Русская линия
<< Полная сводка новостей от 1 мая 2023 >>

Что за праздник «Первомай»?
После революции день 1 мая вошел в пантеон главных большевицких праздников

Первомай. Советский плакатПервомайские гулянья были широко распространены в Москве со времен Императора Петра Великого. Если до правления этого Государя любимейшим занятием Русских Царей была охота в Сокольниках, то Петр, охоты не любивший, отменил ее, и с того времени Сокольники сделались любимым местом загородных прогулок москвичей. «В особенности замечательно здесь гулянье 1-го Мая, на которое собирается почти вся Москва, — отмечалось в „Путеводителе по Москве и ее окрестностям“ за 1872 год. — Вероятно, это гулянье <…> было установлено немцами, потому что называлось прежде немецкими станами, то есть шатрами, раскидывавшимися под тению рощи».

С конца XIX в. первомайские гулянья, не вызывавшие у властей излишних подозрений, стали использоваться для революционных сходок — «маевок». Как известно, великий русский писатель Ф.М.Достоевский проницательно назвал революционеров бесами, и эти майские сборища вполне соответствовали их легендарно-мистическому смыслу.

Ведь согласно немецкой средневековой легенде (напомним, что первомайские гулянья были позаимствованы у немцев), раз в году в т.н. «Вальпургиеву ночь» — в ночь с 30 апреля на 1 мая — вся нечистая сила вместе с ведьмами и колдунами собирается на высокой недоступной горе Броккен вокруг сатаны и устраивает там грандиозный шабаш.

А в 1889 г. Парижским конгрессом II Интернационала было принято решение о ежегодном праздновании 1 мая, проведением демонстраций в память о забастовке рабочих в Чикаго 1886 г., закончившейся кровопролитным столкновением с полицией. В Российской Империи политическое празднование этого дня началось в Варшаве, с Икона Святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля, растрелянная большевиками1890 г. В 1891 г. «маевка» состоялась в С.-Петербурге. В северо-западном крае еврейские «рабочие» с 1892 г. ежегодно праздновали 1 мая на тайных собраниях. С 1899 г. подобные празднования становились все более массовыми и уже в 1900 г. произошла первая уличная майская демонстрация в Харькове. С 1902 г. майское празднование принимает открыто революционный характер.

После революции «Первомай» вошел в пантеон главных государственных праздников, установленных большевиками. Таким образом, ниспровергатели государственных устоев России под видом «дня международной солидарности трудящихся» установили праздник нечисти, когда огромные массы народа шествовали по улицам с песнями, лозунгами, плясками и портретами кумиров-вождей.

В народной памяти сохранился рассказ о первом официальном праздновании 1 мая в большевицкой России: «В первый советский первомай на Красной площади в Москве на глазах тысяч людей было явлено чудо Божие: красное полотнище, закрывавшее икону Святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля, неожиданно, без посторонней помощи, расселось сверху донизу, а полоски материи стали отрываться и падать вниз. И открылся старинный образ чтимого всей Русью Святителя Николая „Можайского“: левая рука с крестом была отстрелена во время большевицкой бомбардировки Кремля, правая с мечом грозно занесена»..

В Российской Федерации этот день по-прежнему остается «праздничным» и официально отмечается как «праздник Весны и Труда».

Русская линия


Митрополит Нижегородский Георгий посетил мобилизованных нижегородцев на Донбассе
В зону специальной военной операции владыка привёз гуманитарный груз, в числе которого и шесть тысяч куличей

Митрополит Нижегородский Георгий посетил мобилизованных нижегородцев на Донбассе26 апреля 2023 года делегация Нижегородской епархии во главе с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием посетила Луганскую Народную Республику. Всего на территории ЛНР участники поездки побывали на шести объектах, сообщает Патриархия.Ru.

В рамках поездки архиерей встретился с нижегородскими военнослужащими, выполняющими профессиональный долг на территории проведения специальной военной операции. Военнослужащим были переданы технические средства.

Управляющий Нижегородской епархией посетил военный госпиталь, а также полигон, где проходят мероприятия по воинской подготовке мобилизованных.

Далее участники делегации посетили место дислоцирования танковой части, постоянно базирующейся в поселке Мулино Нижегородской области.

Всем бойцам митрополит Георгий подарил молитвословы, иконы Божией Матери и флешки с песнопениями архиерейского хора Нижегородской епархии, кроме того, делегация передала военнослужащим письма воспитанников нижегородских православных гимназий со словами поддержки и добрыми пожеланиями.

В местах пребывания делегации митрополит Георгий совершал молебны. Многие военнослужащие исповедовались и причастились Святых Христовых Таин. Архиерей также встретился с командирами нижегородских воинских подразделений, которые в настоящее время несут службу в зоне СВО.

Делегация Нижегородской епархии доставила на территорию Луганской Народной Республики гуманитарный груз, в том числе шесть тысяч куличей, а также маскировочые сети, переданные Молитовским благочинием, и другие необходимые вещи и предметы, собранные духовенством и прихожанами нижегородских храмов и монастырей, студентами и сотрудниками учебных заведений.

Митрополит Георгий поделился впечатлениями от поездки:

«Я хотел сам посмотреть, где служат наши земляки-нижегородцы, привезти им пасхальные подарки, пообщаться и помолиться вместе с ними. Сегодняшняя поездка насыщенная, плодотворная, осмысленная. Я вижу, что русское воинство живо и крепко! Дай, Господи, чтобы так было всегда! Среди военнослужащих нет растерянности. Наоборот, в них чувствуется спокойствие, мужество, глубокое осознание, что они защитники своей Родины, своего Отечества, своего народа. Это очень важно! Радуют их бытовые условия, настрой. Где бы мы ни были, есть уверенность в победе. Я понимаю, насколько это сложный ратный подвиг. За воинов нужно особо молиться, помогать и поддерживать».

Русская линия


В Киево-Печерской лавре совершена попытка нападения на Блаженнейшего Митрополита Онуфрия
Иподьяконы и охрана в последний момент смогли оттеснить нападавших на владыку

В Киево-Печерской лавре совершена попытка нападения на Блаженнейшего Митрополита Онуфрия29 апреля 2023 года, накануне Недели жён-мироносиц, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский Онуфрий совершил Всенощное бдение в Киево-Печерской Лавре. Когда Блаженнейший шёл из храма к автомобилю, к нему побежали порядка десяти участников антицерковного митинга. Они агрессивно скандировали лозунги и пытались напасть на архипастыря. Однако, радикалов смогли оттеснить иподиаконы и сотрудники полиции, сообщает портал «Православная жизнь».

Комментируя случившийся инцидент, управделами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний в проповеди 30 апреля 2023 года отметил, что такие поступки, которые позволяют себе в Киево-Печерской Лавре противники Украинской Православной Церкви, Господь может наказать всю страну.

«Мы не существуем индивидуально, замкнуто, мы все — единая человеческая природа. И если кто-то над нами насмехается из-за забора — ведь это тоже наши дети, внуки. И наверное, не знаю почему, бабушка не вымолила или мама не показала в своих глазах рай этому ребенку, который, как вчера бежали за Блаженнейшим, крича какие-то лозунги. Не понимая, что им только 14 лет, Блаженнейшему — почти 80. Даже в силу уважения к возрасту должно быть другое отношение. А если говорить о жизни — что знают они о жизни? Может те, кто ими руководит, думают, что знают о жизни что-то? Не знают и будут плакать. И не только они, к сожалению. Будем и мы плакать и, скорее всего, многие поколения будут плакать за такие поступки. Этого нужно бояться и делать всё, от нас зависящее, чтобы это не происходило», — сказал митрополит Антоний.

Были ли в итоге задержаны нападавшие, не сообщается. Однако, скорее всего, они ушли от наказания.

Русская линия


Константинопольский Патриарх Варфоломей требует от Македонской Церкви сменить название и отказаться от окормления диаспоры
В Македонской Православной Церкви раскрыли причины, по которым могут полностью отказаться от получения Томоса от Фанара, оставив у себя лишь Томос от Сербского Патриархата

митрополит Преспа-Пелагонский Петр В околоцерковных изданиях Северной Македонии активно обсуждается вопрос задержки в выдаче Фанаром Томоса об автокефалии Македонской Православной Церкви, в то время, как Сербская Православная Церковь давно выдала Скопье свой Томос.

«Вопрос Томоса об автокефалии продолжает обременять Македонскую Православную Церковь — Охридскую Архиепископию. Возникла дилемма: достаточно ли Томоса, полученного от Сербской Православной Церкви, или важнее тот, который, как ожидается, будет выдан Вселенским Патриархатом», — пишет македонское издание «SkopskoEho».

При этом журналисты откровенно пишут, что процесс получения Томоса от Константинопольского Патриархата становится «всё более и более сложным». «Причина тому — условия, которые Вселенский Патриархат ставит перед МПЦ — ОА. Эти ультиматумы из Константинополя обсуждались в кулуарах, и митрополит Преспа-Пелагонский Петр подтвердил их в интервью телеканалу Thelma».

По словам владыки Петра, условия касаются полного запрета на использование слова «Македонская» в наименования Церкви. Причём Фанар требует не использовать его даже для внутреннего употребления в самой Северной Македонии, с чем не могут согласиться в Скопье.

«Нас не интересует, как кто-то назовёт нас и как кто-то расскажет, кто мы и какие мы. Нас не интересует, если кто-то запрещает нам называть себя Македонской Православной Церковью — Охридской Архиепископией. Если кто-то запрещает мне это, мне от него ничего не нужно. Ни Томос, ни то, ни сё, ничего», — заявил митрополит Пётр.

По его словам, Сербская Православная Церковь «выдала нам Томос, которым признала нашу полную автокефалию и признала нас под нашим полным именем, и лишь рекомендовала решать проблему с названием в диалоге с другими Церквами, у которых с этим проблема». Он также напомнил, что именно Константинопольский Патриархат поручил МПЦ-ОА запросить Томос у Сербского Патриархата, а теперь ставит условия по выдаче своего.

Не согласны македонцы и с тем, что Константинопольский Патриархат стремится перевести под своё управление македонские приходы за границей.

«Диаспора принадлежит каждой Поместной Православной Церкви, имеющей таковую диаспору. Мы создали свою диаспору. Она не имеет никакого отношения к Константинопольскому Патриархату. Этот вопрос ясен и конкретен. Сербская Церковь и все остальные Церкви не бросают вызов нашей диаспоре. Мы не должны никому отдавать диаспору, потому что она наша. Почему на Фанаре не забрали диаспоры Сербской, Русской, Антиохийской Церкви, Болгарской, Румынской Церкви..», — заявил митрополит Петр.

Таким образом, нельзя исключать, что процесс выдачи Томоса об автокефалии Македонской Церкви со стороны Фанара затянется на многие годы, что, впрочем, мало что меняет для македонцев. Их Церковь признали уже целый ряд других Поместных Церквей, а это снимает с них ярлык раскольников.

Русская линия


Формальный визит
Состоялась встреча митрополита Будапештского и Венгерского Илариона с папой Римским Франциском

Состоялась встреча митрополита Будапештского и Венгерского Илариона с папой Римским Франциском29 апреля 2023 года в Апостольской нунциатуре в Будапеште состоялась встреча митрополита Будапештского и Венгерского Илариона с папой Римский Франциском, посещающим Венгрию, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.

В беседе принял участие представитель Ватикана в Венгрии архиепископ Майкл Банах.

Митрополит Иларион рассказал главе католиков о жизни Будапештско-Венгерской епархии Московского Патриархата, о её социальной и просветительской деятельности, а также о её взаимодействии с Эстергомской и Будапештской архиепископией Римско-католической церкви и структурами иных христианских конфессий.

В память о встрече владыка Иларион подарил папе Франциску четыре тома своей шеститомной монографии «Иисус Христос. Жизнь и учение», переведенные на итальянский язык, сообщает сайт Венгерской епархии.

Встреча, судя по всему, носила формальный характер. Митрополит Иларион был отстранён от должности председателя ОВЦС, а потому никаких важный тем с папой он обсуждать не мог. Тем более, что отношения Русской Православной и Католической Церквей в настоящее время переживают не лучшие времена.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем подвиг священника о. Стефана Щербаковского

Военный священникВ этот день, 18 апреля 1904 года, совершил свой подвиг священник 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка о. Стефан Васильевич Щербаковский. В бою под Тюренченом, у реки Ялу, на южном участке границы между Кореей и Китаем, благословив стрелков, с пением «Христос воскресе» батюшка пошел в атаку во главе знаменной роты, лишившейся командира. «Чудом храбрости, спокойствия и мужества» называли современники подвиг отца Стефана.

В тот день батальоны 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка находились в центре боя, японцы открыли сильный артиллерийский огонь и стали обходить левый фланг. Растянутые противником с обоих флангов батальоны полка, чтобы пробиться, несколько раз под звуки полкового марша и гимна «Боже, Царя храни», исполняемого полковым оркестром под огнём противника, бросались в штыки. Но японцы не принимали штыкового удара. Тогда отец Щербаковский благословил солдат и пошёл впереди Боевого Знамени с поднятым в руке крестом. Пробиваясь сквозь японскую цепь солдат вместе с батальонами полка, сей неустрашимый пастырь был ранен двумя пулями, вскоре потерял сознание и был вынесен уже на перевязочный пункт церковником Иосифом Перчем. Только такое мужество пастыря и воинов 11 полка дали им возможность пробиться сквозь японцев. По свидетельству участников Тюренченского боя, потери японцев были очень велики.

Вот как он сам вспоминал тот день: «Встал я 18-го числа рано, в три часа ночи. Я знал, что бой будет отчаянный, и решил исполнить свой пастырский долг до конца, показав воинам пример самоотвержения и любви своею смертию. В 4 часа утра я помолился Богу, составил завещание и встал в знамённой роте. В три часа пополудни полк выстроился и под звуки полкового марша двинулся в атаку на наступавших японцев. Я надел епитрахиль, взял крест, благословил солдат и с пением „Христос Воскресе“ пошёл во главе стрелков знамённой роты. Картина была поразительная, грандиозная. Без малейшего колебания шли славные стрелки на верную смерть, в адский огонь, среди рвущихся снарядов. Только каждый, перед тем как двинуться в бой, крестился. Потом всё смешалось. Музыка тотчас же смолкла. Кто побежал вперёд, кто упал убитым или раненым. Я почувствовал сильный удар в руку и в ногу и упал навзничь, потеряв сознание».

«И нас повел, вперед идя,

Но пуля вражья поразила

На смерть любимого вождя.

Тогда на место командира

С крестом в руках встает пред нами

Подъемля крест пред небесами"

(М.Н.Левитский «Под Тюренченом»)

Раненные под Тюренченом (в центре – о. Стефан Щербаковский)Командующий Русской армией генерал А.Н.Куропаткин лично наградил героя-священника, посетив его при излечении в лазарете Елизаветинской общины Красного Креста в Харбине и представив к офицерскому Георгиевскому кресту. Так 29-тилетний батюшка стал первым священником, награждённым Георгиевским крестом в Русско-японскую войну и всего лишь пятым георгиевским кавалером среди священнослужителей, за всю историю существования Военного ордена.

Отличался о. Стефан Щербаковский и далее. За свою службу в годы Русско-японской войны он был награжден орденами святого великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени, святого Владимира 4-й степени с мечами, святой Анны 2-й степени с мечами, золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. А в годы Первой мировой войны, за бои 30 июля 1914 года у деревни Ваббельн и 6 августа 1914 года при деревне Каушен о. Стефан был удостоен ордена святого Владимира 3-й степени с мечами и за бои 24 сентября представлен к ордену святой Анны 1-й степени.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 1 мая 2023 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика