял еси на Землю нашу от Крещения ея и до ныне, и припадаем, и славословим Тебе, яко Богу, приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед люди Твоя и всегда, яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молимся Тебе, услыши и помилуй.

Еще молимся Тебе, Спасителю нашему, чрез благовернаго князя Владимира благоволившему избрати род наш в наследие Свое и в купели Крещения даровати Духа Святаго, о еже Церковь нашу Святую от расколов и нестроений соблюсти, и в единомыслии веры ея утвердити, и миром оградити, рцем вси: Господи, услыши и помилуй.

Еще молимся Тебе, Господи Вседержителю, о еже призрети и утвердити виноград сей, егоже насади и сохрани от всех наветов вражиих десница Твоя; и в предняя лета даруй наследию Твоему мир и безмятежие, да не умалится и не поколеблется Русь Святая, юже избрал еси в жилище Себе, да славится Трисвятое Имя Твое, услыши и помилуй.

Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй.

Еще молимся Тебе, Господу Спасителю нашему, о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую, обышедше бо обыдоша ю врази, и о еже явити спасение Твое. Рцем вси, Господи, услыши и помилуй.

Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на воинство и вся защитники Отечества нашего, и о еже утвердити нас всех в вере, единомыслии, здравии и силе духа. Рцем вси, Господи, услыши и милостивно помилуй".

Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о Святой Руси.

В завершение молебна было возглашено многолетие:

«Великому Господину и Отцу нашему Кириллу, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Свято-Троицкия Сергиевой Лавры священноархимандриту, Богохранимей стране нашей, Президенту ея Владимиру Владимировичу, властем, воинству и народам ея, всему освященному собору, благочестия ревнителем и учителем, и всем во Православии в Земли нашей подвизающимся словом, писанием, учением и богоугодным житием, и всем православным христианом — многая лета».

По окончании молебна Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся на Боровицкой площади с Первосвятительским словом, в котором, в частности, сказал:

«Сегодня между братскими народами России и Украины, вышедшими из единой купели крещения, посеяна рознь — и рознь эта, как мы знаем, активно поддерживается силами, одинаково враждебными и русским, и украинцам. Поэтому мы, сознавая всё это, призваны взять в руки щит любви. Щит любви к Богу, ближнему, к Отечеству. Каким бы изощренным ни был враг, целенаправленно и долгие годы создававший условия для этого междоусобного конфликта, — ему не выстоять перед силой жертвенной любви. Эта любовь не только в самоотверженном воинском служении. Она — в способности быть милосердными и сострадательными в нашей повседневной жизни. Она — в поддержке мирных жителей и беженцев, раненых и потерявших имущество. Зло, которое несёт с собой любая война, преодолевается только так и никак иначе. Без любви не найти пути к справедливому миру, и без любви не найти подлинного пути к Богу.

Равноапостольный князь Владимир вел войны практически всю свою жизнь до принятия Крещения, да и после него. Он был храбр, смел и побеждал почти во всех своих ратных делах, но без нравственного преображения и духа любви все эти победы и заслуги были бы, выражаясь языком апостола Павла, лишь медью звенящей и кимвалом бряцающим (1 Кор. 13:1), то есть лишены подлинного внутреннего духовного смысла и силы.

Сейчас, во времена нестроений, именно нравственное преображение, деятельное изменение сердца требуется от каждого из нас. Если мы будем подобны в этом духовном делании равноапостольному князю Владимиру, то силою Воскресшего Христа, победившего саму смерть, обязательно одержим победу над врагом рода человеческого — именно она предшествует всем остальным победам, даруемым Господом и каждому человеку, и целому народу. Именно эта победа над самым главным врагом, противником Самого Бога, открывает путь к построению мира, справедливости, добрых отношений между народами и процветанию стран и государств.

Дай Бог, чтобы добротой и наполнялись наши сердца, чтобы благие дела были главным содержанием жизни нашего народа, чтобы пребывали в нем, по слову апостола, сии три неизменно: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13:13)".

Участники богослужения поклонились честным мощам равноапостольного Крестителя Руси, ковчег с частицей которых был принесен крестным ходом из Кремля на Боровицкую площадь.

Русская линия


В Москве помянули генерала Владимира Каппеля
Поминальное богослужение состоялось в день именин Белого генерала по инициативе Скобелевского комитета

Мемориал на могилах Деникиных, Ильиных и Каппеля28 июля 2023 года, в день памяти св. равноап. вел. кн. Владимира, Небесного покровителя Владимира Оскаровича Каппеля, в Донском монастыре в Москве по инициативе вице-президента Скобелевского комитета Александра Алекаева состоялась панихида по Белому генералу.

Традиция поминовения генерала Каппеля в день памяти князя Владимира возникла в далекие 20-е годы прошлого века, когда рассеянные по всему свету каппелевцы во Владимиров день собирались в китайском городе Харбине у стен Свято-Иверского (Офицерского) храма, где упокоился Каппель. Эта благочестивая традиция была возрождена в России в 2007 году, когда в Донском монастыре состоялась торжественная церемония перезахоронения останков генерала Каппеля. С тех пор в разных уголках России в этот день все почитатели белого генерала поминают его бессмертную душу и молятся о его упокоении в Царстве Небесном.

Как рассказал «Русской линии» вице-президент Скобелевского комитета Александр Алекаев, в связи с непрекращающимся дождём в этом году поминальное богослужение прошло не непосредственно на могиле генерала, а в Большом соборе Донского монастыря.

После Божественной литургии и молебна святому князю Владимиру панихиду по русскому офицеру с благословения наместника обители митрополита Каширского Феогноста совершил иеромонах Савватий (Грудев).

После панихиды вице-президент Скобелевского комитета Александр Алекаев возложил цветы на могилу генерала Каппеля.

Следует отметить, что память русского офицера отметили не только в Москве, но и в других городах России. Так, в Симбирске (ныне Ульяновск) также состоялось возложение цветов к мемориальной доске генералу Каппелю.

Русская линия


Зеленский подписал закон о переносе празднования Рождества Христова на 25 декабря
Несмотря на давление властей, Украинская Православная Церковь не станет переходить на григорианский календарь, который ей навязывают извне

Владимир Зеленский28 июля 2023 года, в День Крещения Руси, президент Украины Владимир Зеленский подписал ещё один антицерковный закон на Украине — о переносе празднования Рождества Христова в стране на 25 декабря, то есть по григорианскому календарю, сообщает РИА Новости</p>

Несмотря на это, Украинская Православная Церковь уже заявила, что не станет переходить на новый стиль и продолжит праздновать Рождество Христово по юлианскому календарю, то есть 7 января по новому стилю.

В свою очередь, раскольническая «Православная церковь Украины» накануне утвердила переход на новый календарь.

Речь идёт о переходе на новоюлианский календарь, который используют ряд Поместных Православных Церквей, в том числе Константинопольская, Румынская, Болгарская и Элладская. До 2800 года он будет совпадать с григорианским, и в соответствии с ним Рождество приходится на 25 декабря. Пасха же рассчитывается по Александрийской Пасхалии и выпадает на один из дней с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю.

Иерусалимская, Русская, Сербская, Польская и Грузинская Церкви, представляющие количественно большинство верующих в православном мире, а также Святая Гора Афон, сохраняют юлианский календарь и празднуют Рождество в ночь с 6 на 7 января.

Из-за новых антицерковных законов на Украине будут сдвинуты и другие праздники. Например, Покров Богородицы раскольники и украинские власти теперь будут отмечать 1 октября вместо 14-го, а Крещение — 6 января, а не 19-го. При этом Пасха, Троица и связанные с ними переходящие праздники будут праздноваться в прежние даты.

Русская линия


Блаженнейший Патриарх Феофил III: Нападение на мечеть Аль-Акса — это нападение на Храм Гроба Господня
Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви осудил вторжение еврейских полицейских на Храмовую гору

Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III27 июля 2023 года Иерусалимский Патриарх Феофил III выступил с резкой критикой еврейских властей за их регулярные вторжения на территорию мечети Аль-Акса на Храмовой горе и осудил провокационные действия министра национальной безопасности Израиля Итамара Бен-Гвира, который в этот четверг в очередной раз в сопровождении полиции и иудейских радикалов зашёл на территории исламской святыни.

В Иерусалимской Церкви понимают, что как только еврейские власти и иудеи смогут расправиться с ближневосточными мусульманами, они тут же постараются изгнать со Святой Земли и христиан, давление на которых и без того постоянно растёт. А потому Патриарх Феофил справедливо указал, что «любое нападение на мечеть Аль-Акса считается прямым нападением на Храм Гроба Господня и вопиющим нарушением свободы вероисповедания и неприкосновенности святых мест», сообщает сайт Иерусалимского Патриархата.

Блаженнейший Патриарх отметил, что мечеть Аль-Акса является исключительной собственностью мусульман и находится под хашимитской опекой исламских и христианских святынь на Святой Земле. Он подчеркнул, что сохранение статус-кво необходимо для обеспечения стабильности региона и уважения к святым местам, и что любое нарушение этой ситуации требует согласованных усилий по её предотвращению.

В связи с этим Патриарх Феофил решительно осудил «любое проникновение кого бы то ни было в мечеть Аль-Акса без согласия с её мусульманскими владельцами, назвав это „агрессивным вторжением“, противоречащим логике, истине и статус-кво на Святой Земле». Иерусалимский Патриарх призвал еврейские власти прекратить вторгаться в мечеть Аль-Акса, чтобы верующие мусульмане могли совершать свои религиозные ритуалы мирно и без препятствий или нападений.

Он добавил, что «штурм мечети Аль-Акса является вопиющим нападением на свободу вероисповедания мусульман, которым сегодня утром не позволили находиться в их мечети и на несколько часов лишили богослужения, подчеркнув, что обеспечение свободы вероисповедания является основой для построения более гуманного и толерантного мира».

Русская линия


В Китае почтили память воинов, участвовавших в Корейской войне
Российские дипломаты возложили цветы на кладбище в районе Люйшунькоу города Далянь

В Китае почтили память советских летчиковПамятные мероприятия, приуроченные к 70-летию со дня окончания Корейской войны, состоялось в четверг на советском воинском кладбище в районе Люйшунькоу города Далянь китайской северо-восточной провинции Ляонин, сообщает РИА Новости.

В рамках торжеств российские дипломаты и представители местных властей возложили венки и цветы к захоронениям советских и китайских военнослужащих, погибших в конфликте 1950−1953 годов.

«Военнослужащие КНДР, КНР и СССР сражались в этой войне плечом к плечу. Сегодняшнее мероприятие показало, что и сегодня мы вместе. В Китае помнят и чтят подвиги советских солдат и офицеров», — заявил советник посольства РФ в Китае Андрей Кисенко.

Он сообщил, что в мероприятии участвовали сотрудники посольства России в Китае и генерального консульства России в городе Шэньян, российские соотечественники, представители народного правительства города Далянь, китайской патриотической молодежи.

Участники провели совместное возложение цветов к могилам павших советских воинов и к мемориалу китайских героев в память о павших советских солдатах и офицерах, китайских народных добровольцах.

В российском посольстве напомнили, что война началась 25 июня 1950 года столкновением сухопутных войск КНДР и Южной Кореи. В разгоревшемся конфликте Южную Корею поддерживали США, Великобритания и ряд других стран. Помощь братскому народу Северной Кореи оказывали китайские народные добровольцы и советские летчики и воины ПВО.

«На тот момент ни у КНДР, ни у КНР не было новейших реактивных самолетов, опытных летных кадров. Советский Союз направил в Китай свою технику и лучших специалистов для планирования и подготовки боевых операций на корейском фронте. Для участия в Корейской войне советские летчики отбирались из числа добровольцев. Из лучших выбирали самых лучших», — сообщили агентству в дипмиссии.

За время своего участия в Корейской войне погибло 315 советских военнослужащих, в том числе более 100 летчиков. За проявленное мужество 22 воздушных бойца были удостоены звания Героя Советского Союза, трое из них похоронены на воинском кладбище в районе Люйшунькоу города Далянь.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память св. Равноапостольного Великого Князя Владимира, вспоминаем поэта Ф.И.Тютчева, министра внутренних дел В.К.Плеве и журналиста К.П.Степанова

Святой равноапостольный князь ВладимирВсем православным русским людям святой равноапостольный князь Владимир очень дорог, поскольку через него русские люди тысячелетие назад были обращены к Истинному Богу, его трудами было укреплено и обустроено государство Российское. Он был сыном князя Святослава, покорителя Хазарии, и внуком Св. равноапостольной княгини Ольги — первой на Руси христианки княжеской крови. Мать Св. Владимира была незнатного происхождения — ключница по имени Малуша, из-за чего в молодости он испытал немало унижений. Великим Князем Киевским Владимир стал в 980 г. после княжеской междоусобицы и убийства своего брата Ярополка, который, в свою очередь, сгубил другого Святославовича — Олега в 977 г. Первые шесть лет своего правления Владимир провел в походах, при нем произошло объединение русских земель. Предание рисует князя Владимира, до принятия им крещения, ярым язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров. В начале своего княжения в Киеве Владимир установил языческих идолов, которым приносились даже человеческие жертвы. Из летописи известно, что у него было несколько жен и около 800 наложниц в разных городах. Как пишет летописец «Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение».

После крещения Руси, которое по преданию произошло 1 августа 988 г., князь Владимир, духовно переродившись, стал ревностно следовать заповедям Христовым. Он способствовал распространению христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви, оказывал помощь больным и бедным по всей стране. Известен даже случай, когда святой князь, боясь греха, отказывался казнить преступников, что потребовало вмешательства духовенства. Народ еще при жизни прозвал Святого Владимира Красным Солнышком. Преставился святой князь Владимир в 1015 г. Прославлен он был при святом благоверном князе Александре Невском, после победы над шведами, одержанной при заступничестве святого князя. Среди его двенадцати сыновей — любимейшие русским народом страстотерпцы князья Борис и Глеб, и прославленный недавно Церковью знаменитый правитель Ярослав Мудрый.

Невская битваВ день памяти Крестителя Руси Святого князя Владимира в 1240 г. его потомок cвятой благоверный князь Александр Ярославич на берегу Невы, в устье ее притока Ижоры, наголову разгромил численно превосходящее шведское войско. За эту победу князь получил прозвание Невский. Перед битвой князь отправился в собор Св. Софии, где получил благословение новгородского епископа Спиридона. Выйдя к своей немногочисленной дружине Святой Александр произнес, ставшие знаменитыми, слова: «Братья! Не в силе Бог, а в правде! Не убоимся множества ратныя, яко с нами Бог!» Слова эти вызвали необычайное одушевление среди русских воинов. Накануне сражения старейшина племени ижоров, которому была поручена стража Финского побережья, по имени Пелгусий, находясь в дозоре, увидел ладью, на ней стояли свв. князья Борис и Глеб, направлявшиеся на помощь своему сроднику князю Александру. Русская дружина внезапно напала на кичливых крестоносцев и после кровопролитного сражения обратила их в бегство. Шведы оставили на поле брани множество трупов. Наши потери были удивительно малы — всего двадцать человек.

Федор Иванович ТютчевСегодня также день памяти великого русского поэта и мыслителя Федора Ивановича Тютчева, скончавшегося в 1873 г.

Он родился 23 ноября 1803 г. в имении Овстуг под Брянском в тогдашней Орловской губернии, происходил из старинного дворянского рода, находившегося в родстве со многими знатными русскими фамилиями. Получил прекрасное домашнее образование: его учителем словесности был поэт и литературный критик С.Е.Раич. Учился на словесном отделении Московского университета, по окончании которого был определен на дипломатическую службу. С 1822 по 1844 гг. состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене и Турине. В 1844 г. вернулся в Россию, жил в основном в Петербурге, с 1848 г. занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры. Скромный до застенчивости и лишенный всякого честолюбия, Тютчев долгое время отказывался печатать свои стихотворения. Лишь в середине 1830-х гг. тетрадь с его стихами попала к А.С.Пушкину, который сразу их напечатал. Тютчева называют поэтом-философом. И.С.Тургенев писал: «Каждое его стихотворение начинается мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивает под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления». Один из главных мотивов философско-поэтического миросозерцания Тютчева — непоколебимая вера в Россию и ее историческую миссию.

В 1843−50 гг. Тютчев выступает со статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад». Еще в 1830 г., потрясенный июльскими событиями во Франции, он предрекал начало новой, революционной, эры и предчувствовал приближение грандиозных социальных катаклизмов. Революцию 1848 г. поэт рассматривал как начало неизбежной гибели европейской культуры и цивилизации. Единственной силой, способной противостоять революционной стихии, Тютчев считал Россию. «В мире есть только две силы: Революция и Россия», — писал он. Развивая основные идеи славянофилов, Тютчев говорил о необходимости противопоставить Западной Европе Европу Восточную — союз славянских земель во главе с Россией. Его идеи были в дальнейшем развиты Н.Я.Данилевским, В.И.Ламанским и другими русскими мыслителями-геополитиками. Тютчева нередко называют первым русским геополитиком.

Мыслитель обосновывал особую мессианскую роль России соображениями религиозно-нравственного характера, в т. ч. такими качествами русского народа, как смирение, готовность к самопожертвованию. Качествами, диаметрально противоположными «гордости», самоутверждению личности — характерным чертам западного мира. Вдумываясь в судьбы России, Тютчев пришел к убеждению, что ее история, быт, религиозно-нравственный уклад Русского народа создали из России самобытный и в высшей степени своеобразный организм, не похожий на западный шаблон, поскольку русское самосознание росло и крепло под влиянием Православия и Царского Самодержавия. В то время, как на Западе веками шла ожесточенная распря между Церковью и светской жизнью, в России Царь и Патриарх, восполняя один другого, при единодушном одобрении народа, медленно, но верно строили «мощную державу», «разумную ту Русь».

Тютчев формально не примыкал ни к какому лагерю, но по мировоззрению ближе всего стоял к славянофилам. Его дочь Анна была женой идейного лидера поздних славянофилов И.С.Аксакова. Его сын И.Ф.Тютчев и внук Ф.И.Тютчев были в 1905 г. в числе учредителей одной из крупнейших монархических организаций — Союза Русских Людей.

Тютчев написал много прекрасных лирических и философских стихов, вошедших в сокровищницу русской поэзии. Впрочем, если бы он не написал ничего, кроме одного знаменитого четверостишия, он бы остался в благодарной памяти потомков. Это четверостишие известно каждому русскому человеку со школьной скамьи: «Умом Россию не понять,/ Аршином общим не измерить:/ У ней особенная стать -/ В Россию можно только верить».

В.К.ПлевеВ этот же день мы вспоминаем видного государственного деятеля Царской России, министра внутренних дел Вячеслава Константиновича Плеве, убитого террористами в 1904 г.

Он родился 8 апреля 1846 г. в городке Мещовск Калужской губернии в семье скромного учителя гимназии, обрусевшего немца. Всего в своей жизни Вячеслав Плеве добился сам, не имея ни титула, ни денег, ни протекции. Он получил образование на юридическом факультете Московского университета, который закончил в 1867 г. Прошел все ступени карьеры государственного чиновника, служил товарищем прокурора во Владимирском и Тульском окружных судах, прокурором в Вологде, товарищем прокурора Варшавской судебной палаты, прокурором Петербургской судебной палаты. На последнем посту он оказался в момент острого кризиса рубежа 1870−80-х гг., когда на фоне народовольческого террора либеральная интеллигенция требовала «увенчания здания» Империи конституцией. Плеве без колебаний принял сторону православно-монархической России. Во время расследования взрыва в Зимнем дворце 1880 г. произошло его знакомство с Наследником, будущим Александром III. На Цесаревича произвели благоприятное впечатление деловитость, собранность и феноменальная память Плеве.

Сразу после цареубийства 1 марта 1881 г. Плеве возглавил Департамент полиции Министерства внутренних дел. Ему предстояло создать из нескольких разрозненных ведомств единую структуру для борьбы с революционным движением, и Плеве блестяще справился с возложенной на него задачей, разгромив к 1884 г. народовольцев. В 1884 г. он стал сенатором и товарищем министра внутренних дел, а в 1894 г. занял пост Государственного секретаря в ранге министра, на котором пробыл 8 лет. Признанием заслуг Плеве был тот факт, что именно он делал юбилейный доклад на торжественном заседании Государственного Совета 7 мая 1901 г., запечатленном на известной картине И.Е.Репина.

В 1902 г., после убийства министра внутренних дел Д.С.Сипягина, Плеве был назначен на этот пост. Он возглавил МВД в в трудное время, начались крестьянские и студенческие беспорядки, развернула свою террористическую деятельность партия эсеров. В 1902 г. Плеве усмирил крестьянские волнения в южных губерниях, но настоял на вынесении мягких приговоров бунтовщикам, поскольку не считал возможным наказывать голодных, озлобившихся людей. В «рабочем вопросе» Плеве также стремился, подавляя открытые выступления, проводить политику сглаживания социальных конфликтов под эгидой Самодержавия. Плеве крепко «держал в руках» большинство революционных организаций, во главе которых стояли осведомители Охранного отделения. Он был готов к борьбе с революцией, но 15 июля 1904 г. Плеве погиб в результате теракта, совершенного эсером Созоновым на мосту через Обводный канал в Петербурге.

Сегодня также день памяти видного деятеля русского монархического движения, живописца, журналиста Клавдия Петровича Степанова.

Он родился в 1854 г. близ Москвы в дворянской семье, славной своим верным служением престолу. Один его брат Михаил стал генералом, был близок к великому князю Сергею Александровичу, другой — Филипп служил по ведомству Св. Синода, возглавляя Московскую контору, получил известность как один из первых публикаторов знаменитых «Протоколов Сионских мудрецов». Клавдий Степанов учился на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета, но уже будучи студентом, начал посещать Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. По окончании университета на волне патриотического подъема, вызванного помощью братьям-славянам в их борьбе против турецкого ига, добровольцем принял участие в русско-турецкой войне 1877−78 гг., служил в лейб-гвардии Преображенском полку. После окончания войны два года прослужил чиновником особых поручений в Министерстве финансов.

Но тяга к живописи взяла свое, в 1880 г. Степанов вышел в отставку и уехал во Флоренцию, где прожил около 20 лет. В 1888 г. он получил от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. За эти годы написал ряд картин, лучшие из которых «Посольство Чемоданова во Флоренции, во времена царя Алексея Михайловича» (1887) и «Дон Кихот после сражения с мельницами» (1888) находятся в Третьяковской галерее. В начале XX в. он вернулся в Россию, сблизился с кружком московских славянофилов. В 1903 г. начал сотрудничать в ведущей консервативной газете «Московские ведомости», в своих статьях и выступлениях проявил себя горячим врагом «беспочвенного русского западничества». В 1906−07 гг. был редактором-издателем славянофильской газеты «Московский голос».

В монархическом движении принимал активное участие со времени его возникновения, был членом Кружка москвичей. В январе 1906 г. в числе видных московских монархистов Степанов подписал Отзыв на «Обращение Русского Собрания к единомышленным партиям, союзам и Русскому Народу по поводу Манифеста 17 октября», имевший широкий резонанс в монархических кругах. Участвовал в работе 4-го Всероссийского монархического съезда (1907), а также Съезда Русских Людей (1909), которые проходили в Москве. На последнем съезде он был председателем отдела по вопросам земельного благоустройства и членом исполнительной редакционной комиссии. Кроме того, Степанов до 1908 г. был одним из вице-председателей Аксаковского литературного и политического общества в Москве. В последние годы жизни основал при Донском монастыре иконописную школу. Им создана вся стенная живопись в храме-усыпальнице великого князя Сергея Александровича при Чудовом монастыре в Московском Кремле. Эта роспись стала его лучшим художественным произведением. Он скончался летом 1910 г. в Ялте, где лечил подорванное напряженной работой здоровье. В одном из некрологов отмечалось, что он до конца дней оставался «типичным представителем кристально-чистого консервативного идеализма».

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 28 июля 2023 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Массажные услуги в Москве с vce-damochki.ru для всей семьи и друзей.